Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

В погоне за двумя зайцами поймай обоих сразу!
34 журнала издательства NOTA BENE входят одновременно и в ERIH PLUS, и в перечень изданий ВАК
При необходимости автору может быть предоставлена услуга срочной или сверхсрочной публикации!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Мархинин Василий Васильевич. Происхождение слова философия как проблема: к обсуждению концепции В. Буркерта. Часть II
Мархинин Василий Васильевич

доктор философских наук

профессор, ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»

628400, Россия, Тюменская область, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22, оф. 614

Markhinin Vasiliy

Doctor of Philosophy

Professor, the department of Philosophy and Law, Surgut State University of of Khanty-Mansi Autonomous Okrug

628400, Russia, Surgut, Energetikov Street 22, office #614

Markhinin@yandex.ru
Аннотация. Рассматривается проблема происхождения слова φιλοσοφία в той ее постановке, которая была задана в программной статье В. Буркерта «Платон или Пифагор? О происхождении слова «философия»» (1960 г.). Обращается внимание на то, что концепция Буркерта оказала большое влияние на состояние историографии темы и сохраняет свою актуальность. В. Буркерт проводит точку зрения, что авторство слова φιλοσοφία, взятого в его подлинном смысле, принадлежит не Пифагору, как это принято считать на основании сообщений античных авторов, прежде всего – сообщения Гераклида, а Платону. Имеется в виду, тот смысл этого слова, который предполагает, что философ – это не мудрец (ибо мудр лишь бог), а исключительно только «любитель мудрости», бескорыстно и без какого-либо ожидания почестей и славы преданный делу поиска истины о мире. Концепция В. Буркерта в предлагаемой статье рассматривается с позиции историко-генетического подхода и принципа философики (термин автора статьи), предполагающего, что наиболее адекватным средством исследования существа философии является научная экспликация её античного архетипа. С указанной позиции анализируется использованная Буркертом источниковедческая база решения проблемы происхождения слова «философия», критически пересматриваются его лингвистическая и социокультурная гипотезы. Показывается, что изобретение слова φιλοσοφία тем или другим из мыслителей-досократиков – Пифагором, Гераклитом и/ или кем-то еще – все-таки, вопреки концепции В. Буркерта, вполне вероятно. Тот стиль познавательной деятельности и образа жизни, который предполагается смыслом слова философия, хотя слова как такового еще не существует, демонстрируется, как можно видеть из достоверных доксографических источников, уже Фалесом, которого традиция, идущая из античности, называет – и называет, следовательно, вполне правомерно – первым философом. Результатом осознания обозначенного смысла познавательной деятельности явилось изобретение слова φιλοσοφία, что, вероятнее всего, и совершил впервые Пифагор. Историю доплатонической мысли о мироустройстве, как считает автор представляемой статьи, следует рассматривать как процесс становления философии. Обосновывается вывод, что заслуга Платона состоит не в изобретении слова φιλοσοφία, а в том, что он, восприняв это слово из традиции – прежде всего, через посредство Сократа, развил его смысл в учение о философии, завершив тем самым процесс становления данной формы познания и образа жизни.
Ключевые слова: философия, концепция Буркерта, Гераклид, Платон, Пифагор, Гераклит, Фалес, становление философии, смысл, этимология
DOI: 10.7256/2409-8728.2017.4.22008
Дата направления в редакцию: 02-03-2017

Дата публикации: 21-04-2017

Abstract. This article considers the problem of origin of the word φιλοσοφία as it was formulated in the key article by Walter Burkert "Plato or Pythagoras? Origins of the Word ‘Philosophy'" ("Platon oder Pythagoras? Zum Ursprung des Wortes 'Philosophie'") (1960). It is noted that the concept created by Walter Burkert has had a large influence on the historiography of this issue and still remains topical. Walter Burkert believes that, contrary to the commonly shared opinion (based on reports of ancient authors, primarily Heraclides), it was not Pythagoras, but Plato who invented the word φιλοσοφία in its proper sense. This sense implies that a philosopher is not a man of wisdom (as only God is wise), but someone who “loves wisdom” selflessly not expecting honors or fame, someone who is devoted to the pursuit of truth about the world. The proposed paper reviews W. Burkert’s conception from the position of historical and genetic approach and the principle of philosophics (the term proposed by the author), which assumes that the most adequate means of studying the essence of philosophy is the scientific explication of its ancient archetype. The sources studied by Walter Burkert to address this problem are analyzed and a new critical look is taken at his linguistic and sociocultural hypotheses. It is demonstrated that, contrary to Burkert’s opinion, it is quite possible that the word φιλοσοφία was invented by any of the Pre-Socratic philosophers such as Pythagoras, Heraclitus and/or someone else. As reliable doxographical sources show, the style of life and thought implied by the word φιλοσοφία (though the word itself had not yet been invented) was demonstrated already by Thales whom the classical tradition originating from Antiquity calls (quite rightfully, as it seems) the first philosopher. The word φιλοσοφία was invented as a result of emerging understanding of this cognitive mode, and most likely it was first done by Pythagoras. The author of this article believes that the history of Pre-Platonic thought on the world order should be treated as the process of genesis of philosophy. It is concluded that Plato’s achievement was not the invention of the word φιλοσοφία, but assimilating this word from the existing tradition (mainly through Socrates) and developing its meaning into a doctrine of philosophy, thus completing the process of establishment of this way of living and thought.Keywords: φιλοσοφία, concept of Walter Burkert, Heraclides, Plato, Pythagoras, Heraclitus, Thales, sophists, genesis of philosophy, meanings, etymology.

