Электронный журнал Философская мысль - №8 за 2015 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 08, 2015
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 22-09-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2015
История идей и учений
Волкова Н.П. - Бесконечное как материя (к проблеме бесконечного в метафизике Плотина) c. 1-30

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.8.16339

Аннотация: Предметом данного исследования выступает понятие бесконечного (апейрон) в философии Плотина. Плотин предпринимает всестороннее и многоуровневое рассмотрение понятия бесконечного, прилагая его и к материи, и к числу, и к бытию. Таким образом, проблема бесконечного у Плотина может быть рассмотрена в трех аспектах: во-первых, бесконечное – как материя в умопостигаемом и чувственных мирах, во-вторых, — бесконечное как бесконечное число (проблема бесконечности в Уме), а в третьих, – проблема бесконечности Единого. В этой статье я остановлюсь на первом вопросе. Основным методом исследования является сравнительный историко-философский анализ текстов Плотина, Аристотеля, Симпликия и других античных авторов. Подобное исследование в отечественной науке предпринято впервые. Показано, что Плотин предлагает новое положительное понимание бесконечного, которое отсутствовало в мысли классической эпохи у Платона и Аристотеля, опиравшейся на пифагорейскую традицию. Плотин объявляет бесконечное необходимым метафизическим элементом как умопостигаемого мира (Ума и Души), так и чувственно воспринимаемого космоса.
Философия науки
Куликов С.Б. - Современная саморефлексия науки и античный идеал познания c. 31-53

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.8.16371

Аннотация: Предметом исследования является прояснение возможностей научной и вненаучной рефлексии в процессе построения релевантного образа науки. Автор выделяет и описывает типы рефлексии, достигая цели прояснения обстоятельств, при которых отдельные типы рефлексии становятся взаимно дополняющими способами понимания образов науки. Особое внимание уделяется научной саморефлексии, которая соотносится с вариантами вненаучного понимания научно-исследовательской деятельности. В частности, акцент ставится на философском осмыслении перспектив взаимодействия мира науки и экспертных оценках последствий её развития. Методология включает в свой состав реализацию феноменологического подхода, позволяющего повторить пути осмысления идеи науки, корни которой уходят в античность, но в современных условиях предстающей в виде принципиально разных контекстов осознания сути научно-исследовательской деятельности в рамках научных и вненаучных сфер общества и культуры. Сверхзадача исследования - наметить пути восстановления античного идеала познания. В ходе исследования был получен вывод, что образ науки, который возникает в границах научной рефлексии, совпадает с автономным базисом, принадлежащим процессам самообоснования науки. Этот образ выражен в форме непротиворечивого обобщения основных элементов научной картины мира. В то же время осознается фрагментарность науки, в рамках которой обретение целостности может быть проинтерпретировано как предельно удаленная цель, двигаться к которой ученые обречены при поддержке вненаучных сфер общества и культуры. Поэтому наиболее точный образ науки строится в рамках саморефлексии науки, но эта саморефлексия остается принципиально неполна без участия философов в её конституировании.
Социальная философия
Петров В.Е. - Негативный аспект определения социального пространства: понятие χώρα у Платона и в современности c. 54-81

