Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 08, 2013
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 1-8-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2013
Спектр сознания
Иванов Е.М. - Гипотеза об экстрасоматической природе памяти c. 1-69

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.792

Аннотация: В статье рассматривается гипотеза (высказанная в свое время Анри Бергоном) об экстрасоматической (внетелесной) природе некоторой составляющей долговременной памяти человека. Согласноданной гипотезе, по крайней мере некоторая часть долговременной памяти существует не в виде актуально существующей в мозге энграммы (записи), а существует в форме прямого доступа к прошлому (в виде прошлых состояний мозга или сознания). Дано обоснование этой гипотезы с позиции психологии, нейронауки и философии. Рассмотрены возможные механизмы экстрасоматической памяти в контексте авторской концепции «сознания в квантовом мире». Данная концепция является развитием модели отношения сознания и квантовой реальности Эверетта-Менского. Исследуются также некоторые дополнительные аспекты модели "сознания в квантовом мире", связанные с ролью мозга в осуществлении психических процессов, природой пространства и времени, а также рассматривается возможность использования данной модели для объяснения биологической эволюции .
Диалектика
Корень Р.В. - Триединые системы как метаязык картины мира c. 70-116

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.722

Аннотация: Западная рационалистическая мысль выработала принципы: «расчленяй и изучай», в науке, и «разделяй и властвуй», в политике. Дифференциация наук привела к появлению специфических языков, в результате чего ученые различных специальностей, говоря, в сущности, об одном и том же, не понимают друг друга. Потеря общего языка осознается в среде философов и ученых, что имеет последствием попытки создания когнитивной философии и когнитивной науки. Автор приводит доказательства того, что триединые системы (ТЕС) являются метаязыком картины мира. Метаязык ТЕС способен описать объекты, имеющие различную онтологию и различный характер развития. С помощью ТЕС может быть прочитана информация, записанная не только в вербальной, но и любой другой системе. Табличная форма представления ТЕС позволяет до нескольких страниц уменьшить объем учебников, учебных пособий и справочников; улучшить дидактику и восприятие учебного материала; сократить сроки обучения. Представлены ряд определений ТЕС, их особенности и свойства.
Судьбы и контуры цивилизаций
Беляев В.А. - Кризис интеркультуры и «столкновение цивилизаций» c. 117-146

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.662

Аннотация: Статья представляет собой очередной шаг введения в теорию интеркультуры, разработан-ную автором. В этой части введения в контексте теории интеркультуры анализируется идея С.Хантингтона о «конфликте цивилизаций». Сравниваются жизненные вызовы для теории Хантингтона и теории интеркультуры. Оценивается объем эвристических возможностей теории Хантингтона и сравнивается с эвристическими возможностями теории интеркультуры. Дается основание необходимости рассматривать интеркультуру с самого начала Нового Времени. Дается основание необходимости строить полную теорию интеркультуры для адекватного понимания современного «столкновения цивилизаций». «Конфликты цивилизаций» раскрываются в зрения точки теории интеркультуры как культурные ремиссии – попытки на разных уровнях и масштабах восстановить «культурный» способ организации жизни. Анализируются системы личностной и групповой идентификации и из роль в логике возникновения культурных ремиссий.Особая роль отведена анализу «столкновению цивилизаций» (культурных ремиссий) в современной России. Статья предназначена для всех, кто интересуется философской антропологией.
Натурфилософия
Борисов С.В. - Рондо или Наука и природа c. 147-247

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.785

Аннотация: Статья «Рондо или Наука и природа» представляет собой третье произведение из серии статей «Симфония науки или Наука глазами философов». Работа представляет собой симфонически выстроенное погружение во внутреннюю и внешнюю полемику по поводу основных трактовок классической науки и ее проблематики. Многие противоречия и конфликты, с которыми сталкивается современное общество, явились порождением слепой веры в научный прогресс, да и сама наука, как социальный институт, давно превратилась в набор ритуальных действий, которым следуют некритически, преклоняясь перед былыми заслугами признанных научных авторитетов, повинуясь парадигмам их научных школ. Все это порождает многочисленные иллюзии по поводу науки и ее актуальных проблем, формирует некритичное отношение к процессу и результатам научного поиска. Диалоговая форма изложения материала помогает перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки в полемику «внешнюю». Этот прием позволяет «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
Человек и человечество
Розин В.М. - Будущее в условиях смены и неопределенности реальности c. 248-294

