Электронный журнал Философская мысль - №3 за 2016 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 09-03-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
История идей и учений
Гаджикурбанов А.Г. - Различение этических и интеллектуальных добродетелей в моральных доктринах Аристотеля и Спинозы (сравнительный анализ) c. 1-22

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.3.18086

Аннотация: В работе проводится сравнение этических доктрин Аристотеля и Спинозы в вопросе о типологии добродетелей. Аристотель, нравственная философия которого оказала существенное влияние на моральное учение Спинозы, выделял два типа добродетелей, соответствующих разным интересам морального субъекта — практическому (собственно этическому) и теоретическому (дианоэтическому). По своему смыслу это различение соответствует двум аспектам идеи мудрости в античной традиции, охватывающим как общежизненную сферу бытия человека, так и пространство созерцания им высших начал бытия. В целом моральная доктрина Спинозы воспроизводит эту модель нравственной жизни человека, различая практический, мирской опыт моральной жизни и ее интеллектуальную составляющую, которая превосходит смертный образ человека. Исследование опирается на историко-философский анализ основных моральных сочинений Аристотеля и Спинозы, а также привлекает достижения современной российской и западной этической науки. Рассматриваемая в исследовании тема сравнительного анализа моральных концепций Аристотеля и Спинозы в аспекте типологии добродетелей практически не освещена в российской исследовательской литературе и лишь фрагментарно представлена в западных источниках. Новизна исследования заключается в том, что нем сделана попытка представить моральные концепции Аристотеля и Спинозы в их метафизическом контексте. Автор утверждает идею зависимости топологии этического пространства от иерархии ценностей, определяемой высшими началами бытия.
Циклы и волны глобального мира
Зябкин М.Ю. - Символические инструменты государства как субъекта политической системы c. 23-32

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.3.18130

Аннотация: Предметом исследования выступают теоретико-методологические основы анализа символического капитала страны, а также возможности его оптимизации в глобализационном контексте. Объектом исследования является символический капитал страны как категория социальной философии,а также его роль в функционировании государства как субъекта политической системы. Автор обосновывает положение о том, что эффективный символический капитал государства должен быть адекватен современной социополитической конъюнктуре. При этом в условиях глобализации ориентации на ценности открытого мира предполагают расширение процессов взаимодействия между символическими капиталами государств, но не обязательно ведут к унификации культур, ибо могут служить развитию культурного плюрализма и поддержанию этнокультурного разнообразия путем создания полей ценностного взаимодействия. Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологической основой исследования выступает системный подход к всестороннему анализу объекта и предмета исследования. Решение исследуемых в работе проблем осуществляется в русле структурно-функционального подхода с применением принципов единства исторического и логического, принципа детерминизма, а также общенаучных принципов познания общественных явлений. Теоретическая база работы представлена как классическими работами общефилософской, социально-философской, социологической, политологической и психологической науки, так и новейшими публикациями современных исследователей по ключевым аспектам проблемного поля. В статье рассматривается вопрос о роли символического капитала в функционировании государства как субъекта политической системы. В связи с этим изучается специфика формирования символического наполнения ключевых государственных символов: флага и герба. Обоснована специфика символического капитала государства как категории социальной философии, заключающаяся в том, что символический капитал в политике выполняет функции как горизонтального легитимизирующего субъекта, так и вертикального манипулирующего субъекта. Это позволяет обосновать необходимость культурной политики государства, ориентированной на выстраивание равноправного диалога между субъектами политической системы с целью недопущения деградации национального символического капитала.
Социальная философия
Пархоменко Р.Н. - Евразийство в современной российской социально-философской мысли: реинкарнация одного понятия c. 33-45

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.3.16491

Аннотация: Предметом исследования являются главные идеи евразийства как масштабного проекта в отечественной философии, в рамках которого были подняты такие проблемы, которые во многом не теряют своей актуальности до сих пор и широко востребованы в современной русской философской мысли и политологии. Автор подробно рассматривает современный вариант евразийства, получивший название «неоевразийства», который сегодня активно развивается А.Г. Дугиным, Н.Н. Моисеевым, А.С. Панариным, Ф.И. Гиренком, В.Я. Пащенко, Б.С. Ерасовым и способен стать, по мнению многих исследователей, магистральным путем развития нашей страны. Методологией исследования является обращение к огромному массиву текстов по проблематике евразийства, которые на сегодня изучены с разной степенью полноты. Основными выводами проведенного исследования является анализ и оценка главных идей евразийства и неоевразийства, помещенных в современный контекст отечественной социально-философской мысли. Особым вкладом автора в исследование темы является мысль о возможности подлинного культурного и экономического возрождение нашей державы, которое может быть достигнуто посредством обращения к имеющим большой потенциал идеям евразийства и неоевразийства, о своеобразной "реинкарнации" идей евразийства в современной философии и политике.
Социальная динамика
Напсо М.Д. - Эксклюзия как предмет социально-философской рефлексии c. 46-55

