Электронный журнал Философская мысль - №1 за 2019 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 01, 2019
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 24-01-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2019
Циклы и волны глобального мира
Сафонов А.Л., Орлов А.Д. - Глобализация и парадигмы социальной философии c. 1-32

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.1.28593

Аннотация: Феномены глобализации указывают на глубокий концептуальный кризис обществознания, упустившего наиболее острые и масштабные противоречия постиндустриального развития. Кризис обществознания следует считать свидетельством нарастания переходных процессов и назревания качественных изменений в устройстве постиндустриального социума, институциональные основы которого коренятся в индустриальной эпохе, но уже не соответствуют потребностям и вызовам нестоящего и, тем более, будущего. Системная сложность социальных процессов современности указывает, что адекватная им социальная метатеория должна не только констатировать изменения и строить теоретическую базу постфактум, но и прогнозировать социальные процессы в условиях глобальных социально-экономических трансформаций. Методы исследования: метод сравнительного философского анализа, используемый при сопоставлении и соотнесении результатов социально-философских и социальных теорий на определенной фактологической базе; метод историко-философской реконструкции условий возникновения социальных теорий; метод интерпретаций, раскрывающий сущность и онтологические основания социально-философских теорий в доступной форме; метод синтеза, позволяющий обобщить положения и выводы существующих социально-философских и социологических концепций и соотнести их с реальными социальными процессами глобализации; системный анализ. Проведен анализ прогностической адекватности и оснований известных теорий, описывающих развитие и функционирование как социума в целом, так и социальных структур и институтов общества. Исходя из анализа предложены принципы создания новой теоретической базы социальных наук, представляющей синтез формационной теории с рядом более частных социологических теорий и подходов, а именно с теориями социальных институтов и организаций, социальной стратификации и власти, структуралистских и функционалистских подходов.
Социальная философия
Смирнов М.В. - Социальное бытие личности в контексте социально-исторической тотальности перформативной интерпретации c. 33-43

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.1.27447

Аннотация: Объектом исследования является концепт перформативной интерпретации, как дискурсивно-исторической гегемонии социально-метафизической системы мысли. В качестве предмета берется обоснование перформативной интерпретации с позиции принципа тотальности. Исследование выстраивается на основе идеи перформативной интерпретации М. Фуко, а также некоторых современных социологических теорий перформатива, которые центральную роль в формировании и восприятии социальных отношений, порядков и практик, отводят языку. Цель исследования - обозначить и скорректировать понимание предмета исследования для социальной философии, его роль в становлении и тотализации понимания социального бытия личности, границ ее само-рефлексии. Исследование проводится на примере социально-философского анализа значения марксистско-гегелевского дискурса континентальной философии – его рассмотрения с позиции тотальности перформативной интерпретации. С помощью принципа диалектической дополнительности указывается взаимосвязь социологических теорий, ориентирующихся на обратную связь, и диалектического принципа тотальности. В ходе исследования продемонстрированы внутренние противоречия концепта перформативной интерпретации М. Фуко с его эпистемологической теорией. Показан факт и последствия упущения теориями перформативности – гегелевского принципа тотальности, в частности структурно-семиологической тотальности языка Ж. Лакана (измерения символического). Представляется, что личность не просто воспроизводит и следует тем или иным перформативным актам, но и находится в тотальности перформативной интерпретации, которая воспроизводит дискурсы, идеологию и границы их артикуляции. Привлечение принципа тотальности в исследование социальных перформативов позволит как установить более органичную обратную связь с актантами, так и оформить междисциплинарные связи между идеалистической метафизикой и такими социологическими течениями, как акторно-сетевая теория и нормативная социология.
Русаков С.С. - Понятийно–категориальный аппарат в социальной философии М. К. Мамардашвили c. 44-49

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.1.27477

Аннотация: Статья посвящена проблеме рассмотрения и систематизации отдельных концептов, понятий и категорий, которые фигурируют в социальной философии М. К. Мамардашвили. Автор ставит перед собой задачу выстраивания анализа социальной философии Мамардашвили на трех уровнях, которые отражают разные темы в философствовании данного мыслителя: на первом уровне располагаются понятия связанные с оригинальной интерпретацией различных социальных институтов (артефакты); на втором уровне – категории, которые связаны с типа социальных культур или типами общества, выстраивающиеся в зависимости от конфигурации элементов из первого уровня; третий уровень рассматривает несколько концептов, связанных с возникновением определенного типа людей, которые являются продуктов различных типов общества. В данной работе автор опирается на метод моделирования, но также можно отметить такие виды анализа как аналитический, критический и компаративистский. Новизна этой работы заключается в том, что было выявлено не только систематическое представление об основных категориях М. К. Мамардашвили, которые можно применить для социально-философского анализа любого современного общества, но и были раскрыты особенности его представлений о обществе. Опираясь на трехуровневую систему его категориального аппарата, выяснилось, что во многом его идеи напоминают феноменологический анализ общества, но гораздо более оригинальный, без каких-либо заимствований из социальной философии Гуссерля или Хайдеггера.
Философия истории
Gashkov S.A. - Cornelius Castoriadis reforms the philosophy of history c. 50-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.1.27541

