Статья 'Современные особенности формирования стратегических ресурсов управления стоимостью торговых компаний' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:

Современные особенности формирования стратегических ресурсов управления стоимостью торговых компаний

Шевченко Дмитрий Александрович

ORCID: 0000-0002-9758-4107

кандидат экономических наук

доцент, декан факультета управления, Южный федеральный университет

344006, Россия, г. Ростов-На-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

Shevchenko Dmitry Aleksandrovich

PhD in Economics

Associate Professor, Dean, Faculty of Management, Southern Federal University

105/42 Bolshaya Sadovaya str., Rostov-On-Don, 344006, Russia

dashevchenko@sfedu.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Прибылов Владислав Павлович

магистр, кафедра инновационного и международного менеджмента, Южный федеральный университет

344006, Россия, г. Ростов-На-Дону, ул. Б.садовая, 105

Pribylov Vladislav Pavlovich

Graduate student, Southern Federal University

344006, Russia, Rostov-On-Don, B.Sadovaya str., 105

vpribylov@sfedu.ru

DOI:

10.25136/2409-7802.2024.2.70241

EDN:

XSIQGO

Дата направления статьи в редакцию:

25-03-2024


Дата публикации:

02-04-2024


Аннотация: Ресурсная обеспеченность реализации стратегий развития компаний является одной из центральных проблем управления в конкурентных условиях, и особенно актуализируется в связи с повышением динамичности изменений внешней среды. Стоимостной подход к управлению, ориентирующий бизнес на оценку устойчивости и успешности развития в долгосрочном периоде, особое внимание уделяет объему, качеству и структуре финансовых ресурсов для реализации программы развития. При этом сложно обосновать универсальные подходы и методы оптимизации структуры ресурсного обеспечения стратегического развития. Поэтому в статье они рассматриваются применительно к специфике конкретной отрасли торговли. Привлечение актуальных статистических данных в сочетании с анализом общих тенденций и особенностей условий финансово-инвестиционной деятельности позволил сделать обоснованные выводы о современных особенностях формирования ресурсов прироста стоимости торговых организаций.  Методология исследования включает формально-логический метод, сравнительный анализ, статистические методы анализа количественных данных, обобщения и группировки. Полученные результаты демонстрируют, что в структуре стратегических ресурсов, необходимых для обеспечения прироста стоимости торговых компаний в долгосрочной перспективе, преобладают собственные средства. С учетом специфики основного капитала торговли и текущей динамики российского рынка финансовых ресурсов сделан вывод об ограниченном значении заемных средств в финансировании стратегического роста бизнеса данной отрасли. Ограниченность в сроках, рисковый характер финансирования, технологические приоритеты и недостаточное внимание к стратегическим аспектам управления стоимостью бизнеса определяют структуру ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности в торговле. Рассматриваемая в данной статье тема будет интересна исследователям и специалистам, занимающимся формированием стратегий развития компаний и обоснованием их ресурсной базы в контексте анализа прироста стоимости реализуемого бизнеса с учетом структуры и рисков привлекаемого внешнего финансирования.


Ключевые слова:

корпоративные финансы, структура капитала, стратегия, стоимостной подход, инвестиционные инструменты, управление бизнесом, финансирование, торговая компания, инвестиции, проект

Abstract: The resource provision of the implementation of company development strategies is one of the central management problems in competitive conditions, and is especially relevant in connection with the increasing dynamism of changes in the external environment. The cost approach to management, which focuses business on assessing the sustainability and success of development in the long term, pays special attention to the volume, quality and structure of financial resources for the implementation of the development program. At the same time, it is difficult to justify universal approaches and methods for optimizing the structure of resource support for strategic development. Therefore, in the article they are considered in relation to the specifics of a particular branch of trade. The use of up-to-date statistical data in combination with an analysis of general trends and features of financial and investment activity conditions allowed us to draw reasonable conclusions about the modern features of the formation of value growth resources of trade organizations.  The research methodology includes a formal logical method, comparative analysis, statistical methods of quantitative data analysis, generalization and grouping. The results obtained demonstrate that the structure of strategic resources necessary to ensure the growth of the value of trading companies in the long term is dominated by own funds. Taking into account the specifics of the fixed capital of trade and the current dynamics of the Russian financial resources market, the conclusion is made about the limited importance of borrowed funds in financing the strategic growth of the business in this industry. Time constraints, the risky nature of financing, technological priorities and insufficient attention to strategic aspects of business value management determine the structure of resource provision for investment activities in trade. The topic discussed in this article will be of interest to researchers and specialists involved in the formation of strategies for the development of companies and the justification of their resource base in the context of analyzing the increase in the value of the business being implemented, taking into account the structure and risks of attracted external financing.


