по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Слово и образ: эстетические особенности русского религиозного хип-хопа
Пырова Татьяна Леонидовна

аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1

Pyrova Tatiana Leonidovna

Post-graduate student, the department of Aesthetics, M. V. Lomonosov Moscow State University

119991, Russia, Moscow, Leninskiye Gory 1

pyrova-tatyana@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

Предметом исследования являются русский религиозный хип-хоп. Объектом исследования являются эстетические особенности русского религиозного хип-хопа. Анализируя материалы интервью рэп-артистов, тексты песен и визуальный ряд их видеозаписей, автор выявляет эстетические заимствования и особенности данного музыкального течения. Для работы с обозначенными типами материала автор обращается к основным понятиям постмодернистской эстетики, останавливаясь на культурных заимствованиях, метафорах и клише в нарративном и визуальном содержании анализируемого материала хип-хопа. В качестве теоретической рамки используется неопрагматический подход Р. Шустермана. Собранный материал изучался с использованием техник дискурс-анализа и визуальной семиотики. Основной вывод проведенного исследования следующий: заимствуя устойчивые образы хип-хоп культуры и нарративы религиозного повествования, русский религиозный хип-хоп добавляет свои отличительные эстетические особенности, но лишь в работе со звуком, как например, колокольный звон. Хотя в мире существует укоренившаяся традиция изучения хип-хоп культуры (Hip-Hop studies). На сегодняшний день в российской науке исследование хип-хоп культуры представлено одиночными попытками отдельных исследователей. Исследование же русского религиозного хип-хопа и его эстетических особенностей является первым. Кроме того, особый интерес для эстетических исследований представляет методология, избранная автором для анализа визульного ряда.

Ключевые слова: русский рэп, религиозный рэп, неопрагматизм, дискурс, визуальная семиотика, хип-хоп, эстетические особенности, эстетика, философия, хип-хоп исследования

DOI:

10.7256/2454-0757.2017.7.23525

Дата направления в редакцию:

08-07-2017


Дата рецензирования:

07-07-2017


Дата публикации:

22-07-2017


Abstract.

The subject of this research is the Russian religious hip-hop, while the object is its aesthetic peculiarities. Analyzing the materials from the interviews with hip-hop artists, song lyrics, and visual imagery of video recordings, the author determines the aesthetic borrowings and specificities of such music genre. The article refers to the key terms of postmodernist aesthetics, focusing on the cultural borrowings, metaphors, and cliché in the narrative and visual content of the analyzed hip-hop material. As the theoretical framework is used the neo-pragmatist approach of Richard Shusterman. Main conclusion consists in the following: borrowing the established images of hip-hop culture and religious narratives, the Russian religious hip-hop adds its original aesthetic peculiarities, but only in the sound effects, as for example, noise of bells. Although, there is a world entrenched tradition of hip-hop studies. This article is the first to introduce examination of the Russian religious hip-hop and its aesthetic features. In addition, special interest presents the selected by the author methodology for analyzing the visual imagery.

Keywords:

aesthetic features, hip-hop, visual semiotics, discourse, neo-pragmatism, religious hip-hop, Russian hip-hop, aesthetics, philosophy, Hip-Hop studies

Постановка вопроса

В настоящее время в российской исследовательской среде еще не сформировалась традиция, связанная с изучением хип-хопа как отдельного жанра. Имеются только первые попытки обозначить возможные пути концептуализации этого искусства [3]. Однако до сих пор отсутствуют примеры углубленного изучения отдельных направлений рэпа в России. Данное работа отчасти восполняет эту лакуну на материале творчества религиозно ангажированных аритистов и одновременно является частью более обширного диссертационного проекта, исследующего эстетическое своеобразие русского рэпа со второй половины 1980-х гг. по настоящее время. Рэп музыка в России является одним из самых популярных жанров, что подтверждается и растущим числом выступлений и продажами альбомов. Вместе с тем религиозный рэп – новое и редкое явление на российской сцене. Вслед за американскими исполнителями артисты, работающие в поджанре религиозного хип-хопа в России, претендуют на активное содействие распространению религиозных ценностей.

