Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 02, 2014
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 1-2-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2014
Рубежи и теории познания
Лось В.А. - Динамика современной системы экологического знания: между «биологизмом», «социологизмом» и «глобализмом» c. 1-36

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.2.9663

Аннотация: Автор предпринимает попытку выявления эволюции социально-экологического знания, в соответствии с которой «биологизм» традиционной экологии на протяжении ХХ в. неуклонно дополняется ее «социологизмом». Речь идет о постоянном расширении предмета экология, с которым связывается не только выявление закономерностей взаимоотношения живых организмов со средой, но и анализ специфики и особенностей взаимоотношений человека (и социума) с природной средой. В 70–80-х годах идея экологического развития (в качестве альтернативы традиционному экономическому росту) в научной форме структурировалась в виде социальной экология как дисциплины (или системы научного знания) о сравнительно общих закономерностях взаимоотношений человека, общества и биосферы. С начала 90-х годов экологический контекст становится составной частью теории (стратегии) устойчивого развития как ответ мирового научного сообщества на обострение мировой биосферной напряженности. Позднее отчетливо проявляется тенденция глобальной интеграции современного научного знания (и усилий социума) для анализа и преодоления противоречий глобального масштаба Экологическое знание на современном этапе его развития является феноменом имманентно интегрального типа, предметное поле которого объединяет подсистемы фундаментального и прикладного знания; элементы естественных, технических и социальных наук, сведенных в единое целое идей выживания человека (и человечества) в исторической перспективе.
Естественно-научная картина мира
Апарцев О.Р. - Информационный подход в биодинамике c. 37-70

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.2.10895

Аннотация: В статье исследуется философская проблема существования Жизни в форме живых объектов, объединенных в популяции. Подходом, позволяющим рассмотрение проблемы такой сложности, является информационно-логическое описание популяционных процессов, основанное на абстрактном представлении объектов с отождествлением конкретного объекта и набора его индивидуальных качеств, а также учет влияния диссипации, выраженной в логическом виде. Принципиальный отказ от рассмотрения внутреннего устройства живых объектов позволяет универсализировать теорию и сделать далеко идущие обобщения. Основным исследовательским методом является софистическое изучение объектов, базирующееся на:- Экстравертном анализе, позволяющем создание элементов абстрактных моделей, исходя исключительно из внешних проявлений реальных объектов;- Аксиоматической декларации, т.е. использование гипотетических объектов без доказательств существования их реальных прототипов;- Мысленном эксперименте, осуществляющем дедукционный анализ модельных процессов и их сравнение с реальными;- Логическом анализе, как инструменте установления причинно-следственных связей и генерации выводов. Представлено материалистическое обоснование эквивалентности физико-химических процессов, сопровождающих процессы Жизни, и информационно-логической модели, описывающей обменные взаимодействия в абстрактной популяции. Продемонстрирована эффективность описания внутрипопуляционного взаимодействия при помощи неких обменных частиц. Обсуждены причины низкой обнаружимости реальных обменных частиц в биологических популяциях. Сделаны предположения о причинах зарождения этих частиц в живой природе.Исследование взаимодействия биологических объектов между собой и окружающей средой, выраженное в информационном представлении, обосновывает возникновение коллективных внутрипопуляционных механизмов экстенсивного и интенсивного развития произвольной популяции. Неожиданным результатом стало эвристическое, но вполне системное объяснение Феномена возникновения полов.Пожалуй, главным результатом исследования явилось нахождение общей закономерности развития произвольных популяций, получившей название Теории Амбивалентной Генерализации. Анализ, основанный на Теории Амбивалентной Генерализации, позволяет объяснить многие явления, выходящие за рамки (Дарвиновской) Теории Естественного Отбора, притом, что сама Теория Естественного Отбора, фактически, является частью предлагаемой теории.К неординарным следствиям применения Теории Генерализации, следует отнести Закон Максимизации Ресурсного Потребления для произвольной популяции. Информационный подход позволяет создать базис для аналитического описания динамики популяции. В простейшем случае эта задача сводится к рассмотрению взаимодействия Двухуровневых Информационных Процессов. Результаты работы состоят не только в создании модели развития биологических популяций, но также могут способствовать трансформации существующих мировоззренческих доктрин, связанных с существованием и развитием Жизни.
Мифы и современные мифологии
Майданов А.С. - Малый органон мифологического творчества c. 71-162

