Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 08, 2016
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 31-08-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2016
Философия науки
Федорин В.В. - Философско-методологическое обоснование проектов генетического конструирования человека c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.8.20221

Аннотация: Предметом исследования является анализ проектов генетического конструирования человека, попыток улучшения его моральных и физических качеств. В наше время необычайно усилилась значимость открытий в биологии и медицине. Человек оказывается в новой для себя роли, объекта манипуляций. Методы генной инженерии предоставили возможности изменения генетической основы человека, являющейся предпосылкой бытия при создании своей личности. Чтобы комфортно существовать в этом быстро меняющемся, стремительном мире человеку необходима определённость в понимании того, как методы генной инженерии будут влиять на его бытие и взаимоотношения с другими людьми. В основе методологии исследования лежат принципы целостности, историчности и системности. Проведён анализ проектов конструирования человека с различных точек зрения, сделана оценка возможных последствий использования ‘человекоориентированных” биотехнологий. Выявление философско-методологических аспектов проблем, которые неизбежно возникают вследствие стремительного развития генной инженерии, представлена философская концепция изменения отношений между субъектом и объектом, являющаяся следствием интенсивного развития методов генной инженерии и появления биотехнологий, имеющих возможность преобразования генетической природы человека. Биотехнологии играют огромную роль в познавательной деятельности. Их стремительно возрастающие возможности преобразования генетической природы человека, несомненно, должны быть под контролем. А уровень вмешательства в генетику человека должен определяться нравственностью общества и научным уровнем.
Философия познания
Яшин Б.Л. - Конструктивизм в философии и математике: про и контра. c. 11-24

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.8.19737

Аннотация: Предметом исследования является конструктивизм, интерес к которому, по мнению автора, связан сегодня с неудовлетворенностью классической эпистемологией, осознанием ее ограниченности, а также тем, что такая его разновидность как, «эпистемологический конструктивизм» не только выражает целый ряд особенностей современных наук о человеке и современной культуры в целом, но дает ответы на вопросы, способствующие осознанию возможностей и границ человеческого познания, осмыслению того, что представляет собой сам познающий субъект, и какова его роль в познавательной деятельности. Основными методами исследования являются логический и исторический методы в их единстве, метод сравнительного анализа, методы обобщения и синтеза как объединения интерпретированного материала в новом ракурсе, которые позволяют получить некоторые выводы. Новизна работы состоит в том, что в ней актуализируются проблемы спора между реалистами и антиреалистами, имеющего непосредственное отношение к фундаментальным основаниям научного знания. На основе анализа и сопоставления идей некоторых представителей эпистемологического, социального и радикального конструктивизма, конструктивизма в математике, работ, связанных с обсуждением проблем влияния социокультурных факторов на развитие математики (в частности, работ в области этноматематики) и науки в целом, а также работ отечественных философов, посвященных проблемам конструктивизма в философии и науке, автором делается вывод о том, что результаты современной науки (в частности, когнитивистики), предоставляют достаточно весомые аргументы, подтверждающие реалистическую интерпретацию познавательного процесса и его результата – знания. Что эта интерпретация способствует более глубокому пониманию и более адекватному объяснению научных фактов, открывает возможности для разработки исследовательских программ, которые в рамках анти-реалистической эпистемологии были бы невозможны
Философия языка и общения
Силинская А.С. - Музыкальная коммуникация и ее особенности с точки зрения семиотики. c. 25-30

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.8.19889

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является музыкальная деятельность как специфический способ человеческой коммуникации, способы организации процесса смыслообразования, а также отличие музыки от естественного вербального языка с точки зрения семиотической концепции. Объект исследования представляет собой феномен межсубъектной коммуникации, всю совокупность средств выражения информации, способов ее восприятия, накопления и передачи. Особенное внимание автор уделяет вопросам определения языка и структуры коммуникативного акта с точки зрения семиотики, отличию вербального языка от языков искусства, а также делает акцент на незнаковой природе музыки. При написании статьи применялась следующая совокупность методов: общий философский анализ и синтетическое обобщение освоенного материала, в основе работы лежит компаративный метод. Новизна исследования заключается в изменении основных предпосылок семиотического подхода к изучению музыкального искусства как способа межсубъектной коммуникации, а именно: выведение понятия языка за границы определения как исключительно знаковой структуры. Это позволило признать музыку языком, непереводимым на вербальный естественный язык, выражающим и передающим специфическую информацию с помощью незнаковых средств. Также было реконструирован процесс смыслообразования и репрезентации в музыкальном искусстве.
Социальная философия
Гончаров В.В. - Эволюция онтологических принципов в глобальном конституционализме c. 31-47

