Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 05, 2015
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 29-06-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2015
Философия познания
Прись И.Е. - Инстинктивное знание без знания рефлексивного и vice versa c. 1-31

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.5.15174

Аннотация: Предметом исследования является понятие знания и, в частности, описанный Тимоти Уильямсоном случай, когда субъект знает, что p, несмотря на то, что имеющаяся у него очевидность почти с достоверностью свидетельствует о том, что он не знает, что p. Мы интерпретируем этот случай при помощи вводимого нами различия между инстинктивным и рефлексивным/интроспективным (и, в частности, феноменальным) знанием. При этом мы принимаем классическое определение знания как обоснованного истинного мнения. Мы предполагаем существование особого причинно-нормативного процесса формирования рефлексивного знания, устанавливающего отношение семейного сходства между более или менее рефлексивными видами знаниями. К основному выводу проведённого исследования относится возможность существования глубоко инстинктивного знания без соответствующего рефлексивного знания и наоборот. Мы также полагаем, что всякое знание в конечном итоге имеет феноменальный (в широком смысле) характер, что позволяет закрыть эпистемологический «провал» между обоснованным мнением и знанием. Мы интерпретируем случаи Гетье как случаи истинных мнений с неполным обоснованием.
Социальная философия
Левикова С.И. - Социальный феномен неформальной молодежной субкультуры (на примере субкультуры растафари: история, социокультурное значение) c. 32-123

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.5.15474

Аннотация: Неформальная молодежная субкультура как социальный феномен, занявший прочное место в структуре современных индустриально развитых обществ, переходящих к ступени постиндустриализма, представляет собой продуцирующие собственные субкультуры самоорганизующиеся социальные группы. Без знания и понимания этого феномена (выявления его сущностных характеристик, законов функционирования, динамики развития и т. п., что представляется возможным сделать лишь при рассмотрении его с позиций социальной философии, отображающей феномен в его целостности), невозможно адекватное отображение современной социальной действительности. В свою очередь сам феномен неформальной молодежной субкультуры включает в себя множество разнообразных неформальных молодежных субкультур (по принципу: «целое» и «часть» или «общее» и «частное»). Подобных «частных» неформальных молодежных субкультур в структуре современных развитых обществ очень много, причем одни из них существуют длительное время, а другие очень непродолжительный период; одни из них имеют название, а другие – нет; одни из них существуют локально в какой-либо местности (стране, городе), а другие распространяются по многим странам мира и носят международный характер. Одной из международных неформальных молодежных субкультур является растафари, существующая уже несколько десятков лет и пришедшая в Россию в 1990-х гг., где она умудрилась прочно обосноваться. Именно эта субкультура рассмотрена в статье с точки зрения ее исторических корней, генезиса, динамики, сущностных характеристик, причин возникновения и распространения по миру, а также ее мировоззрения. Причем автор проводит четкое различие между религиозной сектой растафари и одноименной неформальной молодежной субкультурой, благодаря чему устраняет часто практикуемые ошибке, связанные с отождествлением религиозной секты и неформальной молодежной субкультуры. Социально-философский анализ неформальной молодежной субкультуры растафари в том числе позволяет понять причины того, почему эта субкультура практически не получила распространения в США, и, напротив, прочно укоренилась в России. Методологическим фундаментом исследования являются философские методы и принципы познания – объективность, всеобщая связь, целостность и системность, причинность и детерминизм. Решение изучаемых проблем осуществляется также на основе общенаучных исследовательских подходов, прежде всего – системного и общенаучных методов: синтеза, анализа, методов логического и исторического анализа, индукции, дедукции, идеализации и др. Кроме того, применяются диалектический, феноменологический, герменевтический, логический, исторический методы, а также социально-философский и сравнительный анализы. Новизна исследования заключается в том, что автор провела социально-философский анализ международной неформальной молодежной субкультуры растафари, которая в 1990-х вошла в жизнь российского общества и прочно заняла в нем свое место. Основным вкладом автора в исследование темы является то, что она рассмотрела зарождение растафари как национально-освободительного движения и проследила дальнейшую трансформацию ее сначала в религиозную секту, а затем в неформальную молодежную субкультуру, показав, что и смыслы, и символика и многие сущностные моменты предшествующих стадий растафари вошли в современную одноименную неформальную молодежную субкультуру. Проведя сравнительный анализ неформальных молодежных субкультур растафари, хиппи и готики, автор пришла к основному выводу о том, что по сути эти субкультуры идентичны, а различаются они лишь субкультурными особенностями. Также автор сделала вывод, что для лучшего понимания современных социальных систем необходимо тщательно изучать их структурные элементы, в числе которых и неформальные молодежные субкультуры, одной из которых является растафари.
Политическая философия
Летняков Д.Э. - Забыть о «войне культур»: почему нам необходима ревизия дискурса о миграции c. 124-148

