Финансы и управление
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Финансы и управление" > Содержание № 01, 2016
Выходные данные сетевого издания "Финансы и управление"
Номер подписан в печать: 26-12-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Болтинова Ольга Викторовна, доктор юридических наук
ISSN: 2409-7802
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2016
Актуальный вопрос
Шакирова Р.К., Федорова Т.В. - Модель принятия управленческих решений регионального уровня в сфере налоговой политики на базе ретроспективного анализа отчетных данных ФНС РФ в части транспортного налога c. 1-27

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.1.15257

Аннотация: Высокий уровень дифференциации социально-экономического положения различных слоев российского общества побуждает правительство искать пути регулирования уровня доходов и потребления граждан. В качестве инструмента такого регулирования с января 2014 г. законодателями были введены повышающие коэффициенты транспортного налога. Изменения в порядке исчисления данного налога в отношении дорогостоящих автомобилей привели к усложнению администрирования данного вида платежей, а также к некоторому ущемлению прав налогоплательщиков (вызванному необходимостью пересчитывать налог и повторно представлять декларацию по итогам 2015 г.). Указанное обстоятельство побуждает искать альтернативные варианты регулирования уровня потребления (в части транспортных средств) с применением налогового инструментария. Цель работы (разработка варианта принятия управленческого решения в сфере региональной налоговой политики) достигнута на базе ретроспективного анализа в условиях отсутствия полного объема необходимой информации в официальной отчетности ФНС РФ. Результатом работы является предложение альтернативного подхода к налогообложению высокомощных легковых автомобилей, зарегистрированных на налогоплательщиков, заключающегося в использовании повышающих коэффициентов при расчете транспортного налога исходя из мощности двигателя транспортного средства. Вместе с тем, исчисление транспортного налога с учетом стоимости легковых автомобилей вполне может стать эффективным в случае тщательной проработки и взаимосогласования процедуры и сроков утверждения перечня дорогостоящих автомобилей, исчисления транспортного налога и представления налоговой отчетности.
Акопджанова М.О. - Институт медиации в российском праве c. 28-36

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.1.15818

Аннотация: Предметом настоящего исследования является рассмотрение правовых аспектов применения, роли и значения института медиации для развития общественных отношений, укрепления правовой культуры, эффективного соблюдения действующего российского законодательства. Судебное толкование, разъяснения высших судебных органов, данные по вопросам применения процедуры медиации, позволяют сформировать на практике единые критерии и правила достижения консенсуса (согласия) участников гражданского оборота, экономических отношений по всем ключевым вопросам осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, позволяя, тем самым, унифицировать правоприменительную практику, что способно обеспечить максимально эффективную защиту прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический метод. В процессе исследования были определены функции и правовое значение, правовые последствия применения института медиации, исследованы разъяснения по вопросам формирования единообразной судебной практики, данные судебными органами. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросам юриспруденции.
Финансовый мониторинг
Хусяинов Т.М. - Обзор рынка труда Республики Татарстан: отрасли хозяйства и перспективы развития региона c. 37-50

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.1.14702

Аннотация: Специфические особенности формирования, распределения и использования трудовых ресурсов в том или ином регионе, и между регионами, определяются территориальными различиями, которые приводят к развитию специфических отклонений в функционировании рынка труда региона, сложившемся уровне, структуре занятости и т.д. Региональные особенности являются и причиной отличий в степени рефлексии локальных рынков труда на изменения экономической конъюнктуры. В данной статье автор делает попытку анализа состояния рынка труда Республики Татарстан по состоянию на 2014 г. Внимание в работе уделяется таким вопросам, как: структура трудовых ресурсов (распределение по полу, возрасту, образованию), основным отраслям народного хозяйства представленным в Республике, уровню безработицы и миграции в Татарстане. В качестве методов данного исследования был использован анализ статистических данных государственных статистических служб - РосСтат и ТатСтат. В качестве выводов данного исследования, можно отметить, что на данный момент рынок труда Республики Татарстан переживает процесс реструктуризации: значение одних отраслей занятости снижается, в то время, как другие набирают рост. Уровень регистрируемой безработицы на региональном рынке труда на данный момент не велик, но вероятно это связано с малым количеством обращений населения в государственные службы занятости населения.
Наука финансового права
Арзуманова Л.Л. - Понятие денег в финансовом праве c. 51-71

