Электронный журнал Философская мысль - №12 за 2016 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 12, 2016
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 15-01-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2016
Западники и славянофилы сегодня
Буренков А.В. - Концепция Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах как вариант развития России c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2108

Аннотация: Объектом исследования является творческое наследие Н.Я. Данилевского. Предмет исследования – концепция Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах и её влияние на развитие России в современных условиях глобального кризиса. Автор подробно рассматривает состояние человеческого общества на современном этапе развития, приводит взгляды западных исследователей Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы, отечественных мыслителей М.А. Бакунина, А.А. Зиновьева, В.В. Ильина, А.Г. Дугина, которые подтверждают главный вывод автора о кризисном состоянии нашей цивилизации. В статье излагаются причины кризиса: принцип универсализма, обосновывающий магистральный путь человечества, идеи либерализма, насаждаемые лидерами западных стран, последствия НТР, которые не были учтены правящими элитами. Показана негативная роль такого явления, как «европейничание», названное Данилевским социальной болезнью, которая вынуждает нашу страну занимать позицию арьергарда, вечно догоняющего передовые страны. Методология исследования включает методы: междисциплинарный, системного анализа, диалектический, культурологический, рациональной реконструкции, компаративистский, соотношение исторического и логического. Основными выводами данного исследования являются: В решении вопроса обретения Россией собственной государственной идеологии, отражающей национальные интересы страны, может сыграть большую роль парадигма Н.Я. Данилевского. Концепция культурно-исторических типов опирается на исторический опыт отношений России и Европы, дает возможность формирования новых отношений не только между славянскими народами, но и государствами других континентов. Концепция Н.Я. Данилевского, являясь альтернативой универсализму, придает новый импульс к поиску иных вариантов мироустройства и миропорядка.
Параметры общества
Локтионов М.В. - Эмпириокритицизм А.А.Богданова и его значение в современной науке. c. 11-22

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2132

Аннотация: Предметом исследования в данной в данной работе является биография и творчество А. А. Богданова, ярчайшего представителя эпохи начала ХХ века, видного участника революционного движения в России, интересного философа - эмпириокритициста, создателя всеобщей организационной науки - Тектологии, известного переводчика и писателя - фантаста, основоположника идеи пролетарской культуры. Показывается его роль в формировании современных научных представлений о естественных и гуманитарных науках, его значение, как предтечи современного понимания идей динамического равновесия и саморазвития. В качестве метода исследования используется биографический метод и сравнительный анализ отдельных работ А. А. Богданова. Основными выводами проведенного исследования являются выводы о незаслуженно забытом вкладе этого ученого в формирование таких научных дисциплин, как кибернетика, общая теория систем, синергетика, теория равновесия динамических систем и теория аутопоэзиса, а также его месте в истории развития российской науки и культуры.
Методология философского знания
Мехед Г.Н. - Художественная литература как метод философии c. 23-35

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2148

Аннотация: В статье рассматривается и критически анализируется популярная у некоторых современных ученых и философов точка зрения, согласно которой художественная литература лишена какой-либо познавательной функции, а ответить на «вечные вопросы» может только «серьезная» научная или научно-популярная литература. Полемизируя с подобным сциентистским подходом, автор статьи обращается к рационально-критической метафилософии, в рамках которой «вечные проблемы» относятся к ведению философии, а не науки. Обосновывается проблемно-динамическое понимание философии, как ядра критической рациональности, и, следовательно, метатеоретического ядра самой науки. С этой метафилософской позиции автор статьи рассматривает творчество Ф. М. Клингера и Ф. М. Достоевского, доказывая на их примере возможность существования особого литературно-философского метода, наиболее релевантного для анализа этических проблем. Опираясь на мнение К. Макгинна, автор статьи обосновывает точку зрения, согласно которой художественная литература может выполнять в философии роль мысленной лаборатории. А при обращении к некоторым особенно сложным для философского анализа проблемам, художественная литература обладает даже более богатым и подходящим для осмысления этих проблем арсеналом средств.
Смысл и безмолвие
Егоров А.Г. - Онтология смысла c. 36-43

