по
Философская мысль
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 11, 2014
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 15-01-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2014
Онтология: бытие и небытие
Фаритов В.Т. - Трансценденция как онтологический горизонт научного дискурса (философия науки М. Хайдеггера) c. 1-31

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.11.1418

Аннотация: Предметом исследования является специфика хайдеггеровской интерпретации феномена науки. Так как подступ к осмыслению бытия как такового Хайдеггер начинает с разработки экзистенциальной аналитики, перед данным исследованием стоит двойная цель. Во-первых, истолкование феномена науки как модуса человеческого бытия, т.е. как способа, посредством которого сущее становится доступно человеку в его бытии. В исследовании выявляются экзистенциально-онтологические и метафизические основы научного познания. Во-вторых, показывается, как феномен науки репрезентирует бытие как таковое или трансценденцию. Наряду с традиционной методологией в статье используется методологический арсенал неклассической философской мысли: герменевтики, семиотики и деконструктивизма. Основным результатом проведенного исследования является экспликация онтологического основания научного познания в контексте фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Онтологическое основание науки состоит в конституировании бытия сущего как предметности, существующей вне и независимо от человеческого бытия. Отсюда следует, что наука есть один из один из модусов бытия-в-мире или трансценденции. Наука есть способ, каким сущее становится доступно в бытии человека.
Спектр сознания
Максимов Л.В. - Редукция сознания к познанию как методологический принцип когнитивной науки и гуманитарных дисциплин c. 32-71

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.11.1377

Аннотация: Объектом исследования и критического анализа в данной статье является эпистемологический редукционизм – методологический подход, определяющий основное содержание и структуру когнитивной науки. Основу этого подхода составляет весьма распространенная в философии сознания и психологии идея о том, что человеческая ментальность (дух, психика) в целом и во всех своих проявлениях может быть сведена к знанию и познанию и, соответственно, описана и объяснена в терминах эпистемологии. В когнитивной науке указанный традиционный подход несколько видоизменился, язык классической эпистемологии уступил место понятийному аппарату теории информации, однако эти изменения оставили в неприкосновенности общую когнитивистскую трактовку сознания. Эпистемологическому редукционизму когнитивной науки в статье противопоставлен другой методологический подход – нонкогнитивизм, согласно которому сознание (дух, психика) включает в себя ряд феноменов, принципиально несводимых к знанию; это – эмоции, оценки, интересы, цели и т.д. Новизна исследования состоит в том, что оно позволило выявить и теоретически артикулировать характерную для «наук о духе» методологическую ошибку, а именно – односторонний когнитивно-информационный подход к сознанию, чрезмерно упрощающий его структуру и тем самым в значительной мере искажающий результаты научных поисков в этой области. Коррекция указанного методологического подхода с позиции антиредукционизма должна способствовать успешному продвижению науки в решении ряда актуальных проблем, в частности – прикладной проблемы «искусственного интеллекта», психофизической проблемы и некоторых других.
Муки коммуникации
Емельянова Н.Н. - Научные коммуникации: к проблеме демаркации границ публичности c. 72-85

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.11.1380

Аннотация: Объектом данного исследования является современная система научных коммуникаций. Предмет исследования – изменения современных научных коммуникаций в условиях новой информационной и медийной среды. Cтабильное развитие науки как социального института невозможно без широкой общественной поддержки, запросы которой меняются с развитием коммуникационных и медийных технологий. Однако кардинальные изменения в развитии коммуникационных возможностей и альтернатив привели к стремительным переменам в информационном пространстве современной науки. Обратной стороной этого процесса стал практически экспоненциальный рост манипулятивных практик, которые активно используются в генерировании информационных потоков, связанных с научным знанием, что, без преувеличения, является настоящим вызовом ученым и их деятельности. Представленный научный вопрос находится в области междисциплинарных исследований (на стыке научнофилософских, науковедческих, политических и исторических дисциплин), требует комплексного использования ряда методологических принципов. Среди них: анализ и синтез, а также принципы историзма и системности. Новизна исследования заключается в том, что в данной статье намечены перспективные направления развития научных коммуникаций, связанных с реабелитацией подлинных оснований публичности в современном обществе.Сделан вывод о том, что единственно возможный путь развития научного сообщества в России в его взаимоотношениях с медиа-средой определяется борьбой за обретение субъектности в медиа.
Философия науки
Локтионов М.В. - Критика применения критической теории и критического системного подхода в современных концепциях развития общества. c. 86-106

