Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 01, 2017
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 09-02-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2017
Муки коммуникации
Дружинин А.М. - От диалога к манипуляции: критический анализ современных медиапрактик. c. 1-16

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.18534

Аннотация: В тексте статьи представлена история возникновения манипулятивных форм управления обществом. Выявлена взаимосвязь манипуляции с диалогическими формами взаимодействия индивидов. Раскрывается сущность манипуляции, как деструктивного явления, в рамках которого аудитория современных СМИ рассматривается как пассивный объект воздействия. Анализ существующих на сегодняшний день подходов к феномену позволяет выделить условно два направления в его изучении: «гуманитарно-философское» и «инженерное». Гуманитарно-философский подход в данной статье предполагает этическую оценку манипуляции, которая исключает применение манипулятивных технологий управления обществом. Инженерный подход рассматривает социум в качестве объекта приложения манипулятивных коммуникаций и, в конечном счете, ведет к деградации диалога на всех уровнях. В статье инициируется дискуссия с исследователями, придерживающимися «инженерных» взглядов на управление обществом. Основной метод исследования в статье – критический анализ. Такой подход к проблеме манипуляции заключается во взаимосвязи трех уровней рассмотрения проблемы. Во-первых, манипулятивная коммуникация – это такой вид социального взаимодействия, при котором осуществляется злоупотребление властью. Во-вторых, она реализуется посредством текстов и аудиовизуальных образов. В-третьих, это явление необходимо рассматривать в контексте изучения познавательных особенностей человека, т.к. оно активно формирует образ мышления, ментальный мир и внедряется в сферу неявного знания конкретного индивида. Анализ различных явлений в этих трех плоскостях позволяет выявить черты манипулятивной коммуникации в том или ином кейсе. Рассмотрена трансформация диалогических жанров масс-медиа в монологическое высказывание. Такие тексты метафорически предложено называть «монодиалогом». Имитация диалога, за которым скрыт автор-творец, показана как один из основных инструментов скрытого воздействия на общества. Опираясь на теорию М. Бахтина об изоляции того или иного фрагмента текста (дискурса), и представлений о проблемах интерпретации по Гадамеру выявлен механизм управления инофрмационным, когнитивным и социальным пространством диалогических жанров масс-медиа, в частности, интервью.
Социальная философия
Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. - Индивидуализация человека в информационной социализации c. 17-29

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.20968

Аннотация: В условиях информационного общества социальный опыт уже не может передаваться только традиционными методами. Современный человек вынужден с раннего возраста погружаться в информационное взаимодействие, происходящее в поле информационной реальности, создаваемой современными информационными технологиями. Таким образом, второй период социализации личности – индивидуализация, являющаяся наиболее активным этапом образования и воспитания человека проходит в большей степени под управлением не реальных социальных субъектов, а информационных квазисубъектов. В статье рассматриваются возможные негативные последствия подобной индивидуализации. В основе изучения индивидуализации как этапа традиционной и информационной социализации личности используется субъектно-субъектный подход. В работе использовались методы анализа и обобщения. Основными выводами проведенного исследования является обоснование того, что индивидуализация в информационной социализации личности имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Наиболее опасными оказываются: возможность формирования усредненной, универсальной личности, лишенной принадлежности к национальной культуре. Причина не только в переносе социализации в информационную реальность, а в передаче функций управления этим процессом информационным квазисубъектам.
Западники и славянофилы сегодня
Красиков В.И. - Неформальная коммуникация основных философских групп в постсоветской России c. 30-41

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.21610

Аннотация: Объектом исследования данной статьи являются процессы, связанные с переформатированием мировоззренческой и духовной обстановки, формированием новых философских групп в постсоветской мысли, шедшими в 90 гг. XX и первом десятилетии XXI вв. Предметом исследования – неформальные философские группы в постсоветской России, их формирующиеся институции и история отношений с другими интеллектуальными группами.Автор видит исторические корни этих новых складывающихся групп в архетипическом противостоянии славянофилов и западников, рассматривая сегодняшние мировоззренческие коллизии как воспроизведение этого традиционного для России конфликта. Методология исследования базируется на подходе, согласно которому сетевая структура отношений между интеллектуалами определяет общезначимое пространство интеллектуального внимания, которое структурируется на несколько конкурирующих позиций. Основными результатами проведенного исследования можно считать:- описание характерологических реакций интеллектуалов на разрушение основ прежнего дискурса;- краткое описание истории, теоретических особенностей, состава и институциональной представленности шести интеллектуальных направлений, среди которых: "феноменологи", "постмодернизм", "неомарксизм", "гносеологи", "аналитики" и "контекстуалисты";- характеристика их стилевых особенностей самовыражения и историко-философских корней;- характеристика перипетий коммуникации этих групп с другими подобными образованиями.
Философская антропология
Спектор Д.М. - Обращение: радикальное переосмысление радикализма символического обмена c. 42-56