Какие эстетические приемы используются для репрезентации религиозных ценностей российскими исполнителями? Таков в первом приближении вопрос нашей работы. На материале небольшого корпуса произведений мы постараемся показать, какими художественными средствами обеспечивается представление религиозного мировоззрения. В рамках исследования перед нами стоят две основные задачи: во-первых, проанализировать основные нарративы текстов русского религиозного рэпа. Во-вторых, исследовать строение визуального ряда в клипах хип-хоп исполнителей. Соответственно типам привлекаемого материала была сформирована методология: дискурсивный (метафорический) анализ [5] для работы с текстами песен и семиотический визуальный анализ для работы с видеорядом [4]. Данное исследование включает три кейса, связанные с наиболее известными на данный момент исполнителями религиозного хип-хопа в России: MC (Master of Ceremonies - традиционное самоназвание рэп-артистов) Настоятель, MC Покайся и художественный коллектив Комба БАКХ.

В качестве теоретической рамки нашего исследования мы используем неопрагматичекий подход Р. Шустермана. Развивая мысль Дьюи о социальной роли искусства, заключающуюся в следующем: искусство в гораздо большей степени процесс, чем застывший результат, Шустерман рассматривает рэп музыку как вид искусства со своей собственной эстетикой, не укладывающейся в рамки модернистских представлений и отчасти совпадающей с категориями эстетики постмодернизма. Таким образом, эстетический анализ хип-хоп композиций необходимо сводить к следующим эстетическим характеристикам: «Эти характеистики включают: скорее акценте на повторах, чем творение уникальных инноваций, эклектическое смешение стилей, восторженное воспроизводство новых технологий и массовой культуры, что бросает вызов модернистским понятиям эстетической автономии и художественной чистоты, и подчеркивает скорее локальное и темпоральное, чем универсальное и вечное» [10].

Исторический контекст: идентичность хип-хоп артиста

Христианский (религиозный) хип-хоп, зародившийся в 1980-е гг., является одним из устоявшихся видов хип-хоп музыки. Религиозный хип-хоп сохраняет традиционные для хип-хопа в целом мелодические и текстовые приемы, насыщая содержание композиций и видеоряд религиозными символами. В времена становления хип-хоп культуры, 1970-1980-е гг., большое внимание уделялось аутентичности рэп артиста. Отдельные характеристики ткаие, как раса (темный цвет кожи), классовая принадлежность (жизнь в гетто), знакомство с улицей (криминальный опыт), отчасти гендерная принадлежность (мужчина), составляли собой базовый концепт идентичности хип-хоп культуры – “real nigga” («настоящий ниггер»). Таким образом, лирический герой хип-хоп композиции афро-американец, живущий в неблагополучном районе города, имеющий проблемы с законом. А сама рэп композиция – рассказ от первого лица о жизни в гетто, бесправии в отношении полиции, социально – экономической реальности черного населения Америки.

В начале 1990-е гг. статус хип-хоп музыки резко меняется, она выходит за пределы гетто и становится «самым быстрорастущим жанром» [8]. Хип-хоп музыка в своем поджанровом многообразии: от сознательного до христианского хип-хопа, охватывает все области человеческой жизни. Вследствии быстрого распространения хип-хоп музыки происходит ее коммерцализация, появляющиеся крупные лейблы состредотачивают вокруг себя хип-хоп артистов Однако, столь широкое расспространение рэп музыки приводит к пересмотру ее базового понятия «real nigga». Рэп музыка пересекает континенты и переносится в самые удаленные уголки мира. Появляется французский, немецкий, русский, казахский рэп и другие. Рэп перестает быть часть только афро – американской культуры и американским музыкальным продуктом.Трансформации подвергаются и базовые характристики хип-хопа 1980-х гг.: чтобы быть частью рэп-движения больше не обязательно быть «черным», быть мужчиной, жить в гетто (или неблагополучном районе), жить в городе, иметь проблемы с законом. Сегодня хип-хоп культура настолько изменилась, что в качестве МС может выступать белая женщина, читающая хип-хоп на русском языке. Рэп культура навсегда покинула гетто. Американский христианский рэп также подвергся коммерциализации, свойственной американскому хип-хопу в целом [7], что в значительной степени отличает его от российского аналога.