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.1.16162

Аннотация: Предметом исследования статьи стало рассмотрение вопросов о финансово-правовой природе денег. Прежде всего отмечается, что понятие денег было исследовано в экономической и цивилистической науках. В ходе рассмотрения категории "денег" анализируются нормы Гражданского кодекса РФ, доктринальных позиций ведущих специалистов в области финансового и банковского права. денег как финансово-правовой категории.Представлено авторское определение категории денег как информационного носителя, закрепленного в нормативно-правовых актах, на основании которых ему придается платежная сила. Метод исследования, использованный в статье - исторический, аналитический, а также эмпирический. В работе исследуются позиции разных авторов. Новизной исследования в статье являются авторский подход, определение денег с позиций норм финансового права. В частности, под деньгами как категорией финансового права понимается - информационный носитель (монетный, бумажный, электронный и пр.), закрепленный в нормативных правовых актах, на основании которых ему придается платежная сила, выраженная в количестве денежных единиц, закрепленных в нем и раскрывающая функции носителя соответствующей информации.
Инвестиции и инвестиционная деятельность
Сундов А.В., Гинзбург М.Ю. - Внедрение института строительно-сберегательных касс в Российской Федерации как инструмента привлечения инвестиций в жилищное строительство c. 72-80

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.1.15668

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов целесообразности внедрения института строительно-сберегательных касс в Российской Федерации. Автором настоящей статьи разработана экономико-математическая модель с расчетом соотношения площадей квартир, доступных потребителю через кредитование в строительно-сберегательной кассе и в банке. По результатам исследования выявлены положительные оценки влияния функционирования института строительно-сберегательных касс на уровень обеспечения населения доступным жильем. Основным выводом является предположение о легко прогнозируемом спросе на жилье, и, как следствие, положительном отражении на темпах жилищного строительства и объемах инвестиций в строительную отрасль регламентированного функционирования института строительно-сберегательных касс. Предложенная авторами настоящего исследования модель поведения потребителя позволяет установить, какой из способов жилищного кредитования более эффективен с точки зрения среднестатистического покупателя и какой объем субсидирования наиболее целесообразен с точки зрения финансовых возможностей государства, в частности, субсидий.В основе данной модели заложено предположение, что потребители выбирают между накоплением и кредитованием в строительно-сберегательной кассе или в банке так, чтобы максимизировать площадь покупаемой квартиры. На основании проведенных расчетов строительная сберегательная касса оказывается эффективнее банковской ипотеки на 1,56 % в силу того, что член строительно-сберегательной кассы направляет на банковский депозит ежегодный предполагаемый доход свыше 70 000 руб., получая банковский процент и максимальный размер государственной премии, увеличивая тем самым размер сбережений, и, как следствие, площадь приобретаемой квартиры.
Бюджет
Николаева М.В. - К вопросу о совершенствовании механизма финансового обеспечения дорожной инфраструктуры c. 81-90

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.1.15434

Аннотация: Объектом исследования является механизм финансирования дорожного хозяйства на различных уровнях власти. Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения по поводу формирования дорожных фондов.Автор подробно рассматривает такие аспекты как правовые основы функционирования дорожных фондов в России, история дорожных фондов в России и зарубежный опыт финансирования дорожного хозяйства.Особое внимание уделяется государственно-частному партнерству, поскольку зарубежная и отечественная практика показывает, что этот инструмент является эффективным способом финансового обеспечения дорожного хозяйства. При проведении исследования и изложении материала были применены следующие методологические подходы: общенаучный (системный, материалистический) и методы научного познания (анализа, синтеза, системного сравнения). Научная новизна исследования заключаются в разработке автором рекомендаций и предложений в области совершенствования финансового обеспечения дорожного хозяйства. Исследование позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, правовые основы функционирования дорожных фондов заложены в ст. 179.4 БК РФ. Дорожные фонды создаются в России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Во-вторых, фондовая форма финансового обеспечения дорожного хозяйства является достаточно популярной в мировой практике. Основным выводом, который позволяет сделать данное исследование, является то, что дорожные фонды не должны быть единственным источником финансирования дорожного хозяйства в нашей стране, необходимо привлечение дополнительных источников.
Васильева И.С. - Экономические подходы к оценке расходов на здравоохранение c. 91-99

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.1.15634

Аннотация: Объектом исследования является система финансирования здравоохранения в Российской Федерации. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе финансового обеспечения здравоохранения.Особое внимание автор уделяет анализу взаимосвязей между уровнем здоровья населения и состоянием экономики государства, рассматривая ее в двух основных аспектах (влияние состояния здоровья граждан и системы здравоохранения на уровень благосостояния населения и развитие экономики; влияние экономического развития общества на состояние здоровья людей и здравоохранение). В процессе изучения и обработки материалов для получения результатов исследования применялись методы экономических исследований: абстрактно-логический, метод экспертных оценок, использовались приемы структурно-функционального и статистического анализа и математические методы. По результатам проведенного исследования автором сделан вывод о том, что в современных условиях понятие «система здравоохранения» всё дальше уходит от рамок, задаваемых понятием «система диагностики и лечения». В настоящее время актуализируются такие задачи здравоохранения, как формирование здорового образа жизни, комфортной среды обитания, создание условий для эффективного труда и отдыха, что позволит предотвратить развитие заболеваний, в первую очередь тех, которые обуславливают преждевременную смертность и инвалидизацию населения. При этом, активно развивается частная система здравоохранения, которую составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Долговые обязательства государства (муниципального образования)
Кудрявцева С.А. - Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, виды и формы долговых обязательств c. 100-116