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2039

Аннотация: Предметом исследования является понятие смысла. Цель работы - обнаружение содержания и строения смысла, его видов, основных движущих моментов и сопутствующих условий его созидания и выявления. При реализации поставленных задач был рассмотрен ряд определений смысла, а также изложено авторское понимание смысла. Далее, на основе этих определений и с помощью концепции бинера, разработанной автором, была раскрыта онтология понятия смысла: основные его моменты, строение, акторы и свойства, виды и характерные особенности. При исследовании понятия смысла использовался аналитический метод (бинарный анализ, классификация), применялся метод идеализации (чистых бинеров, как и любых других научных концептов, в действительности не существует) и системный подход. В целом автор стремился реализовать многоаспектный подход в описании и постижении смысла. На определенных этапах исследования использовались методы сравнения и сопоставления. Применялся также и метод дедукции (на основе общих положений концепции бинера делались выводы о поведении бинарных структур в конкретных областях, в данном случае, в понятии смысла). И, наконец, применялся метод синтеза тех моментов, которые были выявлены в процессе бинарного анализа. Были выявлены основные свойства смысла и его элементы. Показан системный, иерархический характер структуры смысла. Определены ведущие акторы смысла и важнейшие условия, при которых смысл может созидаться и быть представленным. Полученные результаты будут полезными при решении онтологических и гносеологических проблем современной философии и науки. В первые в истории российской философии была применена концепция бинера к осмыслению содержания и структуры понятия смысла. Главный вывод: прежде чем решать какие-либо теоретические и практические проблемы, необходимо выявить смысл понятий, которые выражают эти проблемы. Для обнаружения же смысла любого понятия, требуется, в первую очередь, достаточное глубокое понимания сущности и структуры смысла как такового. Предлагаемая статья и служит одним из тех кирпичиков, с помощью которых и может быть построено это понимание.
История идей и учений
Чижков С.Л. - Учение Б.Н.Чичерина о человеческих союзах c. 44-67

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2140

Аннотация: Предметом исследования является концепция "человеческих союзов" Б.Н. Чичерина, наиболее полно изложенная им в одной из последних его работ - в "Философии права". Гегель, как мы знаем, также разрабатывал концепцию союзов в своем философско-правовом учении, однако, концепция Чичерина от гегелевской радикально отличается. Чичерин рассматривает союзы в качестве универсальных форм земного сосуществования людей, которые связаны с самой онтологией человеческого существования. Поэтому, как считает Чичерин, государство как человеческий союз, хотя и является высшим союзом, но не снимает в себя и не отменяет других союзов. Все четыре человеческих союза - семья, гражданское общество, церковь и государство - составляют единое уравновешенное целое. Сравнительный анализ взглядов и подходов Чичерина к анализу природы человеческих союзов на разных этапах его творческой эволюции показывает, что концепция государства как союза претерпела значительные изменения. Научная новизна данного исследования связана с углубленным исследованием природы человеческих союзов, их связи с онтологией человеческого существования и в первую очередь с идеей свободы. В исследовании показана роль каждого из союзов как с точки зрения реализации в них свободы человека, так и с точки зрения соотношения в них права и нравственности.
Философия науки
Задорин В.В. - Нетривиальная противоречивость и диалектика c. 68-74

