Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 07, 2014
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 13-09-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2014
Проблема целостного мира
Липов А.Н. - Андреас Реш Афанасисус Кирхер (1602 - 1680) // Пограничные направления науки. № 51. (2002). № 4. С. 313-345. Издание института по исследованию пограничных направлений в развития науки (г. Инсбрук) [1 ] Andreas Resch ATHANASIUS KIRCHER (1602 – 1680) // Borderlands für Wissenschaft № 51. (2002). № 4. S. 313-345. Institut Veröffentlichung fur grenzgebiete der wissenschaft (Insbruck). c. 1-45

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.7.12931

Аннотация: Перевод научной статьи посвящен исследованию жизни и научно-исследовательской деятельности иезуита Афанасиуса Кирхера (1602 – 1680) - немецкого учёного – энциклопедиста, изобретателя, «учёного с мировой репутацией», универсальному гению в истории науки: в культурных областях, богословии и различного рода "инновационной" деятельности, которая не имеет себе равных по полноте и универсальности научного знания. Кирхер был одновременно изобретателем, композитором, географом, геологом, египтологом, историком, путешественником, философом, владелец одного из первых публичных музеев, физиком, математиком, астрономом, археологом и автором более 40 крупных опубликованных работ. Статья представляет собой первый и наиболее полный в России научный перевод с немецкого языка опубликованного научного исследования, посвящённого учёному - богослову из ежеквартального журнала «Пограничные исследования в области науки», являющегося изданием института с аналогичным названием теологов и психологов области Южного Тироля в Австрии (г. Инсбрук) [1], посвящённого исследованию междисциплинарных областей, обозначенных в терминах российской науки как паранормальные области сознания и психики. Перевод восполняет пробел в истории науки многосторонней научно-исследовательской деятельности выдающегося учёного, так как Кирхер, как современник Ньютона, Бойля, Лейбница и Декарта, в свое время не занял своё законное место в истории научного знания по той причине, что вследствие своей способности предвидения, как иезуит и богослов он пытался в едином взгляде на мир совместить некоторые положения Библии и светской, научной гносеологии. Со значительным опозданием научный мир признал односторонность только традиционно - научной точки зрения на устройство мира и стал уделять всё больше внимания в истории науки тем учёным, которые стремились к наиболее полному представлению о космосе и земном мироустройстве.
Судьбы и контуры цивилизаций
Кучуков М.М. - Цивилизационные (европейские) метафизические основания этнической деструктивности c. 46-63

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.7.12865

Аннотация: На рубеже XX и XXI веков общество обнаружило для себя новый(старый) феномен – взрыв этничности. При многообразии форм активизации этничности их объединяет деструктивное влияние на существование государственных образований. Актуальность исследования определяется содержанием и новизной сформулированной проблемы. Анализ цивилизационных предпосылок возникновения этнической деструктивности проводится на материалах стран возникших в рамках европейской цивилизационной матрицы. Интерес к теме обусловлен и необходимостью концептуализации существования метафизических предпосылок генезиса конфликтной этничности. Работа выполнена на основе использования принципов системности и историзма. Для уточнения отдельных аспектов полученных результатов применен сравнительный (компаративный) метод. Получены выводы: а. в цивилизационной модели социальности, созданной в европейских странах феноменами, ставшими предпосылками национально-этнической конфликтности являются идеи Свободы, Равенства и Справедливости; б. их превращение в феномены, стимулирующие конфликтность этноса является следствием усилий распространить абстрактный идеал межличностных отношений на сосуществование и отношения надличностных образований, в том числе и национально-этнических общностей.
Философия языка и общения
Прись И.Е. - Феноменальные концепты совместимы с виттгенштайновским аргументом частного языка c. 64-98

