Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 06, 2016
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 07-06-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2016
Материя и движение
Жульков М.В. - Феномен энергии в истории человеческой мысли c. 1-18

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.6.18923

Аннотация: Предметом исследования является история изучения энергии: в индуизме, античности, понимание энергии в физике, представления П. Тейяра де Шардена, психическая энергия Живой этики, закон сохранения энергии, энергетизм В. Оствальда, формула А. Эйнштейна (полной энергии вещества), взгляды Ф. Энгельса и К. Э. Циолковского, учение В. И. Вернадского о биогеохимической энергии, энергоэволюционизм М. Веллера, энергокосмизм. В статье рассматриваются энтропийные процессы неживой природы, антиэнтропийные в живой и сбалансированные – в системах, обладающих разумом. Утверждается необходимость освоения небиосферных источников энергии, значение субъективного фактора в решении экологической и энергетической проблем, для развития автотрофности человечества. Автор приходит к выводу, что энергия есть то, что вносит изменения на всех уровнях, начиная с сущности объекта и кончая физическими явлениями. Понимание энергии в постнеклассической парадигме науки должно быть скорректировано так, чтобы включить, наряду с традиционными физическими, также и информационные, семантические и психические составляющие. В связи с этим необходимо перейти к типу мышления, в основе которого лежало бы целостное планетарное сознание, непосредственное ощущение целого – ноосферное сознание. На основе ноосферного сознания человек сможет перейти на новый способ отношений с природой, создать биосферосовместимую энергетику, которая станет энергетическим фундаментом социальной автотрофности и ноосферного развития.
Философия познания
Соболев В.Е. - Квант знания и информация как гносеологическая проблема c. 19-27

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.6.19212

Аннотация: Основным предметом исследования статьи является такой гипотетический объект как квант знания, отождествляемый в рамках данной работы с квантом информации. Квант знания рассматривается как минимальный объем знания, который может получить субъект в процессе познания окружающего мира. Проблема существования кванта знания анализируется в контексте современных представлений квантовой физики, цифровой физики, кибернетики и теории информации. Обсуждаются свойства информации как теоретического объекта, определяющего знание субъекта о материальных и идеальных сущностях. Основной исходной посылкой проведенного исследования являются представления современной квантовой физики о квантуемости Вселенной и существовании минимальных физических величин (квантов). Показано, что необходимость существования такого объекта как квант знания является логическим следствием квантуемости Вселенной. Проведена количественная оценка минимально возможного объема пространства, которое может рассматриваться как материальный носитель кванта знания. Делается вывод о том, что квант знания представляет собой бесконечное семантическое многообразие, т.е. может иметь бесконечное число возможных смысловых интерпретаций.
Политическая философия
Базалук О.А. - Теория войны и мира c. 28-52

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.6.19263

Аннотация: Предметом исследования автора является теория войны и мира. По мнению автора проблема войны и мира берет начало в природе человека – в его психике. Именно поэтому, эмпирическую и теоретическую основу исследования составляют факты и закономерности: а) нейронаук, психологии и социальной философии; б) геофилософии; в) военной истории и истории военного искусства. В статье автор последовательно решает две задачи: определяет аксиоматику теории войны и мира, и формулирует её основные утверждения. В статье использованы диалектический метод, системно-структурный, структурно-функциональный, а также методы: сравнения, анализа и синтеза. Методологический базис теории войны и мира составляет расширенная методология геофилософии, включающая в себя помимо классических методов: политической философии, культурологии, этнологии, экономики и географии, методы нейронаук, психологии и социальной философии. Как закономерные проявления усложняющейся структуры и функций нейронных ансамблей подсознания и сознания, война и мир являются способами достижения регуляторного компромисса между проявлениями активного начала, которое изначально заложено в основу психики человека, и влиянием внешней среды – естественным отбором; между усложняющимися потребностями псипространства – совокупности психик в масштабах Земли и возможностями их удовлетворения; между провозглашенной идеей, которая объединяет псипространство, и возможностью её реализации. Войной и миром регулируется качественный состав и проявления псипространства: снижается количество психик, чья структура предрасполагает к агрессии, и увеличивается численность психик, чьи проявления направлены на интеграцию и кооперацию. История Европы ХХ – начала ХХI столетия является наглядным примером того, как усложняющаяся структура и функции психики войной и миром изменила качественный состав псипространства Земли и его проявления.
Философия истории
Матвейчев О.А. - Анахарсис. «Мудрец, потому что скиф» c. 53-61

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.6.19016

Аннотация: Особое внимание уделяется Анахарсису – одной из самых загадочных и противоречивых фигур древнегреческой истории. Несмотря на значительное количество сохранившихся свидетельств о жизни великого скифа и фрагментов его учения, многие исследователи до сих пор высказывают сомнения в историчности этого персонажа. Расхожий в античности образ Анахарсиса как «мудреца-дикаря», избежавшего разлагающего влияния цивилизации, формируется у Эфора и развивается у киников, а затем – у Диодора, Плутарха, Элиана, Лукиана. По-видимому, Эфором же Анахарсис впервые включается в число Семи мудрецов, что наделяет его статусом одного из родоначальников философии. Вполне вероятно, что образ Анахарсиса использовался и в целях аллегорической пропаганды, в частности, для возвеличивания Афин. При написании этой статьи, автор использовал как герменевтический метод, так и диалектический. Наряду с этими методами широко применялись также такие частные методы познания, как логический, исторический, и др. Основными выводами проведенного исследования является то, что философия Анахарсиса весьма разнится с современной ему греческой и выдает в нем пришельца из другой цивилизации; в ней угадываются мотивы, характерные для индоевропейской ментальности, мифологии. При этом важно понимать, что влияние Анахарсиса на греческую мысль было весьма существенным. Его испытали киники, стоики, софисты, а также Платон и Аристотель. Таким образом, прямо или опосредованно учение Анахарсиса лежит в основе греческой, а стало быть, и западной философии, и именно по этой причине оно требует значительно большего к себе внимания исследователей.
Смысл и безмолвие
Мамарасулов А.Р. - Абсурдно-идеальная дихотомия мышления c. 62-72

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.6.18848

Аннотация: Предметом исследования является возникающий в ситуации травматической неопределенности феномен ценностной раздвоенности мышления. Объектом статьи - выступает вызванный этической дихотомией процесс реакции мышления, рассматриваемый в аксиологическом ракурсе. В исследовании анализируется состояние травматической неопределенности, приводящий к утрате смыслового алгоритма существования субъекта и к отчуждению от абсолютных ценностей, что, вместе с тем, служит мотивом для роста самосознания и развития созидательных основ мышления. Особое внимание уделяется вопросу единства абсолютных ценностей и созидательной деятельности субъекта в контексте категории "одушевление". В работе применены аксиологический метод, с помощью которого определяется ценностное поле проблемы, и метод системного анализа. Основным выводом работы является то, что созидательный момент в мышления преобладает над моментом этической дихотомии. Новизна исследования состоит в том, что состояние этической дихотомии, выраженной в сознании как доминанта метафизических идей, противопоставляется метафизике гносеологического порядка - выражаемой в созидательности человеческого я.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"