Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 11, 2016
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 15-11-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2016
Социальная философия
Рыскельдиева Л.Т., Коротченко Ю.М. - Текстовая компонента в современных социально-философских исследованиях c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20884

Аннотация: Объектную область составляют современные социально-философские исследования. Предметом является текстовая компонента в современном социально-философском знании. Авторы статьи предлагают обогатить и дополнить предметное поле современных социокультурных исследований рефлексией социально-философских импликаций результатов анализа текстовой культуры. Таким образом, в зону рефлексии авторов попадает феномен публичного текста вообще и публицистические тексты, в частности. При этом они полагают, что валюативный анализ публичного текста позволяет увидеть текстовый характер объекта исследования социальной философии. Данное исследование осуществлено в границах интерпретационной парадигмы современного социально-философского знания, предполагающей рассмотрение социальной реальности как объекта осмысления, понимания и оценки. Это, в свою очередь, позволяет говорить о социальном тексте и как о пространстве реконструирования социальной реальности, и как об инструменте познания общества. Предложенный валюативный анализ реализует ключевые методологические установки в современном социально-философском знании, во-первых, на социокультурную трактовку общественных феноменов, во-вторых, - на междисциплинарный характер их изучения. Новизна полученных результатов связана с введением в область социокультурных исследований такого объекта как текстовая культура, понимаемая как совокупность способов производства, хранения и трансляции текстов. Предложен аналитический проясненный, рефлексивный язык прочтения социального текста, построенный на базе валюативного словаря. Социальный текст определен как авторский текст, сознательно опубликованный и содержащий авторское отношение, позицию или программу действий по образованию общности. Основной вывод заключается в том, что производство, хранение и трансляция текстов – это единственная предметная данность в любом исследовании человека, культуры или общества. Учет специфики текста, с которым работает исследователь, того, как, когда и при каких обстоятельствах он был опубликован, коммуникативной ситуации в его рамках, его цели и адресата поможет социальному философу глубже заглянуть в механизм образования социальных смыслов.
Герменевтика
Зарапин О.В., Шапиро О.А. - Философский текст и коммуникация в симпосийном формате c. 11-21

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20953

Аннотация: Авторы исследуют взаимосвязь коммуникации и текста в рамках процесса философствования. Для описания механизма данной взаимосвязи используется понятие «формат». Отмечается, что формат текстово-коммуникативной организации философской мысли, cегодня репрезентированный в конференции, симпозиуме, конгрессе, круглом столе, имеет свою традицию, восходящую к античному симпосиону. В статье ставится задача выявить симпосийный формат в философских текстах, в которых были заложены основы его традиции. Для решения этой задачи исследуются тексты, объединенные в жанр застольной беседы по образцу, заданному диалогом Платона «Пир». Методологической основой исследования выступает коммуникативный подход в герменевтике философского текста. Данный подход означает, что философский текст рассматривается в динамике становления смысла как источник осмысленности в коммуникации. Прагма-аналитический подход используется для анализа аргументативной структуры текста диалога. Новизна работы состоит в том, что был выделен и проанализирован симпосийный формат как механизм координации философского текста и реального коммуникативного процесса застольной беседы. В результате анализа авторы приходят к выводу, согласно которому философский текст инициируется коммуникативным процессом застольной беседы как позиция саморефлексии, позволяющая предупредить угрозу скатывания в бессмысленность. Коммуникативная ситуация текста и заданный ею образец квазиаргументативности – это параметры формата, посредством которых текст вносит осмысленность в реальность коммуникации.
Тайны человека
Ветушинский А.С. - Три интерпретации наследия Тьюринга: именем чего является искусственный интеллект? c. 22-29

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.21046

Аннотация: В настоящей статье мы обращаемся к ряду событий из жизни Алана Тьюринга, отца-основателя компьютерной эпохи и автора знаменитого теста, позволяющего проверить наличие сознания у машин, чтобы с их помощью ответить на вопрос "Именем чего является искусственный интеллект?". Ведь именно разговор об искусственном интеллекте, мгновенно растиражированный как в специальных научных исследованиях, так и в продуктах массовой культуры, является одним из главных следствий тьюринговской революции. В этом смысле задача настоящей статьи – обратиться к истоку возникновения компьютера и нарратива об искусственном интеллекте, чтобы сделать явными те смыслы, которые туда были упакованы в самом начале, и которые практически никогда не были представлены вместе в специальной литературе. И это при том, что, как мы покажем в статье, ответом на вопрос "Именем чего является искусственный интеллект?" является не одно, но сразу три различных имени. Ведь искусственный интеллект – это одновременно имя 1) естественного человеческого интеллекта, 2) человеческих исключенных, а также 3) новой формы жизни.
Проблема целостного мира
Напсо М.Д. - Антропологический аспект глобально-космополитического мира c. 30-35