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.669

Аннотация: В статье рассматривается кризис понятия «будущее» в современных условиях перехода от одной реальности к другой (еще неопознанной и неопределенной). Предварительно автор анализирует эволюцию этого понятия в истории философии. Он, в частности, показывает, что будущее мыслится ясно в рамках проектной реальности, которая складывается, начиная со средних веков, но окончательно становится в новое время в связи развитием естествознания. В настоящее время понятие будущего деконструируется, поскольку процессы перехода, глобализации и ряд других делают непротиворечиво невозможным помыслить будущее. Тем не менее, автор утверждает, что через построение личного будущего можно прийти к построению будущего для многих. Другой мыслимый вариант ‒ кардинальная перестройка представлений о времени, в рамках которых прошлое, настоящее и будущее будут иметь совершенно иной смысл. В заключение предложено две фантазии на тему возможного будущего, цель которых показать, что оно все равно будет неопределенным и тесно связанным к практиками и творчеством человека.
Философия языка и общения
Урсул А.Д. - Культура как информационный феномен c. 295-355

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.508

Аннотация: Автор останавливается на том аспекте информационной культурологии, который связан с интерпретацией и исследованием феномена культуры на основе понятия информации и информационного подхода. Культура как информационный феномен возникает как естественный процесс продолжения информационного вектора глобальной (универсальной) эволюции, как антиэнтропийный механизм продолжающий процесс накопления информации в социальной ступени развития. Рассматривается взаимосвязь информации и культуры, причем особое внимание уделяется информационному аспекту культуры как внегенетическому информационному процессу, характеризующему социальную ступень эволюции. Показано, что в отличие от предыдуших ступеней развития человечество, благодаря экзогенному способу накопления информации, начинает расширять сферу своего распространения как на Земле, так и в космосе не только для получения вещественно-энергетических ресурсов, но, прежде всего, для получения негэнтропии из окружающей среды, продолжения своих культурно-информационных процессов.Отмечается, что если понятие цивилизации «тяготеет» к материально-вещественной, экономической и технико-технологической трактовке, представляя в тоже время целостную социальную ступень эволюции, то понятие культуры – к ее духовно-информационной составляющей, выражающей глубинную сущность цивилизационного процесса. Обсуждается информационный критерий развития в природе и обществе и его применение к эволюционным процессам в сфере культуры. Автор также останавливается на проблеме поиска единиц культурной информации, в частности, мемов и высказывает свое мнение по поводу этих исследований. В связи с рассмотрением перспектив эволюции культуры акцентируется внимание на таких ее становящихся формах как культура устойчивого развития и ноосферная культура.
Социальная динамика
Королев С.А. - Повседневность как эманация социальности: трансформации и тренды c. 356-422

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.709

Аннотация: Автор пытается выработать методологические подходы к изучению такого пласта социальности, как повседневность, анализируя при этом возможность и пределы использования в социально-философском исследовании теоретизации П.Бергмана и Т.Лукмана. При этом он приходит к выводу, что концептуализация Бергера и Лукмана безусловна только для ситуации тотального «символического универсума», где одно и то же явление типизируется индивидами, являющимися носителями одного и того же типа сознания, и одинаковым образом. Для анализа же более противоречивого социума эта концепция нуждается в существенной корректировке. Другой проблемой, рассматриваемой в статье, является воздействие модернизации на российскую повседневность рубежа XX – XXI вв. Автор показывает, что технологическая модернизация повседневной жизни в России в значительной мере осуществилась. Технологические инновации серьезно видоизменяют повседневность и придают ей новое качество. Однако параллельно с модернизацией повседневности происходит и обратный процесс, определенная, сегментарная архаизация повседневной жизни, внедрение в повседневность XXI века практик и стереотипов, которые были типичны для повседневной жизни давно ушедших времен. Наконец, в статье исследуется влияние власти на российскую повседневность рубежа веков. Автор констатирует, что в российской ситуации систематическое вторжение власти в ткань повседневной жизни является не более чем эманацией весьма архаичной стратегии самосохранения.
Мифы и современные мифологии
Першин Ю.Ю. - Religio: attention in the archaic religiosity c. 423-431

