по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 01, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 28-01-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2021
Социальная философия
Канныкин С.В. - Сакральное и профанное в олимпийском беге Античности c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.1.32933

Аннотация: Бег – это первый и долгое время единственный вид олимпийского агона, родоначальник спорта в его современном понимании. Социокультурный фон, связанный с появлением, развитием и модификацией беговых спортивных практик Античности, во многом является духовной основой атлетической состязательности современности («олимпизма»), что обеспечивает как философскую значимость, так и актуальность исследования. Дуализм сакрального и профанного пронизывал не только атлетические агоны, но всю Античность, был ее Zeitgeist – «духом времени». Сквозь призму этой бинарной оппозиции и рассматривается бег как исходный вид олимпийских состязаний. Методологической основой проведенной работы выступают законы и принципы диалектики, способами получения знания являются анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия. К областям применения полученных результатов относятся социальная философия, философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в определении составляющих сакрального (благодарность богам, проявление покорности их воле, страх перед их гневом и получение награды от божества) и профанного (культивируемый «короткий» бег как признак высокого этапа развития общества, профессионализация бега, бег как средство воспитания, оздоровления и социальной динамики, показатель гражданской зрелости и пр.) компонентов олимпийского бега Античности. Также осуществлено их диалектическое сопряжение в рамках объяснения прямолинейной траектории олимпийского бега, единства миротворческой и военно-прикладной значимости агонов, а также устремлений к богоподобию и канализированию социально опасной энергии честолюбия в беговых соревнованиях атлетов.
Данчай-Оол А.А., Даваа Е.К. - Социально-культурный аспект конфликта поколений в тувинском обществе: современность и перспективы c. 11-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.1.34315

Аннотация: Объектом исследования являются трансформационные процессы в тувинской культуре, которые сформированы в связи с переходом от многовекового феодального уклада к современной глобализированной культуре. Комплекс взаимопроникающих культурных феноменов создает уникальную ситуацию трансформации мировоззрения, что и становится основой социальной напряженности. Особое внимание авторы уделяют проблеме конфликта поколений, который формируется в связи с нарушением преемственности культурного развития в тувинском обществе. Кардинальная смена форм хозяйствования и методов взаимодействия с природой, возникающая в новых социально-экономических условиях, выстраивает фундамент противоречивого мировоззрения молодого поколения, идентифицирующего себя с тувинским этносом, но не соответствующим ему в практической деятельности Основными выводами проведенного исследования является наличие факторов для усиления конфликта поколений в тувинском обществе, которое претерпевает двунаправленное воздействие глобализации. Обнаруживаются процессы внедрения инноваций в общественные отношения и стремление к архаизации. Динамизм социально-экономического развития формирует различные возможности для адаптации разным поколениям, что усиливает аксиологический разрыв. Кроме того, структура изменения социальной системы имеет корни в изменении механизмов социализации и образования. В статье раскрывается связь проблемы конфликта поколений с множеством аспектов развития культурно-исторической традиции. А это позволяет более целостно формировать картину перспективного развития тувинского общества.
Теологические основы бытия
Плахтий С.В. - Раскрытие термина «энергия» в «Философии имени» А. Ф. Лосева. c. 24-39

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.1.34864

Аннотация: Предметом данного исследования является интерпретация термина «энергия» в Философии имени А. Ф. Лосева. Попытка философской разработки и осмысления природы имени, слова, является одной из основных тем творчества этого выдающегося русского философа. Особенный интерес к данной теме обуславливался его стремлением философски обосновать тот взгляд на природу имени Божьего, который был представлен сторонниками имяславия во время имяславческих споров в первой четверти XX в. При помощи философских методов Лосев стремился представить в исключительном и точном смысле Православное учение об имени Божием, одним из важнейших элементов которого является паламитское учение об энергиях Божиих. В связи с этим, в исследовании была поставлена задача выявить, в какой степени выстраиваемая Лосевым философская концепция имени, и, в частности, его понимание термина «энергия», соответствует учению Святых Отцов Церкви об энергии Божией. Для достижения этой цели были использованы следующие методы: семиотический, а именно — метод философско–концептуального анализа, системно–структурный метод, а также компаративистский метод.   Научной новизной исследования является вклад в подробное рассмотрение интерпретации Лосевым термина «энергия» в контексте святоотеческого богословия. Это является особенно важным в связи с тем, что апелляция к учению паламизма (учению об энергиях Божиих) является одним из главных аргументов в апологии имяславия. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что предлагаемая Лосевым схема философии имени, и, в частности, его понимание термина «энергия», в существенном, а не только формальном, отношении базируется на философских положения неоплатонизма. Вследствие чего предложенная им система оказывается не вполне корректной интерпретацией святоотеческого учения об энергия Божиих и имени Божием.
Философия культуры
Федорова М.В. - Хайп-эсхатология или «игра в COVID-19»: изменение религиозного сознания в эпоху глобального кризиса c. 40-55