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.11.1375

Аннотация: Предметом исследования данной работы является критика применения критической теории и критического (эмансипационного) системного подхода в теории управления и современных концепциях развития общества в целом. Приводится обзор критики являющейся "внешней" по отношению к критической теории, и, следовательно, подвергающей сомнению ее философско-методологические основания, и "внутренней", которая в основном благожелательно настроена по отношению к критической теории и концентрирует своё внимание на трудностях, с которыми сталкивается критическая теория в ходе реализации своей исследовательской программы. Методом исследования является выявление различий между критикой "внешней" по отношению к критической теории, и подвергающей сомнению ее философско-методологические основания, и "внутренней", которая в основном позитивно настроена в отношении к критической теории. Делается вывод о том, что критический системный подход основывается на различных предположениях о природе общества, развиваемых в других системных подходах и признает возможность противоречий в социальных системах, существование конфликтов и подавление одних групп интересов другими. Показывается, что отношению к другим системным методологиям критический системный подход по сути своей предвосхищает развитие комплементаристских подходов.
Переводы философской классики
Федорова Ю.Е. - Философская поэма Фарид ад-Дина Аттара «Язык птиц»: избранные главы в переводе и переложении c. 107-150

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.11.1399

Аннотация: В статье представлен перевод с персидского языка основных сюжетообразующих фрагментов важнейшего памятника персидской суфийской философской традиции - философской поэмы “Язык птиц” (Мантик ат-тайр) Фарид ад-Дина Аттара Нишапури (XII-XIII вв.), а также рассматриваются ряд вопросов, связанных с изучением литературного наследия Аттара: ведутся споры относительно количества написанных им литературных произведений, нет четко установленной хронологии написания сочинений, кроме того, есть несколько поэм, приписываемых Аттару, однако нет прямых исторических свидетельств, что их автор именно он. В исследовании используются по преимуществу филологические методы, а также историко-философский и понятийный анализ текста, что позволяет определить стратегию истолкования ряда поэтических конструктов (таких как «душа-птица», «Симург», «долины»), благодаря которым Аттар раскрывает содержание важных концептов средневековой суфийской философии. Новизна исследования заключается прежде всего в переводе с персидского языка средневековой поэмы «Язык птиц» (общим объемом около 800 двустиший), относящейся как к шедеврам поэзии, так и к наиболее авторитетным в традиции произведениям суфийской мысли. Это сочинение неоднократно переводилось на европейские языки (Гарсен де Тасси, Эдвард Фицджеральд, Д. Дэвис и. А. Дарбанди, П. Эвери) и арабский (М. Джум‘а). Перевод отдельных частей поэмы на русский язык и частичный ее пересказ были выполнены отечественными иранистами Е.Э. Бертельсом и А.Е. Бертельсом. Только в 2006 г. был опубликован перевод «Притчи о шейхе Сан‘ане» из поэмы «Язык птиц», а в 2009 г. — издан выполненный М. Борзуи перевод поэмы на русский язык под названием «Логика птиц». Однако этот перевод поэмы является неполным и практически полностью лишен научного комментария. В связи с этим автор посчитал необходимым сделать собственный перевод значительной части этого философского памятника, что позволит в дальнейшем более объективно и полно осветить философские идеи Аттара и определить его место в контексте исламской средневековой философской традиции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"