Статья 'История развития медицинского страхования после образования КНР' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:

История развития медицинского страхования после образования КНР

Ли Вэньчжэн

аспирант, кафедра управления рисками и страхования Экономический факультет, Московский государственный университет

119991, Россия, г. Moscow,, ул. Ленинские Горы, 1

Li Wenzheng

Postgraduate student, the department of Risk Management and Insurance, the faculty of Economics, M. V. Lomonosov Moscow State University

119991, Russia, g. Moscow,, ul. Leninskie Gory, 1

liwenzheng@rambler.ru
Сун Юй

аспирант, кафедра рекламы и связей с общественностью Факультет журналистики, Московский государственный университет

119991, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, строение 46

Song Yu

Postgraduate student, the department of Advertising and Public Relations, M. V. Lomonosov Moscow State University

119991, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Leninskie Gory, 1, stroenie 46

135845291@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7802.2020.3.32407

Дата направления статьи в редакцию:

16-03-2020


Дата публикации:

26-10-2020


Аннотация: Объектом настоящего исследования является система здравоохранения Китая и внедрение базового медицинского страхования. Предметом исследования являются этапы формирования и совершенствования системы медицинского страхования после образования Китайской Народной Республики (КНР). Авторы с помощью анализа данных научной литературы и постулатов законодательных актов изучили поэтапное движение Китая от схемы национального благосостояния к модели социального медицинского страхования. Научная новизна данного исследования заключается в том, что в результате анализа развития системы страховой медицины в Китае обобщаются основные проблемы в системе здравоохранения и предлагаются пути их решения. Как и у каждой живой, развивающейся программы, у внедрённой системы страховой медицины есть ряд несовершенных особенностей, требующих развития и корректив. Китай путем проб и ошибок, внедрения прогрессивных реформ и разумного государственного контроля сумел достичь высокого уровня развития страховой медицины, но преимущественно, — в городах; необходимо решать как вопросы дефицита фондов медицинского страхования, так и проблемы индивидуального финансового риска. С помощью ряда предлагаемых в результате исследования мер можно снизить риски и улучшить качество системы медицинского страхования, а также повысить уровень удовлетворенности граждан системой здравоохранения.


Ключевые слова:

здоровье, реформа, Китайская Народная Республика, страховая медицина, Здоровый Китай, фонд основного-медицинского страхования, финансовые риски, государственное субсидирование, сельские жители, городские безработные

Abstract: The object of this research is the healthcare system of China and the implementation of basic health insurance in the country. The subject of this research is the stages of formation and improvement of health insurance system after the establishment of the People's Republic of China (PRC). The data analysis of scientific literature data and the postulates of legislative acts allowed examining the gradual transition of China from the scheme of national welfare towards the model of social health insurance l. The scientific novelty of this work consists in generalization of the key problems in China’s health care system and proposal of ways for their solution. Similar to any developing program, the implemented system of health insurance has a number of shortcomings that require elaboration and amendments. By trial and error with regards to implementation of progressive reforms and reasonable state control, China was able to achieve maturity of the system of heath insurance, however mostly in cities. It is necessary to address the issues of deficit of health insurance fund, as well as the questions of individual financial risk. The application of measures proposed in the article may reduce the risks and improve the quality of health insurance system, as well as increase the level of content of the citizens with healthcare system.


Keywords:

health, reform, People's Republic of China, insurance medicine, Healthy China, basic-health insurance fund, financial risks, state subsidies, rural residents, urban unemployed

Введение

Здоровье страны и здоровье нации во всем мире всегда считается стратегическим вопросом. Начиная с 1949 года, в Китайской Народной Республике (КНР) происходит постоянная работа над усовершенствованием системы медицинского страхования. Результаты каждого этапа её формирования имеют значение для понимания существующего состояния дел, истоков нерешенных проблем в отрасли и для формирования решений, призванных привести систему медицинского страхования в соответствие с потребностями современного общества.

Определяя стратегические направления развития системы общественного здравоохранения, Госсовет КНР в октябре 2016 г. издал план «Здоровый Китай‑2030». Данным документом были поставлены следующие цели:

· до 2020 г. установить китайскую базовую медицинскую систему, охватывающую городских и сельских жителей;

· постепенно повысить уровень здоровья населения;

· совершенствовать систему услуг здравоохранения, сделав ее более эффективной;

· предоставить возможность каждому получить основную медицинскую помощь, а так же услуги в спортивно-оздоровительной сфере;

· создать эффективное, структурированное медицинское производство [1].

До 2030 г. институциональная система здравоохранения для всех жителей должна стать более совершенной, а её развитие проходить более рационально. Была поставлена цель пропагандирования здорового образа жизни для повсеместного его внедрения. При этом качество услуг здравоохранения, а значит и уровень защиты населения, должен постепенно и постоянно возрастать. Здравоохранительная индустрия должна получить импульс интенсивного развития. Здравоохранение в Китае становится доступнее, а основные качественные показатели в сфере предоставления медицинских услуг уже могут конкурировать с такими в странах с высоким уровнем доходов. Правительством КНР с целью соответствия стандартам современного социалистического государства поставлена задача построения до 2050 г. «Здоровой страны».