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.1.34768

Аннотация: В данной статье предпринимается попытка анализа трансформации религиозного сознания, наблюдаемая в последнее время. По мнению автора, наиболее отчетливо данные изменения проявляются в период глобальных кризисов, к которым можно отнести пандемию COVID-19. В статье предполагается, что наиболее оптимальным ракурсом рассмотрения проблемы изменения религиозного сознания в настоящее время становится её анализ через призму эсхатологической проблематики. Эсхатология выступает индикатором трансформации религиозности, что обусловлено актуализацией апокалипсических настроений в период глобальных цивилизационных кризисов. Методологической основой написания данной статьи выступают системно-структурный и функциональный подходы, что позволило решить поставленные задачи в широком междисциплинарном контексте, включающем опыт философии, теологии и социологии. Автор опирается на итоги нескольких социологических исследований динамики ценностных ориентаций молодежи, проведённых с 1997 г. по 2020 г. Также в качестве эмпирического материала были использованы данные социальных сетей (ВКонтакте, Instagram, Facebook), месенеджеров (Telegram), видеохостингов (YouTube).     Автор выделяет ряд базовых идей, рассматриваемых в контексте эсхатологии авраамических религий (в частности, христианской эсхатологии). Во-первых, частная эсхатология, выраженная в отношении к собственной смерти и связанные с ней вопросы посмертного воздаяния. Во-вторых, вера в приход Мессии, и, в-третьих, ожидаемый конец истории и времени. Данные идеи получили своё развитие в период распространения вируса COVID-19. Автор подробно анализирует, как эсхатологическая тематика актуализируется в условиях пандемии и режима самоизоляции. Основным выводом автора становится положение о том, что проявления апокалиптических настроений в период пандемии отличаются игровым характером, склонностью к ажиотажу, акцентом на индивидуальных переживаниях, смещением высокого значения эсхатологии в плоскость массовой культуры, что выражается в эффекте карнавализации сознания, переносом эсхатологической проблематики из религиозной в социально-политическую плоскость.
Полемика
Баринов Н.Н. - Марксизм-Ленинизм и христианство: обобществление собственности, нравственность, правосудие c. 56-64

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.1.34750

Аннотация: В статье проводится историко-богословский анализ совместимости теории и практики марксизма-ленинизма с христианством. Актуальность вопроса обусловлена полемикой по данному предмету, напрямую касающейся устройства общества. В статье проводится анализ историко-богословских аспектов этого вопроса на основе критического изучения историко-философских исследований, а также исторических документов на эту тему. В данной работе производится попытка дать системный анализ изучаемого предмета. Рассматриваются три вопроса: обобществление собственности, нравственность и правосудие. Для всестороннего изучения данной темы, приводятся взгляды противоположных сторон, а также тексты Священного Писания и мнения отцов Православной Церкви. Новизна работы заключается в том, что некоторые документы впервые рассматриваются в контексте данной проблемы. Так же более полно и систематично, в сравнении с существующими работами дается историко-богословский анализ сравнения марксизма-ленинизма и православного христианства. Целью работы является рассмотрение исторических документов, касающихся данной темы, а также историко-богословских работ по этому вопросу. В статье делается вывод, что в рассматриваемых вопросах при кажущемся сходстве некоторых положений, марксизм-ленинизм совершенно несовместим с христианством. Теоретически, социализм мог бы жить в симбиозе с христианством, если бы он устранил имеющиеся противоречия. Однако такой социализм полностью перестал бы основываться на марксизме-ленинизме.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.