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.7.12468

Аннотация: Недавно Дэвид Папино аргументировал, что феноменальные концепты несовместимы с виттгенштайновским аргументом частного языка, и что проблематичным является виттгенштайновский аргумент, а не феноменальные концепты. Мы анализируем аргумент Папино. В частности, мы анализируем и критикуем некоторые его интерпретации, относящиеся к известному мысленному эксперименту Джэксона с учёной Мэри и его модификации, аргументу «зомби» и аргументу частного языка Виттгенштайна. В конце статьи предлагается понимание психофизического тождества в рамках аналитического прагматизма Роберта Брэндома. Мы комбинируем аналитический метод современной философии сознания с прагматизмом и натурализмом позднего Виттгенштайна, а также некоторыми элементами «континентальной» реалистической философии Жослина Бенуаста. Мы заключаем, что феноменальные концепты совместимы с аргументом частного языка. Несовместимость может возникать при ограниченном или неправильном понимании виттгенштайновского аргумента или феноменальных концептов. В частности, утверждение Папино о возможности прямой идентификации нового вида феноменального опыта благодаря использованию стока имеющихся в распоряжении потенциальных феноменальных концептов не противоречит философии Виттгенштайна.
Политическая философия
Федорова Ю.Е. - Ислам в восприятии современного европейского сообщества: стереотипы и реальность c. 99-125

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.7.13036

Аннотация: В статье рассматриваются взаимоотношения европейцев и мусульман в исторической перспективе и на современном этапе. Автор показывает, каким образом в Европе сформировался отрицательный образ ислама и отмечает, что изначально тому способствовали объективные причины (религиозные войны, экспансионистские притязания арабского Халифата, а затем и Османской империи и т.п.), а впоследствии к ним примешивались факторы субъективного или идеологического характера. И как следствие формировавшегося веками отношения к мусульманам как к чужакам вполне закономерно возник ряд стереотипных представлений относительно современных мусульман, их вероисповедания и культурных традиций. Эти стереотипы существенно обостряют и без того напряженную социально-политическую обстановку в странах ЕC и заставляют вновь и вновь задаваться вопросом о возможности или принципиальной невозможности позитивной интеграции мусульман в европейское сообщество. Используя методологию исторического и понятийного анализа, автор анализирует ряд широко распространенных стереотипных представлений, сложившихся в европейском сообществе в отношении мусульман и касающихся социально-политического, юридического (правового) и религиозно-этического аспектов межкультурных взаимоотношений. В фокусе исследования – во-первых, политизированное представление об исламе как о мощной деструктивной силе и главном источнике мировой террористической угрозы. Во-вторых, убеждение в том, что ислам не знает понятия равенства и свободы в европейском понимании этих правовых категорий. В-третьих, восприятие исламской культуры как всецело религиозно детерминированной и стремящейся навязать Европе собственные ценности. На закрепление данных стереотипных представлений оказывает влияние целый комплекс причин: религиозно-культурные и этнические особенности, идеологические факторы, политические мотивы, социально-экономическая ситуация и т.д. И потому искать объяснение в конфликте культур (европейской и мусульманской), отделенных друг от друга непроницаемыми границами этно-конфессиональных различий, не представляется продуктивным с научной точки зрения.
Параметры общества
Сердюк Е.А. - Российский революционный терроризм: культурные, символические и идеологические ориентиры c. 126-145

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.7.12754

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению культурных истоков российского революционного терроризма. Анализируется взаимосвязь и историческое значение освободительного терроризма в современном террористическом движении. Особое внимание уделено идейно-символическим основаниям действия боевых организаций и обоснованию исторической, политической, экономической и социальной целесообразности террора. Сопоставлены принципы ведения борьбы и организации группировок террористов-революционеров во второй половине ХІХ – в начале ХХ века и современных террористами начала ХХІ века. Освещена символическая роль царя и царской власти в формировании идей российского революционного террора. Показаны элементы символизации и суперсимволизации идеологии современного террористического движения. Основными методами анализа являются исторический и компаративный. В обосновании зависимости влияния террористических актов на сознание людей от общего уровня нестабильности в обществе использована методология философской антропологии. Российский революционный терроризм представлен как механизм культуры, зародившийся в ответ на длительный застой в цивилизационном развитии Российской империи. Высказаны предположения относительно связи символической роли института царской власти и исторической судьбы дома Романовых. Сопоставлены теоретические воззрения различных идеологов революционного террора на цели и методы борьбы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"