Для построения «Здорового Китая-2030» следует реализовать следующие цели: развивать и повышать уровень медицинского страхования, провести реформы управления медицинским страхованием и методами оплаты, обеспечить непрерывное и сбалансированное развитие медицинского фонда, ускорить построение системы медицинского страхования, в особенности — от серьезных заболеваний. Система здравоохранения должна быть крепко и рационально связана с системой медицинского страхования на разных уровнях. Отдельной целью стоит развитие коммерческого медицинского страхования. Базовое, специальное (от серьезных заболеваний) и коммерческое медицинское страхование должно быть тесно связанно со сферой предоставления медицинской помощи, а так же быть доступным, как для городских, так и для сельских жителей [2-4].

Особенности модели медицинского страхования Китая отражены в работах российских исслудователей: Л. С. Дегтярь, Е. Е. Шестакова [5], А. Королев [6]. Проблемы системы медицинского страхования Китая исследуются в китайских работах и статьях: Чжао Мань (Zhao Man), Чжэн Бинвэнь (Zheng Bingwen), Чжоу Юнь (Chou Yun), Ли Минь (Li Min), Цуй Лу (Cui Lu). Исследователи рассматривают систему медицинского страхования в КНР с точки зрения её эффективности и доступности для разных групп общества [7, 8]. Несмотря на то, что действующая система уже доказала свое позитивное влияние на улучшение состояние здоровья граждан [9], процесс ее формирования не окончен. Так, фонды медицинского страхования сталкиваются с дефицитом, а базовое медицинское страхование кардинально разнится для городских и сельских жителей, кроме того, сохраняется доля индивидуального финансового риска.

В данном исследовании рассматриваются этапы формирования и совершенствования системы медицинского страхования после образования Китайской Народной Республики с целью изучения путей формирования базового медицинского страхования, причин и сущности возникших проблем, а также поиска способов их решения.

Этапы становления медицинского страхования в Китае

Китайское базовое медицинское страхование со времени основания Нового Китая и до наших дней прошло четыре этапа развития и реформ [10].

Первым этапом (1949–1978) стал период плановой экономики. Так в 1950-х гг. была построена система медицинского страхования в Китае, как такая. В городах существовали системы медицинского страхования: бесплатное медицинское обслуживание — 公费医疗 «Гунфэйиляо» (китайский язык). Оно предназначалось специально для госслужащих. Для работников государственных предприятий было разработано трудовое медицинское страхование — 劳保医疗 «Лаобаоиляо» (китайский язык). Трудовое медицинское страхование являлось обязательным и относилось к ответственности работодателя. Компания оплачивала все медицинские расходы напрямую. В то же время в деревнях существовала так называемая сельская кооперативная медицинская система — 农村合作医疗制度 «Нунцуньхэцзоиляо» (китайский язык). Это была система взаимопомощи для сельских жителей, осуществлявшаяся путем коллективного и индивидуального сбора средств.

Второй этап (1978–1998) — период обвала коллективной экономики. Политика реформ и открытости Китая (1978 г.) дала дополнительный импульс развития Китайскому обществу. Число людей, получавших бесплатное медицинское обслуживание и трудовое медицинское страхование, значительно возросло. В этот период постепенно увеличивались и медицинские расходы. В 1992 г. на XIV съезде КПК было провозглашено, что целевая установка реформы экономической системы Китая — это создание системы социалистической рыночной экономики. Чжу Жунцзи (Zhu Rongji) в 1993 г. сказал, что для нормального функционирования государственных предприятий достаточно одной трети работников, а все остальные — лишние.

Следом наступила реформа государственных предприятий. Статистические данные борю КНР свидетельствуют, что после индустриальной реформы число работников государственных предприятий снизилось с 110 млн. до 52 млн. человек. В ответ на растущие проблемы в системах бесплатного медицинского обслуживания и трудового медицинского страхования в городах государство провело частичный эксперимент комплексной пошаговой реформы.

В то же время, после внедрения в деревнях системы семейной подрядной ответственности сельская кооперативная медицинская система быстро развалилась. Впервые систему семейной подрядной ответственности внедрили в Китае в 1978 г. (поселок Сяоган Аньхойского уезда, Фэнъян). Земля была сдана в аренду крестьянам в обмен на предоставление фиксированных квот на урожай [11]. Платное предоставление медицинских услуг стало главным средством медицинского обслуживания. При этом бедность сельского населения стала острой социальной проблемой, следствием которой наблюдалось повышение заболеваемости в деревнях.

Третий этап (1998–2002). В 1998 г. решением Госсовета КНР было положено начало создания базовой системы медицинского страхования для городских работников: официальное создание базовой системы медицинского страхования в Китае. В мае 2001 г. Госсоветом КНР было принято Положение «О реформе и развитии здравоохранения в сельской местности». Принятия этого документа было вызвано необходимостью срочного реагирования на возрастание количества возникновения очагов инфекционных заболеваний и потребностью оказания помощи крестьянам в их профилактике. В конце 2002 г. в китайских провинциях Чжэцзян, Юньнань, Хубэй и Цзилинь впервые провели реформу сельской кооперативной медицинской системы.

Четвёртый этап (с 2003 г. по настоящее время) — характеризуется бурнымразвитием медицинского страхования. В июле 2003 г., в порядке эксперимента, началась работа по организации новой сельской кооперативной медицинской системы. В то же время значительно расширился масштаб базовой системы медицинского страхования для городских работников. В июле 2007 г. Госсоветом КНР была опубликована «Рекомендация по осуществлению эксперимента в базовом медицинском страховании для городских безработных». К тому времени число безработных жителей городов составляло более 200 млн. человек. Запуск базового медицинского страхования для городских безработных означал формирование системы медицинской страховки «для всех». На конец июня 2008 г. новая сельская кооперативная медицинская система охватывала уже тридцать одну провинцию Китая.

