Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 05, 2014
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 14-06-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2014
Социальная философия
Кучуков М.М. - Историчность истории как феномена социальной жизни c. 1-16

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.5.12354

Аннотация: На рубеже конца XX — начала XXI века, в процессах хаотизации миропорядка, история проявилась необходимой предпосылкой деструктивной деятельности различного типа социальных субъектов. Возникла проблема определения социальной роли истории, существования разного типа функциональности в контексте социальных процессов. История, существует и как совокупность конкретных и разнообразных действий отдельных людей, человеческих групп, находящихся во взаимосвязи и образующих планетарный социум и как сгусток информации оказывающей влияние на общественную жизнь. Эта вторая ипостась и является предметом анализа. Статья базируется на принципах системности и историзма, единства исторического и логического. Более конкретно, использован метод сравнительно-исторического анализа. Исходным в исследовании является анализа суждений Ф.Ницше о возникновении и существовании истории в жизни человека, о причинах и формах негативного влияния истории на мировоззрение и деятельность человека. Методом сравнительно-исторического исследования выявлены особенности происходящих трансформаций с историей в современности. Научная новизна определяется созданием концепции изменения социальной роли, содержания и формы истории во времени, особенности проявления её историчности в деятельном существовании социума.
Этика
Мехед Г.Н. - Мораль как абсолютный предел разума в этике И. Канта c. 17-44

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.5.12351

Аннотация: В статье анализируется этическая теория Канта в ее связи с методологическими аспектами его общей философии и ее центральной проблемой - определением понятия и границ разума. По мнению Канта, именно этика является высшей формой философии. В основе коперниканского переворота, совершенного в философии Кантом, лежит не столько введение контруктивизма в теорию познания, сколько возведение добра (доброй воли) в ранг единственного абсолюта. При этом хронология работ Канта не всегда совпадает с внутренней логикой движения его философии: от морального закона к звездному небу, т.е. от Критики практического разума к Критике чистого разума. Идея свободы как тождества воли и добра полагается Кантом в качестве ценностной матрицы, определяющей его конструктивизм в теории познания. Кант считал идею свободы главным постулатом практического разума, а значит и его главным пределом. При этом свобода понимается им как выход за пределы эмпирического субъекта и совпадение с трансцендентальным субъектом морали. Этот подход Канта соотносится с кризисом рациональности середины XX века, когда после важнейших открытий Эйнштейна, Бора и Геделя была поколеблена уверенность в возможностях человеческого разума познать объективную истину.
Философия науки
Прись И.Е. - Иллюзии возможностей и реальные возможности c. 45-70

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.5.12295

Аннотация: Излагается и анализируется проблема объяснения иллюзий возможных нарушений физико-физических и психо-физических тождеств. Эпистемическое и референционное объяснения, предложенные Крипке, и «если-в-действительности» объяснение оказываются неудовлетворительными. Они, в частности, не всегда удовлетворяют психоаналитическому критерию Стефана Уайбло. Эти объяснения также предполагают, что за иллюзорными возможностями всегда скрываются некоторые реальные возможности, существование которых и объясняет иллюзии. Рассматриваются объяснения иллюзий возможностей, предложенные Перри и Хиллом, которые не предполагают, что за иллюзорными возможностями скрываются реальные возможности. Исследование проводится в рамках виттгенштайновского нормативного прагматизма и натурализма. Понятие семейного сходства играет при этом центральную роль. Предлагается удовлетворяющее психоаналитическому критерию Стефана Уайбло виттгенштайновское объяснение иллюзии возможности нарушения необходимого апостериорного тождества. Иллюзия объясняется тем, что в других контекстах входящие в тождество концепты могли бы быть употреблены по-другому. Утверждается также, что в математике не все иллюзии возможностей являются чисто эпистемическими.
Философия культуры
Гумерова Г.А., Никифорова А.А. - Проблема философии творчества Николая Александровича Бердяева c. 71-89