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.1.16473

Аннотация: Объект исследования – государственный долг субъекта Российской Федерации. Предметом исследования являются понятие, виды и формы долговых обязательств российских регионов. В статье автором проанализированы теоретические и практические аспекты управления государственным долгом на региональном уровне в разрезе существующих видов и форм долговых обязательств с учетом накопленного экономической наукой терминологического аппарата по изучаемому вопросу, текущих социально-экономический реалий. Особое внимание уделено изучению многообразия подходов к принципам, положенным в основу долговой политики на региональном уровне в Российской Федерации. В процессе исследования были использованы следующие методы абстрактно-логический, метод систематизаций, анализ фактической документации, эмпирический, использовались приемы структурно-функционального анализа, а также такие методы сбора и анализа информации. В ходе исследования был сделан вывод о том, что управление государственным долгом субъектов Российской Федерации распространяется на все финансовые обязательства, выпущенные региональными органами власти. Оно является составной частью общей бюджетной политики региона. Не может быть управление государственным долгом субъекта Российской Федерации в отрыве от процесса планирования и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. Поэтому управление государственным долгом субъектов Российской Федерации является одним из наиболее важных элементов государственной политики регионов. При этом, в основу долговой политики положены принципы единой долговой политики, прозрачности и согласованности, минимизации рисков, безусловности, срочности, оптимальности и экономической эффективности, законности и ответственности, информационной открытости и гласности.
Налоги и налогообложение
Савина О.Н., Никитина Д.П. - Налоговые льготы и налоговые преференции: особенности дифференциации c. 117-127

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.1.16284

Аннотация: Действующие инструменты налогового стимулирования в налоговой системе Российской Федерации не отличаются большим разнообразием. Основными выступают налоговые льготы, оценка результативности которых ограничивается лишь бюджетными потерями для государства. В последнее время много говорят о налоговых преференциях. Однако, зачастую, эти понятия отождествляют. В статье исследуются различные подходы к трактованию налоговых льгот и преференций. Дифференциация этих налоговых инструментов позволит внести коррективы в методику оценки их эффективности и влиять на качество решений их пролонгации. С помощью методов анализа и сравнения инструменты налогового стимулирования дифференцированы на собственно льготы и преференции. Приведены примеры. Сделан вывод об отсутствии объективных оценок эффективности этих инструментов, разработанных и закрепленных действующими региональными методиками. Акцентировано внимание на их унификацию и обязательный характер мониторинга их результативности. Авторами предлагается уточнить определение налоговых льгот, содержащееся в Налоговом кодексе, а также закрепить положение о налоговых преференциях, что будет способствовать усилению объективности оценки их эффективности.
Налогообложение организаций
Никулкин Р.Н. - Совершенствование налогообложения коммерческих банков в условиях инновационной экономики c. 128-152

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.1.15485

Аннотация: Предметом исследования выступает совокупность финансово-экономических отношений, складывающихся между коммерческими банками, налоговыми органами, хозяйствующими субъектами, в процессе налогообложения. Автор подробно рассматривает теоретические и практические аспекты развития налогообложения финансового сектора, а именно коммерческих банков. Тема исследования, безусловна актуальна, так как развитие финансового сектора экономики во все времена являлось показателем развития экономики в целом, показателем развития финансовой политики, а налогообложение коммерческих банков, является неотъемлимой частью "правильного функционирования" финансовой системы страны. В настоящей работе проанализированы аспекты налогообложения зарубежных коммерческих банков, предложены методы по совершенствованию налогообложения коммерческих банков действующих на территории Российской Федерации. Научная новизна результатов исследования заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по развитию налогообложения коммерческих банков, учитывающих специфику их деятельности в условиях дальнейшего реформирования налоговой системы страны. Сделаны выводы о том, что в условиях инновационной экономики процесс совершенствования налогообложения коммерческих банков увеличит налоговые доходы бюджета, что в конечном итоге, скажется на улучшении экономики и государства в целом. Причем государство, путем перераспределения полученных доходов, решит проблемы необеспеченных слоев населения, ослабит социальную напряженность общества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"