Согласно Мнениям ЦК КПК и Госсовета по углублению реформы системы здравоохранения от 6 апреля 2009 г., установление системы базового медицинского страхования является необходимостью, как для городских, так и сельских жителей. Так для населения КНР доступна она из четырех подсистем предоставления медицинской помощи:

· базовое медицинское страхование для городских работников;

· базовое медицинское страхование для городских безработных;

· новая система сельского медицинского страхования согласно кооперативной медицинской системе;

· система медицинской помощи, охватывающая индустриальных рабочих, городских безработных, сельское население, а так же бедных граждан, как в городе, так и в деревнях.

Была отмечена важность координирования системы социального обеспечения, в частности системы пенсионного и медицинского страхования. В 2010 г. вступил в силу «Закон о социальном страховании». Система базового медицинского страхования приобрела полную силу и тотальную государственную поддержку.

В 2009 г. в провинциях Тяньцзинь, Нинся, Чэнду, Чунцин, Ханчжоу, Чжухэй, Гуанчжоу был запущен эксперимент в системе основного медицинского страхования для безработных: объединение систем медицинского страхования для безработных в городах и нового сельского кооперативного медицинского страхования. Постепенно количество городов, участвующих в эксперименте, увеличивалось, и в 2013 г. их число составило 23 [12].

С целью облегчения материальной нагрузки (расходов на лечение серьёзных заболеваний), а так же для снижения уровня инфекционных заболеваний среди бедного населения, в августе 2012 г. было утверждено «Положение по проведению работы медицинского страхования от серьёзных заболеваний». Оно гласит о необходимости дальнейшей материальной поддержки граждан, страдающих тяжелыми заболеваниями и не способных оплатить собственное лечение. Этот нормативный документ позволяет компенсировать часть расходов на лечение. Согласно «Мнению по углублённой реформе в системе распределения доходов» (Госсовет КНР, февраль 2013 г.) была поставлена задача повысить уровень финансирования основного медицинского страхования для городских безработных и новой сельской кооперативной медицинской страховой системы, а также объединить системы медицинского страхования в городах и селах.

В январе 2016 г. для продвижения реформы системы здравоохранения и реализации принципа справедливого общества Госсовет КНР опубликовал «Мнение по объединению систем основного медицинского страхования в городах и в селах». Этот нормативный документ положил начало официальной слаженной работы по объединению систем основного медицинского страхования в городах и в селах: консолидации основной системы медицинского страхования для безработных в городах и системы нового сельского кооперативного медицинского страхования [13].

В 2017 г. работа над усовершенствованием системы медицинского страхования вошла в новую фазу. В январе канцелярия Госсовета опубликовала «Уведомление о пилотной программе по объединению страхования рождения и базового медицинского страхования для работников», а Министерство гражданских дел совместно с Министерством финансов, Министерством труда и социального обеспечения, Национальной комиссией по здравоохранению и планированию семьи, китайской Комиссией по регулированию страхования, а также Бюро по борьбе с бедностью Государственного совета КНР — «Уведомление о дальнейшем укреплении эффективной связи между медицинской помощью и страхованием от серьёзных болезней городских и сельских жителей».

В марте 2018 г. было создано Управление национального медицинского страхования вместо Министерства труда и социального обеспечения. Подобное новшество стало этапом реализации плана институциональной реформы, утвержденной на первой сессии XIII Всекитайского собрания народных представителей. Управление национального медицинского страхования подчиняется Госсовету КНР и несет ответственность за базовое медицинское страхование, социальную помощь по беременности и родам, а также — за страхование для городских работников и безработных. Оно взяло на себя ответственность за новую систему сельского кооперативного медицинского страхования, которое ранее курировалось Национальной комиссией по здравоохранению и планированию семьи. Под юрисдикцию нового управления отошла ответственность за ценообразование на фармакологические товары и препараты, управление медицинскими службами (ранее ответственность Национальной комиссии по развитию и реформе), ответственность за оказание медицинской помощи (ранее ответственность Министерства по гражданским вопросам). В рамках реализации плана институциональной реформы было создано и Национальное бюро медицинского страхования.

Таким образом, современная система медицинского обеспечения Китая прошла постепенное преобразование от системы медицинского обеспечения национального благосостояния к модели социального медицинского страхования и к более совершенной институциональной системе управления.

Текущие проблемы медицинского страхования

В современной системе медицинского страхования КНР действуют две основные схемы: 1) базовая схема медицинского страхования наемных работников государственных и частных предприятий и организаций городов; 2) базовая схема медицинского страхования для городских резидентов (неработающих граждан, пожилых, детей, получателей государственных пособий) и сельских жителей.

Базовая схема медицинского страхования для наемных работников в масштабе всей страны начала реализовываться с 1998 г. На эти цели работодатели вносят 6% фонда заработной платы (из них 70% поступает на общий счёт фонда, а 30% — на лицевые счета работников). Работник вносит 2% от заработной платы, и эти деньги поступают на личный лицевой счет. Верхний лимит компенсаций медицинских расходов составляет в настоящее время шесть среднегодовых региональных заработных плат.