Исполнитель русского религиозного хип-хопа: кто это?

Прежде чем перейти к анализу лирики и визуального ряда хип-хоп песен кратко охарактеризуем основных исполнителей. В отличие от американского оригинала российский религиозный хип-хоп еще практически не подвергся коммерциализации. Тем важнее, так сказать, натурное изучение хип-хоп артистов в среде, достаточно далекой от правил коммерческой индустрии.

MC Настоятель

MC Настоятель получил широкую известность после Студенческого православного форума, проходившего в минувшем 2016 году в Москве. На протяжении всего форума в широком павильоне ВДНХ из многочисленных музыкальных колонок звучал православный хип-хоп. На мониторах показывали клипы действующего чебоксарского священика Максима Курленко. Он представал перед зрителем в разных образах: меняя спортивный костюм на рясу, тем самым противопоставляя городскую среду пространству храма. На форуме присутсвовал и сам патриарх. Значит ли это, что рэп культура получила негласное благославение?

Максим Курленко является действующим православным протоиереем в селе Чемурша, Чебоксарской области. В своих клипах отец Максим использует знакомые рэпу атрибуты: спортивный стиль в одежде, автомобиль, городской пейзаж, совмещая это с образами православной России: храм, иконы, лес, поля, колокола. Таким образом символизируя переход от городской жизни отступника к стенам храма. «Музыку души» можно услышать только в далеке от городской суеты. Город становится символом светского, греховного, профанного, того, что отделяет человека от Бога, от его истинной природы.

«Невозможно жить так, когда вокруг только деньги,

Ангельское пенье не слышно: оно глохнет в сомненьях!

Это течение создает раба вместо гения,

Страхом опутывая с самого рождения»

В традициях хип-хопа отец Максим в песнях о поисках пути расказывает историю от первого лица, свою историю. В 2003 году он был участником екатеринбургской хип-хоп группы EK Playaz, ввел светский образ жизни, выступал на больших площадках, запустил певрую радио-передачу, посвященную рэпу, на Екатеринбургском радио. Буквально на пике славы он уходит из группы и поступает в Екатеринбургское отделение Свято-Тихоновского московского богословского института. 12 лет назад он был рукоположен в священники, а 10 лет назад снова вернулся к рэпу, но уже православному. Для МС Настоятеля рэп – это язык, на котором следует обращаться к молодому поколению: «рэп музыка сегодня созвучна душе человека, живущего в городской шумной быстро меняющейся среде» [из личной беседы].

МС Покайся

Одним из центров российской рэп культуры является Санкт-Петербург. Часто на центральных улицах этого города местные жители или туристы могут встретить человека, гуляющего по городу и читающего рэп – это MC Покайся. Свое прозвище он получил по мотивам своего главного хита: «Покайся! Дурью не майся!». О его биографии почти ничего не известно, только то, что он родился вблизи Санкт-Петербурга и какое-то время, будучи студентом, жил в США. Хотя MC Покайся не имеет профессиональных записей и снятых клипов, многочисленные отрывки его уличных выступлений выложены в социальных сетях и на интернет сайтах. Цель своего творчества он формулирует следующим образом: «цель - просто донести до молодежи простые истины, чтобы они не бухали, а просто были как люди». Также, как и для MC Настоятеля для него рэп – это новая форма (язык) взаимодействия с молодежью, отдаленной от Русской православной церки по причине потери связи, или, как он утверждает, политики Советского государства в отношении религии. Связь можно восстановить лишь по средствам общего дискурсивного поля, иначе нового языка для молодых людей, который должна нащупать церковь. «У нас в России не хватает языка понятного. Как говорил аппостол Павел: изъясняйтесь понятно». Для МС Покайся таким языком представляется рэп.