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2149

Аннотация: По своей предметной области данная работа принадлежит логике, рассматриваемой как раздел философии, наряду с физикой (философией природы) и этикой (философией духа). Такая широкая, включающая в себя различные формы противоречия и диалектику, интерпретация логики не является универсальной в истории философии: например, Кант или Поппер, в отличие от стоиков и Гегеля, выводят диалектику за пределы логики и рассматривают ее особняком. Основания для нашей позиции будут ясны из дальнейшего изложения. По своей методологии мы будем придерживаться результатов, сформулированных при построении формальных систем и метаматематики Клини – речь идет о финитных методах в метаматематических рассуждениях о свойствах противоречивости формальных систем – дедукции и возвратной индукции на конечных множествах. Адаптация методологии, выработанной в ходе интенсивного развития логики в контексте математики, к предметной области логики, понимаемой в гегелевском, диалектико-материалистическом или стоическом смысле, будет способствовать расширению методологического потенциала ученого, вне зависимости от предметной области его содержательной теории, поскольку, предложит, как мы надеемся, более эффективные способы решения прежних теоретических задач или постановку новых.
Благоговение перед жизнью
Коптелова Т.И. - От виртуального к реальному — феномен жизни в органической логике евразийства c. 75-86

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.1867

Аннотация: В статье исследуется альтернативное господствующему в современной науке понимание фенома жизни в органической логике евразийства 20-30‑х гг. ХХ в., продолженной Л.Н. Гумилевым. Анализируется проблема потери адекватного восприятия телесности и органичности жизни в парадигме «виртуальной формации». В связи с чем рассматривается проблема возможности мировоззренческого поворота от механицизма к органическому пониманию реальности. Представлены важнейшие аспекты феномена жизни, раскрытые в органической логике евразийства: соответствие всегда конкретному пространству и времени, ритм и поле, цельность, многообразие, многомерность связей и отношений. Показаны перспективы дальнейшего научного исследования органической логики евразийства как основы для формирования адекватного экологического сознания будущих поколений и как важнейшего принципа научной методологии. При анализе органической логики евразийства использовались не только основные методы научного исследования (типологический и сравнительный анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции), но и основополагающие принципы коэволюции. Методология изучения социального развития, предложенная евразийством 220-30-х гг. ХХ в., дополненная Л.Н. Гумилевым, до настоящего момента не рассматривалась как одна из линий развития органической философии - интеллектуальной традиции, противоположной механицизму. В то же время органическая логика евразийства характеризует своеобразный стиль мышления, существующий в различных культурных традициях (гилозоизм, витализм, «цельное знание», органицизм, органический тип философии истории и т. д.). Альтернативный механистическому стиль мышления, предложенный евразийством, опирается на органическую логику, отражающую особенности и ритм жизни природных биогеоценозов, этносов и отдельного человека, без чего невозможно никакое развитие.
Политическая философия
Давыдов О.Б. - Либеральный мультикультурализм и коммунитаристский мультикультурализм: спор о сообществе c. 87-92

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.1999

Аннотация: Предметом исследования является философский мультикультурализм в его либеральной и коммунитаристской версиях. Объектом исследования выступает различие в онтологических основаниях двух философских дискурсов – между индивидуумом и сообществом.Описаются и анализируются основные моменты теоретической дискуссии между представителями либерального и коммунитаристского мультикультурализма, которая происходила в западной академической среде в последней трети XX века. Для либералов ключевой задачей является защита индивидуальных прав и свобод, тогда как для коммунитаристов основной задачей является защита сообщества, как базового элемента культурного разнообразия. Применяемая компаративистская методология позволяет выявить сильные и слабые стороны каждой из сторон философской дискуссии о природе социокультурного разнообразия Результатом проведенного исследования является установление актуальности и перспективности дальнейшего развития коммунитаристской мультикультурной стратегии. Применение коммунитаристского подхода к исследованию и трансформации социокультурного разнообразия современных обществ может стать основой для выработки условий гармоничного сосуществования различных культурных сообществ в рамках единого социального пространства.
Циклы и волны глобального мира
Багрова Е.В. - Кризисные явления в общественном развитии и управление ими. Новый философский подход c. 93-104