Для работников с нерегулярной занятостью и сельских мигрантов, включенных в эту схему, размеры обязательных взносов примерно составляют 250 юаней и направляются только в общий счёт фонд. Лицевые счета для данных категорий не формируются.

Для обеспечения населения качественной, общедоступной медицинской помощью КНР осуществляет реформирование системы здравоохранения, однако в китайском базовом медицинском страховании существует немало проблем.

Во-первых, китайская система медицинского страхования тесно связана с системой регистрации домохозяйств. Сборы и перечисления идут в определенной территориальной единице, а значит и действия страхового полиса распространяется не на всю территорию страны. К примеру, в случае отчислений в медицинское страхование в провинции Цзянсу гражданин сможет получить медицинскую помощь, скажем, в Пекине только после оплаты регистрационного сбора и всех медицинских расходов. По возращению в свой округ, гражданин должен обратиться к врачу, который учтет страховку и рекомендует вернуться в свой родной город для дальнейшего лечения.

Во-вторых, фонду основного медицинского страхования грозит дефицит в скором будущем. Темп роста доходов фонда составляет около 19% (2000–2019), а годовой темп роста расходов — 21% [14]. Согласно статистическим прогнозам, в 2029 г. фонд основного медицинского страхования для рабочей категории граждан может столкнуться с дефицитом, и к 2034 г. дефицит остатка на счетах достигнет 1 803,4 млрд. юаней (см. Таблицу 1) [15].

В-третьих, существенная несогласованность лицевого и общего счёт медицинского страхования. В Китае фонд медицинского страхования состоит из двух частей: лицевого и общего счёта. Лицевой счёт предназначен для оплаты небольших медицинских расходов, например, амбулаторное лечение, а общий счёт — для оплаты значительных медицинских расходов, например, стационарное лечение. Таким образом, общий счёт играет ключевую роль в фонде медицинского страхования (см. Рисунок 1).

Доля накопительного сальдо лицевого счёта в фонде в среднем составляет 39% (2009–2019) (см. Таблицу 2). В то же время способность помощи общего медицинского фонда падает, что препятствует эффективной работе. Например, в 2013 г. накопительное сальдо фонда основного медицинского страхования работающего населения провинции Хубэй составило 18 922,12 млн. юаней, увеличившись на 6,35% по отношению к предыдущему году. Накопительное же сальдо фонда общего счёта составило 4 525,82 млн. юаней, снизившись на 11,44%. Лицевой счёт используется индивидуально, он не может быть использован всеми страхователями и, следственно, не влияет на распределении рисков, а это значительно воздействует на эффективность работы системы основного медицинского страхования работающего населения.

В-четвёртых, основное медицинское страхование для городских безработных чересчур зависит от государственных дотаций, а его модель финансового роста, в основном, связана с ростом субсидирования. Объём инвестиций государства, вкладываемых в эту систему, продолжает расти, но темп финансового прироста замедлен, следственно, система основного медицинского страхования безработных в городах непременно столкнётся с немалыми финансовыми проблемами.

Объём государственных дотаций на систему здравоохранения непреклонно растёт: 2005 г. — 155,253 млрд. юаней (17,92%), 2015 г. — 125,33 млрд. юаней (30,88%). За 10 лет годовое субсидирование выросло на 18,47%. Среднегодовые темпы роста составили 23%. В 2011–2015 гг. среднегодовой темп роста государственного субсидирования составил 17%, что значительно ниже первоначальных темпов (22% в 2009–2011). Общие расходы на здравоохранение в 2015 г. составили 4 058,77 млрд. юаней, увеличившись на 14,94% по сравнению с 2014 годом. В целом, рост дотаций продолжился (средний темп роста — 15%, 2009–2015), но это ниже (на 17%) среднего роста за последние 10 лет. Кроме того, из-за неравномерного экономического развития разных регионов появляется разница в способности оплачивать расходы на местах. Это напрямую влияет на разницу в финансировании и использовании основного медицинского страхования, для городских безработных в частности, провинциями Китая. Такое положение вещей не может соответствовать доктрине государства о равных возможностях в получении медицинской помощи.

Таблица 1.

Прогнозы на доходы и расходы фонда основного медицинского страхования для рабочей категории граждан КНР

Год

Доходы

(млрд. юаней)

Расходы

(млрд. юаней)

Нарастающее сальдо

(млрд. юаней)

2000

17

12,5

11

2001

38,4

24,4

25,3

2002

60,8

40,9

45,1

2003

89,1

65,5

67,2

2004

114,1

86,2

95,8

2005

140,5

107,9

127,8

2006

174,7

127,7

175,2

2007

225,7

156,2

247,7

2008

288,6

202

330,4

2009

342

263

405,5

2010

395,5

327,2

474,1

2011

494,5

401,8

568,3

2012

606,2

486,8

688,4

2013

706,2

583

812,9

2014

803,8

669,7

945

2015

908,4

753,2

1 099,7

2016

1 087,8

914,7

1 272,9

2017

1 302,7

1 110,7

1 464,9

2018

1 560,1

1 348,8

1 676,2

2019

1 868,3

1 637,9

1 906,6

2020

2 237,4

1 989

2 154,9

2021

2 679,3

2 415,4

2 418,9

2022

3 208,6

2 933,1

2 694,4

2023

3 842,5

3 561,9

2 975

2024

4 601,5

4 325,4

3 251,1

2025

5 510,5

5 252,5

3 509,1

2026

6 599,1

6 378,4

3 729,8

2027

7 902,7

7 745,7

3 886,8

2028

9 463,8

9 406

3 944,6

2029

11 333,4

11 422,2

3 855,8

2030

13 572,2

13 870,7

3 557,3

2031

16 253,3

16 843,9

2 966,7

2032

19 464,1

20 454,5

1 976,3

2033

23 309,1

24 839

446,4

2034

27 913,7

30 163,4

-1 803,4

Рисунок 1. Динамика изменений накопительного сальдо основного медицинского страхования для рабочей категории граждан КНР с 2009 по 2019 гг.