Комба БАКХ

Этот православный хип-хоп коллектив является наиболее любопытным с точки зрения эстетического анализа рэп музыки. Группа Комба БАКХ из Костромы пытается соединить звучание русских колоколен с «жесткими ломаными» битами. Как они сами описывают себя: «люди, много лет занимающиеся сэмплированием и в то-же время не пропускающие воскресных Богослужений». Название коллектива двуxчастное: Комба от английского слова «combo – небольшой музыкальный ансамбль», а БАКХ – аббревиатура из имен участников. Цель своего творчества, группа Комба БАКХ, формулируют так: «подавать правду с энергией», «движения тела под музыку близко к подвижничеству». Сами участники говорят о себе, как о протестном коллективе: «Они точно не как все/ Протест во всей красе/ Сами с собой наедине/ В самой лучшей стране!». Львиная доля сюжетов песен воспевает традиционное патриархальное общество, предавая критике гражданский брак, противопоставляемый браку официальному и церковному; законопроекты; социально-экономическую ситуацию. Помимо религиозного компонента в песнях группы важное место занимает воспевание патриотизма, как например, в песне «Ты русский», где национальная принадлежность приобретает едва ли не те характеристики, которые демонстрируют супергерои комиксов:

«Братан, помни, ты русский! / Русский выдержит любые перегрузки! /

Наш враг – невидимый, так написано в Библии /

Моя родина в иконе, а не в унитазе».

Особым патриотическим мотивом является тема угнетения русского народа, что, по словам группы, роднит нас с неграми: «русский народ в положении негров. Это нас роднит. Помимо врага «невидимого» в песне «Иностранные туристы» выдвигается предположение о враге явленном: «Какой план вызревает у того, кто русский не понимает / Это может быть большее зло, чем исламисты или лево-радикальные троцкисты / Старые, белые в одежде чистой». Так же к основным темам лирики группы Комба БАКХ относится тема традиционных ценностей, в последнее время популярная и дискутируемая в России. Так, например, в песне «Гражданский брак» гражданский брак противопоставляется официальному и церковному браку и осуждается как пустой и временный:

«Гражданский брак – печальный факт:

Молодежь хочет познать друг друга и так, и так /

Любви нет / Дружбы нет/ Уважения нет /

За серьезными словами скрыты эгоизм и потребление /

От сожительства не бывает семей».

Нарративный анализ

Для работы с текстом был выбрал один из видов дискурсивного анализа – метафорический подход. В основе данного подхода лежит идея, что языковая метафора, выраженная в языке, строится на обработке структур знаний – фреймов и сценариев и является обобщенным опытом взаимодействия человека с окружающим миром. Стоящая за произведением метафора является точкой пересечения говорящего и воспринимающего. Далее будет представлен дискурсивный метафорический анализ текста песни «Музыка души» МС Настоятеля.

Музыка души, стой, не спеши

Послушай ее в осенней тиши.

Вдалеке от грохота, шума машин

Загляни в глубины своей души.

Если представить как будто в лесу

С высокой горы наблюдаешь внизу

Много огней городских сквозь слезу.

От дыма костра шелестит листва <…>

Одной из важных характерных черт хип-хоп жанра является рассказ от первого лица или возможность передать свой собственный опыт через речитатив под музыкальный бит. Хип-хоп исполнение всегда связанно с реальным опытом и возможностью приобщения к нему. Тогда хип-хоп исполнитель в действительности является исследователем реальной жизни, преломленной через призму политических, экономических и культурных проблем [10]. МС Настоятель рассказывает историю своего воцерковления, соблюдая законы хип-хоп жанра.