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2030

Аннотация: Предметом данной статьи является философский анализ циклического развития общества, в частности, кризисных явлений, в том числе в социологическом и экономическом контексте. В статье показано, что с развитием философской, экономической и социологической мысли менялось не только определение кризисов, но и само отношение к ним. А также проводится сопоставление циклического развития и кризисных явлений. Целью данной статьи является спецификация основных подходов к антропогенным кризисам и к воздействию на них. В статье проанализированы работы, посвященные тематике кризиса. В частности труды Шпенглера, Тойнби, Ортеги-и-Гассета, Ясперса, Макрса, Кондратьева, Кейнса, Тоффлера и других. В процессе исследования автор выявляет три существующих парадигм в области социальных кризисов: формализация кризисов и их первопричин; формирование концепций о преодолении кризисов, разработка концепций о сглаживании циклических колебаний. Отметим, что каждая из этих философских парадигм уходила в прошлое. В то время как в настоящий момент концепция сглаживания циклических колебаний и избегания кризисов постепенно уходит в прошлое. В статье показана эволюция фундаментальной философской парадигмы, лежащей в концептуальном определении кризисов следующим образом: формализация кризисов и их первопричин; формирование концепций о преодолении кризисов, разработка концепций о сглаживании циклических колебаний. Показано, что каждая из этих философских парадигм уходила в прошлое. В результате, автор предлагает новый философский подход - управление кризисными явлениями, главной задачей которого является асинхронизация циклических процессов, что приведет к снижению социальной значимости каждого отдельно взятого кризиса.
Связь времен
Фаритов В.Т. - Трансгрессия в античной философии: Ницше и досократики c. 105-114

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2104

Аннотация: В предлагаемой статье рассматривается специфика предложенной Ф. Ницше интерпретации досократического периода античной философии. Основным материалом исследования выступает не опубликованная при жизни философа работа "Философия в трагическую эпоху греков" (1872 г.). Основной задачей исследования является экспликация онтологических аспектов осуществленной Ф. Ницше переоценки смысла и содержания наследия древнегреческой философии. В статье выявляются отличительные характеристики позиции Ницше от традиционных подходов к изложению и оценке раннего периода античной философии. В статье используются методологические принципы и установки герменевтики и деконструктивизма, а также сравнительного исследования философских текстов. Основным выводом проведенного исследования является обоснование положения, согласно которому источником становления античной философии является опыт трансгрессии и установка на поиск путей осмысления трансгрессивных феноменов существования. Автор показывает, что в античной философии можно выделить две противоположные тенденции: установку на отрицание трансгрессии и установку на признание самостоятельного онтологического статуса трансгрессивных феноменов.
Социальная динамика
Мукин В.А., Ефремов О.Ю. - Вероятностно-статистический метод прогнозирования социальных явлений c. 115-124

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2106

Аннотация: Предметом исследования в статье является метод прогнозирования, методология оценок степени риска по принимаемым управленческим решениям. Для исследования социальных объектов, имеющих масштабы трудно сопоставимые на уровне макропроцессов, с большим количеством параметров, используются различные модели. В частности, это социокультурные и эконометрические модели описания социальных явлений. В этом ключе актуализируется необходимость комбинации различных моделей для комплексного исследования и предметом становится оптимизация вероятного прогнозирования с использованием математического аппарата. Объект исследования – социальные явления, представляющие собой совокупность сложившихся взаимодействий людей в группе, обществе. Рассматривается возможность и философские основания применения вероятностно-статистического метода для описания изменения социальных явлений. Описываются способы выявления и структурирования движущих сил социальных изменений с использованием сценариев изменений, а также составление модели трансформации социокультурных оснований. Цель исследования - разработка методологии вероятностно-статистического прогнозирования социальных явлений. Основные выводы связаны с исследованием проблемы социального прогнозирования в рамках возможности применения математических моделей и методов. Показана возможность объективного выделения и определения факторов, влияющих на исследуемое социальное явление, анализа их роли во влиянии на социальное явление. Данные факторы возможно объективно ранжировать по значимости по отношению к исследуемому социальному явлению. Анализ философских оснований вероятностно-статистического метода показывает, что его возможно применить к изучению социальных явлений на основе выделенных и проранжированных факторов. Полученный результат описывает развитие предмета исследования и является объективным, то есть позволяет принимать решения.
Этика
Артемьева О.В. - Проблема императивности в этике добродетели c. 125-138