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.3.17966

Аннотация: Объектом рассмотрения статьи является явление социальной эксклюзии, а предметом – социальные процессы, ведущие к формированию данного феномена. Автором исследуются понятия социальной эксклюзии и депривации, проводится их сравнительный анализ, подчеркивается их конгруэнтность и отличительные признаки, взаимозависимость и взаимообусловленность. Особое внимание уделено анализу влияния условий социальной среды, экономических факторов, в первую очередь фактора бедности, а также процессов социальной мобильности на возникновение социальной эксклюзии. Рассматриваются ее культурные и эмоционально-психологические аспекты. Методологическую основу статьи составили диалектические принципы объективности, системности, всесторонности исследования, предполагающие учет реалий современной практики. Научная новизна состоит в обосновании следующих положений: 1) увеличение численности социально исключенных является тенденцией современного развития, что делает проблему актуальной с точки зрения как теории, так и практики; 2) являясь следствием многих разнонаправленных процессов, социальная эксклюзия приводит к негативным последствиям для индивидуального и коллективного существования.
Ценность и истина
Юдин А.И. - М.А.Бакунин о социальном значении науки. c. 56-66

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.3.17988

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются социальное значение и роль науки в обществе в трактовке М.А. Бакунина. В статье рассматривается социальное значение анархизма как демократической и актуальной в современном мире теории. Роль и значение науки в обществе Бакунин видел сквозь призму идеи социальной справедливости и социального равенства. Также в работе анализируется трактовка науки Бакуниным как средства господства привилегированного и образованного меньшинства. Рассматривается проблема зависимости науки от государства и как следствие этого проблема ее особой социальной роли и особого значения в обществе. Наука в обществе такая же форма общественного сознания как мифология и религия и в силу этого должна быть отделена от государства. В качестве методологии исследования выступает система принципов, выработанных в сфере историко-философской науки: принцип историзма, историко-сравнительный принцип, идея диалектического единства исторического и логического, идея понимания историко-философского процесса как целостной системы, имеющей свою логику развития, свои специфические особенности Сформулированы следующие выводы: развитие различных форм самоуправления народа, то есть реализация общественного идеала анархизма тождественно развитию демократии, наука и образование в социально-классовом обществе выступает как одно из средств социальной дифференциации, наука есть такая – относительная и преходящая форма общественного сознания, как мифология и религия.
История гуманистической мысли
Петров В.Е. - Проблема классификации профессиональных философов: элитологическая модель c. 67-76

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.3.17892

Аннотация: В настоящее время в философии поставлена проблема классификации профессиональных философов по тем или иным основаниям и критериям, как по содержательным и методологическим (Вл. Татаркевич, В.Н. Сагатовский), так и по степени масштаба их творчества и исторического влияния (К. Ясперс, Р. Коллинз). Этот подход классификации можно назвать «элитологическим», в основе которого лежит признание справедливости и объективности принципа неравенства в обществе и профессиональной среде. Поскольку творчество философов также различается по глубине, масштабу и влиянию, постольку, по мнению автора статьи, вопрос о внутренней иерархии и ее критериях среди самих профессиональных философах по-прежнему закономерен и актуален. Подобные модели, анализ которых приводится в статье, в определенной степени классифицируют и ранжируют профессиональных философов, создавая своеобразную иерархию, основанную на субъективной историко-философской оценке их «величия» и заслуг. Однако существующих моделей подобной классификации крайне мало, они излишне субъективны и не развивают своих критериев ранжирования в полной мере, поэтому в статье предлагается взгляд автора на возможную элитологическую модель классификации для представителей философской профессии, которая может быть представлена пятью категориями (группами) – «A», «B», «С», «D» и «E». Эта модель основывается на современной специфике философской деятельности, и ранжирует философов на наиболее выдающихся, оригинальных и системных (группа «A»); философов второго эшелона («B»), чуть менее оригинальных и востребованных; философов от искусства, науки, религии, политики («C»); философов университетской элиты («D»), и массовую группу узкоориентированных на свои предметные области философов-экспертов («E»). В статье также анализируются дальнейшие возможные перспективы обсуждения и внедрения профессионального ранжирования среди философского сообщества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.