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.8.19878

Аннотация: В настоящей статье проводится анализ эволюции философских принципов в рамках социальной концепции глобального конституционализма.Автор обосновывает, что социальная концепция глобального конституционализма возникла как следствие общности основной цели социальных концепций неолиберализма и неоконсерватизма, господствующих в США и Западном мире - обеспечение сохранения и развития мировой капиталистической системы.Следовательно, истоки философских принципов глобального конституционализма находятся в социальных концепциях неолиберализма и неоконсерватизма, которые послужили основой разработки процессов глобализации мира по западному образцу. В работе используется ряд методов научного познания: гносеологический; онтологический; формально-логический; диалектический; статистический; сравнительно-правовой; абстрактно-идеалистический; конкретно-исторический. Дальнейшее развитие философских принципов глобального конституционализма как социальной концепции обусловлено их противоречиями с философскими принципами альтернативных социальных концепций, обосновывающих глобализацию "слева" - альтерглобализм; а также социальных концепций противников глобализации общественно-политической, государственно-правовой, финансово-экономической жизни обществ и национальных государств, как "справа" - альтерглобалистов (изоляционистов, пацифистов, анархистов, неомарксистов, "зеленых", защитников животных, борцов за права человека, хиппи, националистов и т.п.), так и "слева" - современных марксистов, пролетарских интернационалистов.
Ценность и истина
Фёдоров С.В. - Понятие истины в ранних работах А.Ф. Лосева c. 48-57

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.8.20080

Аннотация: В статье предметом исследования является понятие истины в ранних работах А.Ф. Лосева. Оно выводится, конструируется из системы основных понятий, развиваемых философом. А.Ф. Лосев, с одной стороны разрабатывает проблематику философии всеединства, связанную с «цельным знанием», символом, именем, мифом, а с другой стороны, реконструирует и развивает неоплатоническую диалектику, использует ее как основной метод. Понятие истины выводится из системы неоплатонической диалектики в интерпретации А.Ф. Лосева, которая является категориальной структурой античного космоса. В связи с этим истина понимается в онтологическом ключе, что рассматривается как развитие подхода В.С. Соловьева, у которого истина определена как «сущее всеединое». Основные методы, использованные в исследовании: диалектический, системный и сравнительно-исторический. Понятия рассматриваются в движении и взаимном переходе. Формулируется определение истины в ее онтологическом понимании. Истина раскрывается как сущее всеединое в себе (как сверх-сущее и сверх-умное одно), для себя (как единораздельный телесный становящийся эйдос с именем), для иного (как потенция, проявляющаяся в направленности к снятию антагонистических противоречий). В последнем моменте истина рассматривается в ее связи с мифом.
Философия религии
Урбанаева И.С. - Компаративистский опыт развития философской методологии изучения буддизма c. 58-74