Также как хип-хоп имеет свои жанровые особенности, так и религиозная история предполагает в основе определенный сюжет. Он часто подчинен дихотомии сакральное/профанное и включает переход посредством катарсиса (или покаяния) из сферы секулярного в сферу религиозного. В данном тексте дихотомия сакрального/профанного воспроизводится имплицитно посредством разделения земного – городской среды «Много огней городских сквозь слезу», и небесного – «Вдалеке от грохота, шума машин/Тот берег земли, где течет молоко и мед, где мы видим золото души друг друга». Или иерархии вверха и низа: «Если представить как будто в лесу / С высокой горы наблюдаешь внизу / Много огней городских сквозь слезу». Пространство сакрального доминирует над профанной городской местностью, предполагая уединение и более обширный взгляд на происходящее.

Также скрыто присутствует дихотомия: Запад/Восток: «Плакал путник, он потерял Восток». Автор текста вероятно подразумевает библейский сюжет рождения Иисуса в Вифлееме и приход волхвов с востока из Евангелия от Матфея (Мф 2:1-2): «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока <…> мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

Импульс для перехода из профанного в сферу сакрального дает «музыка души». Что же это такое? Упоминаясь в заглавии «музыка души» находит следующее пояснение в самом тексте: «Пара строк и бит - сердца стук / Музыка души заиграла снова». Ясно, что речь идет о рэп музыке. Таким образом, МС Настоятель использует метафору «музыка души» для обозначения рэп музыки. Более того в песне «Музыка души» используется колокольное сопровождение. Все перечисленное наталкивает нас на мысль, что именно хип-хоп музыка сегодня может стать проводником между земным и небесным для человека. Когда-то Бонавентура создал «Путеводитель души» [1], в дигитальную эпоху достаточно касания пальца, чтобы зазвучала мелодия, что приведет душу человека к Богу.

Сходная с композициями MC Настоятеля топика дороги, пути представлена в творчестве МС Покайся. Религиозный выбор репрезентируется так: «Иисус воскрес, он надел свой крест ради тебя / Так что покайся, дурью не майся / Исцеляйся, молись, на путь правильный становись». Свой, правильный путь также традиционно связывается с ритуальными практиками, в первую очередь молитвой: «Слово кайся – это не косяк, это слово – покаяние / Мы нашли свой путь, свою дорогу / Не унывай: не кури анаши, не колись, лучше Богу молись».

Наряду с оппозицией правильной дороги и пути греха, православные исполнители рэпа эксплуатируют и противопоставление чистоты и окверненности - наделяя историческое прошлое России идеализированными чертами. Чистота прошлого и опасность настоящего (перефразируя Мэри Дуглас) становятся лейтмотивами поэтического представления истории. МС Настоятель, Комба БАКХ в своих песнях сетуют об ушедшей империи: «Это урок 20-го столетия: без царя мы всего лишь междометие» или «Была Россия белая, чистая; уже давно сорвала ты ярмо коммунистов; теперь либералы разевают пасти». Имплицитно мы можем выявить симпатии МС Покайся к царской России: он критически упоминает пагубность советской власти для страны и религии.

Визуальный анализ

Для визуального анализа был использован семиотический подход Кресса и ван Лёйвена. Прочтение изображений в их версии тесно коррелирует с культурным контекстом и подобно языку имеет свои синтаксические конструкции. Как синтаксис сам по себе является важной частью языка, так и в изображении есть синтаксис, в частности соотношения левого и правого, верха и низа, одушевленных и неодушевленных предметов и тд. Этот синтаксис работает на извлечение некоторых смыслов.

Любое изображение можно разделить по горизонтали и вертикали. Горизонтальная часть состоит из левой и правой областей. Поскольку мы работаем в рамках европейской культурной традиции – прочитывать изображения мы будем слева направо, что соответствует способу письма. Предполагается, что левая область изображения обозначает некую данность, соответсвенно правая область фиксирует новый вводимый элемент. Для вертикальной части вверхняя область означает – идеальное, нижняя – реальное [4]. Как уже было сказано, на сегоднящний день русский религиозный хип-хоп является не коммерческим, а скорее андерграундным явлением. Этим обусловлено незначительное количество клипов, представленных зрителю. Более подробно в статье рассматриваются два клипа: «Музыка души» МС Настоятель и «Дело табакъ» Комба БАКХ.

