по
Философская мысль
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 03, 2017
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 20-04-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2017
Методология философского знания
Гижа А.В. - Аксиоматические предпосылки мнимости дискурса социо-гуманитарных исследований c. 1-11

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.18842

Аннотация: Объектом исследования являются актуальные проблемы методологии познания социо-гуманитарных дисциплин, обусловленные, в первую очередь, содержательной открытостью исторических процессов и культурных систем. Особое внимание уделяется выделению и типизации основных предпосылок суждений в этой сфере, отличающихся, как правило, слабой рефлексивностью, но обладающих важнейшим статусом предваряющей аксиоматики. Определены именно те исходные посылки, которые ведут к нарушению логико-смысловой связности проводимого дискурса. В связи с этим возникает вопрос и о соответствующем терминологическом понятийном языке, референтном бытию сложных (открытых) систем. Философский метод конкретизации вводимых определений применяется здесь в контексте проведения аксиоматической редукции. Её успешность определяется возможностью проведения реального текстового анализа. Он проделан автором на основании соответствующих характерных текстов. Основные выводы выполненного исследования заключаются в том, принципиальный фактор открытости социо-культурных систем кладет предел применимости естественнонаучных методик исследований, использующих обязательную процедуру формализации объекта в виде экспериментальной схемы и математического моделирования. Попытки непосредственной формализации в социальных работах ведут к неискоренимой абстрактности и, как результату, догматизму толкований. Автор анализирует два основных вида мнимой аксиоматики, ведущих к потере истинности гуманитарных исследований. Первый вытекает из деформации понятийного описания системы, второй возникает вследствие неисчезающей практики неосхоластического теоретизирования. В качестве примера работы мнимой аксиоматики проанализированы выбранные типовые тексты.
Рубежи и теории познания
Нилогов А.С. - Концепция «неявного знания» Макса Полани как предчувствие философии антиязыка c. 12-35

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.18684

Аннотация: Статья посвящена концепции личностного знания английского методолога Макса Полани (1891 - 1976), согласно которой любое знание, каким бы ни оперировал учёный, всегда носит индивидуальный отпечаток. Частным примером данной концепции выступает гипотеза о существовании неявного (имплицитного) знания, которое подразумевается в гносеологическом опыте через оперирование языком. Антиязыковое преломление гипотезы неявного знания составляет проблемную часть работы, в ходе которой удаётся наметить эвристические решения на нестандартном семиотическом и метасемиотическом материале. В статье были использованы такие методы, как: аналитический, антиязыковой, герменевтический, лингвистический, семиотический, синтетический, сравнительный, эвристический. Новизна исследования заключается в том, что под концепцию имплицитного знания Полани подведена конкретная база антиязыковых данных, посредством которой данная концепция становится методологически достоверной. В свою очередь учёт лингвистических интуиций Полани позволил подтвердить ряд антиязыковых тез, иллюстрирующих сферу невыразимого как на языке, так и метаязыке науки.
История идей и учений
Мархинин В.В. - ВАЛЬТЕР БУРКЕРТ. ПЛАТОН ИЛИ ПИФАГОР? О происхождении слова «философия» (Перевод с немецкого Василия Васильевича Мархинина. Перевод публикуется с сокращениями примечаний ) c. 36-51

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.22028

Аннотация: Вальтер Буркерт (1931 – 2015) – выдающийся немецкий антиковед с мировым именем, исследования которого отличаются широким культурным кругозором, глубиной эрудиции, опорой на огромный круг источников по античной истории и культуре, на знание в тонкостях древнегреческого языка и латыни. Для развития отечественной науки об античности важно, чтобы с творчеством такого крупного специалиста имел возможность познакомиться как можно больший круг заинтересованных русскоязычных читателей, чему и призван способствовать перевод, в данном случае – с немецкого. Статья «Платон или Пифагор? О происхождении слова «философия» оказывает воздействие на научную литературу вопроса до сих пор и в обозримом будущем, безусловно, не утратит своего значения. Предмет исследования, указанный в названии статьи – происхождение греческого слова «философия» – раскрывается на всем массиве имеющихся источников и с привлечением данных об этимологии типологически близких, по мнению автора, древнегреческих слов. Процесс происхождения слова «философия» рассматривается в социокультурном контексте классического периода истории греческой античности. Методологический арсенал исследования включает приемы историко-сопоставительного и историко-генетического анализов, метод типологизации, герменевтический подход, методы классической филологии. В статье впервые обосновывается вывод о том, что слово «философия» с его известным значением, которое стоит в противопоставлении «любви к мудрости» и собственно «мудрости», «любителя мудрости» и «мудреца», возникло лишь в результате интеллектуального творчества Платона. Автор проводит мысль, что если даже Пифагор или кто-то другой из мыслителей-досократиков и пользовался словом «философия» («философ»), то не в значении указанного противопоставления, а в значении, в котором слово «философия» выступает, по сути, в качестве синонима слова «мудрость». Такая трактовка происхождения и значения слова «философия» задает и иную, чем принятая большинством специалистов, перспективу истории самой античной философии, что актуализирует необходимость более глубокого её постижения.
Социальная философия
Лагунова И.С. - Эволюция представлений о личности и современная трансформация сознания c. 52-60

