Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 10, 2015
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 10-11-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2015
Онтология: бытие и небытие
Спектор Д.М. - М. Хайдеггер: время и смысл. c. 1-53

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.10.16558

Аннотация: В статье аспекты временности рассматриваются через призму философии Хайдеггера. Особенное внимание уделяется ведущей линии исследования, бытию сущего, в отличие от сущего временящему себя как изначальная временность. Этот посыл взят в качестве фундаментально-достоверного; однако феноменологизм, не могущий и не умеющий покинуть пределы дескрипции, оказывается недостаточным в плане уяснения причин различия сущего и (его) бытия, и интерпретации последнего по линии временности, и дополняется историко-диалектическим методом. Метод исследования связан с последовательной редукцией вот-бытия к его историческим основаниям; выявленные в ее ходе структурные компоненты (общность и обособленность) далее прослеживаются в их проекции на время и историю. Научная новизна исследования заключается в последовательном подведении под онтологию вот-бытия реализма обобществления. «Вот», под которое подведен прототип особи (обособленного бытия), стремится к (общности) бытия, но и последнее воссоздает в устремленности; но и бытие удерживает «вот» (особь) на краю падения, время от времени осуществляя прорыв просветления. Этот прорыв «настоящего» сопоставлен с его хронологической диспозицией. Помимо того, «расхожее» как не подлинное время также укореняется в бытии, соотносясь со структурой агона.
Философия познания
Куликов С.Б. - Телесные и бестелесные явления, основания человеческих эмоций и область культуры c. 54-74

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.10.16901

Аннотация: Предметом статьи являются закономерности видоизменения фундаментальных установок в понимании природы и сущности эмоций в контексте философско-психологических и философско-культурологических исследований. Аргументируется, что возможность трансформации базовых установок понимания эмоций вытекает из особенностей структуры психологического, биологического и культурологического знаний. Эмпирические данные, накопленные в биологии, не получают адекватного обобщения в рамках психологических теорий, требуя введения дополнительных гипотез, в особенности культурологического плана. В частности, необходимо актуализировать одну из идей, составляющих часть античного наследия. Адекватное понимание человеческих эмоций возможно только при их истолковании как функции от гармонического развития телесных и бестелесных начал человеческой природы. Методология исследования включала синтез естественнонаучных и философско-культурологических принципов понимания места и роли эмоций человека в процессе его социокультурного развития как существа, имеющего телесные (зримые материальные) и бестелесные (этические нормы, эстетические критерии и другие незримые) проявления. Новизна исследования заключается в доказательстве тезиса, что ведущую роль в становлении эмоций играет конфликт между природным и культурным началом в человеке. Раскрыта роль телесной сферы в формировании человеческой деятельности, ее активное влияние на деятельность наряду с культурой. Дана интерпретация социокультурного бытия эмоций, позволяющая актуализировать некоторые античные идеалы в понимании гармонического единства телесного и бестелесного в бытии человека.
Рациональное и иррациональное
Яшин Б.Л. - Рациональность и логическое мышление c. 75-87

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.10.16281

Аннотация: Предметом исследования является проблема рациональности, внимание к которой сегодня связано с определенным недоверием к классической рациональности и возникновением новой рациональности, выходящей за пределы рациональности научной и включающей в себя всевозможные когнитивные практики. Эта новая рациональность выходит за пределы узкого для нее научного знания и вбирает в себя все, что «делает возможным бытие человека в современном мире», в нее «всё больше втягиваются миф и другие традиционные формы знания, которые уравниваются в правах с наукой» Основными методами исследования, которые используются автором статьи, являются логический метод и метод сравнительного анализа, позволяющие получить предположительные выводы. Новизна работы связана с идеей автора о том, что «новая рациональность», в которой мышление проявляет своеобразную «гибкость», доходящую до отвержения законов традиционной логики, до допущения в мышлении противоречий, принятия их как вполне законных, является результатом эволюции «дологического» или, как его называл Л. Леви-Брюль «прелогического» мышления. Иными словами, современная рациональность содержит в себе все существующие в настоящее время рациональности, а, значит, допускает и противоречивость мышления и иные, с точки зрения традиционной логики, несообразности.
Социальная философия
Немцев И.А. - Социально-философские основания устойчивого развития c. 88-101