Keywords:

corporate finance, capital structure, strategy, value approach, investment tools, business management, financing, trading company, investment, project

Введение

Исследование особенностей формирования и управления ресурсами для стратегического развития компаний, особенно в контексте формирования капитала, входит в сферу интересов многих отечественных и зарубежных ученых. В то время как стоимостные параметры оптимизации структуры капитала достаточно хорошо описаны и исследованы с позиции финансового менеджмента, вопросы их согласования со стратегическим стоимостным подходом к управлению бизнесом остаются актуальными и требующими более подробного анализа. С одной стороны, актуальность такой постановки задачи связана с динамичной трансформацией факторов внешней среды, учет которых следует интегрировать в критерии и подходы к стратегическому управлению [1, 2]. С другой стороны, недостаточно изученным остается аспект отраслевой специфики, объективно определяющей особенности потребностей, перспектив развития, условий привлечения и форматов использования стратегических ресурсов, влияющих на стоимость компаний [3]. При этом результаты актуальных зарубежных исследований в данной сфере [4, 5] могут лишь в ограниченном объеме использоваться в современных условиях российской экономики.

Поэтому целью проведенного исследования стало эмпирически подтвержденное определение особенностей обеспечения финансовыми ресурсами стратегического развития компаний торговли в Российской Федерации. Для изучения отраслевых особенностей формирования и использования капитала в целях управления стоимостью использовались как общие методы исследования, включая анализ, дедукцию, обобщение, аналогию, так и экономико-статистические, предполагающие выявление тенденций и зависимостей по эмпирическим данным. Определяя динамику абсолютных и относительных показателей собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств предприятий конкретной отрасли, можно сформировать общее представление о наиболее распространенном способе финансирования, степени зависимости предприятий от заемных источников, перспективах формирования устойчивой модели привлечения ресурсов для реализации стратегий развития бизнеса.

Формирование финансово-ресурсной базы стратегического управления стоимостью компании

Логика управления стоимостью компании в долгосрочной перспективе предполагает выделение источников формирования и факторов прироста стоимости в принятой системе координат и критериев эффективности бизнеса. Содержание и особенности различных подходов к внедрению стоимостной концепции в систему управления предприятиями достаточно хорошо описаны и проанализированы в работах российских и зарубежных экономистов [6, 7, 8, 9]. Финансовое обеспечение объективно играет одну из ключевых ролей в управлении стоимостью компаний, создавая его фундаментальную ресурсную основу, имеющую потенциал воспроизводства в увеличивающихся объемах.

Оптимизация состава и структуры источников финансирования, составляя политику управления капиталом компании, является центральным элементом теории и практики финансового менеджмента, поскольку связана практически со всеми экономическими процессами и показателями работы предприятия. Существует около пятнадцати общепризнанных теоретических концепций, которые предлагают и обосновывают различные критерии оптимальности структуры капитала предприятия [10]. Основными показателями при этом являются средневзвешенная цена капитала и оптимальный для организации уровень финансового рычага. Затраты на привлечение капитала должны быть минимальными, позволяющими генерировать достаточную величину прибыли. Финансовый рычаг, характеризующий долю заемных средств в капитале компании, разнонаправлено действует на рентабельность собственного капитала и финансовую устойчивость, что также требует дифференцированного подхода в принятии финансовых решений: среди прочих необходимо учитывать такие факторы, как характеристики источников получения доходов, отраслевые, территориальные и структурные особенности организации, стоимостные и рисковые параметры альтернативных вариантов финансирования [11].

Проблемы формирования капитала связаны с определением величины каждого из возможных источников его образования с учетом особенностей использования разных инструментов привлечения заемного и собственного финансирования. Если традиционно критерием оптимизации структуры капитала считается соотношение средней стоимости капитала и уровня рентабельности его использования с учетом уровня рисков, то для реализации стратегического подхода к максимизации стоимости компании следует ввести ряд дополнительных условий и ограничений. Анализ существующих публикаций и обобщение практического опыта позволяет выделить следующие значимые аспекты, которые следует учитывать при формировании финансово-ресурсного обеспечения стратегического развития компаний в современных условиях.