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20588

Аннотация: Объектом анализа настоящей статьи являются особенности глобально-космополитического мира, а предметом – его антропологический ракурс. Автор прослеживает сходство и отличие, положительные и отрицательные стороны процесса глобализации и космополитизма, востребованность последнего современными реалиями, соотношение локального, космополитического и глобального. Исследуется влияние глобальных ценностей и космополитического мировоззрения на индивидуальное и коллективное сознание, сферу этничности. Рассматривается воздействие процессов унификации, стандартизации, гомогенизации на бытие индивида и общества, раскрывается влияние установок общества потребления на изменения антропологического характера. Методологическую основу статьи составили диалектические принципы объективности, системности исследования, с помощью которых раскрывается содержание рассматриваемой проблемы. Научная новизна состоит в выдвижении ряда положений: 1) глобализация и космополитизм, будучи универсальными и всеобщими явлениями, отвечают требованиям современного развития; 2) и глобализация, и космополитизм содержат в себе риски, придающие им амбивалентность, проявления которой зависят от специфики контекста – исторического и социального.
Человек и человечество
Смирнов М.Ю., Трофимов М.Ю. - Отчуждение человека в контексте всеобщего c. 36-46

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20928

Аннотация: Целью данного исследования является рассмотрение феномена отчуждения человека в контексте всеобщего. Предметом исследования являются основные условия отчуждения человеческой сущности от человека. В исследовании рассматриваются также условия преодоления этого отчуждения. При этом сущность человека определяется как всеобщее. Всеобщее рассматривается как абсолютная конкретность, снимающая в себе все мировые противоречия. Таким образом, объектом исследования является человеческое существование, а предметом исследования являются условия отчуждения всеобщего от человека в этом существовании. В качестве общей методологической основы исследования использовался диалектический метод, основанный на анализе феномена отчуждения посредством философских категорий «движения» и «самодвижения», «всеобщего» и «единичного», «абстрактного» и «конкретного». Основными выводами проведенного исследования являются: 1) Одним из важных признаков отчуждения является осознание человеком потери контроля над самим собой, своей деятельностью; 2) Причиной потери контроля является утрата чувствительности к всеобщему; 3) Чувствительность к всеобщему притупляется в результате постоянного предпочтения единичного; 4) Преодоление отчуждения предполагает духовную практику, в ходе которой происходит "второе рождение" человека, его сознательное приобщение к всеобщему; 5) Актуализация человеком потенциально присутствующего в мире всеобщего и есть неотчужденная человеческая активность. Новизна исследования заключается в том, что автор рассматривает феномен отчуждения человека сквозь призму категории "всеобщее". В ходе исследования происходит как дальнейшая разработка категории "всеобщее", так и раскрытие аспектов процесса отчуждения человека, связанных с всеобщим.
Связь времен
Чубаров И.М. - Фиктивное начало и вненаходимый разум: Маркс, Ницше, Фрейд c. 47-58

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20568

Аннотация: Исследование отсылает к известному выступлению Мишеля Фуко в июле 1964 г. «Ницше, Фрейд, Маркс» и его дальнейшей дискуссии с Ж. Валем, Дж. Ваттимо и др. Главной причиной обращения к соответствующему материалу является поднятая там Фуко, и до сих пор актуальная философско-историческая проблематика, посвященная соотношению революционной экспериментальной теории и социальной практики, знака и интерпертации, вненаходимой позиции автора и его Другого в произведениях Карла Маркса, Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда. Основным методом исследования выступает интертекстуальный анализ работ М. Бланшо, Ж. Деррида и Дж. Агамбена, которые также обращались к проблеме актуализации марксизма в настоящем. Близость исследовательских установок обсуждаемых в статье авторов позволяет говорить о “невозможной” традиции эзотерического или даже “апофатического” марксизма за счет включения в нее еще одного заочного, неузнанного самим Фуко собеседника - Вальтера Беньямина, и прежде всего его ранних исследований «К критике насилия», «Капитализм как религия» и «Теолого-политический фрагмент» (1921 г.) и поcледнего написанного текста «О понятии истории» (1940 г.)
История идей и учений
Сочилин А.А. - «Сила предписывать правильное и запрещать противоположное»: к вопросу об истоках философского обоснования обязанности c. 59-74

