Электронный журнал Философская мысль - №4 за 2019 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 04, 2019
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 18-06-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2019
Человек и человечество
Аленевский К.А. - Гипотеза коммунистического субъекта в философии Алена Бадью c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.4.29888

Аннотация: Предметом исследования является концепция субъекта философа Алена Бадью. Раскрывается тезис о субъекте истины, отличным от человека как животного. Также в статье рассматривается современная идеология гуманизма и прав человека, которые поддерживают существующий антропологический тренд дегуманизации, превращение человека в животное, ведомое принципом удовольствия, обрекающим человечество на смерть. Такое положение дел является следствием упразднения субъект-объектного разделения и картезианской философии разума. В качестве альтернативы такому положению дел в статье рассматривается так называемая "гипотеза коммунизма", представляющая коммунизм как вечную идею, способную воплотиться в новых исторических обстоятельствах. Автором устанавливается связь теории субъекта истины и "коммунистической гипотезы" в работах Алена Бадью. Методология исследования включает в себя реконструкцию ключевых положений концепции субъекта в философии Алена Бадью, а также аналитику основных этапов развития и критики концепции субъекта в европейской философии. Третье составляющей стало исследование современных работ по антропологической динамике современной цивилизации. Основными выводами статьи являются положения о том, что познающий субъект или субъект истины имеет гипотетический и нестабильный характер существования. Превращение человека в животное аннулирует фигуру мыслящего и преобразующего в соответствии с истиной мир субъекта. Тезис об упразднении разделения на субъект и объект приводит к последовательной анимализации человека. Критикой такого упразднения является рассмотрение субъекта как результата событийного возникновения истин в науке, политике и искусстве. Субъект рассматривается как обладающий характером исключения и изъятия из сферы голой жизни. Такой подход развивает мысль, утверждающая необходимость возврата коммунизма.
История идей и учений
Гашков С.А., Рубцова М.В. - Апология бесполезного субъекта. По следам Фуко. c. 11-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.4.29443

Аннотация: Статья посвящена основам проекта социальной критики известного французского философа Мишеля Фуко (1924-1986). Мы начинаем с "двойственности" новоевропейского субъекта в представлении . Субъект выступает, с одной стороны, в качестве носителя "отношения к истине", проявляющейся в "техниках" и "технологиях" самого себя. С другой, он представляет собой субъект духовного самоанализа, "заботы о себе". Этой двойственностью, по нашему мнению, обусловлена и эволюция известного фуколдианского понятия власти: от дисциплинарной концепции власти Фуко переходит к концепции "биовласти", обрисовывающей поле будущей социальной критики. Но не оказывается ли субъект в представлении Фуко "бесполезным" как субъект социального действия? Наше исследование носит, прежде всего, историко-философский характер, в его основе сравнение текстов разных периодов самого Фуко, а также некоторых его последователей (Лаваль, Бидэ, Балибар) и исследователей (Бурден, Мецжер, Пидзорно). Нами затрагиваются также вопросы истории и теории социологии. Новизна подхода исследования состоит в попытке продумать философскую мысль Фуко в особенном контексте научного парадокса, предваряющего собой сложную диалектическую и критическую социальную теорию, так автором и не созданную. Субъект содержит не только"технологию истины", но и "духовность", власть не только "дисциплинарность", но и "правительственность". Выводом является то, что бесполезность социального действия в наши дни имеет, согласно Фуко, функциональную зависимость от возможности интеллектуальной критики основ современности. Воздерживаясь от социального действия, "бесполезный субъект" совершает процесс критического осмысления.
Джохадзе И.Д. - Дефляционистское понимание истины и проблемы обоснования знания в неопрагматизме c. 24-35