Планы стратегического развития требуют расширения инвестиционной базы, мобилизации внутренних или внешних источников финансирования. В зависимости от выбранной формы финансирования это выражается в разных пропорциях в увеличении доли заемных средств, приросте взносов собственников (увеличении собственного капитала), привлечении средств или реинвестировании нераспределенной прибыли в инвестиционные проекты. Стратегические планы развития, предполагающие длительные сроки окупаемости вложений, необходимо подкреплять соответствующими по срокам источниками финансирования. В зависимости от сроков, отраслевой принадлежности, масштабов и рискованности программы развития, преимуществом могут обладать разные инструменты привлечения ресурсов.

Возможности привлечения капитала принципиально определяются состоянием и структурой активов компании, которые в настоящее время следует понимать максимально широко. В контексте стратегических планов развития бизнеса важно подкрепление планов развития необходимыми инновационными решениями, т.е. объектами интеллектуальной собственности, обеспечивающими необходимую базу конкурентных преимуществ и инвестиционной отдачи в будущем. При этом недостаток финансирования является препятствием как для коммерциализации уже существующих инновационных разработок, так и для проведения собственных инновационно-ориентированных исследований [12]. Прорывное развитие должно быть основано на новейших объектах интеллектуальной собственности, однако возможности долгосрочного кредитования как основной формы привлечения ресурсов для реализации стратегий развития бизнеса традиционно опираются в большей степени на оценку имеющихся в организации материальных активов.

Привлечение заемных средств в целом ограничено условиями текущей ситуации на финансовых рынках. В настоящее время совокупность внешних обстоятельств, накопленных проблем финансовой системы, а также приоритетов и задач государственной экономической политики формируют для бизнеса уникальную ситуацию встречного заинтересованного движения со стороны финансовых институтов и регулирующих органов. Банки, инвестиционные фонды и профильные институты развития, реализуя собственную политику в конкурентной среде, ориентированы на устойчивых долгосрочных партнеров, предлагая им комплексное финансово-расчетное обслуживание и индивидуализацию решений по ресурсному обеспечению, в том числе по стоимостным параметрам [13]. Государство реализует разнообразные программы целевой поддержки бизнеса, дифференцированные по отраслям, масштабам бизнеса, регионам, характеру технологий и пр. [14] Примерами программ поддержки долгосрочных стратегических бизнес-проектов являются Специальный инвестиционный контракт, Фабрика проектного финансирования ВЭБ.рф, Инвестиционное кредитование от МСП Банка, Льготное кредитование компаний на проекты по цифровой трансформации и внедрение ИТ-решений, Прямые инвестиции РФПИ, Программа «Проекты развития».

Заметным фактором управления ресурсным обеспечением стратегического развития компаний является система принятия решений внутри организации, характеризующаяся системой целей, приоритетов и ограничений. В российской экономике в силу ряда причин многие организации, особенно среди малого и среднего бизнеса, не воспринимают стратегическое управление серьезно, тактические решения имеют приоритет [15], что объясняется высокой динамикой и подвижностью среды, необходимостью и возможностью существенного ускорения в обработке информации и принятии решений.

Рассмотренные обстоятельства управления ресурсным обеспечением стратегического развития бизнеса имеют особенности проявления и реализации в зависимости от сферы хозяйственной деятельности. Поэтому обобщения и рекомендации следует подкреплять анализом эмпирических данных конкретной отрасли.

Динамика и перспективы ресурсного обеспечения управления стоимостью в российских торговых компаниях

Традиционно в публикациях российских экономистов фиксировалось преимущество заемного перед собственным капиталом в структуре финансирования торговых предприятий [16, 17], что логичным образом связано с наличием ликвидных запасов, потенциально используемых в качестве залогового обеспечения по кредитам.

Для обобщенной характеристики финансово-ресурсного обеспечения развития торговых компаний можно использовать статистические данные Федеральной службы государственной статистики. Они включают, в частности, рассчитанный в динамике по видам экономической деятельности коэффициент автономии, который характеризует долю собственных средств в валюте баланса и, соответственно, зависимость компании от внешних источников финансирования. Его значения, конечно, не дают возможности предполагать предпочтительные источники финансирования программ развития компаний, поэтому будут дополнены анализом динамики источников инвестиций в основной капитал, чтобы сформировать выводы о имеющихся в секторе возможностях.

