Электронный журнал Философская мысль - №6 за 2019 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 06, 2019
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 30-07-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2019
Рубежи и теории познания
Сорокин Р.В. - Постнеклассическая определенность и основы структурной организации «знания» c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.6.30310

Аннотация: Статья обращается к одной из ключевых гносеологических проблем – проблеме «знания». В контексте совершающегося перехода от неклассической к постнеклассической научной рациональности утверждается наличие ценностной составляющей современного научного (научно-философского) знания. Характерное для постнеклассической рациональности представление о неустранимости ценностной компоненты знания проблемно соотносит научно-философскую рациональность с известными современными идеями релятивизма, скептицизма, плюрализма, постмодернизма. В этом плане постнеклассический подход к знанию раскрывается и как актуальная общефилософская проблема основ современного общественного функционирования и развития. Соответственно, предметом исследования данной статьи является эпистемологическая специфика и общественные перспективы постнеклассического определения знания. В методологическом плане исследование опиралось на следующий ряд основных методов познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, сравнение, обобщение, систематизация, историко-логический метод, системный подход, герменевтика, эвристика. Проведенное исследование ведет к принятию и признанию теоретической продуктивности постнеклассической констатации ценностных оснований знания. Открывается, что современная и будущая влиятельность релятивизма, скептицизма, плюрализма, постмодернизма прямо обусловлена принципиальной нацеленностью модернистской цивилизации на обеспечения достойной, свободной жизни людей. Указывается, что ответственное за появление, функционирование и развитие современной модернистской цивилизации знание теряет свою мировоззренческую значимость. Модернистская монистическая научно-философская традиция должна постоянно утверждать ведущую роль в общественной жизни в ходе равноправной коммуникации по всем значимым вопросам со всеми другими традициями и позициями.
Спектр сознания
Иванов Е.М. - Тупики натуралистических теорий сознания и выход из них. c. 13-38

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.6.30360

Аннотация: Предметом исследования является психофизическая проблема, ее натуралистические и ненатуралистические интерпретации. В связи с этим исследуются базовые проблемы философии сознания, решение которых в рамках натуралистических подходов к проблеме сознания представляется невозможным. Это проблема природы чувственных качеств («квалий»), проблема целостности феноменального сознания, проблема природы индивидуальности «Я» и проблема «каузальной способности» феноменального сознания. Далее исследуется проблема «редукции волновой функции» в квантовой механике с целью изучения связи этой проблемы с базовыми вопросами философии сознания. Методология исследования построена на принципе междисциплинарного синтеза (рассматриваются смежные вопросы философии квантово-релятивистской физики и философии сознания). Показано каким образом фундаментальные проблемы философии сознания могут быть конструктивно решены за пределами натуралистической парадигмы в рамках авторской концепции «сознания в квантовом мире», которая представляет собой модернизированную версию интерпретации квантовой механики Эверетта-Менского. Обоснована идея существования экстрасоматической компоненты функции сознания, связанной с механизмом «инсайта» и долговременной памяти.
История идей и учений
Толкачев П.А., Давтян Ц.А. - Герменевтика истории Рикера: две техники интерпретации прошлого. c. 39-55

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.6.30134

Аннотация: Обращаясь к двум ключевым для герменевтики Рикера техникам интерпретации, философской и исторической, в настоящей работе автор пытается заново переосмыслить проблематику обособленности / смежности философии и исторической дисциплины, принимая при этом во внимание те методологические изменения, которые определили формирование исторического знания во второй половине двадцатого столетия. Автор полагает, что наметившаяся в современной исторической дисциплине тенденция постоянной методологической ревизии коммуникативных систем позволяет по-новому охарактеризовать критическое отношение герменевтики к унифицированным технологиям потребления «прошлого». Методология исследования заключается в общем историко-философском анализе различных подходов исторических дисциплин к понятию философии истории, также как в применении междисциплинарного подхода к определению значения герменевтики в гуманитарных науках. В ходе исследования раскрывается значение герменевтики в переориентации исторической дисциплины с традиционного русла в сторону коммуникативной теории, предпочитающей скорее метафорическую форму диалога с прошлым, нежели его одностороннего исследования. На основании критики историцистских и эсхатологических подходов к истории, показывается как в отношении к данному вопросу формируется этическая позиция Рикера. В связи с этим дается анализ понятия "хорошая субъективность".
Философия религии
Ефимова Л.Н., Шехирева Н.А. - Философско-религиозная притча «Расторжение брака» – «Сюжет о спасении» как центральная доминанта поэтики К. С. Льюиса c. 56-62

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.6.30215

Аннотация: Предметом исследования являются философские и религиозно-эстетические взгляды британского писателя, поэта, преподавателя, учёного и богослова Клайва Стейплза Льюиса. Авторы исследуют жанр философско-религиозной притчи, анализируя произведение К. С. Льюиса «Расторжение брака». В рассматриваемом произведении особое внимание уделяется притчевому началу, которое обуславливается хронотопом произведения «Расторжение брака». Важно отметить, что здесь, как и в любой другой притче, противопоставлены духовное время и время биографическое, реальное, причем первое преобладает над последним. При написании данной статьи использовались сравнительный метод, метод филологического и философского анализа, диалектический метод, метод дедукции (переход от общего к частному). В статье сделаны выводы о том, что нравственная позиция К. С. Льюиса заключается в спасении через покаяние, обращенности к Богу, в преодолении собственной греховности, а проблема взаимоотношений мира и человека в этом произведении писателя решается через призму библейских представлений о месте каждого из нас в этом мире, о той свободе выбора, которую Бог даровал каждому человеку.Научная новизна заключается в том, что выявлена разножанровая специфика данного художественного произведения (притча, аллегория, сказка), что доказывает широту религиозно-эстетических и литературно-художественных взглядов К. С. Льюиса.
Религии и религиозное возрождение
Урбанаева И.С. - Введение в индо-тибетскую традицию медитации в контексте постепенного пути махаяны c. 63-74