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.10.16835

Аннотация: Все большую актуальность в мире получает идея, концепция и стратегия устойчивого развития. Проблемы, с которыми сталкивается мировое сообщество, уже невозможно решить силами одного государства, поэтому глобализация и переход к «устойчивости», выступает как необходимость созидания будущего в современном мире. За последнее столетие темпы производства и потребления резко выросли, что негативно сказалось на окружающей среде. Человечество сейчас тратит ресурсов гораздо больше, чем тратило в предыдущие века и чем это «позволительно» для планеты. Возникает противоречие между возможностями природы в ее планетарном масштабе и сложившимися в модели неустойчивого развития сверхпотребностями человечества. На данный момент это противоречие только нарастает, несмотря на попытки различных организаций по всему миру обеспечить отказ от идеологии потребления и создать направленность человечества на сохранение окружающей среды (коэволюцию человека и природы). Общество сейчас поставило себя в такие условия, когда оно обязано для дальнейшего своего существования согласовывать свои действия с живой природой. Взгляды человека на природу лишь как на источник ресурсов должны поменяться в XXI в., иначе человечество придет к катастрофе. Методологической основой исследования являются социально-философские методы и принципы научного познания. Применяются такие общенаучные методы, как сравнение, абстрагирование, идеализация, моделирование, анализ, синтез и др. Достижение поставленной цели осуществляется на основе положений о человечестве, как глобальной взаимосвязанной и саморазвивающейся системе (глобальный эволюционизм), а также на основе принципа всеобщей связи явлений, принципа развития и др. Анализ и решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе положений и выводов по исследуемой тематике, содержащихся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов, исследователей и мыслителей. Автор рассматривает социально-философские основания концепции устойчивого развития. В статье приведена связь между составляющими компонентами устойчивого развития (социальной, экономической и экологической) и базовыми потребностями человека, а также выделена безопасность, как метакомпонента, основанная на триединстве компонент (что делает концепцию более системно-целостной). Автором раскрыт социально-философский смысл идеи устойчивого развития как возможной глобальной идеи человечества и связанного с этим становления глобальной устойчивой человеческой цивилизации. Обеспечение глобально-космической безопасности и становление ноосферной устойчивой глобальной цивилизации автором рассматривается как конечная цель исторического развития человечества (на планете Земля), за которой последует освоение космоса.
Политическая философия
Федорова Ю.Е. - "Женский вопрос" в исламе: дискурс о статусе женщины в современном исламском обществе c. 102-128

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.10.16731

Аннотация: В статье анализируется современный научный дискурс вокруг так называемого «женского вопроса» в исламе. В первой части статьи рассматривается круг проблем, связанных со стереотипными представлениями о всецело «бесправном» положении мусульманок, а также выявляются истоки формирования этих представлений в России и на Западе. Вторая часть статьи посвящена изложению альтернативных точек зрения на указанную проблему, как ученых-мусульман так и их европейских коллег, а также вопросу о концепции равенства в исламе в сопоставлении с западным его пониманием. В основе исследования лежит методология сравнительно-исторического и понятийного анализа, а также метод анализа данных социологических опросов и работ по гендерной проблематике в исламе. Автор приходит к выводу, что ислам – это не всегда подавление женщин, как это порой выглядит, если мы продолжаем мыслить стереотипами. Скорее наоборот, в современном мире ислам не закрепощает женщину, а предлагает для нее собственную систему социально-правовых координат, в основе которой лежит принцип функциональной дифференциации полов и специфически исламское понимание равенства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"