Таблица 2.

Процент накопительного сальдо основного медицинского страхования для рабочей категории граждан КНР с 2009 по 2019 гг.

Годы

Накопительное сальдо общего счёта (млрд. юаней)

Накопительное сальдо лицевого счёта (млрд. юаней)

Накопительное сальдо (млрд. юаней)

Накопительное сальдо лицевого счёта %

2009

266,1

139,4

405,5

34,38

2010

300,7

173,4

474,1

36,57

2011

351,8

216,5

568,3

38,10

2012

418,7

269,7

688,4

39,18

2013

480,7

332,3

813,0

40,87

2014

553,7

391,3

945,0

41,41

2015

656,8

442,9

1099,7

40,27

2016

976,4

520

1496,4

34,75

2017

969,9

596,9

1566,8

38,10

2018

890,8

728,4

1615,6

45,08

2019

1357,3

827,6

2184,9

37,88

Источник: составлен автором

Данные 2015 г. свидетельствуют, что 75,2% финансирования базового медицинского страхования для городских безработных лежит на государственных субсидиях, из которых центральное правительство предоставляет 50,4 млрд. юаней (31,8% всех финансовых субсидий). Это на 30,2% больше, сравнительно с 2014 г.; а по отношению к 2010 году — рост субсидирования составил 44 млрд. юаней. Среднегодовой темп роста, соответственно, — 47%. Субсидирование данной программы из бюджета провинции составляет 52,1 млрд. юаней (32,9%), а доля муниципальных вливаний доходит до 33,8% [16, 17]. Последние статистические данные наглядно демонстрируют отрицательное сальдо текущего профильного медицинского страхования в Шанхае, Цинхае, Тибете и других областях Китая. То есть, фонд не соблюдает баланс: совокупное увеличение накопленного остатка средств медицинского страхования для городских безработных замедляется, а расходы фонда растут.

Следует отметить, что основные расходы в области медицинского страхования не контролируются должным образом. Число посещений лечебных учреждений должно пропорционально соотноситься с уровнем медицинского страхования граждан и количеству выплаченных государством средств. Вопреки этому, текущий процент сальдо в некоторых регионах слишком высок. Текущее сальдо семи регионов Китая (Пекин, Цзянси, Чанси, Тяньцзинь, Хубэй, Гуйчжоу и Синьцзян) составляет более 25%. Лидерство при этом принадлежит Пекину. Соответственно, для данных регионов возможно дальнейшее расширение сферы льгот, увеличение ставки возмещения и повышение эффективности использования средств.

Следующее негативное влияние — это семейные банкротства, являющиеся следствием высоких медицинских трат и расходов. Анализ реализации страховой программы провинции Хубэй за 2015 г. показал увеличение в геометрической прогрессии финансовой нагрузки на пациентов вследствие роста расходов на медицинское обслуживание. Общая персональная нагрузка медицинских расходов будет быстро увеличиваться свыше 20 000 юаней для трех групп пациентов: для I группы общая стоимость госпитализации составляет 50 000–100 000 юаней, для II — 100 000–200 000 юаней и для III группы — стоимость госпитализации превышает 200 000 юаней. Для этих групп граждан персональные расходы в среднем составят 24 640,55 юаней, 48 131,55 юаней и 85 371,05 юаней соответственно (Рисунок 2), что, соответственно, в 1,21 раза, 2,37 раза и 4,21 раза превышает существующий реальный доход (20 271 юаней). Можно отметить, что сегмент дорогостоящих медицинских расходов имеет более высокую вероятность, нежели медицинские расходы в случае катастроф или стихийных бедствий [15].

Таким образом, мы согласны с мнением, что Китаю удалось создать универсальное медицинское страхование, но существует необходимость работы над рентабельностью такого страхования как услуги [9] и повышением устойчивости фондов медицинского страхования [8].

Вместе с тщательной разработкой методов охвата всех категорий населения системой медицинского страхования, таких как дизайн пакетов льгот, схемы возмещения расходов на здоровье и защита уязвимых слоев населения [8], необходимо уделить внимание и другим финансовым и организационным аспектам реформирования. Повысить продуктивность системы здравоохранения можно лишь путем создания скоординированной модели развития медицинской помощи, системы страхования, эффективного механизма обеспечения медикаментами с учетом защиты интересов граждан.

Во-первых, система медицинского страхования посредством регулирования и контроля может проводить мониторинг и влиять на необоснованный рост финансовых трат в учреждениях системы здравоохранения, позволит координировать работу медицинских служб и ограничивать персональные риски пациентов.

Рисунок 2. Процент возмещения дорогостоящих медицинских процедур пациентом

Источник/Source: расчеты автора.

Во-вторых, медицинские учреждения могут эффективно взаимодействовать с платформой «трех медицинских связей» с помощью разумной системы контроля над производством и оборотом лекарств, рациональной ценовой политики (с учетом рыночной экономики), управления государственными закупками, а так же оборотом и потреблением лекарственных средств.