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.8.16195

Аннотация: Предметом данной статьи является логика понятия χώρα в философии Платона, а также современных мыслителей пост-структуралистского толка (Жак Деррида, Юлия Кристева). χώρα рассматривается в качестве способа негативного определения социального пространства, понимаемого в рамках заданной Анри Лефевром парадигмы «науки о социальном пространстве» в качестве 1) материальной организации общественного бытия и 2) социальной реальности. В фокусе данной статьи понятия социального пространства из работы Лефевра «Производство пространства» (1974), анализ понятия χώρα в диалоге Платона «Тимей», обобщение основных теоретических положений главных современных «хорологов» - Деррида и Кристевой, а также обобщающее сравнение понятий χώρα и социального пространства. Основным методом настоящего исследования выступил сравнительно-исторический метод, благодаря которому были выделены существенные сходства и различия концепции социального пространства у Анри Лефевра с платоновским понятием χώρα и его современными интерпретациями. Основными выводами настоящего исследования, определяющими его новизну, являются положения о том, что платоновская χώρα является определением пространства в его максимально абстрактном виде; это пространство, не обладающее ничем, кроме способности вмещать в себя что-то. Однако, при всей своей абстрактности, в платоновской χώρα все же проявляются две очень существенных характеристики: во-первых, χώρα участвует в некоторого рода упорядочивании, сортировке, и в этом косвенным образом проявляется ее активная и производительная функции; во-вторых, «незаконнорожденный» – с точки зрения истины – разговор о χώρα не может обойтись без обращения к метафорам, то есть, к заимствованию образов тех или иных социальных пространств, предметов или отношений из окружающей нас действительности. Было выяснено и впервые в отечественной философской науке зафиксировано, что современные концептуализации платоновской χώρα нашли свое воплощение в теориях Жака Деррида и Юлии Кристевой. И Деррида, и Кристева, на наш взгляд, видят в платоновском понятии χώρα модель для возможности открытия новых способов осмысления социального пространства, и делают существенные шаги по направлению к их реализации. Оба мыслителя настаивают на необходимости рассмотрения пространства вне его (языковой) репрезентации, на рассмотрении пространства репрезентации («в котором объект и бытийствует, и отражается»), которым и является χώρα. Однако пространство продолжает пониматься ими либо как чистая негативность, пустота (Деррида), либо как привилегированное частичное пространство биосоциальных отношений матери и ребенка (Кристева).
Политическая философия
Мишурин А.Н. - Философия как строгая наука и политическая философия c. 82-99

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.8.16318

Аннотация: В данной статье Лео Штраус касается проблемы отношения политической философии и политики. В современности политическая философия потеряла универсальный характер, политика, напротив, приобрела его. Этот фундаментальный сдвиг Штраус связывает с влиянием философии Мартина Хайдеггера и его «радикального историзма». Радикальный историзм Хайдеггера отвечает своему времени – времени, господствующей мыслью которого становится идея о границах истории. В этом контексте Штраус упоминает Гегеля – и его концепцию о конце истории, а также Ницше и Маркса – и их представления о начале истории. Хайдеггер так же, как Ницше и Маркс считает свою философию прелюдией к началу истории – как выражается Штраус «абсолютным», то есть поворотным ее моментом. Однако именно такое отношение лишает всю прежнюю философию вообще и политическую философию в частности ее притязаний. Радикальный историзм делает философию зависимой от момента ее появления – от исторических условий, которым она бессознательно подчиняется. В попытке избежать «конца философии», Штраус начинает свое движение назад. В данном случае обращаясь непосредственно к учителю Хайдеггера – Э. Гуссерлю и его работе «Философия как строгая наука».
Философская антропология
Севальников А.А. - Натуралистический подход в исследовании человека и языка c. 100-123

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.8.16148

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению натуралистического подхода к происхождению языка в частности и к бытию человека в целом. Натурализм проанализирован на основе взглядов С. Пинкера на происхождение и развитие языка. Предметом исследования выступал натуралистический подход к проблеме глоттогенеза. Проблема глоттогенеза сегодня - одна из самых обсуждаемых в научных и околонаучных кругах, насчёт которой существует множество гипотез. Натурализм же, в силу активного исследования человека как биологического объекта, также исключительно популярен. В качестве метода выступал сравнительный анализ различных источников, сообщающих о научных концепциях и достижениях в рамках исследуемой проблематики. Показано, что натурализм как подход к проблеме обладает рядом достоинств, недоступных другим воззрениям. Например, методология натурализма позволяет исследователю оставаться в строгих научных рамках и не привлекать непроверенные или даже заведомо ошибочные данные, как это часто происходит при создании некоторых гипотез происхождения языка. Указаны и слабые места натуралистических гипотез глоттогенеза – например, ограничения, накладываемые научной методологией или соблазн чрезмерной аналогии и переноса идей в другие научные проблемы. В статье впервые раскрывается методологическая польза натуралистического подхода, связанная с особенностями его эволюционной парадигмы: натурализм позволяет открывать новые грани человеческого бытия, являясь иным углом зрения в сравнении с другими, небиологическими подходами. Таким образом, признаётся особенная ценность натурализма как средства постижения человеческого бытия в его различных проявлениях.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.