Сравнительный анализ динамики коэффициента автономии предприятий торговли в целом, оптовой и розничной торговли (рисунок 1) демонстрирует медленное и незначительное увеличение доли собственных средств в капитале компаний за период с 2017 г. по 2022 г., а также заметно меньшее значение данного показателя в сфере розничной торговли. Если в целом по торговым организациям коэффициент автономии в рассматриваемый период колебался в пределах 47,32 – 53,53, в оптовой торговле от 49,74 до 55,53, то в розничной торговле от 31,63 до 44,25 (таблица 1). Причем максимальные значения для всех групп предприятий характерны для 2022 года, что связано с существенной волатильностью процентных ставок на российском рынке кредитования в 2022 году – с марта по июнь она была заметно увеличена по сравнению с предыдущими периодами, что сказалось также на доступности кредитных ресурсов для коммерческих организаций. Таким образом, увеличение доли собственных средств в капитале торговых организаций к концу 2022 года объясняется скорее внешними причинами, чем целенаправленной политикой компаний.

Рисунок 1. Динамика коэффициента автономии организаций торговли в РФ, % (составлено авторами по данным [18])

Таблица 1. Коэффициент автономии организаций торговли в РФ, % [18]

Годы

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Оптовая торговля

53

50,56

51,28

50,59

49,74

55,53

Розничная торговля

33

31,63

33,75

35,84

34,8

44,25

Торговля в целом

50

47,32

49,84

48,82

47,38

53,53

Ориентируясь в большей степени на финансирование текущей деятельности, обеспеченное оборотными активами, чем на долгосрочные источники финансирования, российские предприятия торговли в числе ограничивающих их развитие факторов называют недостаток финансовых средств, наряду с уровнем конкуренции, недостатком спроса и системой налогообложения (рисунок 2).

Рисунок 2. Факторы, ограничивающие развитие деятельности организаций розничной торговли, % проголосовавших компаний, апрель 2021 г., составлено авторами по данным [18]

Статистика Банка России позволяет оценить изменение стоимости кредитных ресурсов банковского сектора для компаний по сферам экономической деятельности, в том числе конкретно по торговым организациям. Как можно видеть на графике (рисунок 3), за прошедшие пять лет наиболее резкие перепады наблюдаются в процентных ставках краткосрочного кредитования – от 6% летом 2020 года до 22% весной 2022 года. Ставки по долгосрочным кредитам в основном повторяют тренд, но меняются более плавно, в соответствии со спецификой сроков заключаемых договоров. С середины 2022 года ставки по долгосрочным кредитам торговым организациям – субъектам малого и среднего бизнеса стабильно выше всех других анализируемых параметров, что не было так четко выражено в прошлых периодах. Это свидетельствует о наличии объективных ограничений для привлечения кредитных ресурсов на цели долгосрочного развития торговых предприятий.

Рисунок 3. Динамика средневзвешенных процентных ставок по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями предприятиям оптовой и розничной торговли, в т.ч. субъектам МСП, % годовых (составлено авторами по данным [19])

Говоря о финансовых источниках стратегического развития и повышения стоимости бизнеса на перспективу, следует рассмотреть структуру инвестиций в основной капитал компаний, сопоставив её с количеством и объемами финансовых потребностей торговли. В общем по стране главным источником финансирования инвестиций в основной капитал сейчас является мобилизация собственных средств – с 2015 года их доля не снижается менее 50%, а по итогам 2023 г. составила 55,6%. Основную часть привлеченных ресурсов составляют бюджетные средства, их доля составляет по итогам 2023 года около 20%, а доля банковских кредитов составляет менее 9%, что в динамике наглядно представлено на рисунке 4.

Рисунок 4. Структура источников инвестиций в основной капитал в Российской Федерации, % (составлено авторами по данным [18])

Объем инвестиций в основной капитал в сфере оптовой и розничной торговли в 2022 году составил 1099,5 млрд руб., что на 9,5% больше предыдущего года. Из всего объема инвестиций в основной капитал в стране на эту отрасль приходится только 3,94%, в то время как на нее приходится около 25% всех организаций в экономике. Можно предположить, что вклад торговых организаций в реальные инвестиции в масштабах национальной экономики не большой по причине того, что данный вид деятельности не является достаточно фондоемким. В то же время их инвестиционную активность ограничивают и высокая стоимость кредитования, и инфляционные ожидания, связанные со сложностями прогнозирования спроса и продаж. Наиболее перспективными проектами развития торговых организаций в настоящее время можно считать проекты по цифровизации и автоматизации, формированию маркетплейсов, повышению качества и скорости обслуживания покупателей. Технологические достижения формируют ключевые области стратегических решений в торговле [20]. Именно они должны стать основными драйверами стоимостного прироста в данном секторе на перспективу, наряду с объектами интеллектуальной собственности и реализацией стратегий дифференцированного роста.