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.5.15398

Аннотация: В статье рассматривается проблема интеграции среднеазиатских мигрантов в России. Исследуя роль религии в обществах постсоветской Центральной Азии (главным образом в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане - странах, которые являются основными донорами рабочей силы для России), а также анализируя ценности и установки, которыми руководствуются мигранты, находясь в нашей стране, автор подвергает критике культур-центричность миграционного дискурса в России, предпочитающего оперировать концептами вроде «войны культур», «культурной чуждости мигрантов» и т. д. Среди основных методов, применяемых при написании статьи, можно выделить ряд сравнительных методов, в т.ч. метод сравнительно-исторического и сравнительно-политологического анализа, метод анализа документов и других текстов, относящихся к проблематике работы. Основные выводы исследования заключаются в следующем: говоря об интеграции мигрантов, необходимо рассматривать, прежде всего, не культурные факторы, а правовые и социально-экономические. Только вывод мигрантов из «тени», создание условий для их правовой защищенности, облегчение процедуры легализации и прочие практические меры могут способствовать реальной интеграции мигрантов в российское общество. Рассуждения же об иной культурной и религиозной идентичности приезжающего на работу населения лишь уводят нас в сторону от настоящих проблем.
Философия истории
Коробкова Ю.Е. - «Эсхатологический» характер русской религиозной философии истории первой четверти ХХ века c. 149-169

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.5.15252

Аннотация: Объектом исследования в статье является обоснование в русской философии первой четверти ХХ века идеи истории как Богочеловеческого процесса. Предметом исследования выступает русская религиозная философия истории первой четверти ХХ века. Проблема смысла истории в русской религиозной философии данного периода рассматривается в рамках православной метафизики. Смысл истории заключается в движении человечества к Богу. Развитие человеческой истории понимается как двуединый процесс, предполагающий движение Бога к человеку и человека к Богу. Точка пересечения этих двух движений - явление Христа, которое определяется как «основной факт» истории: история идет к факту явления Христа и идет от факта - явления Христа, Явление Христа указывает смысл и назначение человека, человечества в целом - Царство Божие. Осуществление смысла истории в рамках этого мира отрицается, т.к. полного «преображения» мира достичь нельзя на земле. Методами философского исследования, которые применяет автор в данной статье, выступают аналитический и сравнительный (компаративистский) методы. Основные выводы автора при сравнительном анализе концепций истории Н. Бердяева, С. Франка, Е. Трубецкого и С. Булгакова заключаются в том, что они все рассуждают в рамках классического православного понимания смысла истории – как Богочеловеческого движения к концу истории – Царству Божиему. Все указанные философы истории представляют это движение не как пассивное, а как активное движение к концу истории – «преображение» мира. Противостояния между эсхатологическим пониманием, с одной стороны, и активно-преображающим мир (как позиционирует себя С. Франк), с другой, здесь нет. «Конец» истории понимается, как гибель всего злого и «вбирание» в вечность всего «доброго» в мире. Движение к Царству Божиему предполагает активное противостояние злу, превращению мира в ад. Зло не может быть уничтожено, а только «преображено и просветлено», «вытеснено силою добра», отсюда - христианизацию мира через «вливание сил любви и благодати». Новизна статьи заключается в том, что предлагается системный анализ основных положений идеи истории как движения к своему концу – Царству Божиему, как общей идеи для русской религиозной философии истории.
Философия культуры
Волкова Е.Г. - Феномены архаической культуры в концепции В.Я. Проппа (философско-культурологический анализ) c. 170-187

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.5.15688

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является научное наследие отечественного фольклориста, филолога, этнографа Владимира Яковлевича Проппа в контексте современной ему эпохи. В качестве предмета исследования выступают идеи этого ученого, связанные с различными феноменами архаической культуры. Особое внимание уделяется анализу его научных представлений о таких явлениях, как архаический миф, сопровождающие его ритуальные практики и восходящие к нему генетически произведения устного народного творчества (прежде всего, волшебная фольклорная сказка). В качестве основных методов выбраны философско-культурологический анализ, метод историко-философской реконструкции, включающий приемы первичного (при рассмотрении источников) и вторичного (при привлечении различного рода литературы по изучаемой теме) исследования, метод сравнительного анализа для выявления интеллектуальных пересечений основных идей ученого с идеями представителей западной и отечественной гуманитаристики. Новизна исследования заключается в том, что в нем не только рассмотрены и проанализированы с философско-культурологической позиции основные положения концепции архаического фольклора Проппа, но и предложен вариант реконструкции его концепции архаического мифа, включающей в себя анализ идей ученого, связанных с онтологическим статусом мифа, его гносеологической функцией, социальным значением.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"