Создание коммуникационной платформы на основе «трех медицинских связей» позволит повысить эффективность реформы системы здравоохранения и добиться выигрышной ситуации для всех заинтересованных сторон: граждан Китая, медицинских учреждении и правительства.

Важным фактором национальной безопасности также является научная разработка разумных методов возмещения трат на систему здравоохранения, её коррекции соответственно фактической ситуации, сложившейся в конкретном регионе (спектр заболеваний, уровень экономического развития, институциональные возможности обслуживания и т.д.).

Для эффективного функционирования системы страховой медицины остается необходимой реализация трехстороннего механизма реформирования. Реализация программы «Здоровый Китай 2030» и формирование здоровой нации возможны только в совокупности скоординированного системного подхода, обеспечивающего доступность медикаментов и медицинских услуг в целом для всех без исключений граждан страны. Стимулирование реформы в государственных медицинских учреждениях посредством внешнего надзора; повышение энтузиазма и индивидуальной заинтересованности медицинского персонала; расширение каталога возмещений затрат по медицинскому страхованию с повышением точности и адресности оплаты, я также постановка первичного диагноза на низовом уровне предоставления медицинских услуг — все эти меры могут существенно снизить риски и улучшить качество системы медицинского страхования, а также повысить уровень удовлетворенности граждан системой здравоохранения в КНР.

Заключение

Реформа системы здравоохранения — это системный государственный проект. Его эффективное функционирование возможно лишь при условии скоординированной модели проведения реформирования, развития системы медицинского страхования, обеспечения медикаментами и защиты интересов граждан Китая. Это позволит обеспечить социально справедливое, эффективное и стабильное развитие системы медицинского страхования.

С момента создания КНР была проведена огромная работа по реформированию системы доступа к услугам здравоохранения с помощью медицинского страхования. Был пройден путь от несколько видов медицинских систем для ограниченного числа граждан, через систему платного предоставления медицинских услуг до создания базовой системы медицинского страхования.

Существующая сегодня система медицинского страхования, с одной стороны, обеспечивает высокий процент покрытия расходов на медицинское обслуживание, а с другой — охватывает максимальное с 1949 года количества граждан. В то же время, несмотря на очевидные успехи реформирования, система медицинского страхования характеризуется рядом проблем, требующих дальнейшей работы: контроль основных расходов фонда, риски дефицита фонда и баланса общего счета основного медицинского страхования, зависимость основного медицинского страхования от государственных дотаций и другие. Первоочередными мерами для совершенствования системы медицинского страхования могут стать мониторинг финансовых трат, совершенствование системы регулирования и контроля над тратами учреждений здравоохранения, производством и оборотом лекарств, а также научная разработка эффективных методов управления системой здравоохранения.