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20998

Аннотация: Истоки философского обоснования обязанности лежат в стоической философии, точнее — в концепции естественного закона, являющейся, на наш взгляд, наиболее существенным и заметным вкладом стоиков в европейскую моральную философию. Для современной философии суть вопроса об обязанностях человека заключается в проблеме моральной императивности, поставленной современной американской исследовательницей К. Корсгаард. Предыстория вопроса о моральной императивности, вкратце обрисованная в её книге, содержит ясную и простую схему метафизических оснований ценностного мышления в истории европейской моральной философии. Наша статья представляет собой попытку применить эту схему к истории античной философии и проследить, каким образом в ее рамках возникло понятие об обязанности как выражении долженствования, проистекающего из того, что есть человек. Для этого были выделены основные контексты и понятия, маркирующие этот процесс. Особое внимание уделено своеобразию переводу ключевого понятия kathekon с греческого на латинский язык, а также тому, как концепция естественного закона представлена у наиболее авторитетного для средневековой и ранненовоевропейской Европы античного автора — Марка Туллия Цицерона. На материале его произведений выделен теоретический каркас теории естественного права, сформировавшийся в результате синтеза в стоической философии детерминистского учения о человеческой природе и учения о добродетели. В итоге, в статье продемонстрирована возможность создания истории философского обоснования нормативности, которая могла бы выявить теоретическую континуальность античной этики, теории естественного права, концепции божественного (вечного) закона и новоевропейской концепции моральной императивности.
Социальная динамика
Гончаров В.В. - Диалектическая модель в доктрине социальных изменений философской концепции глобального конституционализма c. 75-86

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20235

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию диалектической модели в доктрине социальных изменений философской концепции глобального конституционализма. Философская концепция глобального конституционализма, формируя диалектическую модель, как совокупность методов аргументации, формы и способов рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления, исходит из ряда тенденций, обусловленных современными направлениями развития неолиберальных и неоконсервативных социально-философских концепций, господствующих в западном обществе и используемых глобальным управляющим классом в процессе определения направлений общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического развития на международном и национальном уровне. В настоящей научной статье автором использован ряд научных методов исследования, в частности: сравнительного правоведения; формально-логический; статистический; историко-правовой; моделирования; описания. Автор обосновывает положение о том, что в рамках философской концепции глобального конституционализма диалектическая модель в доктрине социальных изменений выступает в качестве системы методов аргументации обоснования естественного эволюционного характера происхождения мировой капиталистической системы (ее экономического базиса и социально-политической надстройки), необходимости ее сохранения и развития в интересах всего человечества. При этом капиталистическое общество в духе гегелевской системы рассматривается философской концепцией глобального конституционализма в качестве высшей точки общественного развития в доктрине социальных изменений.
Аксиология: ценности и святыни
Левикова С.И. - Мораль как неотъемлемый элемент человеческого сообщества и мера человеческого в человеке c. 87-102

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20566

Аннотация: Статья посвящена морали как неотъемлемому элементу человеческого сообщества и мере человеческого в человеке. Автор придерживается традиционного представления о том, что мораль является чисто человеческим явлением и появляется в тот момент, когда люди начинают жить в сообществе и появляется потребность регулировать отношения между людьми. В статье анализируются этические концепции двух немецких философов: Ф. Ницше и И. Канта, а также предпринимается попытка прояснения смысла понятия «мораль» в справочных изданиях. Методологическим фундаментом исследования являются философские методы и принципы познания – объективность, всеобщая связь, целостность и системность, причинность и детерминизм. Решение изучаемых проблем осуществляется также на основе общенаучных исследовательских подходов, прежде всего – системного и общенаучных методов: синтеза, анализа, методов логического и исторического анализа, индукции, дедукции, идеализации и др. Кроме того, применяются диалектический, феноменологический, герменевтический, логический, исторический методы, а также социально-философский и сравнительный анализы. Новизна представленного материала в постановке вопроса и рассмотрении этических концепций И. Канта и Ф. Ницше как взаимодополняющих.Автор приходит к выводу, что мера моральности человека соответствует тому, насколько далеко от ушел от своего изначального чисто биологического животного состояния, насколько человек. На основании этого положения делается заключение, что без морали невозможно человеческое сообщество, и именно мораль является мерой человеческого в человеке, характеристикой его как социального существа.
История гуманистической мысли
Длугач Т.Б. - Вольтер против Руссо c. 103-123