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.8.19762

Аннотация: Предметом исследования является компаративистский опыт становления философского подхода к изучению буддизма в рамках академической буддологии и сравнительной философии. Особое внимание уделяется становлению философской методологии исследования буддизма в связи с самоопределением предмета сравнительной философии в широком и узком смысле, рассмотрению вклада Ф.И. Щербатского и О.О. Розенберга в обоснование философской буддологии, переосмыслению сущности теоретико-методологических принципов О.О. Розенберга и значения его философского подхода для понимания единства в многообразии буддизма, в постановке и решении проблемы аутентичного буддизма. Статья написана с позиций, признающих перспективность применения в буддологии философской методологии, основанной на принципе единства «внешнего» и «внутреннего» подходов к изучению буддизма, соединении академических стандартов научности с герменевтическими ресурсами, выработанными в рамках буддийской учености. Новизна исследования заключается в установлении того, что: (1) Философская методология изучения буддизма в своем становлении была тесно связана с формированием предмета сравнительной философии в широком и узком его понимании – как глобальной тенденции синтеза философий Запада и Востока и как кросс-культурных историко-философских исследований. (2) По причине сильнейшего влияния работ Ф.И. Щербатского, который вывел буддийскую философию из границ ориенталистики в область легитимной философии и сделал ее предметом историко-философской науки, наибольшее развитие в России и за рубежом получили сравнительные историко-философские исследования буддийской и западной философии, ориентированные на поиск параллелизмов между конкретными учениями. (3) Рассмотрение компаративистского опыта развития философской методологии изучения буддизма в направлении кросс-культурных историко-философских исследований способствует осознанию сходств и различий буддийской и западной философии, но вместе с тем это недостаточно результативно в плане понимания всей системы и специфики буддийской философии и ее органических связей с остальными составляющими буддизма. (4) Методология другого «отца» философской буддологии О.О. Розенберга, ориентированная на системную реконструкцию буддийской философии при опоре на ее изучение «изнутри», содержит возможность более корректного пути развития сравнительного философского изучения буддизма. Автор делает вывод, что подход О.О. Розенберга соответствует будологической традиции, сформированной бурятскими исследователями буддизма и заключающейся в том, чтобы дополнять академические возможности ресурсами буддийской учености при исследовании буддизма: не только знание оригинальных буддийских текстов и классической индийской комментаторской литературы, но и опора на «живую» традицию необходимы для формирования корректной научной методологии в современной буддологии. Это является предпосылкой дальнейшего развития и применения автором собственной методологии изучения буддизма в единстве философии и практики.
Тайны человека
Напсо М.Д. - Социальный нарциссизм Ж. Липовецки и общество потребления c. 75-81

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.8.20128

Аннотация: Объектом рассмотрения настоящей статьи являются особенности общества потребления, а предметом – социальный нарциссизм как одна из его характеристик. Автором исследуются сущность и признаки социального нарциссизма, его востребованность мировоззренческими установками идеологии и психологии консюмеризма. Рассматриваются социальные и морально-этические последствия социального нарциссизма, его воздействие на социальное бытие, индивидуальное и групповое сознание и самосознание. Прослеживается феномен социальной успешности как атрибута социального нарциссизма. Показана роль социальных иллюзий в формировании социального нарциссизма. Методологическую основу статьи составили онтологические принципы диалектики, позволившие представить социальный нарциссизм как целостное и противоречивое явление. Научная новизна состоит в обосновании тезиса об обществе потребления как обществе социального нарциссизма. Тематика статьи позволяет прийти к ряду заключений: 1) социальный нарциссизм предстает как одна из характеристик общества потребления; 2) выражением социального нарциссизма является социальная успешность в различных формах своего проявления.
Переводы философской классики
Коротких В.И. - Русские переводы «Феноменологии духа» и проблема передачи гегелевской мысли в современном философском языке c. 82-92

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.8.19825

Аннотация: В статье обсуждаются возможные пути уточнения существующих переводов "Феноменологии духа" Гегеля на русский язык. Автор анализирует различия между первым и вторым переводами, а также указывает на необходимость учёта стилистических особенностей описания опыта сознания в передаче гегелевской мысли. Специальное внимание уделяется проблеме статуса философских категорий в гегелевском тексте, соотношения речи наблюдающего сознания и наблюдаемого сознания, способах разграничения в повествовании предмета сознания (существования) и его определённости (знания). Методология исследования основывается на историко-философской реконструкции диалогического характера «Феноменологии духа», учёте грамматических и стилистических особенностей немецкого и русского языков, анализе места философских категорий в современном философском дискурсе. Впервые в отечественной историко-философской литературе обосновывается необходимость разграничения в переводе "Феноменологии духа" речи наблюдающего и наблюдаемого сознания и анализируются возможности передачи в русском переводе описания предмета сознания и его определённости, благодаря чему закладываются концептуальные основы для принципиально нового перевода "Феноменологии духа".
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"