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.18609

Аннотация: Предмет исследования представлен символическим обменов и его связью со смертью (в изложении Ж. Бодрийяра). В исследовании показано, что основополагающие мысли Бодрийяра, заключенные в критическом опровержении господствующего позитивизма накопления через противопоставление ему метафизически трактуемой «смерти», во-первых, и апологии «обратимости» основополагающих жизненных процессов, во-вторых, по своему глубоки и правомерны. Вместе с тем Бодрийяр запутывается в своем радикализме, сплошь и рядом себя опровергая. В статье делается попытка отделения зерен от плевел, противопоставления критической критике Бодрийяра нигилизма из нее же вытекающих следствий. Метод исследования связан с анализом и теоретической реконструкцией понятия «обратимости», сопоставляемой с категорией «обращения». Абстрактности формальных структур последовательно противопоставляется диалектика обретения формы (жизни) через разрушение-перерождение (смерть). Научная новизна исследования заключается в разработке категории «обращения» в сферах коммуникации (языка), трансгрессивного перехода-посвящения и темпорального цикла. С «обращением» (подлинного) сопоставляется «вращение» (соблазн), рассматриваемое преимущественно в модификациях превращения, близких к обращению и вместе с тем наследующих магической подмене, а также совращения, развращения и пр. ремаркам грехопадения.
Философия любви
Чугунова И.О. - К проблеме любви в ницшеанской философии c. 57-66

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.18833

Аннотация: Тема любви в творчестве Ф. Ницше прозвучала для его современников революционно, в резком контрасте с доминировавшими в то время этическими взглядами. Однако и в наше, уже отдалённое от той эпохи время, испытавшее на себе влияние экзистенциализма и философского постмодерна, ницшеанское осмысление любви всё ещё остаётся парадоксальным и диалектически сложным. В своём учении Ницше выступает с вызывающими антитезами: евангельскую любовь «к ближнему» он заменяет любовью «к дальнему», альтруизм – любовью «к себе», а само понятие любви он тесно сплетает с ненавистью и войной. Ницшеанская категория любви становится предметом особой смысловой расшифровки, требуя от толкователя определенной трансформации мышления, а также ценностной сонастроенности с философскими притязаниями Ницше. В статье используются методы философско-антропологического анализа, герменевтический подход к работе с текстами, приёмы компаративистики. Автор статьи исследует смыслы ницшеанского понимания любви в контексте человеческой природы, раскрывает вопросы аксиологии любви, рассматривает её отношения с понятием ненависти. Автор показывает, что в основе пафоса учения Ницше лежит именно любовь – к высшим началам в человеке, берущая верх над утилитаризмом.
Этика
Черненко В.А. - Сократ – Ален Бадью: параллели этического дискурса c. 67-74

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.18554

Аннотация: Объектом исследования выступают этические дискурсы сократовской философии и "Этики" (год издания - 2003; пер. на русский - 2006) современного французского философа Алена Бадью. Предметом исследования - смысловые параллели, которые возникают между ними в результате сходных онтологических, гносеологических и этических установок древнегреческого философа и нашего современника. Как для Сократа, так и для Бадью исходным свойством человечности является способность к незаинтересованной заинтересованности в поиске этосной (устойчивой) основы Мироздания. Это, в свою очередь, конституирует человека в качестве существа, в котором его животное начало может быть прервано или отменено верностью со-бытию истины, что, будучи избыточным по отношению к нашей биологически-темпоральной природе, образует в нас нашу субъектность способную к бессмертию. Исследование опирается на общефилософскую и общенаучную методологию. Автором задействованы теоретические и эмпирические методы: аналогии, систематизации, обобщения, сопоставления историко-философского материала, феноменологии, логического анализа. Основными выводами проведенного исследования являются: этический дискурс сократовских диалогов и «Этики» А. Бадью выявляет сходные смысловые параллели:1) есть бесконечная инаковость (множественность);2) то же есть не то, что есть, а то, что происходит:3) истина безразлична к различиям;4) мы обладаем способностью к истинному – быть тем, что призывается некоторой истиной к собственной тождественности;5) нет этики кроме этики процессов истины (науки, любви, искусства, политики или Блага – Истины – Красоты);6) бессмертное в человеке проступает позицией незаинтересованной заинтересованности Миром в качестве целесообразной самоценности;7) напряжение морального дискурса пролягает в горизонте постоянного выбора между этикой бесконечного/необходимого; реального/возможного;8) бессмертное существует только в человеческом животном и через него; оно проявляется в упорном желании «Продолжать!» процесс познания (вопрошания), индуцированный наличием вневременной истины;9) истина может проявить себя только в диалоге (полилоге): «Истины вершат свой единичный прорыв только в ткани мнений. Нужно, чтобы мы общались…Именно мы, такие как есть, подвержены становлению субъектом…Любая абсолютизация силы истины организует Зло»
Эстетика
Фетисова Е.Э. - О латентном существовании «парижской ноты»: «Ковчег» c. 75-85

