Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 12, 2014
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 29-01-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2014
Философия познания
Беляев В.А. - Философия К.Поппера и мировая посткультурная революция c. 1-97

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.12.14309

Аннотация: Цель данной работы – показать связь между принципами философской позиции К.Поппера и фундаментальными принципами новоевропейской культуры – модерна. Модерн можно представить как развертывание мировой посткультурно-интеркультурной революции. В этом смысле философия Поппера рассматривается автором как одно из ярких выражений идеологии этой революции, особенно в ее посткультурном аспекте. Модерн в посткультурном аспекте можно представить как реализацию трех базовых проектов: «открытого общества», открытой природы» и «открытой теории познания». Поппер выступает в ХХ веке как один из радикальных идеологов «открытого общества» и позитивистски понимаемой науки. Это дает возможность показать, как в его философии реализуются указанные проекты. Посткультурно-интеркультурная интерпретация модерна дает возможность увидеть принципиальную связь между идеологом «открытого общества» и идеологом «открытой природы», то есть между «либералом» и «ученым». Философская позиция Поппера демонстрирует такую связь особенно ярко. Поппер – идеолог и «открытого общества» и позитивистски понимаемой науки, в которой сплелись стратегии «открытой природы» и «открытой теории познания». Поппер противостоит власти «концептуальных каркасов» культур над индивидуалистически понимаемым человеком, «объективной реальностью» и «объективной истиной». В этом можно увидеть отражение общей логики «критики культуры», которая выражает посткультурно-интеркультурную логику развертывания модерна. Поппер является приверженцем «эпистемологии без познающего субъекта». Это выражает модерновую логику движения к «объективной реальности», расположенной по ту сторону «Бога» и «человека». Завершается работа анализом философской позиции И.Лакатоса, который считает себя развивающим эпистемологическую логику Поппера. У него появляется диалектическая схема бесконечного «открывания» мира, которая выражает диалектику зрелого модерна, обнаруживающего невозможность для человека отказаться от стремлений к «закрытости».
История идей и учений
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - Логос и логика: учение Н. О. Лосского и П. А. Флоренского как альтернатива диалектике и наследие лейбницеанской монадологии и логики c. 98-122

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.12.14295

Аннотация: Отечественные мыслители в своих работах уделяют большое внимание логике, однако у них были различные представления о задачах этой науки. Своебразным камнем преткновения для Н. О. Лосского и П. А. Флоренского была логика и онтология Г. В. Лейбница. Для первого ссылка на создателя дифференциального исчисления необходима для того, чтобы показать несостоятельность нападок на фундаментальные логические законы со стороны Гегеля и его последователей. Плодотворной считает философ и монадологию немецкого мыслителя. Флоренский же противопоставляет метафизику Лейбница кантианству. В монадологии Лейбница он видит последнюю из философских систем, имеющую опору в платоновском идеализме. И тот, и другой подчеркивают, что учение ганноверского философа не вписывается в парадигму европейского рационализма. Его не возможно понять, не принимая во внимание традицию греческого платоно-аристотелевского любомудрия. Авторы опираются в работе на сравнительно-исторический метод в изучении логики и споров вокруг картины научного мышления. Н. О. Лосский, П. А. Флоренский, как и другие религиозные мыслители, были вовлечены в социальную полемику и именно это, в числе прочего, стимулировало разработки русских мыслителей в области прикладной логики. Логика в общественной практике служит инструментом решения проблем и задач, которые возникают на различных этапах развития науки, образования и культуры. Она задает допустимые границы, внутри которых производятся дискуссии и диспуты. А поскольку общественная жизнь сама по себе полемична, поскольку дискуссия и диспут здесь суть та стихия, в атмосфере которой происходит процесс принятия решений, то именно логика, ее законы способствуют определению конструктивных схем, вооруживших участников социально значимых споров – духовных авторитетов XIX—XX вв., общественных деятелей, историков, филологов и других представителей академической науки, публицистов и писателей.
Политическая философия
Угрин И.М. - Между правом и правдой: о некоторых особенностях русской гражданской культуры c. 123-152