Keywords: Thales, Heraclitus, Pythagoras, Plato, Heraclides, concept of Burkert, philosophy, genesis of philosophy, meanings, etymology

Эта статья недоступна для пользователей, которые не вошли в цифровую библиотеку издательства под своим логином и паролем. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.

Если вы один из авторов этой статьи, вы можете открыть бесплатный доступ к этой статье для своих читателей. Вы должны зайти под своим логином и паролем, чтобы воспользоваться услугой. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.
Библиография
1.
Аристотель. Афинская полития. Пер. С. И. Радцига. 2-е изд. М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1937. - 131 с.
2.
Бриссон Л. Софисты // Греческая философия. Том I. Под ред. М. Канто-Спербер. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. - С. 97 - 110.
3.
Вольф М.Н. Софистика. Горгий Леонтийский: трактат «О не-сущем, или О природе» в современных интерпретациях: учеб. пособие. Новосибирск: РИЦ НГУ, 2014. - 249 с.
4.
Горан В. П. Кризис древнегреческой демократии и философия софистов: Протагор и Ксениад // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2001. № 1. С. 43−48.
5.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. М. Л. Гаспарова. М.: Изд-во «Мысль», 1998.- 571 с.
6.
Лосев А. Ф. Примечания (к Апологии Сократа) // Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 1. М.: Мысль, 1994. - С. 685-697.
7.
Лосев А. Ф. Примечания (к диалогу Протагор) // Платон. Собр. соч. в четырех томах. Том 1. М.: Мысль, 1994. - С. 781-797.
8.
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Примечания (к диалогу Софист) // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2. М.: Мысль, 1993. - С. 482-497.
9.
Платон. Апология Сократа. Пер. М. С. Соловьева // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1994. - С. 70-96.
10.
Платон. Гиппий больший. Пер. А. В. Болдырева // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1994. - С. 386-417.
11.
Платон. Горгий. Пер. С. П. Маркиша // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1994. - С. 477-574.
12.
Платон. Государство. Пер. А. Н. Егунова // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1994. - С. 79-420.
13.
Платон. Евтидем. Пер. С. Я. Шейнман-Топштейн // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1994. - С. 158-202.
14.
Платон. Законы. Пер. Пер. А. Н. Егунова // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. М.: Мысль, 1994. - С. 71-437.
15.
Платон. Критон. Пер. М. С. Соловьева // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1994. - С. 97-112.
16.
Платон. Письма. Пер. С. П. Кондратьева // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. М.: Мысль, 1994. - С. 460-516.
17.
Платон. Протагор. Пер. М. С. Соловьева. Собр. соч. в четырех томах. Том 1. М.: Мысль, 1994. - С. 418-476.
18.
Платон. Софист. Пер. С. А. Ананьина // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2. М.: Мысль, 1993. - С. 275-345.
19.
Платон. Тимей. Пер. С. С. Аверинцева // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1994. - С. 421-500.
20.
Платон. Федон. Пер. С. П. Маркиша // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2. М.: Мысль, 1993. - С. 7-80.
21.
Платон. Федр. Пер. А. Н. Егунова // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2. М.: Мысль, 1993. - С. 135-191.
22.
Порфирий. Жизнь Пифагора // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. М. Л. Гаспарова. М.: Изд-во «Мысль», 1998. - С. 416-426.
23.
Суриков И. Е. Аристократия и демос: политическая элита архаических и классических Афин. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. - 256 с.
24.
Тахо-Годи А. А. Примечания (к Письмам) // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. М.: Мысль, 1994. - С.767-773.
25.
Тахо-Годи А. А. Примечания (к диалогу Законы) // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. М.: Мысль, 1994. - С.730-757.
26.
Burkert W. Platon oder Pythagoras? Zum Ursprung des Wortes “Philosophie” // Hermes, Vol. 88, No. 2 (May). 1960. - P. 159-177.
27.
Markhinin V. V. Ancient Athenian Democracy: Forms and Quasiforms // Eastern European Scientific Journal (Düsseldorf – Germany). 2015. - P. 93 – 104.
28.
Nightingale A. W. Genres in Dialogue: Plato and the Construct of Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. - 222 p.