В основе сюжета песни «Музыка души» - поиски себя через путь от мира земного к небесному, что делит композиционное пространство на сакральное и профанное, соответственно этому делению выстраивается видео ряд, где лирический герой (сам МС Настоятель) предстает то в пейзаже города, то на фоне храма в дали от городской среды. Использу некоторые клише хип-хоп культуры, лирический герой в городе предстает перед зрителем в спортивном костюме на фоне городской стены, изрисованной графитти (см. Рис. 1), или в машине. Находясь в образе горожанина (светского человека) герой открыт зрителю: он стоит по центру лицом к наблюдателю (см. там же).

Рис. 1 Клип МС Настоятель «Музыка души»

Но через несколько кадров перед нами предстает тот же лирический герой, но уже в пространстве сакрального (см. Рис. 2) рядом с колоком. Таким образом, колокол – это данное, посредством которого вводится новое – воцерковленный лирический герой. Лирический герой уже не вступает в прямой зрительный контакт со зрителем: его взгляд субверсивен.

Рис. 2 Клип МС Настоятель «Музыка души»

Финальный кадр клипа (Рис. 3) – вид города вдалеке с другого берега «тот берег земли, где течет молоко и мед, где мы видим золото души друг друга». Иначе, зритель видит город уже глазами воцерковленного человека. Здесь идеальное - верхняя область кадра предсказуемо совпадает с небом, в то время как в нижней части простираются бесформенные воды, при этом сам город становится тонкой прослойкой.

Рис. 3 Клип МС Настоятель «Музыка души»

Выше упомянутый клип «Дело табакъ» анасамбля Комба БАКХ также подчеркивает дихотомию сакрального/профанного. Прогулка героя песни по городу представлена зрителю в черно-белых тонах (Рис. 4) в отличие от завершающих наполненных цветом кадров, когда герой приходит к стенам храма (Рис. 5).

Описание: Снимок экрана 2017-05-21 в 23

Рис. 4 Клип Комба БАКХ «Дело табакъ»

Профанное – город череда однотипных безликих, черно-белых кадров с множеством людей и зданий, сакральное – храм и его территория, каждая его часть имеет свой цвет.

Рис. 5 Клип Комба БАКХ «Дело табакъ»

Также следует обратить внимание на сужающуюся перспективу завершающегося кадра. Главный герой повернут спиной и лишен контакта со зрителем. Он зажат между двух построек, пролагающих ему прямой путь к храму. В верхней части изображения помещен храм и небо (или идеальное), в нижней части изображения – человек, машина, части домов (или реальное). И снова человек преодолевает путь от городской суеты к стенам храма.

Выводы

Главная задача исследования заключалась в поисках нарративов и визуальных образов, характерных для русского религиозного хип-хопа. Хип-хоп музыка имеет свои повторяющиеся, устойчивые особенности, клише, которые мы встречаем в нарративах и визуальных образах русского религиозного хип-хопа. Например: использование городских пейзажей, спортивного стиля в одежде, граффити изображений в клипе МС Настоятеля «Музыка души» и Комба БАКХ «Дело табакъ». Цель религиозного хип-хопа – евангелизация, также диктует свои требования: размежевание сакрального и профанного, обращение к религиозным сюжетам. Например: путь главного героя от городского пространства к Церки. В России религиозный хип-хоп еще находится в поисках собственной идентичности, заигрывая то с традиционными ценностями, то с настольгией по царской власти. Возможно, этим обусловленно столь небольшое разнообразие эстетическим форм, используемых в визуальном и сюжетном ряде.

Более прицельному анализу мы подвергли композицию МС Настоятеля «Музыка души», само заглавие которой становится метафорой религиозного хип-хопа. Для современного человека, утерявшего контакт с Богом, хип-хоп музыка становится тем понятным языком, на котором можно говорить. Визуальный анализ видео «Музыка души» заостряет свойственную религиозному сюжету дихотомия: сакрального/профанного. Видео ряд выстроен на противопоставлении города и пространства храма как территории профанного и сакрального. Они разделены подобно двум берегам в завершающем клип кадре (см. Рис. 3) и не соединимы подобно Западу и Востоку: «Плакал путник, он потерял Восток».