Обсуждение результатов исследования

Таким образом, финансовая составляющая стратегических ресурсов управления стоимостью торговых организаций, имеющая традиционные формы собственных и заемных средств, демонстрирует специфику в приоритетных механизмах их формирования. В частности, на основе анализа динамики коэффициента автономии был сделан вывод, что роль заемного финансирования в торговле в целом снижается. Это не соответствует ранее полученным выводам и результатам анализа отдельных специалистов, обосновывавших приоритет заемных источников формирования ресурсной базы в торговых компаниях [16, 17]. Наряду с этим важно подчеркнуть, что по данным Банка России недостаток финансовых средств, высокий уровень конкуренции и проблемы с платежеспособным спросом, организации торговли считают наиболее существенными факторами-ограничителями реализации стратегических планов развития [18]. Рассмотренные в работе данные подтверждают эти ограничения с позиции реальной статистики структуры финансирования программ развития в данной сфере.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что такая ситуация в динамике связана, с одной стороны, с современным положением российского финансового рынка, баланса спроса и предложения капитала. Высокий уровень процентных ставок осложняет доступ к кредитным средствам в торговле без дополнительной поддержки и стимулирования инвестиционной активности со стороны государства. Можно предположить, что в отраслях с более выраженной поддержкой складывается иная структура ресурсной обеспеченности стратегического развития, однако это требует дополнительного рассмотрения. С другой стороны, стратегический подход к управлению стоимостью требует более последовательной и комплексной реализации в торговых компаниях, ориентированных зачастую на краткосрочный горизонт планирования. Этот вывод согласуется с позициями авторов, отмечающих данный недостаток как препятствие в реализации стоимостной концепции управления бизнесом [15]. В то же время для обоснования характеристик реальных процессов и критериев принятия решений в торговых организациях следует использовать дополнительные подходы и методы исследований, помимо анализа обобщенных статистических данных.

Дальнейшие направления исследования

Проведенный анализ показал, что, учитывая главным образом не большую фондоемкость и высокую оборачиваемость торгового бизнеса, в долгосрочной перспективе стоимостной прирост в нем будет обеспечиваться за счет преимущественно мобилизации собственных ресурсов, внутренних накоплений. Для устойчивого прироста стоимости их целесообразно направлять на коммерциализацию сформированного компаниями инновационного потенциала, развитие уникальных технологических преимуществ и сервисов. Такой подход к формированию стратегических ресурсов управления стоимостью, учитывая рассмотренные публикации и эмпирические данные, представляется наиболее обоснованным. В то же время сделанные выводы позволяют наметить дальнейшие направления исследований, имеющие существенное практическое значение с позиции эффективности формирования и реализации стратегий развития компаний в сфере торговли. В частности, следует охарактеризовать процессы выработки и оценки стратегических альтернатив внутри компаний, учитывая их положение на рынке, масштабы деятельности, структуру собственности и прочие характеристики, чтобы выработать наиболее обоснованные подходы к данным процессам. Кроме того, целесообразно рассмотреть концептуально и на конкретных данных состав других видов стратегических ресурсов, необходимых для развития и долгосрочного повышения стоимости торговых организаций, поскольку финансовая составляющая ресурсной обеспеченности закономерно формируется на основании ограничений и параметров бизнеса, характеристик его инвестиционных проектов, форм и сроков их реализации. Требующим дальнейшей проработки остается вопрос об определении методов оценки эффективности управления стоимостью торговых компаний, особенно в контексте обоснования неравномерной мобилизации внешних и внутренних ресурсов на эти цели.