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.22226

Аннотация: В статье обозначается проблема влияния научно-технического прогресса на современное развитие личности и изменение ее ценностей. С целью создания наиболее полного представления о глубине человеческого самосознания и стремления к развитию, автор обращается к основным этапам эволюции понятия «личность». При этом, отмечаются различия подходов к определению личности в западных, восточных и русской цивилизациях. Автор определяет современные направления понимания личности, выделяя наиболее радикальные и наиболее приемлемые, способствующие взаимопониманию между людьми разных культур. В процессе исследования проблемы используются сравнительно-исторический, социологический, метод анализа и синтеза и иные методы исследования. Автор определяет сущность негативного влияния современных технологий на личность, указывает на необходимость осмысления обществом поставленной проблемы. Происходящее сегодня изменение массового сознания и "забывание" богатства человеческой личности определяют несомненную актуальность, значимость проблемы. В заключение, предлагаются возможные варианты и перспективы ее решения.
История гуманистической мысли
Леонтьев Г.Д. - Ретроспектива утопического дискурса c. 61-76

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.18518

Аннотация: Автором осуществлен обзор ряда утопических социально-философских конструктов в исторической ретроспективе. На примере «Утопии» Томаса Мора предпринята попытка дифференцировать восприятие идеальных построений в различные исторические эпохи и объяснить объективную причину неоднозначности их целеполагающего воздействия. На основе анализа политико-экономической обусловленности принятия или непринятия обществом философско-утопических идей совершенствования государственного устройства, а также различия в содержательном наполнении утопического как идеального раскрывается смысловая неоднозначность основополагающего понятия "утопического". Исследование выполнено на основе компаративного подхода, логического метода и выявления причинно-следственных взаимосвязей в процессе развития утопического дискурса. Исторический экскурс продемонстрировал социальную детерминированность двойственного понимания "утопического": как позитивно-«утопического», стратегически востребованного проекта, и как негативно-«утопистского», непригодного к реализации социального мыследействия. Исходя из этого, можно утверждать, что не всякий идеал утопичен, тогда как утопическое всегда понимается как идеальная модель, рожденная из критики реальной действительности. Отсюда следует вывод о том, что утопия как идеал, как проект будущего, альтернативный сущему, способна как развивать наличное социальное бытие, привнося конструктивные идеи мироустройства, так и выступать радикальным фактором его разрушения в поисках трансцендентально идеального.
Религии и религиозное возрождение
Жиртуева Н.С. - Мусульманский суфизм в контексте компаративного анализа философско-религиозных традиций мира. c. 77-91

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.21975

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является суфизм как мистическая традиция ислама. Исследование осуществляется в контексте компаративного анализа философско-религиозных традиций мира согласно трёх основных позиций: 1) Сущность Абсолюта. 2) Соотношение идеального и феноменального (материального) бытия. 3) Методы мистической психопрактики. Суфизм является сложным и противоречивым философско-религиозным мировоззрением. Антиномическая мистика ислама характеризуется балансированием между имманентным и трансцендентным полюсами в восприятии Абсолютной реальности, неоднозначным решением вопроса о соотношении абсолютного и феноменального бытия, разнообразием мистических психопрактик. Методология исследования - компаративный философско-религиоведческий анализ. Методы - компаративно-аналитический, анализ, синтез, обобщение, индивидуализация, историческое повествование. Самой влиятельной мистической традицией ислама является трансцендентно-имманентный (антиномичный) суфизм, направленный на «соединение» с Абсолютом (таухид). «Доктрина любви» способствовала формированию интеграционной мистической традиции. Методами психопрактики суфизма являются любовь-доверие к Абсолюту (зикр, таваккул), созерцание Абсолюта (фикр), дисциплинарный аскетизм (халва), психосоматические упражнения (сама). Результатом мистической практики является преображение личности, которая наделяется моральными качествами Абсолюта.
Философская антропология
Бушуева Т.И., Коркунова О.В. - Проблема сознания в свете концепции К. Юнга c. 92-104