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.6.30234

Аннотация: Предметом исследования является индо-тибетская традиция буддийской медитации, рассматриваемая автором на основе индийских и тибетских буддийских текстов, а также тибетской устной традиции передачи Дхармы, представленной в прошлом Чже Цонкапой, а сегодня - Далай-ламой XIV Тензином Гьяцо и другими тибетскими ламами. Цель – предварительное рассмотрение буддийской медитации как феномена буддийской духовной практики, важного элемента практического функционирования Учения Будды и определение места медитации в системе целостного Пути, характеристика ее сущности и типов. Применяется герменевтический подход, опирающийся на системное видение функциональной стороны Учения Будды, а также на герменевтическое понимание феномена медитации, на этимологический и контекстуальный анализ медитации в функциональных связях с буддийской этикой и философией. основные выводы: медитация в буддизме является одним из трех базовых тренингов (нравственность, концентрация, мудрость) и служит также необходимым средством упражнений в нравственности и в развитии высшей мудрости, поэтому является важнейшим средством осуществления Дхармы реализаций. В тибетской традиции практикуются два основных вида медитации – аналитическая медитация с такой ее разновидностью как обзорная (рефлективная) медитация, а также однонаправленная концентрация. Особым вкладом является использование полевого материала из устной традиции передачи Дхармы.
Герменевтика
Кузьмин В.Г. - Двойственность понимания как соотношение внутреннего и внешнего контекстов. Смысл и граничные условия понимания c. 75-87

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.6.30159

Аннотация: Предметами исследования являются феномен понимания, связанная с нею двойственность и смысл элементов языка (слова, предложения или текста). Исследуется их зависимость от граничных условий, в рамках которых понимание состоялось. Двойственность понимания в свою очередь обусловлена двойственностью интенционального (актуального) свойства объектов языка (слова, предложения, текста в целом). Такое свойство дано во внутреннем контексте (через которое объект бытийствует), но разворачивается оно относительно субъекта во внешнем контексте с применением соответствующих граничных условий (естественных установок). Процедура понимания представляется как процесс достижения полноты соответствия актуального свойства, заданного во внутреннем контексте, его проявлению во внешнем контексте относительно субъекта. На основе феноменологического подхода определяются граничные условия (предпонимание, предубеждения и т. д.). Описывается сущность герменевтического круга, взаимосвязь ожидания и интуиции. Понимание как процесс имеет два направления развития: горизонтально направленное и вертикально направленное. Это имеет значение в обучении. В зависимости от соотношения между граничными условиями и ожиданиями самого субъекта выводится различие между возможностью и вероятностью понимания. Новизна исследования заключается в обосновании двойственности понимания через двойственность интенционального (актуального) свойства элементов языка. Исследуется понимание и смысл в зависимости от принятых субъектом естественных установок (граничных условий понимания). Анализируется диалогичность понимания в коммуникации между «Я» и Другим, влияние граничных условий в герменевтической логике. Воспринимаемый смысл текста или его части в коммуникации представляется через взаимосвязь смыслов: субъективного (понимаемого конкретным Я») и интерсубъективного (предназначенного для понимания Другим).
Философия техники
Ким Д.С. - К вопросу о влиянии научно-технического прогресса на формирование онтологии человека c. 88-96

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.6.30055

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является проблема влияния научно-технического прогресса на понимание онтологии человека. Основной акцент автор делает на проблематике, связанной с разработкой адекватной времени методологии по изучению науки и техники. Констатируется отсутствие общей теории, призванной рассмотреть проблему техники в рамках современной цивилизации в едином комплексе научно-философских задач. Особым вкладом автора в исследование темы является утверждение о том, что формирование онтологической модели мироздания на современном этапе в том виде, в каком её мыслят защитники технократизма, едва ли возможно. А поскольку элементы научного понимания реальности существуют главным образом на уровне массового сознания и по своей сути спекулятивны, объективные вызовам современности картины мира как этики не сформированы. Автор анализирует проблемы онтологической ориентации человека в мире на основании научных импликаций социологии знания, культурной антропологии и философии техники в актуальной сегодня релятивистской методологии. Данное исследование основывается на ряде научных методов, среди которых – исторический, диалектический, аналитический, метафизический, феноменологический. Новизна данного исследования состоит в тезисе о том, что наибольшую опасность для человечества представляет не материальное преобразование окружающего мира, а неконтролируемый процесс развития технологий, что неизбежно задаёт новые стандарты познания, а значит, влечет за собой значительную трансформацию морально-этических принципов. Поэтому можно говорить не столько о проблеме «первичности» онтологии и гносеологии в жизни человека, сколько о проблематике формирования новых этических моделей поведения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.