29.
Roberts J. T. Aristocratic Democracy: The Perseverance of Timocratic Principles in Athenian Government // Athenaeum, 1986. Vol. 64. Fasc. ¾. - P. 355 – 369.
References (transliterated)
1.
Aristotel'. Afinskaya politiya. Per. S. I. Radtsiga. 2-e izd. M.: Gos. sots.-ekon. izd-vo, 1937. - 131 s.
2.
Brisson L. Sofisty // Grecheskaya filosofiya. Tom I. Pod red. M. Kanto-Sperber. M.: Greko-latinskii kabinet Yu.A. Shichalina, 2006. - S. 97 - 110.
3.
Vol'f M.N. Sofistika. Gorgii Leontiiskii: traktat «O ne-sushchem, ili O prirode» v sovremennykh interpretatsiyakh: ucheb. posobie. Novosibirsk: RITs NGU, 2014. - 249 s.
4.
Goran V. P. Krizis drevnegrecheskoi demokratii i filosofiya sofistov: Protagor i Kseniad // Gumanitarnye nauki v Sibiri. Novosibirsk, 2001. № 1. S. 43−48.
5.
Diogen Laertskii. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov. Per. M. L. Gasparova. M.: Izd-vo «Mysl'», 1998.- 571 s.
6.
Losev A. F. Primechaniya (k Apologii Sokrata) // Platon. Sobr. soch. v 4-kh tomakh. Tom 1. M.: Mysl', 1994. - S. 685-697.
7.
Losev A. F. Primechaniya (k dialogu Protagor) // Platon. Sobr. soch. v chetyrekh tomakh. Tom 1. M.: Mysl', 1994. - S. 781-797.
8.
Losev A. F., Takho-Godi A. A. Primechaniya (k dialogu Sofist) // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 2. M.: Mysl', 1993. - S. 482-497.
9.
Platon. Apologiya Sokrata. Per. M. S. Solov'eva // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 1. M.: Mysl', 1994. - S. 70-96.
10.
Platon. Gippii bol'shii. Per. A. V. Boldyreva // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 1. M.: Mysl', 1994. - S. 386-417.
11.
Platon. Gorgii. Per. S. P. Markisha // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 1. M.: Mysl', 1994. - S. 477-574.
12.
Platon. Gosudarstvo. Per. A. N. Egunova // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 3. M.: Mysl', 1994. - S. 79-420.
13.
Platon. Evtidem. Per. S. Ya. Sheinman-Topshtein // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 1. M.: Mysl', 1994. - S. 158-202.
14.
Platon. Zakony. Per. Per. A. N. Egunova // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 4. M.: Mysl', 1994. - S. 71-437.
15.
Platon. Kriton. Per. M. S. Solov'eva // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 1. M.: Mysl', 1994. - S. 97-112.
16.
Platon. Pis'ma. Per. S. P. Kondrat'eva // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 4. M.: Mysl', 1994. - S. 460-516.
17.
Platon. Protagor. Per. M. S. Solov'eva. Sobr. soch. v chetyrekh tomakh. Tom 1. M.: Mysl', 1994. - S. 418-476.
18.
Platon. Sofist. Per. S. A. Anan'ina // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 2. M.: Mysl', 1993. - S. 275-345.
19.
Platon. Timei. Per. S. S. Averintseva // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 3. M.: Mysl', 1994. - S. 421-500.
20.
Platon. Fedon. Per. S. P. Markisha // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 2. M.: Mysl', 1993. - S. 7-80.
21.
Platon. Fedr. Per. A. N. Egunova // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 2. M.: Mysl', 1993. - S. 135-191.
22.
Porfirii. Zhizn' Pifagora // Diogen Laertskii. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov. Per. M. L. Gasparova. M.: Izd-vo «Mysl'», 1998. - S. 416-426.
23.
Surikov I. E. Aristokratiya i demos: politicheskaya elita arkhaicheskikh i klassicheskikh Afin. M.: Russkii Fond Sodeistviya Obrazovaniyu i Nauke, 2009. - 256 s.
24.
Takho-Godi A. A. Primechaniya (k Pis'mam) // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 4. M.: Mysl', 1994. - S.767-773.
25.
Takho-Godi A. A. Primechaniya (k dialogu Zakony) // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 4. M.: Mysl', 1994. - S.730-757.
26.
Burkert W. Platon oder Pythagoras? Zum Ursprung des Wortes “Philosophie” // Hermes, Vol. 88, No. 2 (May). 1960. - P. 159-177.
27.
Markhinin V. V. Ancient Athenian Democracy: Forms and Quasiforms // Eastern European Scientific Journal (Düsseldorf – Germany). 2015. - P. 93 – 104.
28.
Nightingale A. W. Genres in Dialogue: Plato and the Construct of Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. - 222 p.
29.
Roberts J. T. Aristocratic Democracy: The Perseverance of Timocratic Principles in Athenian Government // Athenaeum, 1986. Vol. 64. Fasc. ¾. - P. 355 – 369.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"