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2119

Аннотация: Статья посвящена анализу в современной этике проблемы императивности. В данном анализе выделены два аспекта: 1) обсуждение императивности как одного из проявлений морали; 2) критика императивизма в этике. Во втором случае критике подвергается теоретическое представление о морали как преимущественно принудительной силе. В статье реконструируются основания критики императивистской этики и анализируется критическая аргументация. Поскольку большинство сторонников этики добродетели не отрицают значимости моральной императивности, в статье проясняется вопрос о том, в чем состоит ее роль и какое место отводится этому феномену в этике добродетели. В статье показано, что аретическая критика этического императивизма была вызвана осознанием неудовлетворительности попыток в рамках императивистских концепций прояснения нормативного содержания морали, его обоснования и систематизации. Эти задачи сторонники этики добродетели решают за счет включения в сферу своего рассмотрения целей и ценностей, связанных с человеческим существованием. Они считают, что и императивы можно обосновать только через соотнесение с этими целями и ценностями. В основании критики в этике добродетели императивизма лежит понимание того, что феномен морали нельзя сводить к одному из его проявлений, в данном случае — к императивности. Мораль сложна и неоднородна по своему составу. В частности, она проявляется не только через императивы, но и через добродетели. Настаивая на том, что мораль не сводится к императивности, сторонники этики добродетели стремятся построить концепцию морали, которая отражала бы все многообразие морального опыта человека.
Социальная философия
Ликсунова А., Тараданов А.А. - О ценности, достоинстве и чести: логика понятий c. 139-146

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2121

Аннотация: Ценности являются архиважными элементами человеческой культуры, определяя прошлое, настоящее и будущее всего человечества. Вся человеческая деятельность определяется и регулируется существующей системой ценностей. Анализ любой системы ценностей показывает, что достоинство человека имеет приоритет над другими ценностями, потому как человек сам везде ищет ценность, и стремится сам познать и проявить свою индивидуальную ценность, своё личное достоинство. Понятие достоинства почти всегда рассматривается в связке с понятием чести; порой достоинство заменяют честью и наоборот; высказывают предположения, что честь и есть то самое достоинство. Однако, при всей активности использования понятия ценности в социально-гуманитарном дискурсе, категориального определения ценности в литературе не выработано. Именно неопределенность, напряженность, двусмысленность, и зависимость между социальными и личностными аспектами понятия «честь» делают ее роль в обществе столь социально изменчивой. В результате честь всегда имеет конкретно-историческое содержание, изменяющееся вслед за изменениями корпоративной нормы и «суверена» (субъекта, перед которым личностью приняты долговые обязательства). Из диалектики исполнения долга и сохранения «лица» и происходят и слава, и трагедия человека чести! Методологическую основу данной статьи составили диалектические принципы системности и объективности исследования, благодаря которым раскрывается содержание рассматриваемой проблемы. Новизна исследований связана с тем, что область ценностей определена в границах добродетели и порока, при этом добродетель определена как гармония-мера добра и зла, а порок - как их дисгармония (чрезмерность того или другого). Ценность определена как конкретно-историческая мера добродетели и порока, в которой добродетель есть приоритет «общественного идеала», а порок – потакание «орга-низменным» потребностям. Достоинство определено как добродетель соразмерности (гармонии) норм «общественного блага» и личных убеждений, а порочность – как их дисгармония: самомнение (эгоцентризм) – или гипертрофированное подчинение «общественному мнению» (ритуализм). Честь определена как достоинство гармонии (соразмерности) исполнения долга (принятых обязательств) и сохранения «лица» (соответствия поведения норме референтного (чаще всего корпоративного) сообщества).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.