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.21765

Аннотация: Предметом исследования является феномен «русского Ренессанса» как малоизученная культурная парадигма ХХ века, его история и его философское ядро - «парижская нота». Данная статья иллюстрирует на отдельных примерах отличительные черты «парижской ноты» и близких ей по мироощущению поэтов. Анализируется фундамент «парижской ноты», концепция, поэзия символизма, неоклассицизма и акмеизма. Рассматривается также «синхронно-реминисцентный хронотоп», благодаря которому создается жанровая полифония и «монолог на полифонической основе». Для раскрытия содержания неоакмеизма как художественного направления ХХ века привлечены особенности его функционирования во внешней коммуникации с символизмом, перешедшим в 1934 г. в свою латентную фазу, и неоклассицизмом. Сопоставительный анализ и метод семиотической реконструкции поэтического текста служат ключом к пониманию внутренней структуры неоакмеистической культурной парадигмы. Неокмеизм в эмиграции («младоакмеизм») продолжил миссию символизма: «двоемирие», концепт мира как «эстетического феномена» он трансформирует в принцип мистического энергетизма, постигая мир ноуменальный через «мистическое озарение». Эмигрантский неоакмеизм раскрывается как синтез элементов модернизма и реализма: в его поэзии соединяются мистические миры, дихотомия «реального-ирреального», символистская «теория соответствий», и ясность, историческая конкретика, унаследованные от реализма. Делается вывод о том, что неоакмеизм («русский Ренессанс») содержит в своей структуре некий объединяющий ментальный код русской культуры, который связывает внешне различных поэтов в рамках единого литературного течения. Данный путь рассмотрения неоакмеизма как непрерывной парадигмы постсимволистского, традиционалистского творчества, как одной из значимых линий литературного развития, соединяющей в себе опыт метрополии и зарубежья, способствует выявлению внутренней целостности русской литературы, развивающейся в диалоге разных художественных систем (символизма, акмеизма, неоклассицизма).
Философия науки и образования
Марковцева О.Ю., Бородина Н.В., Леонтьева Л.С. - Метафизика педтехнологий в эпоху средневековья (на примере Шартрской школы) c. 86-94

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.21671

Аннотация: В статье описывается актуальность метафизической проблематики специфики педагогических технологий на примере деятельности Шартрской школы. Специализация заданных исследованием цели и задач, образует феноменологическую область объекта и предмета исследования – метафизику образовательных технологий. Они проявляются в тех или иных, но всегда актуальных инновационных исторических обстоятельствах. Научная стратегия описания метафизической целостности касается развития, изменения педагогической, общекультурной политики социума. Максимально эффективно данная политика была проявлена в инновационной работе Шартрского образовательного центра. В статье описывается специфика этих инноваций, а также метафизические условия их конституирования. Методология исследования. В аспекте поставленных задач предметная область предстает как динамическая, соотносительная, децентрированная форма, и одновременно как междисциплинарная научная сфера. Основными принципами, методами ее исследования являются феноменологические, диалектические, герменевтические, когнитивно-лингвистические, историко-педагогические, культурологические и другие. Они совмещены в единую целостность на основе принципов соотнесенности, дополнительности, органичности, синкретичности. Новизна, выводы исследования. Созданная методолого-тематическая, структурно-предметная область эвристична сконструированной на ее основе модели экспликации и описания метафизико-педагогического опыта Шартрской школы (предмет). Выводы, полученные в ходе реализации исследовательских стратегий авторов статьи многоаспектны. Отметим главный, общий по содержанию работы: в эпоху Средневековья теолого-метафизические условия формирования педтехнологического опыта не позволяли соединить в целостную структуру теоретическую и практическую области их общей педагогической культуры, это произошло позже. Однако подобное совмещение удалось осуществить Шартрскому образовательному центру.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"