Библиография
1. Гончарова С.Н. Сущность и роль стратегического управления // Теория и практика современной науки. – 2023. – №3 (93). – С. 45-48.
2. Болдырева Р.Ю., Михалева Е.П. Управление в условиях стратегических изменений // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки.-2023.-№1. – С. 111-121.
3. Пирогова О.Е. Проблемы определения драйверов стоимости при разработке механизма управления развитием торгового предприятия на основе стоимостного подхода // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2014. – № 2(86). – С. 67-72.
4. Wibowo A. (2023). Strategy To Increasie Corporate Value Through Mediation Of Financing Posture And Profitability. Jurnal Akuntansi, 27(2), 318–336. https://doi.org/10.24912/ja.v27i2.1440
5. Al-Shaer, H., Kuzey, C., Uyar, A., & Karaman, A.S. (2023). Corporate strategy, board composition, and firm value. International Journal of Finance & Economics, 1–26. https://doi.org/10.1002/ijfe.2827
6. Kotzen, J., Olsen, E., Plaschke, F., Stelter, D. and Farag, H. (2012). Focusing Corporate Strategy on Value Creation / Own the Future (eds M. Deimler, R. Lesser, D. Rhodes and J. Sinha).-The Boston Consulting Group, Inc. Pp. 227-233. https://doi.org/10.1002/9781119204084.ch31
7. Ивашковская И.В. Стейкхолдерский подход к управлению, ориентированному на приращение стоимости компании // Корпоративные финансы. – 2012. – Т. 6, № 1(21). – С. 14-23.
8. Хлебников Д.Б., Комаров А.А., Пирогова О.Е. Особенности формирования стоимости компании с учетом риска инвестиций в приобретение прав на активы // Ученые записки Международного банковского института. – 2023. – № 2(44). – С. 133-145.
9. Шевченко Б.И. Стоимостное мышление в процессе управления стоимостью предприятия // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – Т. 3, № 3. – С. 50-55.
10. Геращенко И.П. Формирование целевой структуры капитала в предпринимательской деятельности // Финансы и кредит. – 2009. – № 29. – С. 62–71.
11. Реальный сектор экономики: проблемы финансирования, инвестирования и управления / А. П. Бахурец, И. А. Болдырева, А. С. Дегтярь [и др.]. – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2016. – 230 с.
12. Управление интеллектуальной собственностью в экономике знаний: правовое регулирование и коммерциализация / Г. А. Абрамян, А. А. Афанасьев, А. В. Бабикова [и др.] ; науч. ред.: А. А. Афанасьев, М. А. Боровская, Ю. А. Колесников, Т. В. Федосова. – Ростов-на-Дону-Таганрог : Южный федеральный университет, 2023. – 348 с.
13. Шевченко Д.А. Организационно-управленческие аспекты индивидуализации обслуживания юридических лиц в клиентоориентированной политике коммерческого банка // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – Т. 28, № 4. – С. 674-681.
14. Навигатор мер поддержки / Государственная информационная система промышленности. 2024. https://gisp.gov.ru/nmp/
15. Тумин В.М., Зенкина Е.В., Костромин П.А. О стратегическом развитии и управлении организациями // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством».-2022.-№ 03(53).-С.51-61.
16. Берг Т. И. Способы финансирования инноваций торгового бизнеса // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2020. – Т. 17, № 5(113). – С. 182-195.
17. Брынцев А. Н. Анализ практики использования заемных инвестиционных ресурсов в проектном финансировании инновационной деятельности крупных предприятий розничной торговли // Российский экономический интернет-журнал. – 2021. – № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-rej.ru/upload/iblock/296/2967a4258c875df2b0b850af617e6fa0.pdf (дата обращения: 01.03.2024).
18. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.03.2024).
19. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: www.cbr.ru (дата обращения: 01.03.2024).
20. Попенкова Д.К., Стукалова И.Б. Трансформация розничной торговли в условиях цифровизации // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022.-№2. – С. 89-99.
References
1. Goncharova, S. N. (2023). Сущность и роль стратегического управления [The essence and role of strategic management]. Theory and practice of modern science, 3 (93), 45-48.
2. Boldyreva, R.Yu., & Mikhaleva, E.P. (2023). Управление в условиях стратегических изменений [Management in the conditions of strategic changes]. News of Tula State University. Economic and legal sciences, 1, 111-121.
3. Pirogova, O.E. (2014). Проблемы определения драйверов стоимости при разработке механизма управления развитием торгового предприятия на основе стоимостного подхода [Problems of determining cost drivers when developing a mechanism for managing the development of a trading enterprise based on the cost approach]. News of the St. Petersburg State Economic University, 2(86), 67-72.