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.2.11070

Аннотация: Предметом исследования в статье является давний вопрос о том, существует или нет логика мифов. Выявляются позитивные с точки зрения автора элементы во взглядах многих исследователей этой проблемы, начиная с Леви-Брюля и кончая Леви-Стросом. В структуре архаического сознания вычленяются и классифицируются различные типы содержательных единиц, показывается, с помощью каких мыслительных операций они конструируются, соотносятся и соединяются. Устанавливается, что содержание мифов формируется под влиянием определённых детерминантов, которые выполняют роль принципов мифотворчества и тем самым составляют основу его логики. Отмечается, что ведущими среди этих принципов являются принципы реализма, прагматизма, эстетичности и др. Исходя из понимания логики как средства, управляющего и организующего мыслительный процесс, автор показывает, что такое средство имеется и в сознании мифотворцев, что оно выступает в виде определённых методов, приёмов, правил и схем формирования содержания мифов и может быть названо органоном мифологического мышления. Методологией, позволившей автору осуществить предлагаемый анализ мифов, явились эволюционный, когнитивно-информационный, социокультурный, прагматический, плюралистический подходы, а также такие методы, как сопоставление, анализ, дифференцирование, обобщение и др. В результате проведённого исследования в статье делается вывод о необходимости различать разные типы мышления и, соответственно, разные типы логик, не стремясь свести их к одному типу, а именно к формальной логике. Сформулированное автором понимание логики позволяет обнаружить целый класс специфических средств и операций, вносящих вполне определённую логику в функционирование мифологического мышления.
Философия права
Пархоменко Р.Н. - Английская демократическая традиция XVII в. (Б. Чичерин) c. 163-186

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.2.11080

Аннотация: В статье освещаются демократические течения в английской общественной мысли XVII в. в трактовке блестящего отечественного энциклопедического мыслителя Б.Н. Чичерина. На сегодня у нас в стране это достаточно малоисследованная область политической философии, изучение которой, как представляется, может помочь развитию собственных либеральных концепций в современной России. Б. Чичерин рассуждая о развитии понятий государства, права и человеческой свободы в интеллектуальной истории человечества полагал, что государство как институт общественной власти, хотя и соединяет общество индивидуумов в единое целое, но при этом оно не должно подавлять свободу его членов. Человек по своей природе является свободным существом – именно об этом так много писали английские демократы XVII в. Методологией исследования явилась работа с малоизвестными текстами, как отечественными, так и зарубежными. Работа может быть использована при преподавании курса истории социальной философии или истории политических учений. В результате рассмотрения основных демократических идей в Англии XVII в. можно заметить, что проделанная английскими демократами-публицистами в XVII в. была важной и продуктивной. Как и первая революция в Англии, так и труды Сиднея, Гаррингтона, Мильтона и Голля были тем фундаментом, тем первоначальным этапом в развитии демократических теорий государственного устройства, опираясь на который уже такой известный философ, как, например, Джон Локк, смог создать свою цельную и продуманную теорию естественного права и стать основателем индивидуальной школы в философии.
Философия познания
Цендровский О.Ю. - Эпистемология феноменологического конструктивизма: возможности преодоления изъянов классических концепций истины c. 187-211

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.2.11041

Аннотация: В статье рассматриваются два ведущих подхода к проблеме сущности истины и методов ее достижения: реализм и конструктивизм. В ходе краткого обзора раскрывается их содержание и выявляются коренные недостатки, логические проблемы и тупики аргументации. Автор предлагает вариант их решения в рамках концепции, названной им феноменологическим конструктивизмом. И как метод, и тем более как термин он является мало освоенным, в то же время позволяя выйти за пределы порочного круга дихотомии реализм – конструктивизм. С одной стороны, феноменологический конструктивизм опирается на провозглашенную на разный манер Э. Гуссерлем и М. Хайдеггером необходимость очистить опыт от напластований множественных интерпретаций, редуцировав их до более исходных структур. С другой, концепция отталкивается от необходимости признать конструктивный, а не объективный характер получаемого опыта: он детерминирован биологически, индивидуально и социально (дискурсивно). Взяв за точку отсчета введенный Хайдеггером термин Dasein (присутствие, здесь-бытие) как исходное, доинтерпретационное эмпирическое наличие, автор предлагает снять с повестки дня корректное отношение знания к предмету как критерий истины и объективность как идеал, одновременно обращая внимание на тупиковый характер крайнего конструктивизма. Вслед за интуициями И. Канта обосновывается, что мы имеем дело не с вещами, а лишь с феноменами собственного сознания (редуцированного до Dasein), единственная возможная форма знания – гипотетическое, а критерием истины может быть только практика в смысле опытной проверки.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"