Библиография
1. План «Здоровый Китай-2030». [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2016-10/25/content_5124174.htm (дата обращения: 13.03.2020).
2. Derose K. P, Escarce J. J., Lurie N. Immigrants and Health Care: Sources of Vulnerability[J]. // Health Affairs. — 2007. — No. 5. — P. 1258-1268.
3. Drinkwater S., Robinson C. Welfare Participation by Immigrants in the UK[J] // International Journal of Manpower. — 2013. — No. 2. — P. 100-112.
4. Hamermesh D.S., Trejo S.J. How do Immigrants Spend their Time. The Process of Assimilation[J] // Journal of Population Economics. — 2013. — No. 2. — P. 507-530.
5. Дегтярь Л. С., Шестакова Е. Е. Социальное страхование КНР на этапе преобразований // Россия и современный мир. – 2016. – С. 198-208.
6. Королев А. Поиски модели медицинского страхования в КНР // Проблемы Дальнего Востока. – 2011. – № 6. – С. 98-117.
7. Fang H. et al. Enhancing Financial Protection under China’s Social Health Insurance to Achieve Universal Health Coverage //bmj. – 2019. – V. 365. – P. l2378.
8. Wang N. et al. The Medical Insurance System’s Weakness to Provide Economic Protection for Vulnerable Citizens in China: A five-year longitudinal study // Archives of Gerontology and Geriatrics. – 2020. – P. 104227.
9. Fan H. et al. Does Public Health Insurance Coverage Lead to Better Health Outcomes? Evidence from Chinese Adults //INQUIRY: The Journal of Health Care Organization, Provision, and Financing. – 2019. – V. 56. – P. 0046958019842000.
10. Лю Фушу. 70 лет строительства правовой системы страхового надзора в Китае: обзор и перспективы // Страховое исследование. – 2019. – № 9. – С.3-8.
11. Система семейной подрядной ответственности в деревне Сяоган содействовала развитию сельской экономики в КНР // CGTN [Электронный ресурс]. URL: https://newsru.cgtn.com/news/3d3d414e664e544e786b7a6333566d54/p.html (дата обращения: 13.03.2020).
12. Суй Эхао. Оценка основной системы медицинского страхования для безработных в городах и в селах; например, в городе Тяньцзинь: дис. канд. экон. наук / университета Тяньцзинь. – М.: Тяньцзинь, 2015. – С. 1.
13. Мнение по объединению систем основного медицинского страхования в городах и в селах // Министерство труда и социального обеспечения КНР. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mohrss.gov.cn/SYrlzyhshbzb/shehuibaozhang/zcwj/yiliao/201601/t20160114_231766.html (дата обращения: 11.03.2020).
14. Тянь Сен, Лэй Чжэнь, Пан Цзе, Цзэн Ли. Разница в доходах и оптимальное проектирование системы социального медицинского страхования: теоретическая модель // Страховое исследование. – 2016. – № 11. – С.41-50.
15. Фан Пэнцзянь. Отчёты реформы здравоохранения Китая. – 2016. – С. 32.
16. Чен Лу, Ван Цзиньсу, Фан Хунл. Медицинское страхование и социальная интеграция населения мигрантов: данные коммерческого страхования // Страховое исследование. – 2018. – № 2. – С.42-50.
17. Чжэн Лили. Исследование чрезмерного спроса и предложения в социальном медицинском страховании: данные CHNS // Страховое исследование. – 2018. – № 10. – С.100-111.
References
1. Plan «Zdorovyi Kitai-2030». [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2016-10/25/content_5124174.htm (data obrashcheniya: 13.03.2020).
2. Derose K. P, Escarce J. J., Lurie N. Immigrants and Health Care: Sources of Vulnerability[J]. // Health Affairs. — 2007. — No. 5. — P. 1258-1268.
3. Drinkwater S., Robinson C. Welfare Participation by Immigrants in the UK[J] // International Journal of Manpower. — 2013. — No. 2. — P. 100-112.
4. Hamermesh D.S., Trejo S.J. How do Immigrants Spend their Time. The Process of Assimilation[J] // Journal of Population Economics. — 2013. — No. 2. — P. 507-530.
5. Degtyar' L. S., Shestakova E. E. Sotsial'noe strakhovanie KNR na etape preobrazovanii // Rossiya i sovremennyi mir. – 2016. – S. 198-208.
6. Korolev A. Poiski modeli meditsinskogo strakhovaniya v KNR // Problemy Dal'nego Vostoka. – 2011. – № 6. – S. 98-117.
7. Fang H. et al. Enhancing Financial Protection under China’s Social Health Insurance to Achieve Universal Health Coverage //bmj. – 2019. – V. 365. – P. l2378.
8. Wang N. et al. The Medical Insurance System’s Weakness to Provide Economic Protection for Vulnerable Citizens in China: A five-year longitudinal study // Archives of Gerontology and Geriatrics. – 2020. – P. 104227.
9. Fan H. et al. Does Public Health Insurance Coverage Lead to Better Health Outcomes? Evidence from Chinese Adults //INQUIRY: The Journal of Health Care Organization, Provision, and Financing. – 2019. – V. 56. – P. 0046958019842000.
10. Lyu Fushu. 70 let stroitel'stva pravovoi sistemy strakhovogo nadzora v Kitae: obzor i perspektivy // Strakhovoe issledovanie. – 2019. – № 9. – S.3-8.
11. Sistema semeinoi podryadnoi otvetstvennosti v derevne Syaogan sodeistvovala razvitiyu sel'skoi ekonomiki v KNR // CGTN [Elektronnyi resurs]. URL: https://newsru.cgtn.com/news/3d3d414e664e544e786b7a6333566d54/p.html (data obrashcheniya: 13.03.2020).
12. Sui Ekhao. Otsenka osnovnoi sistemy meditsinskogo strakhovaniya dlya bezrabotnykh v gorodakh i v selakh; naprimer, v gorode Tyan'tszin': dis. kand. ekon. nauk / universiteta Tyan'tszin'. – M.: Tyan'tszin', 2015. – S. 1.
13. Mnenie po ob''edineniyu sistem osnovnogo meditsinskogo strakhovaniya v gorodakh i v selakh // Ministerstvo truda i sotsial'nogo obespecheniya KNR. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.mohrss.gov.cn/SYrlzyhshbzb/shehuibaozhang/zcwj/yiliao/201601/t20160114_231766.html (data obrashcheniya: 11.03.2020).
14. Tyan' Sen, Lei Chzhen', Pan Tsze, Tszen Li. Raznitsa v dokhodakh i optimal'noe proektirovanie sistemy sotsial'nogo meditsinskogo strakhovaniya: teoreticheskaya model' // Strakhovoe issledovanie. – 2016. – № 11. – S.41-50.
15. Fan Pentszyan'. Otchety reformy zdravookhraneniya Kitaya. – 2016. – S. 32.
16. Chen Lu, Van Tszin'su, Fan Khunl. Meditsinskoe strakhovanie i sotsial'naya integratsiya naseleniya migrantov: dannye kommercheskogo strakhovaniya // Strakhovoe issledovanie. – 2018. – № 2. – S.42-50.
17. Chzhen Lili. Issledovanie chrezmernogo sprosa i predlozheniya v sotsial'nom meditsinskom strakhovanii: dannye CHNS // Strakhovoe issledovanie. – 2018. – № 10. – S.100-111.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