4. Wibowo A. (2023). Strategy To Increasing Corporate Value Through Mediation Of Financing Posture And Profitability. Jurnal Akuntansi, 27(2), 318–336. https://doi.org/10.24912/ja.v27i2.1440
5. Al-Shaer, H., Kuzey, C., Uyar, A., & Karaman, A.S. (2023). Corporate strategy, board composition, and firm value. International Journal of Finance & Economics, 1–26. https://doi.org/10.1002/ijfe.2827
6. Kotzen, J., Olsen, E., Plaschke, F., Stelter, D. & Farag, H. (2012). Focusing Corporate Strategy on Value Creation. In: M. Deimler, R. Lesser, D. Rhodes and J. Sinha (Eds.), Own the Future (pp. 227-233). The Boston Consulting Group, Inc. https://doi.org/10.1002/9781119204084.ch31
7. Ivashkovskaya, I.V. (2012). Стейкхолдерский подход к управлению, ориентированному на приращение стоимости компании [Stakeholder approach to management focused on increasing the value of the company]. Corporate Finance, 1(21), 14-23.
8. Khlebnikov, D.B., Komarov, A.A., & Pirogova O.E. (2023). Особенности формирования стоимости компании с учетом риска инвестиций в приобретение прав на активы [Features of the formation of a company’s value taking into account the risk of investment in the acquisition of rights to assets]. Scientific notes of the International Banking Institute, 2(44),133-145.
9. Shevchenko, B.I. (2020). Стоимостное мышление в процессе управления стоимостью предприятия [Cost thinking in the process of enterprise value management]. Economics and management: problems, solutions, 3, 50-55.
10. Gerashchenko, I.P. (2009). Формирование целевой структуры капитала в предпринимательской деятельности [Formation of a target capital structure in entrepreneurial activity]. Finance and Credit, 29, 62–71.
11. Bakhurets, A. P., Boldyreva, I. A., Degtyar A. S., et al. (2016). Реальный сектор экономики: проблемы финансирования, инвестирования и управления [Real sector of the economy: problems of financing, investment and management]. Novosibirsk: Association of Scientific Employees “Siberian Academic Book”.
12. Afanasyev, A. A., Borovskaya, M. A., Kolesnikov, Yu. A., & Fedosova T. V. (Ed.). (2023). Управление интеллектуальной собственностью в экономике знаний: правовое регулирование и коммерциализация [Intellectual property management in the knowledge economy: legal regulation and commercialization]. Rostov-on-Don-Taganrog: Southern Federal University.
13. Shevchenko, D.A. (2018). Организационно-управленческие аспекты индивидуализации обслуживания юридических лиц в клиентоориентированной политике коммерческого банка [Organizational and managerial aspects of individualization of service to legal entities in the client-oriented policy of a commercial bank]. News of the Baikal State University, 4, 674-681.
14Навигатор мер поддержки [Navigator of support measures]. (2024). State information system of industry. URL: https://gisp.gov.ru/nmp/ (access date: 03/01/2024).
15. Tumin, V.M., Zenkina, E.V., & Kostromin, P.A. (2022). О стратегическом развитии и управлении организациями [On strategic development and management of organizations]. News of higher educational institutions. Series "Economics, finance and production management", 03(53), 51-61.
16. Berg, T.I. (2020). Способы финансирования инноваций торгового бизнеса [Methods of financing innovations in trading business]. Bulletin of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, 5(113), 182-195.
17. Bryntsev, A. N. (2021). Анализ практики использования заемных инвестиционных ресурсов в проектном финансировании инновационной деятельности крупных предприятий розничной торговли [Analysis of the practice of using borrowed investment resources in project financing of innovative activities of large retail enterprises]. Russian Economic Internet Journal, 4.  URL: https://www.e-rej.ru/upload/iblock/296/2967a4258c875df2b0b850af617e6fa0.pdf (access date: 01/03/2024).
18Федеральная служба государственной статистики [Federal State Statistics Service] (2024). URL: http://www.gks.ru (access date: 03/01/2024).
19Банк России [Bank of Russia] (2024). URL: www.cbr.ru (access date: 03/01/2024).
20. Popenkova, D.K., & Stukalova, I.B. (2022). Трансформация розничной торговли в условиях цифровизации [Transformation of retail trade in the conditions of digitalization]. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, 2, 89-99
 


Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования. Исходя из названия, статья должна быть посвящена изучению современных особенностей формирования стратегических ресурсов управления стоимостью торговых компаний. Содержание статьи соответствует заявленной теме.

Методология исследования базируется на использовании общенаучных методов (анализа, синтеза, дедукции). Также ценно, что автор использует графический инструментарий посредством построения таблиц и рисунков, в т.ч. наглядно демонстрирующих динамику и структуру показателей, характеризующих предмет исследования.

Актуальность исследования вопросов, связанных с управлением стоимостью торговых компаний, не вызывает сомнения, т.к. постоянно возрастающие множественные риски обусловливают необходимость поиска нового инструментария решения данной задачи. Особое значение это окажет и на достижение национальных целей развития Российской Федерации, т.к. от развития экономических субъектов зависит и экономический рост государства.

Научная новизна в представленном на рецензирование материале частично присутствует и может быть охарактеризована с точки зрения использования авторского подхода к оценке динамике ресурсного обеспечения управления стоимостью в российских торговых компаниях. При этом устранение указанных в тексте рецензии замечаний позволит значительно повысить её качество.

Стиль, структура, содержание. Стиль изложения научный. Структура статьи выстроена логично, но не включает несколько важных блоков: «Обсуждение результатов исследования», «Дальнейшие направления исследования». Также важно обратить внимание на необходимость наполнения содержания обоснованием конкретных проблем и путей их решения. Из текста не осталось понятно, каким образом должно осуществляться формирование стратегических ресурсов управления стоимостью торговых компаний?

Библиография. Библиографический список состоит из 20 наименований. Отдельные источники одного типа оформлены по-разному (например, в источнике 17 не указаны страницы, на которых опубликована данная научная статья; если это электронная статья, то требуется URL-ссылка). Оформление источников не соответствует требованиям ГОСТ.

Апелляция к оппонентам. В текущей редакции научной статьи отсутствует какая-либо научная дискуссия, несмотря на активное рассмотрение данных вопросов в отечественной и зарубежной научной литературе. При проведении доработки статьи рекомендуется обязательно обсудить полученные результаты с итогами исследований, отражёнными в научных трудах других авторов. Это позволит внести положительный вклад в формирование научной новизны.

Выводы, интерес читательской аудитории. С учётом всего вышеизложенного статья выполнена на хорошем уровне с точки зрения сбора и анализа данных по выбранной теме исследования. При определении конкретных проблем в рамках выбранной темы исследования и путей их решения статья будет востребована у широкого круга лиц. В связи с этим после проведения качественной доработки по указанным в тексте рецензии замечаниям статья может быть опубликована в научном журнале «Финансы и управление».

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемая статья посвящена изучению современных особенностей формирования стратегических ресурсов управления стоимостью торговых компаний.
Проведение исследования базируется на обобщении литературных источников по теме исследования, анализе официальных статистических данных с применением экономико-статистических методов, предполагающих выявление тенденций и зависимостей по эмпирическим данным, а также визуализации полученных результатов.
Актуальность работы авторы связывают с тем, что вопросы согласования стоимостных параметров оптимизации структуры капитала со стратегическим стоимостным подходом к управлению бизнесом изучены недостаточно и требуют более подробного анализа.
Научная новизна рецензируемого исследования, по мнению рецензента, состоит в выводах авторов статьи о том, что роль заемного финансирования в торговле в целом снижается, организации торговли считают наиболее существенными следующие факторы-ограничители реализации стратегических планов развития: недостаток финансовых средств, высокий уровень конкуренции и проблемы с платежеспособным спросом.
В статье структурно выделены следующие разделы: Введение, Формирование финансово-ресурсной базы стратегического управления стоимостью компании, Динамика и перспективы ресурсного обеспечения управления стоимостью в российских торговых компаниях, Обсуждение результатов исследования, Дальнейшие направления исследования, Библиография.
Авторы изучили динамику коэффициента автономии организаций торговли в РФ за последние годы, как в целом по отрасли так и с выделением оптовой и розничной торговли; по данным выборочного обследования проанализировали факторы, ограничивающие развитие деятельности организаций розничной торговли; исследовали динамику средневзвешенных процентных ставок по рублевым кредитам, предоставленным кредитными организациями предприятиям оптовой и розничной торговли; рассмотрели структуру источников инвестиций в основной капитал в РФ. По результатам исследования сделаны выводы о незначительной фондоемкости и высокой оборачиваемости торгового бизнеса, а также прогноз: в долгосрочной перспективе стоимостной прирост в торговле будет обеспечиваться за счет преимущественно мобилизации собственных ресурсов, внутренних накоплений. В статье отмечено, что инвестиционную активность ограничивают высокая стоимость кредитования и инфляционные ожидания, связанные со сложностями прогнозирования спроса и продаж. По мнению авторов, наиболее перспективными проектами развития торговых организаций в настоящее время можно считать проекты по цифровизации и автоматизации, формированию маркетплейсов, повышению качества и скорости обслуживания покупателей.
Библиографический список включает 20 источников – публикации отечественных и зарубежных ученых по теме статьи, интернет-ресурсы Центрального банка РФ и Федеральной службы государственной статистики, на которые в тексте имеются адресные ссылки, подтверждающие наличие апелляции к оппонентам.
Статья соответствует направлению журнала «Финансы и управление», содержит элементы научной новизны и практической значимости, может вызвать интерес у читателей, рекомендуется к опубликованию.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.