Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 05, 2016
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 11-05-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2016
Философия познания
Михайлов И.А. - Идея герменевтической феноменологии c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.5.18562

Аннотация: Предметом исследования статьи являются причины «конвергенции» методов современного философского анализа, которые в классической феноменологии (Э. Гуссерль) считались малосовместимыми, однако превратившимися в устойчивую программу в трудах последователей Гуссерля (М. Хайдеггер, П. Рикёр). В первой части статьи автор вычленяет основные вехи развития теории истолкования и интерпретации (герменевтики), которые вели ее от общей методологии интерпретации письменно зафиксированных источников к способу анализа душевной жизни. Разъясняя онтологический смысл, который понимание получает в философии Хайдеггера, автор, опираясь на общие установки феноменологии, показывает, почему возникла необходимость сочетания феноменологического и герменевтического методов. В статье использованы методы историко-философской реконструкции, понятийного анализа, подход с позиций создания основ научного знания. Основными выводами проведенного исследования являются то, что (1) в трудах М.Хайдеггера и П.Рикёра понятие «герменевтической феноменологии» имеет два отчетливо различающихся значения: а) метод, используемый для создания основ научного знания; этот метод радикализирует понятие беспредпосылочной науки за счет обращения к человеческому существованию, в котором уже заключена истолкованность, «понятность» мира (Хайдеггер); б) метод, указывающий на предпосылочность, историчность нашего познания мира, его языковую обусловленность (П. Рикёр). Установлено (2), что между этими методами есть несколько существенных различий. 2.1. Собственно «методом» является только герменевтическая феноменология Хайдеггера: здесь каждый шаг философского исследования является одновременно феноменологичным, и герменевтичным. Рикёр же под герменевтической феноменологией подразумевает, скорее, общефилософский подход, попеременно использующим то феноменологическую, то герменевтичекую методику и вполне допускающим также структуралистские, психоаналитические техники или анализ с позиций обыденного языка. (2.2.) Показательным отличием между версиями герменевтической философии является а-рефлексивность, а-теоретичность фундаментальной онтологии Хайдеггера и подчеркнутая рефлексивность философии Рикёра, равно как и его ориентация на антропологическую проблематику, неприемлемую ни для Гуссерля, ни для Хайдеггера.
Социальная философия
Сиземская И.Н. - Власть и поэт в России c. 16-25

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.5.18816

Аннотация: В центре внимания автора проблема «Поэт и власть». Рассматривая её в исторической ретроспективе, автор обращается к истории отечественной интеллигенции как феномену русской культуры, связывая её родословную с появлением «служилой интеллигенции» эпохи Петра I. С реформами Петра I появился образованный социальный слой, соединявший духовное творчество со службой в государственных структурах, т.е. с непосредственным сотрудничеством с властью. Результатом совместных усилий, как завершение петровских реформ, явилась дворянская культура, субъектом которой стала отечественная художественная интеллигенция. В статье показано, что на всех этапах своей истории она, следуя идеалам Просвещения, была её носителем и творцом, аккумулирующим нравственно-гуманистические ценности, всегда защищала идеи свободы и социальной справедливости; в постоянном противостоянии консервативным общественным силам, она отстаивала право личности на свободное волеизъявление и духовное (интеллектуальное и художественное) творчество. В рамках выбранного историко-философского анализа автор обращает внимание на тот факт, что русский интеллигент в отличие от европейского интеллектуала, воспринимал себя «чужим» в своей социально-политической среде, оправдывавшей диктат самодержавия, произвол крепостнического строя, поголовное невежество. Автор приходит к выводу, что критическое отношение к действительности, было константой интеллигентского самосознания. Поэтому на всём бытии отечественной интеллигенции лежит отпечаток раздвоенности в её отношениях к власти, противостояние которой к началу XX века приняло форму «противогосударственного отщепенства», как назвал эту черту Струве. В статье отмечено, что эта черта была свойственна поэтам Серебряного века, чему предлагается своё объяснение. Отдельно автором рассматривается история взаимоотношений художественной интеллигенции и власти после Октября 1917 года. Новый политический режим усилил диктат власти в лице Сталина на духовную жизнь общества. Первыми жертвами новой власти были Н. Гумилёв, О. Мандельштам, А. Ахматова. Их творческая судьба и история противостояния тоталитарному режиму стала в статье предметом отдельного рассмотрения.
Смысл и безмолвие
Матвейчев О.А. - Семь чудес гиперборейца Абариса c. 26-34

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.5.18701

Аннотация: Особое внимание уделяется изучению особенности трансформации образа Абариса в связи с более общим вопросом культа выходцев из отдаленных земель, занесших в эллинский мир прежде неведомую мудрость. Анализ исторических источников о жизни и деятельности Абариса демонстрирует, что его вполне рациональный и простой для понимания образ у древних авторов (Пиндара, Геродота, Платона и др.) приобрел в эпоху эллинизма совершенно фантастические черты, что может объясняться как общим состоянием общественного сознания, характеризующегося интересом к мистицизму, иррационализму и экзотическим культам, так и уходом из исторической памяти форм мышления, традиций, метафизических инвариантов, привнесенных в культуру догомеровской Греции вторгшимися в средиземноморско-балканский регион индоевропейскими племенами. В связи с этим задача, которая может быть поставлена перед исследователем, состоит в демифилогизации образа Абариса, что позволило бы избавить его от позднейших наслоений и выявить его истинные черты. При написании этой статьи, автор использовал такие методы, как метод комплексного историко-философского анализа, компаративистский и биографический методы. Основным выводом проведенного исследования является то, что демифилогизация образа Абариса не только дает ключ к объяснению «темных мест» нашего знания о его личности и деятельности, но и выводит нас на более широкую проблему – проблему рецепции древними греками индоевропейской ментальной матрицы как важнейшего условия формирования современной западной цивилизации.
Тайны человека
Борисов С.В. - Дазайнанализ как философская практика: философские основания и медитативные упражнения c. 35-46