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.630

Аннотация: There is no one conventional definition of religion. Numerous definitions are synthesized under the “umbrella” definition of religion, proposed by a Christian theologian, who translated Cicero’s definition of religion in his own manner. Taken as a methodological ground, this dis-torted definition cannot serve as a key to archaic meaning of religion. Linguistic approach to the Cicero’s definition exposes latent meanings on the old word religio; one of them is attention, or care, another one is responsibility. They bring to us a resid-ual archaic sense of religious practices, which represent the process of religious communication, but not binding. Moreover, the latent meanings drive us to the conclusion, that the archaic mean-ing of religion can be described as a scrupulous reproduction of the chronotope of successful theo-social communication, based on the feedback principle. The chronotope in its turn can be defined as a definite time and space context of actions with corresponding conduct, thinking, di-rection of attention and type of communication with divine entities.
Связь времен
Товбин К.М. - Традиционная духовность в традиционалистском восприятии c. 432-459

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.790

Аннотация: В статье посредством методологии Традиционалистской школы рассматривается и вскрывается понятие традиционной духовности. «Традиция» (Полная, или Священная Традиция) противопоставляется «традиции» как сложившейся цивилизационной инерции или ментальному коммуникативному механизму. Традиция представлена как комплекс мер по изъявлению Священного, играющего в традиционном обществе основную, социообразующую роль, проявляющуюся в ментальности, культуре, политике. Традиционалистская методология, следуя посылам структуралистов, рассматривает Традицию с точки зрения её внутренней структуры, без помощи методов и идейных посылов современности, зародившихся как средства уничтожения Традиции и потому не могущих дать о ней объективных сведений. Традиция противопоставляется как Модерну, так и Постмодерну, однако рассматривается в сопоставлении с этими эпохами. В этом ракурсе Традиция противопоставляется и религии (как мировоззрению или идеологии, затрагивающей лишь рациональную и волюнтаристскую стороны индивида), и пострелигии как успешнейшей современной имитации подлинной традиционности. Содержание традиционной духовности рассматривается в онтологическом разрезе.
Информация и идеи
Нилогов А.С. - Можно ли управлять прогрессом? Интервью В.А. Кутырёва А. Нилогову по книге «Время Mortido». c. 460-489

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.679

Аннотация: А. Нилогов задает вопросы В.А. Кутыреву по проблемам, поставленным им в новой книге «Время Mortido» (СПб., Алетейя. 2012). Это темы постмодернизма, опасностей нерегулируемого технического прогресса, перерождения человеческого духа в искусственный интеллект и соблазнов бессмертием. Особое внимание в книге и интервью уделяется критике трансгу(о)манизма. Автор решительно отвергает примирение с без(д)умным инновационизмом, противополагая ему консервативно-феноменологическую философию жизненного мира.Большинство представителей технонауки и рефлекторно повторяющих их идеи философов похищено силами «иного»,под разговоры о благах прогресса. О понятии «нигитологии» как отражении действительной тенденции человечества к отказу от собственного бытия. Предлагается ограничить экспансию технологизма, не поддерживать ее абсолютизацию, прежде всего в духовной сфере. О деконструкции логоцентризма Деррида как деконструкция логосцентризма, отказе от Слова, от языка и смыслов.Оценивается характер рефлексии данных процессов в российской и мировой философии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"