Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 12, 2015
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 17-01-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2015
История идей и учений
Яковлева А.Ф. - А.А. Богданов (Малиновский): контекст формирования социально-философских идей (конец XIX-нач. XX вв.) c. 1-23

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.12.17581

Аннотация: Предметом исследования является реконструкция корпуса социально-философских идей, их генезиса и форм их реализации в интеллектуальной биографии философа, экономиста, врача, писателя-фантаста Александра Александровича Богданова (Малиновского) (1873-1928). Исследование посвящено его жизненному пути и условиям формирования взглядов на основе его крупных работ, статей и переписки с родными и коллегами. В центре исследования - последние годы XIX в. и первые годы XX в. — время активной революционной деятельности Богданова и одновременно начало пика его творческой работы в науке и философии, в том числе так называемые его «тульский» и «вологодский» ссылочные периоды, во время которых во многом и сформировались взгляды Богданова на последующее десятилетие. За основу методологии исследования взят метод социально-философской и исторической реконструкции, позволяющий подтвердить научную гипотезу о становлении основных направлений русской политико- и социально-философской мысли из «веера» т.н. «локальных идентичностей». Новизна поставленной задачи заключается в самом подходе к исследованию формирования идейного корпуса А.А. Богданова в конце XIX-нач. XX вв. Сделан вывод о том, что если сосредоточить внимание на самом генезисе идей Богданова, то это позволит увидеть процесс зарождения философских концептов как «локальных», выросших из осмысления местных, региональных идентичностей многосложного по своим духовно-культурным формам социальной жизни российского общества. Адекватность такого подхода подтверждает анализ идейной эволюции А.А. Богданова, его общественной практики на поприще политических, практических и культурных преобразований российского социума.
Политическая философия
Чижков С.Л. - Б.Н.Чичерин о свободе, праве и конституционном вопросе в России. c. 24-40

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.12.17436

Аннотация: Предметом исследования является трансформация политической и философско-правовой концепция Б.Н.Чичерина в 70-е годы XIX столетия. В эти годы Чичерин являлся активным участником дискуссий относительно дальнейшего конституционного развития России. Противостояние либеральной и демократической концепции будущей конституции, а также целый комплекс вопросов, касающихся вопросов развития политических прав и свобод, формирования представительного правления, все это стало предметом рассмотрения в ключевой работе Чичерина «Конституционный вопрос в России». В статье особое внимание уделяется анализу тех изменений в политической философии Чичерина, которые произошли в эти годы. В основу методологии исследования положен сравнительный анализ эволюции базовых понятий политической философии Чичерина на основе исследования не только опубликованных им работ, но и документов из его архива. В рамках данного исследования была показана эволюция политической концепции Чичерина в сторону более последовательного либерализма. В статье анализируется его концепция постепенного перехода России к представительному правлению на базе реформирования уже существующего органа государственной власти (Государственного совета). В статье также показано формирование у Чичерина новой концепции политической жизни, целью которой он считает утверждение правды в общественных отношениях.
Ценность и истина
Яковлев В.А. - Ценностный статус науки в культуре c. 41-98

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.12.17563

Аннотация: Предметом исследования является анализ ценностных модальностей в информационно-коммуникативной парадигме науки. Подчёркивается, что бытие (онтология) науки в сфере культуры является не только образцом и моделью информационно-коммуникативных инновационных процессов во всех сферах человеческой деятельности, но обладает и важнейшими этическими характеристиками. Утверждается, что новейшие открытия в физике, космологии и особенно в биологии не только существенным образом изменяют информационные ресурсы и мировоззренческие представления, но также затрагивают глубинные, экзистенциальные характеристики как учёных, так и всех людей на Земле. Для исследования ценностей науки с точки зрения их информационной значимости используется метод герменевтической диалектики на основе принципа бинарности и поуровневого анализа системы научной деятельности в смысловых контекстах социокультурного исторического процесса. Новизна исследования заключается в следующих утверждениях. Актуальность ценностной проблематики науки тесно связана с решением вопроса о методологии исследования ценностей с точки зрения их информационно-коммуникативной значимости. Выявлены основные ценностные модальности науки на трёх основных уровнях системы научной деятельности в смысловых контекстах социокультурного исторического процесса. Утверждается, что через этические нормы и идеалы научного сообщества наиболее полно выражаются общечеловеческие ценности солидарности, информированности, коммуникативности, сплоченности, толерантности и гуманности.
Смысл и безмолвие
Егорова И.В. - Человек – животное и не только c. 99-134

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.12.17508

Аннотация: Статья посвящена проблеме природности человека. В последние годы в отечественной философской антропологии человека рассматривали как историческое создание. Природность человека, которая в своё время была раскрыта марксистской философией, оказалась преданной забвению. В статье ставится вопрос о том, что человек всё-таки, прежде всего, принадлежит природному миру. Он действительно животное. Однако в этом утверждении не вся правда. Будучи представителем животного мира, человек раскрыл свои способности и ресурсы в истории. В связи с этим ставится проблема экологии. Отмечается разрушительное действие на природу человеческой активности. Статья посвящена теме, которая не получила освещения в отечественной литературе. Поэтому автор приводит многочисленные ссылки на работы зарубежных исследователей. Собственные идеи автора сводятся к тому, как отделить человека от зверя, как возродить натуралистическую концепцию философской антропологии, как толковать современную экологическую революцию, как обеспечить экологизацию сознания. В статье показано, что человек является особым видом в животном мире, как создание, имеющее культуру. Автор опирается на достижения современной философской антропологии. Это позволяет ему провести критический анализ социобиологии, которая получила широкое распространение в последние десятилетия. В статье впервые ставится вопрос: каков смысл того, что всё многообразие живой природы структурировано в форме видов. Новой является и проблема доместикации (одомашнивания животных). Приручение животных в своё время сыграло положительную роль в истории человечества. Однако в наши дни проблема соотношения животного мира и человека приобретает особый смысл. Выращивание домашних животных для производства мяса приводит к психическим отклонениям у животных. По мнению экспертов, сегодня нужна не только зоопсихология, но зоопсихиатрия. В статье рассматривается также проблема экологии животных и их «прав» в человеческом мире.
Философия и искусство
Попов Е.А. - Искусство в системе междисциплинарного взаимодействия наук и знаний: философия, культурология, социология, этнология, антропология, искусствоведение c. 135-149

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.12.17491

Аннотация: Объектом исследования является многогранный и многозначный феномен искусства. В статье предлагается рассматривать искусство как комплексный феномен, нуждающийся в рефлексии со стороны различных научных дисциплин социально-гуманитарного профиля. Направленность исследований и специфика искусства позволяют почти всем дисциплинам примкнуть к исследованию, однако наибольшим потенциалом в этом обладают следующие науки: философия, культурология, социология, этнология, антропология, искусствоведение. В границах данных наук и знаний и в их единстве искусство раскрывается более полноценно Основным направлением исследования служит системный подход, позволяющий представить рассматриваемый объект во взаимодействии культуры, общества и человека Основными выводами статьи служат следующие положения: 1) искусство должно рассматриваться на междисциплинарном уровне, что в значительной степени увеличивает возможности более емкого и всестороннего изучения данного феномена; 2) в рамках различных наук и знаний должна быть сформирована единая теоретико-методологическая стратегия изучения искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"