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.5.12073

Аннотация: Статья посвящена главной теме в жизни русского религиозного мыслителя начала XX века Николая Александровича Бердяева – проблеме творчества. Его понимание творчества имело свою специфику. Под творчеством в собственном смысле он понимал не создание продуктов культуры, не творчество «наук и искусств», не творчество художественных произведений, писание книг, картин и тому подобное, а «потрясение и подъем» всего человеческого существа, направленных на создание иной, высшей жизни, нового бытия. Проведён анализ возникновения культуры из культа, сакральных основ культуры, анализ появления культурных образов и культурных практик из культовой деятельности. Исследовано соотношения культуры и творчества, творчества как внекультурного начала и объективации творчества в культурных формах. Заключается в том, что: - дан систематический анализ идей о культуре русской религиозной философии ХХ века;-показано, что многие идеи современной культурологии относительно происхождения культуры, ее фундаментальных оснований, ее сакральных корней были впервые ясно и глубоко сформулированы именно в русской религиозной философии;-исследуются условия и возможности культурного творчества, возможности выхода творчества за пределы культуры, пути объективации творчества в культурных формах;
Беляев В.А. - Модернистская «критика культуры» и диалектика «культурного-посткультурного-интеркультурного» c. 90-178

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.5.12355

Аннотация: Основная цель данной работы – рассмотреть модерн как «критику культуры». Под «критикой культуры» я буду понимать изменение типа социокультурного построения по отношению к традиционному, реализацией которого можно считать средневековый европейский мир. Я буду выделять две интенции «критики культуры»: внутрикультурную (посткультурную) и интеркультурную. Результатом первой интенции должен стать проект «посткультуры», результатом второй интенции – проект «интеркультуры». Логику создания этих проектов и их реализации в самом общем плане я собираюсь показать. Внутрикультурный аспект будет акцентировать все связанное с индивидуальной свободой. «Культура» в этой интенции критики будет выглядеть способом похищения индивидуальной свободы человека. Но похищает ее у человека сам человек, «культурным» способом полагания реальности. Поэтому главным объектом в этой критике будет «человек, культурно полагающий». В качестве позитива будет вырабатываться проект мирового целого только на основе индивидуальной свободы. Интеркультурный аспект критики будет акцентировать те последствие «культурного полагания», которые порождают разделение человечества на «культурные» миры, отрицающие друг друга. Эта интенция будет строить в качестве позитива проект мирового целого на основе «общечеловеческих», «интеркультурных» ценностей. Сложные отношения в проектировании «посткультуры» и «интеркультуры», попытки восстановления «культурных» социокультурных построений на протяжении новоевропейской истории составляют то, что я назвал диалектикой «культурного-посткультурного-интеркультурного». Эту диалектику в самом общем плане я собираюсь показать. Начну я свой анализ с разбора кантовской философии религии, изложенной в «Религии в пределах только разума». Я буду интерпретировать философию Канта как предельно яркое выражение «критики культуры». В этом смысле Кант окажется одним из идеологов модерна, четко выразившим его главные интенции. Я постараюсь вскрыть сквозное действие в развитии его философии, которое будет начинаться с радикальной «критики культуры», а завершаться будет попытками возврата определенных «культурных» принципов – культурными ремиссиями. Его критику религии я также поставлю в перспективу этого сквозного действия. Я покажу, насколько в его философии присутствуют посткультурная и интеркультурная интенции «критики культуры» и диалектика «культурного-посткультурного-интеркультурного». Главным в раскрытии этой диалектики, как она реализуется в самом теле новоевропейского мира, будет анализ феноменов «вечного фашизма» и «вечной культурности». И тот и другой феномен будут связаны с фронтом культурных ремиссий ХХ века, который можно считать ответом на общеевропейскую волну по-сткультурности после Первой мировой войны. Особенно это относится к феномену «вечного фашизма», который я раскрою как предельно жесткое выражение «вечной культурности». Если модерн в целом рассматривать как развертывание «критики культуры», реализующейся в философско-идеологическом плане и в самом теле европейского мира, то логика развертывания посткультурной и интер-культурной интенций этой критики, логика разномасштабных и разнохарактерных откатов к «культурной» архитектуре человека, логика новых волн посткультурной и интеркультурной интенций критики в ответ на откаты и будет составлять модернистскую диалектику «культурного-посткультурного-интеркультурного».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"