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.22317

Аннотация: В статье рассматривается, и исследуется проблема сознания. Показана эволюция в толковании феномена сознания за последние сто лет. В историческом аспекте показано как шло истолкование феноменов сознания и бессознательного. Анализируется, какой вклад вносит в решение проблемы сознания психоанализ в лице З. Фрейда и К. Юнга. При этом акцент сделан на исследование того, что нового вносят достижения К. Юнга в раскрытии природы бессознательного в процесс осмысления феномена сознания, раскрытии природы бессознательного Карлом Густавом Юнгом. Исследование этого процесса соотнесено с процессом развития личности. Используются методы сравнения и анализа, классификации и обобщения, единства исторического и логического в раскрытии природы и взаимодействия сознания и бессознательного. В статье показано, что нового вносит в развитие представлений о сознании исследование бессознательного и его взаимодействия с сознанием К. Г. Юнг. В результате проведенного исследования выявлено, что существует внутренняя детерминанта сознание человека, играющая существенную роль в формировании его содержания и развития личности.
Человеческие экзистенциалы
Borisov S.V. - Practicing philosophy in daily life c. 105-118

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.22281

Abstract: This article is intended for those who would like to learn practicing philosophy in everyday life for improving its quality, making efficient decisions, establishing communication skills,  as well as ability to find a peaceful solution to the conflicts. Philosophical practice can be integrated into the ordinary lifestyle of a human, while philosophizing can be of practical value. Philosophizing can carry a therapeutic (psychological component) alongside developing (intellectual component) functions, which mutually complement each other. Practicing philosophy, philosophizing can be realized differently. However, an effective guidance can consist not in the “scholastic” academic tradition, but rather such worldview questions and issues that are present in the ordinary life. The goal lies in the ability to raise these issues to the level of philosophical reflection. The scientific novelty of this wok substantiates that philosophy can be presented as combination of the principles and practical skills, which a person have at their disposal or put at disposal of other to manifest care for the self and others (in existential perception). In addition to this, philosophical practice can influence the dominant academic philosophy in a sense that can provide a necessary advantage for the critical examination of philosophizing from the perspective of its importance in the daily life.  
Философия науки и образования
Яшин Б.Л. - Этноматематика и этнологика c. 119-130

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.22190

Аннотация: Предметом исследования является проблема универсальности (единственности) и уникальности (множественности) «первой» или «опытной» математики и обыденной логики мышления, обсуждается возможность применения социокультурного подхода, эффективно работающего в этноматематике, при изучении логического мышления в историческом контексте. В статье показывается, что в современной истории и философии математики существуют две противостоящих друг другу точки зрения: сторонники первой из них обосновывают единственность, универсальность «первой» или «опытной» математики, сторонники второй – отстаивают идею множественности математик, обусловленную влиянием на ее развитие социокультурных факторов. Отмечается, что в настоящее время сходная ситуация наблюдается и в отношении проблемы универсальности логики мышления. Раскрываются, анализируются и сопоставляются аргументы сторонников единственности обыденной логики и их оппонентов. Основными методами исследования, используемыми автором статьи, являются логический метод и метод сравнительного анализа, аналогия, индукция и обобщение. Новизна работы состоит в том, что в ней впервые представлен сравнительный анализ двух противоположных друг другу точек зрения относительно универсальности/множественности логики мышления в сравнении с аналогичным положением дел в математике. В статье делаются выводы о том, что: 1) вопрос об универсальности, т. е. единственности для всех живущих на Земле людей, или уникальности, множественности, тесной взаимосвязи логики обыденного мышления (как и «первой математики») с той культурой, в которой она рождается, и на которую она оказывает существенное влияние, остается актуальным и для современной науки и философии; 2) этот вопрос во многом связан с проблемой возникновения не только абстрактного мышления, но и мышления вообще; 3) в настоящее время было бы правомерным (по аналогии с уже достаточно широко используемым сегодня термином «этноматематика») ввести понятие «этнологика» для обозначения области исследований, изучающих роль социокультурных факторов в формировании обыденной логики в историческом развитии.
Полемика
Дульзон А.А. - Устойчивое развитие и ресурсоэффективность: проблемы, противоречия c. 131-148

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.22139

Аннотация: Предметом исследования является нарастающее нарушение устойчивости биосферы Земли, связанное с тем, что система прямых и обратных связей природных процессов уже не справляется с поддержанием на планете условий существования живых существ. Центральной проблемой, от которой зависит возможность устойчивого развития и даже существование человеческой популяции, является проблема восстановления баланса между изымаемым у природы объемом ресурсов и соответственно объемом отходов и способностью природы восстанавливать равновесие. Именно такое равновесие обеспечивает биоте возможность сохранять на Земле условия, необходимые для существования живых существ. В качестве основного метода исследования использованы принципы прикладного системного анализа. Изучены основные опубликованные за последние годы работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме устойчивого развития. Основной вывод проведенного исследования сводится к тому, что выход человеческой деятельности за пределы биологической емкости Земли неизбежно приведет к точке бифуркации, в результате чего природа, скорее всего, освободится от человеческой популяции. Пути решения этой проблемы сегодня в мире не знает никто. Очевидна лишь необходимость смены парадигмы социально-экономического развития. Новизна выводов автора исследования заключается в том, что в отличие от тенденций в западной научной литературе и политике именно этот подход является для землян необходимым условием выживания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"