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20912

Аннотация: Автор проводит сравнение взглядов двух великих представителей французского просвещенного века Вольтера и Руссо по всем направлениям их многообразных усилий и выясняет их одинаковую значимость для европейской культуры. Защита интересов всего третьего сословия, всего народа Руссо в чем-то уступает, а в чем-то превосходит идею увеличения числа высокообразованных людей Вольтера, так как она нацелена в основном на формирование класса работников, нужных новому времени.Требование осуществления демократических преобразований Руссо перевешивает установку на просвещенный абсолютизм Вольтера, но опережает свое время; защита же наук и искусств Вольтером равноценна руссоистской абсолютизации нравственности. При анализе был использован сравнительно-исторический метод, конкретный подход, диалектическое рассмотрение. Такой подход позволил выявить близость и отличие мышления двух философов. Автор приходит к выводу, что иронический тонкий ум Вольтера нельзя ставить ни выше, ни ниже глубоких патетических суждений Руссо, а религиозный оптимизм Руссо не колеблет скептического оптимизма Вольтера. Оба мыслителя, столь непохожие друг на друга, в одинаковой мере составляют славу Франции и Европы.
Тайны человека
Суворкина Е.Н. - Видение Платоном проблемы рождения и воспитания детей c. 124-129

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20858

Аннотация: Статья рассматривает рациональный проект Платона воспитания детей в идеальном государстве. Открытый древними греками рациональный стиль мышления создаёт жесткую, редуцированную до сущностных оснований картину процесса воспитания. Рационализмом объясняется его тщательная детализация и скрупулёзная проработка мельчайших подробностей воспитательной деятельности. Тщательность и скрупулёзность – это ответ философского разума за его воплощения в культуре. В своей истории философский разум, откровенно ориентированный на рациональные устои, часто приходил к утопическим социальным проектам. Впервые социальную утопию выстраивает Платон, когда его идеальное государство оказывается рациональной идеей, трудно приспособленной (или вообще не приспособленной) к тому, чтобы быть воплощённой в реальной жизни). В статье с целью продуктивного анализа видения проблемы положения ребенка в обществе используется сравнительно исторический метод, а также историко-генетический и феноменологический. Таким образом, Платон, как и итальянский мыслитель Т. Кампанелла, рассматривал деторождение как задачу, требующую решения на государственном уровне. Он считал целесообразным соединение лучших мужчин с лучшими женщинами для улучшения генофонда, воспроизведения «отборного потомства». При этом воспитанию подлежала только его лучшая часть; детоубийство и аборты не осуждались
Этика
Мехед Г.Н. - Опыт сравнительного исследования этики И. Канта и Ф. М. Достоевского: методологический комментарий c. 130-143

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20302

Аннотация: Статья посвящена выяснению методологических оснований для сравнительного исследования этики Канта и Достоевского. До сих пор среди исследователей творчества великого русского писателя нет консенсуса по вопросу о том, был ли Достоевский знаком, хотя бы в общем, с философией Канта. Автор прибегает к анализу широкого круга литературы, посвященной теме "Достоевский и Кант", а также к анализу и реконструкции концепций тех, в общем-то, немногочисленных мыслителей, которые в наибольшей степени могли повлиять на Канта и Достоевского, а также поспособствовать знакомству Достоевского с философией Канта. Обосновывается тезис о разработке Достоевским особого философско-литературного метода для осмысления нравственных феноменов, что делает возможным реконструкцию философии Достоевского на основе его художественных произведений и, следовательно, непосредственное сопоставление этики Канта и Достоевского. Кроме того, автор поддерживает и обосновывает идею Н. Н. Вильмонта о том, что Достоевский был знаком с основными идеями философии Канта через Шиллера. В заключительной части автор обосновывает тезис, согласно которому и этика Канта, и нравственная философия Достоевского имели по крайней мере один общий источник влияния — философию Ж.-Ж. Руссо. Все это вместе позволяет автору сделать вывод о методологической обоснованности сравнительного анализа этики Канта и Достоевского.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"