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.4.29938

Аннотация: На примере «этноцентризма» Р. Рорти в статье рассмотрен и подвергнут критике один из наиболее спорных и обсуждаемых в современной философской литературе вариантов дефляционистского решения проблемы истины и рационального обоснования знания. Выступая против метафизического гипостазирования («раздувания») истины, считая ее «пустым понятием», американский философ, тем не менее, допускает возможность использования предиката истинности в негативно-ограничительном, фаллибилистском значении – как «предостерегающего» (cautionary) указания на вероятное в будущем опровержение. Анализ этой концепции, а также дискуссии, развернувшейся вокруг нее, позволил сделать вывод о том, что в вопросе об истине Рорти не так далеко уходит от прагмати(ци)зма Ч.С. Пирса, как ему представляется. Фактически в своей гносеологии он опирается на пирсовскую теорию истины как «окончательного верования исследовательского сообщества». Рорти не исключает трансензуса, перехода от «худшего», менее обоснованного и достоверного знания к «лучшему», более обоснованному и достоверному. С точки зрения здравого (научного, философского, политического, морального и т. д.) смысла, это может означать только одно: приближение к объективной истине. В исследовании использовались методы историко-дескриптивной реконструкции (для экспликации философских воззрений Рорти) и рациональной реконструкции (для прояснения теоретических допущений и критического анализа его концепции – the cautionary theory of truth).
Философия религии
Жиртуева Н.С. - Синтез идей йоги в учении Шри Раманы Махарши c. 36-43

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.4.29653

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является учение индуистского святого Шри Раманы Махарши, которое еще не получило в научной литературе достаточного освещения. Оно рассматривается в контексте процессов модернизации философско-религиозной мысли Индии ХХ века, для которых характерно стремление к синтезу идей различных школ индийской мысли. Анализ учения осуществляется последовательно по трем основным направлениям: 1) сущность Абсолютной реальности, 2) соотношение идеального и материального бытия, 3) методы мистической психопрактики Методология исследования - компаративный философско-религиоведческий анализ. Методы - компаративно-аналитический, анализ, синтез, обобщение, индивидуализация, историческое повествование. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. В учении Шри Раманы Махарши выявилось стремление найти ответ на духовные вопросы своего времени путем синтеза таких философско-религиозных традиций как джняна-йога и бхакти-йога. Учение Махарши является имманентной (нетеистической) монистической мистической традицией. Основные методы мистической практики – медитативное созерцание (вичара, нети-нети) и любовь-доверие к Абсолюту (бхакти).
Джавиш О. - Учение о вере и разуме Августина Аврелия: содержание и становление c. 44-49

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.4.29952

Аннотация: В статье изучается проблема соотношения веры и разума в философии Августина. Исследуются понятия веры и разума на различных этапах эволюции взглядов философа. Определяется значение диалога, разума и веры для духовной эволюции Августина. Научная новизна исследования выражается в том, что синтез веры и разума, рассмотренный в учении Авгусина, имеет разноуровневый характер, взаимодействие концептов веры и разума осуществляется на базовом, серединном и теоретическом уровне. Основные выводы исследования заключаются в том, что раскрыта роль философских диалогов в формировании на основе базовых форм отношений веры и разума более сложных форм синтеза веры и разума в учении Августина. Выявлено, что диалогичность его мышления в последующем найдет выражение в его обращении к Богу. Методологическую основу исследования составили системно-исторический метод, принцип синтетического единства веры и разума и идея диалогичности философии. В статье использовались методы герменевтический, компаративистский, исторический, культурологический, биографический.
Полемика
Кутырев В.А., Слюсарев В.В., Хусяинов Т.М. - Я антропоконсерватор: хочу остаться человеком…как можно дольше c. 50-61

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.4.29525

Аннотация: Беседа В.В. Слюсарева (В.С.) и Т.М. Хусяинова (Т.Х.) с В.А. Кутыревым (В.К.) по его новой книге «Сова Минервы вылетает в сумерки (избранные философские тексты ХХI века)» СПб., «Алетейя», 2018. Обсуждается влияние развертывающейся четвертой промышленной революции на перспективы человека. В. А. Кутырёв исходит из консервативного представления о человеке как о родовом существе, чья телесная природа входит в противоречие с научно-техническим прогрессом. Рассматриваются допустимость и границы изменения человека при помощи новационных технологий. В беседе используются аналитический и герменевтический методы, сравнительно критические приемы философствования. В.А. Кутырев отстаивает антропоконсервативное направление в философии, для которого ключевой ценностью является собственно человек в совокупности его проявлений как биологического, социального, творческого существа. Показывается, что современные тенденции (цифровизация, феминизация и стирания границ между полами, трансформация философии в STS) ведут к деградации человека, сводя к минимуму его биологическое, а, в перспективе, и творческое начала. Для сохранения идентичности человека необходимо создавать систему сознательного контроля технологического развития, в которой философия должна выполнять не только методологическую, но прежде всего аксиологическую роль.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.