Abstract: The subject of this research is the social heritage of the prominent French philosopher Cornelius Castoriadis (1922-1997). The authors gives special attention to the plots of his works that are referred to the problem of such philosophical interpretation of the historical process, in which a human would not resemble an alienated subject, but rather a conscious, creative being. On this path, the philosopher meets Marxism, existentialism of Sartre, and structuralism of Lévi-Strauss, which he critically comprehends, upholding his kindred principles related to the Greek democratic traditions. He critically rejected scientism, naturalism, individualism, Eurocentrism, functionalism, positivism and determining, which in his opinion, eclipse the true content of all of the three methodologies. The author reviews a number of theses and text of Castoriadis, comparing with the text of some representatives of Marxism (Lenin, Plekhanov), existentialism (Sartre), and structuralism (Lévi-Strauss, Foucault, Althusser). The scientific novelty consists in the attempt to present Castoriadis as a so-called reformer of the philosophy of history. He configures not only as a successive critic of Marxism, existentialism and structuralism, but also as an independent thinker who revived the fading interest to the philosophy of history. The main conclusion is defined by the fact that the works of Castoriadis represents a cycle of studies on the philosophy of history, and in the center of the live historical process is a creative group of people a monolith of the “magma” of social reality and social ideality.
Религии и религиозное возрождение
Гижа А.В. - Религия в условиях новоевропейской субъектности классического и постмодернистского периодов c. 59-69

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.1.27212

Аннотация: В статье рассматривается специфика религиозной формы общественного сознания в историческом и метаисторическом отношениях. Она определяется характерными особенностями Нового времени, так или иначе продолженными в период постмодерна. Просвещенческая и марксистская критика религии оказывается справедливой, но неполной и ограниченной, принимающая в рассмотрение исключительно социально-политические условия существования и функции религиозной формы деятельности и сознания. Ставится вопрос о метаисторическом содержании религии, заключающемся в присущем ей опыте допонятийного миропознания. Он имеет статус онтологически устанавливаемого морального отношения и в абстрактно-неразвернутом виде лежит в основе установления исторически данной социальности. Основным методом и принципом исследования являлось логико-диалектическое рассмотрение, развернутое исторически и конкретизированное в сущностном отношении. Основные выводы проведенного исследования заключаются в суждениях о происходящей маргинализации в условиях постмодерна просвещенческой культурно-исторической парадигмы, о реактуализации рудиментных натуралистических религиозных представлений, об исторической роли религии как формы первичного генезиса сверх-природного космоса человеческого бытия, о необходимости реструктуризации глоссария теологического дискурса и понятийного раскрытия пра-опыта религиозного сознания.
Философия смерти
Забелина Е.Ю., Феньвеш Т.А. - Отношение к смерти и религиозное сознание молодежи c. 70-76

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.1.28039

Аннотация: В статье рассмотрены некоторые результаты исследования отношения к смерти религиозных людей - преимущественно христиан с целью возможного определения современного образа смерти. На базе Сибирского федерального университета было проведено исследование отношения к смерти среди студенческой молодежи. Была выделена группа респондентов, указавших приверженность к той или иной религии, веру в Бога; их ответы были проинтерпретированы на предмет отношения к смерти, сформировавшегося образа смерти и вариантов защиты от страха смерти. Предпосылками для формирования гипотезы исследования послужили методологические концепции отношения к смерти таких авторов как Филипп Арьес, Жильбер Дюран, а также русской космической философии. В ходе исследования выяснилось, что у большинства студенческой молодежи сформировался негативный образ смерти, несоответствующий религиозной системе взглядов. Было выделено несколько концепций, отражающих отношение к смерти и пути борьбы со страхом смерти среди молодежи. Были также сделаны и опосредованные выводы о состоянии религиозного сознания студенческой молодежи, заключающиеся в незнании религиозных норм, смешении традиций различных религий.
Философия права
Гаршин Н.А. - Проблема соотношения толерантности и наказания в философии права c. 77-82

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.1.27993

Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь изменений трактовок толерантности в истории философской мысли и трансформации пенитенциарной системы в течении истории. Особое внимание уделяется поиску соответствий между концепциями толерантности и подходами к наказанию в рамках философии права. По мнению автора, сквозь призму изменений в пенитенциарной области мы можем понять, как изменяются границы толерантности внутри интолерантности. Это, в свою очередь, отражает уровень развития гуманизма в обществе, готовности государства способствовать ресоциализации виновного лица, обеспечивать ему возможность стать полноценным членом общества. Основным методом исследования является функциональный анализ, позволяющий выявить важные аспекты социального взаимодействия толерантности и наказания. Также используются системный подход и компаративистский анализ. Новизна исследования состоит в отражении взаимосвязи между толерантностью и пенитенциарной системой. Это позволяет более качественно объяснить трансформацию данных феноменов. Кроме того, проанализирована сущность подходов к наказанию в раках философии права. Основным выводом по статье является понимание того, что, чем выше уровень толерантности, чем больше общество и государство заинтересованы в ресоциализации попавшего в беду человека, тем выше вероятность его возвращения к цивилизованному образу жизни. Именно такое отношение наиболее близко к идее толерантности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.