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.5.18697

Аннотация: Предметом исследования являются онто-гносеологические основания дазайнанализа. В сравнительном ключе характеризуется вклад Канта, Кьеркегора, Гуссерля, Ясперса и Хайдеггера в становление теоретической базы дазайнанализа. Описаны также основные способы применения дазайнанализа в философской практике и экзистенциальной психотерапии. Анализируются медитативные упражнения, которые можно применять в философской практике, составленные автором по методикам Бинсвангера и Ялома. В статье исследуются способности человека конструировать мир и основные типы отношений человека и мира. Автором используется сравнительно-исторический (компаративный) метод исследования ключевых проблем дазайнанализа. В разработке практической части исследования используется метод феноменологической редукции, направленный на выявление экзистенциального потенциала. Основным выводом проведенного автором исследования является то, что дазайнанализ как философская практика не признает никаких предварительных систем отсчета в качестве «привилегированных» в характеристике человека кроме тех экзистенциальных структур, которые феноменологически выявляются или сообщаются самим человеком. Трансцендентальная структура «экзистенциальных априори» является ключом к пониманию мира любого человека, так как она представляет собой смысловую матрицу, в которой все феномены находятся на своем месте.
Человеческие экзистенциалы
Яковлева Е.Л. - Современные экзистенциалы бытия: абсурд и гламур c. 47-54

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.5.18780

Аннотация: Оптика исследования сосредотачивается на абсурде и гламуре, ставшими ключевыми чертами присутствия современного человека в бытии. Современная идеология гламура, абсурдная по своей природе, создает такие пространства социального, где личность заявляет о себе симулятивно и бессмысленно, высвечивая онтологические, гносеологические и аксиологические трансформации. Результаты: выявлено, что абсурд зарождается в бытии и его зазорах между Нечто и Ничто, что задано диалектически. Причиной зарождения абсурда как Ничто является личность, сознательно ничтожащая Нечто. Гламурный формат абсурдного симулирует смыслы и действия, окутывая их глянцевым флером, что приводит к сбоям в работе сознания и рутинной ситуации, изводящей личность. Выходом из гламурного абсурда может стать включенность в бытие, связанная с рефлексивностью, интенциональностью, творческим подходом и нравственными проявлениями. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику абсурда и гламура как экзистенциалов современного бытия. В статье впервые совмещаются абсурд и гламур, взаимосвязанные между собой в современности. С одной стороны, они сотворены социальным/личным, с другой стороны, создают почву для их проявления в бытии. Многие аспекты абсурда и гламура как экзистенциалов бытия имеют отрицательный модус, требующий незамедлительного принятия решений по их искоренению.Практическая значимость: Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании абсурда и гламура в бытии личности и социального.
Мифы и современные мифологии
Майданов А.С. - Соотнесение мифологических и научных образов реальности как метод их взаимной интерпретации c. 55-86

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.5.18971

Аннотация: Особое внимание в статье уделяется выработке такой методологии, которая, с одной стороны, помогала бы истолковывать мифы, а с другой – способствовала бы решению тех научных проблем, которые тем или иным образом касаются содержания этих мифов. Для успешного решения данной задачи в статье ставятся во взаимодействие такие сферы интеллектуальной деятельности, как мифология и археология. В качестве мифологического объекта исследования привлекается великое произведение иранских мыслителей и поэтов Авеста. Предметом исследования из области археологии берется имеющая отношение к иранцам срубная культурно-историческая общность. Акцент в исследовании делается на одном из самых знаменитых авестийских мифов – мифе об Йиме. Исходной установкой исследования является идея об эпистемологическом характере мифа – о его информативном отношении к реальности. Другая исходная установка – двойственность содержания мифа, а именно синкретическое соединение в нем двух противоположных элементов – достоверного знания и вымысла. Разработанная в статье методология заключает в себе, прежде всего, операцию соотнесения содержания мифов и научных сведений из соответствующей области знания. Данная операция реализуется с помощью определенного комплекса специальных методов и приемов, в частности, метода перевода содержания мифа с иносказательного языка на язык слов с прямым значением. Описываются такие специфические приемы мифотворчества, благодаря которым в них осуществляется особый способ отображения реальности. Это такие приемы, как сужение содержания мифического образа, упрощение действительного хода событий, синкретизм. Новизна исследования заключается в определении места и времени событий, описанных в этом мифе, их подлинного характера, в показе способа жизнедеятельности древних людей, в установлении того, что действительными субъектами описанных в мифе событий являются носители древней срубной культуры. Выдвигаются новые доводы в пользу гипотезы о восточно-европейской прародине иранских ариев.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"