Хотя в данной статье мы не обращались к музыкальному анализу хип-хоп композиций, стоит отметить, что звуковой ряд композиций исполнителей религиозного хип-хопа обладает определенными эстетическими особенностями. В процессе сэмплирования и скрэтчинга они используют фрагменты колокольного звона, что также имеет символическое значение. Обретение Бога возможно, если среди профанных шумов города услышать сакральные ритмы: либо чистый колокольный звон, либо рэп, который, как было отмечено, «является созвучным музыке души современного человека» и использует колокола как элемент музыкальной композиции.

Также стоит обратить внимание на характеристики хип-хопа как языка для взаимодействия с современной молодежью для дальнейшего воцерковления. МС Покайся и МС Настоятель прямо указывают на хип-хоп как на общее коммуникативное поле для молодого поколения и для Церкви. Является ли это признаком обновления самого православия? Это предмет дальнейшего исследования. Пока можно утверждать одно – назрел поиск нового языка.

Библиография
1.
Бонавентура. Путеводитель души к богу. М.: Букинист, 1993. С. 188.
2.
Коробов-Латынцев А. Русский рэп. Философские очерки. М.: Реноме, 2016. С. 264.
3.
Хестанов Р. Хип-хоп: культура молодежной контрреволюции // Логос, №4 (113). М.: Изд. Институт Гайдара, 2016. С. 7 –26.
4.
Kress G., Leeuwen T. Reading images: The Grammar of Visual Design. New York: Routledge, 2006. P. 291.
5.
Lakoff, G. and Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago press, 2003. P. 256.
6.
Lakoff, G. Conceptual Metaphor // Cognitive Linguistics: Basic Readings. Berlin-New York: Mouton de Gruyter, 2006. P. 185 – 238.
7.
Ogbar J. Hip-Hop revolution: the Culture and Politics of Rap. Kansas: University Press of Kansas, 2007. P. 236.
8.
Pareles J. How Rap Moves to Television's Beat // New York Times, Sunday, 14, Jan. 1990, sect. 2, Arts&Leisure, 1. P. 28.
9.
Saunders J. The Church in the Age of Hip Hop. USA: Desktop Prepress Services, 2009. P. 134.
10.
Shusterman R. Pragmatist Aesthetics, Living Beauty, Rethinking Art / Rowman & Littlefield Publishers, 1992. P. 346.
References (transliterated)
1.
Bonaventura. Putevoditel' dushi k bogu. M.: Bukinist, 1993. S. 188.
2.
Korobov-Latyntsev A. Russkii rep. Filosofskie ocherki. M.: Renome, 2016. S. 264.
3.
Khestanov R. Khip-khop: kul'tura molodezhnoi kontrrevolyutsii // Logos, №4 (113). M.: Izd. Institut Gaidara, 2016. S. 7 –26.
4.
Kress G., Leeuwen T. Reading images: The Grammar of Visual Design. New York: Routledge, 2006. P. 291.
5.
Lakoff, G. and Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago press, 2003. P. 256.
6.
Lakoff, G. Conceptual Metaphor // Cognitive Linguistics: Basic Readings. Berlin-New York: Mouton de Gruyter, 2006. P. 185 – 238.
7.
Ogbar J. Hip-Hop revolution: the Culture and Politics of Rap. Kansas: University Press of Kansas, 2007. P. 236.
8.
Pareles J. How Rap Moves to Television's Beat // New York Times, Sunday, 14, Jan. 1990, sect. 2, Arts&Leisure, 1. P. 28.
9.
Saunders J. The Church in the Age of Hip Hop. USA: Desktop Prepress Services, 2009. P. 134.
10.
Shusterman R. Pragmatist Aesthetics, Living Beauty, Rethinking Art / Rowman & Littlefield Publishers, 1992. P. 346.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"