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.12.14208

Аннотация: Статья посвящена актуальному вопросу о становлении гражданской культуры. В ней рассматривается проблема гражданского сознания в ракурсе развития самого человека, эволюции его материальной и духовной природы. Процесс формирования гражданской культуры полагается незавершенным, находящемся скорее в зародыше, нежели достигшим апогея в своем движении. Анализируются особенности развития гражданской культуры в России. Она (гражданская культура) полагается неотъемлемой частью русской культуры. Ценности, постулируемые в ходе ее развития являются преломлением общероссийских ценностей, выработанных и вырабатываемых на протяжении всего исторического процесса. Подход к анализу специфике гражданского менталитета состоятелен лишь в том случае, если он учитывает специфику менталитета как такового, специфику культурной жизни народа в целом, не замыкаясь на частном. Одной из ключевых ценностей для российской гражданской культуры выступает ценность «правды». Правда – это особая категория, близкая русскому менталитету, которая включает в себя как понятие «истины», так и понятие «справедливости». Эта категория позволяет дать положительный ответ на вопрос о существовании российской цивилизации и определить некоторые ее особенности, в том числе обозначить ее отличие от западной цивилизации, ключевой ценностью для которой является ценность «права».
Теологические основы бытия
Мишурин А.Н. - О толковании Книги Бытия c. 153-184

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.12.14274

Аннотация: Объектно-предметным полем данного исследования являются первые две главы Книги Бытия. Автор предлагает свою трактовку первых двух глав Книги, дабы показать логику, стоящую за внешне совершенно нелогичным библейским рассказом о сотворении мира и человека всемогущим и всезнающим Богом. Ибо от того, способны ли мы понять этот рассказ зависит, способны ли мы понять мысли, приписываемые Библией Богу – способен ли человек, используя имеющийся у него разум, понять Бога. Автор использует разработанный и опробованный им на античных текстах герменевтический метод «внимательного чтения», который позволяет ему объяснить логические проблемы, возникающие при прочтении как Книги Бытия, так и Библии в целом. Новизна исследования заключается в применении ранее не использованного на данном материале герменевтического метода и заключениях, которые были получены в результате. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. Первый: автору удается выделить принципы, стоящие за последовательностью творения в библейском рассказе о создании мира. Второй: с помощью текста Книги автор показывает изначальное положение человека в Библии – двусоставности его природы соответствует двусоставность рассказа о сотворении человека. Наконец, автор заключает о цели рассказа о сотворении мира – принижении неба и небесных светил.
В потоке книг
Спирова Э.М. - Парадоксы эстетического опыта (Новые книги издательства «Канон+») c. 185-205

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.12.14303

Аннотация: Статья посвящена анализу трёх исследований, которые позволяют расширить представление о том, что такое «эстетический опыт». Речь в этих книгах идёт не столько о классической эстетике, сколько о тех переменах, которые позволяют соотнести данную эстетическую категорию с современной творческой практикой. В частности, отмечается весьма значительное влияние на нынешнюю эстетику феномена перформативности. В статье показано, что новый эстетический опыт, с одной стороны, возродил интерес к давним традициям искусства, а с другой стороны, преобразовал представление о социальной реальности и способах воплощения жизненных процессов в искусстве. Методы анализа материалов названных исследований связаны с «нарративным поворотом» в философии истории, с «антропологическим поворотом» в историописании. В материале использованы также приёмы эстетического анализа новых художественных явлений. Новизна статьи обусловлена тем, что в ней рассматривается будущее историографии и философии искусства. Раскрывается широкий круг форм исторической репрезентации. Идентифицированы общие схемы и стратегии, которые в совокупности могли бы быть сведены вместе и отождествлены как «историческая поэтика». Отмечено, что эти схемы и стратегии всегда существовали в исторических романах, в изящных искусствах, спектаклях, исторических музеях и в самой историографии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"