Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 10, 2013
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 1-10-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2013
Онтология: бытие и небытие
Яковлев В.А. - Информационное единство бытия: сознание, жизнь, материя c. 1-57

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.8920

Аннотация: Основные философские категории – «пространство», «время», «движение», «сущее», «сущность», «существование», «субстанция», «субъект», «объект» – фактически производны от «бытия», выражают его различные аспекты и образуют своеобразный метафизический каркас (кластер, пул), который в той или иной мере используется для описания всех известных явлений мироздания. Такое «твёрдое ядро» (Лакатош) всех исследовательских философских и естественнонаучных программ большинство философов, культурологов, теологов, учёных со времён издания Андроником Родосским трудов Аристотеля называют «метафизикой». В работе предлагается новое осмысление категории бытия как информационной реальности, объединяющей три важнейшие части мироздания – сознание, жизнь и материю. Исследование проводится на основе историко-философских традиций интерпретации категории бытия и её использования в современном естествознании.Категория бытия в современной интерпретации как в естественнонаучном, так и в социокультурном аспектах выражает бытие информации, или информационное бытие, представленное в единстве трёх сфер реальности – сознания (разума), жизни и материи.
Рубежи и теории познания
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Глобальное направление науки c. 58-120

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.8869

Аннотация: Отмечается, что начало становления глобального направления науки следует отнести на первую половину прошлого века. Рассматриваются взаимосвязанные процессы глобализации знаний и становления глобального знания. Авторы считают необходимым определиться с местом глобального направления в современной науке, сформировать общую концепцию и оценить перспективы дальнейшего развития глобальных исследований. Предполагается, что глобалистика, независимо от узкого либо широкого определения ее предмета, представляет собой лишь часть более широкого научного направления – глобальных исследований и общего процесса глобализации науки. Изменение предметного поля глобалистики и далее расширяющих это поле глобальных исследований потребовало не только исторического, но и эволюционного видения как уже изучаемых глобальных процессов, так и новых претендентов на ту же «роль». Раскрывается эволюционный подход (отличный от исторического подхода) к глобальным исследованиям и особенно к глобалистике, которая исследует различные глобальные процессы и системы, включая глобальные природные процессы, глобализацию и глобальные проблемы. Эволюционная глобалистика акцентирует внимание на изучении развития и коэволюции глобальных процессов и их системно-синергетического феномена – глобального развития. Формирование глобального знания и глобальные трансформации в науке рассматриваются также в ракурсе перехода к устойчивому развитию и становления сферы разума - ноосферы.
Человек и человечество
Лось В.А. - Экологические итоги развития цивилизации на рубеже ХХ-ХХ1вв. (предварительный анализ) c. 121-141

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.8931

Аннотация: В статье предпринимается попытка концептуального анализа особенностей мировой социально-экологической ситуации ХХв., контурно намечаются перспективные тенденции глобального экологического развития. Дается интерпретация исторической динамики элементов системы «человек-социум-биосфера». Показывается, что в процессе антропогенеза, начиная с «неолитической революции», и в особенности в условиях научно-технической революции середины ХХв., происходит обострение биосферной напряженности. С одной стороны, с ростом мирового населения и его потребностей возрастает давление на природно-ресурсный потенциал. С другой стороны, необходимость удовлетворения все возрастающих потребностей социума неуклонно усугубляет тенденцию к неустойчивости глобальных экосистем. По существу, теоретический анализ социально-экологический ситуации, проведенный в рамках системы современного научного знания, не получил адекватного практического выхода. Автор дает свой ответ на вопрос: имеет ли современная цивилизация шанс на экологическое выживание в ХХ1в.Данная статья планируется как вводная для специальной рубрики «Экологическая стратегия ХХ1в.» (название условно).
Философия науки и образования
Розин В.М. - Самоопределение и противостояние как способ жизни в современном мире c. 142-182

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.382

Аннотация: В статье обсуждается противостояние педагогической общественности и реформаторов российского образования. С точки зрения первых, происходит разрушение школы и деградация образования, по мнению вторых, имеет место именно реформирование. В связи с этим анализируется сложившаяся ситуация и показывается, что институт образования фактически включает в себя три разных институции: традиционное образование, миссия которого формирование образованного человек и специалиста, новый институт образования, названный автором «открытым, с ограниченной ответственностью», предназначенный не столько готовить специалистов, сколько предоставлять образовательные услуги с целью получения дипломов и других социальных символов (в том числе образовательных симулякров), в-третьих, тоже новый институт («дополнительный»), дающий второе или третье образование, сюда же относится «бизнес-образование» и целый ряд новых форм образования. Дальше разводятся личностные действия и социальные. Вводятся понятия "ведущего типа социальности" и "общих условий". В последней части статьи на основе предложенных различений и понятия "общество", а также обсуждения полемики с В.Беляевым обсуждается и само противостояние и возможная стратегия поведения отдельного человека.
Национальный характер и менталитет
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Национально-культурная идентичность в контексте философской традиции диалога культур c. 183-244

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.8848

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению процесса социокультурного развития. В рамках этой темы автора интересуют движущие силы данного процесса, важнейшей из которых является взаимодействие с другими культурами. Представлен анализ культурных изменений, стимулированных диалогом с другой культурой, а также показан их неоднозначный характер.Транслированные в процессе диалога культур инокультурные идеи, опыт, знания подвергаются в новой культурной среде разнообразным интерпретациям и новым «прочтениям», в результате чего возникает неизбежная многозначность, и воспринятое культурой-реципиентом получает инновационное развитие. Процесс интерпретации воспринимаемой традиции может изменить ее либо до неузнаваемости, либо до такой степени, что она существенно будет отличаться от аутентичной.Диалог культур включает в себя трансляцию инокультурных элементов от одной культуры к другой, их «закрепление» на инородной «почве», творчество в манере иной культуры, синтез «своего» и «чужого», «исконного» и «заимствованного» и создание чего-то принципиально нового.По мере развития диалога с иной культурой все больше элементов «чужого» теряют характер экзотической и труднодоступной удаленности. Как только «чужое» становится познанным, оно неизбежно растворяется в «своем», расширяя тем самым его границы.
Философская антропология
Беляев В.А. - Когнитивная интеркультура c. 245-277

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.759

Аннотация: Эта статья продолжает знакомить читателя с теорией интеркультуры, разработанной авто-ром. В статье рассматриваются когнитивный ракурс интеркультуры. Автор считает, что этот ракурс, как другие ракурсы интеркультуры конститутивно несет в себе отпечаток базовых принципов интеркультуры. Среди множества когнитивных традиций, существующих в границах интеркультуры, ее специфические принципы реализует то, что называется научностью и наукой. А еще более конкретно и жестко – экспериментальное математическое естествознание. Научность – это когнитивная форма «справедливого и законного принижения человеческого духа». В статье показывается, как из группы жизненных вызовов, породивших интеркультуру как ответ, вырисовывается специфически новоевропейская когнитивная традиция. Науч-ность рассматривается как решение задачи поиска приемлемой для всех истины, прием-лемой для всех объективности и приемлемой для всех законосообразности. Показывается внутренняя противоречивость науки, возможность ее превращения для ученых в культур-ную ремиссию.Работа предназначена для всех, кто интересуется философской антропологией.
Диалог культур
Черненко В.А. - «Бхагавадгита» - «Книга Иова»: опыт метафизики прощения. c. 278-294

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.8817

Аннотация: В статье рассматриваются философско-этические аспекты текстов «Бхагавадгиты» и «Книги Иова». Автор приходит к выводу, что оба текста репрезентируют сходные этико-мировоззренческие установки на происхождение и причину страдания; это приводит к постановке фундаментальных вопросов о смысле миротворения и попытках преодоления разрыва между этикой и онтологией на пути разработки этической феноменологии прощения. Человек взыскует прощения. Оно необходимо человеку для трансформации (преображения) своей неслучайной-случайности в случайную-неслучайность. Это реализуется через возможность для человека противопоставить свое индивидуальное страдание всему миропорядку. В страдании отдельное (отделенное) способно стать единственно-уникальным, выделенным из мира причинно-следственной справедливости в область неопределенно-беспредпосылочного, которое должно быть опознано как таковое и взято существующим на себя в виде ответственности. Таким образом, мера моей уникальности (личностности) прямо пропорциональна той мере неопределенности, за которую я готов нести ответственность. Иов и Арджуна обладают такой смелостью, смелостью опрашивать божественное о причинах разрыва между тем, что есть и тем, что должно быть. Но именно поэтому божественное и отвечает им.
Философия культуры
Корень Р.В. - Философско-этнические исследования функций культуры c. 295-306

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.825

Аннотация: В данной статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с функциями культуры и их сопряжениями. Показана некорректность бытующего среди культурологов мнения о том, что все функции культуры социальны. Многообразие функций культуры может быть сведено к двум основным группам: функции ординарные (повседневные), в том числе социальные, и фундаментальные, обеспечивающие выживание. Фундаментальные функции культуры прояв-ляются именно через этнические процессы (поскольку именно этнос является носителем культуры) и определяются ими в специфическом разнообразии, в зависимости от этнической иерархии. Рассмотрены сущность жизни и сущность человека, а также результаты первичные, которые являются самоцелью. Социальные функции культуры являются отраже-нием вторичных результатов. Но, развивая их в ущерб фундаментальных функций культуры, отражающих первичный, исходный результат выживания, мы уподобляемся наркоману. Осве-щен закон возрастания роли культуры, составляющие процесса коммуникации и определяющая роль информационного компонента триединых систем. Показано, что информатизация общества является культурологической проблемой. Освещен фундаментальный принцип любой науки и искажение информации по пути от источника к потребителю.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"