10.08.2020
История развития медицинского страхования после образования КНР
Предмет исследования составляют развитие, текущее состояние и проблемы системы медицинского страхования Китая. Медицинское страхование является важнейшим видом страхования жизни и здоровья человека. В любом государстве с развитием концепции наращивания человеческого капитала вопросы здоровьесбережения выходят на первый план, а медицинское страхование рассматривается как важнейший финансовый механизм обеспечения социальной защиты интересов населения в области охраны жизни и здоровья. Китай здесь не является исключением, однако, ввиду особенностей экономики и финансовой системы, медицинское страхование также имеет отличительные черты, исследование которых важно с позиций оценки возможностей трансляции передового опыта на российские условия и рыночную экономику в целом. Недостатком статьи, требующим обязательной проработки, является отсутствие описания особенностей финансовой основы формирования и функционирования системы медицинского страхования в Китае, учитывая, что статья представлена по специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит». Также возникает вопрос о необходимости корректировки названия статьи (в части конкретизации), поскольку, несмотря на наличие существенного по объему описания истории развития китайской системы медицинского страхования, история не представляет собой не предмет, ни новизну исследования.
Методология исследования представлена анализом, синтезом, восхождением от абстрактного к конкретному, логическим и историческим, а также иными общенаучными методами. Среди специфических методов экономических исследований автором применены статистический и корреляционно-регрессионный анализ. Вместе с тем, интерпретация результатов статистического и корреляционно-регрессионного анализа требуют, на наш взгляд, более детального подхода исследователя. Например, автор указывает, что показателем фактором в уравнении линейной регрессии (х) является год, но тогда получается, что исследуется зависимость размера фонда от времени. Возникает вопрос – учтен ли фактор инфляции? Какова цель исследования такого рода зависимости. Вместе с тем, вывод по результатам исследования автор делает о том, что «доля лицевого счета расчет с каждым годом, а способность помощи общего медицинского фонда падает…». То есть вывод не корреспондирует с приведенными в статье выкладками.
Актуальность статьи для нас не вызывает сомнения, однако, для широкой читательской аудитории должна быть отдельно сформулирована. Это необходимо для того, чтобы доказать, что исследование китайской системы медицинского страхования важно именно в сегодняшних условиях.
Научная новизна исследования автором отдельно не сформулирована, но вместе с тем, исследование обладает элементами научной новизны. Например, исследование взаимосвязи между доходами и сальдо фонда медицинского страхования Китая.
Стиль изложения является научным и в целом соответствует требованиям журнала. Вместе с тем, требуется внимательная проработка текста на предмет исключения грамматических ошибок, пропусков слов. Структура статьи соответствует тем требованиям, которые предъявлены в журнале.
Библиография представлена 12 источниками, в том числе китайскими исследованиями. Указанные в настоящей рецензии замечания позволят автору расширить список литературы, посмотрев на исследуемую проблему конкретнее в плане изучения финансовой составляющей. Апелляции к оппонентам в статье отсутствуют, полемика может быть развернута как во введении – при обосновании актуальности и значимости проблемы, так и в основной части – при интерпретации результатов исследования и обосновании научной новизны.
К преимуществам статьи следует отнести: 1. Использование источников китайских авторов. 2. Анализ государственной программы Китая «Здоровый Китай 2030». 3. Применение эконометрического инструментария в финансовом исследовании.
К недостаткам отнесем следующее. 1. Отсутствие описания особенностей финансовой основы формирования и функционирования системы медицинского страхования в Китае. 2. Отсутствие обособленной формулировки элементов научной новизны. 3. Отсутствие сформулированного обоснования актуальности исследования. 4. Поверхностная интерпретация результатов статистического и корреляционно-регрессионного анализа. 5. Скромность научной полемики и отсутствие обсуждения полученных результатов. 6. Грамматические недочеты и ошибки.
Заключение. Статья посвящена развитию и проблемам системы медицинского страхования Китая, отражает результаты авторского исследования. Статья может вызвать интерес читательской аудитории. Рекомендуется принять к публикации в журнале только при условии устранения указанных по тексту настоящей рецензии замечаний.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рецензирование научная статья подготовлена на актуальную тему «История развития медицинского страхования после образования КНР», релевантную специализации журнала «Финансы и управление», поскольку развитие системы здравоохранения в Китае представляет собой яркий пример перехода от чрезмерной маркетизации к новым формам государственного регулирования, сопровождающийся попытками вновь сделать предоставление медико-санитарных услуг общественно финансируемой отраслью, повторным включением государства в управление здравоохранением в контексте стратегической цели сделать его эффективным инструментом институционального строительства. Сравнительное исследование перспективных направлений совершенствования системы медицинского страхования в Китае представляет значительный потенциал для оптимизации такой системы в Российской Федерации, именно в контексте вариативности перехода к разным степеням государственного участия. В свою очередь, изучение особенностей развития и совершенствования отдельных институтов финансовой системы коррелирует основной проблематике журнала.
Содержание произведения соответствует заявленной в названии теме. Предмет исследования (непосредственно в тексте работы не определен), как следует полагать, включает в себя институционально-экономические отношения в сфере медицинского страхования после образования КНР. Для данного предмета предпочтительным является использование методов системного, логического, исторического, сравнительного, экономико-статистического анализа, а также справочных и графических форм представления информации и результатов научных исследований, что успешно демонстрирует автор в настоящей работе. Одновременно с этим, в содержании научной статьи не оговорена гипотеза исследования, а обозначенная автором цель («изучить пути формирования базового медицинского страхования, причины и сущность возникших проблем, определить пути и способы их решения») сформулирована, на наш взгляд, излишне широко, не отделена от вспомогательных исследовательских задач (включая, например, задачу по изучению основных этапов развития медицинского страхования в КНР) и не вполне соответствует всему комплексу проблем, перечисляемых во вводной части работы (так, указывается на дефицит фондов медицинского страхования в КНР, различия в условиях базового медицинского страхования для городских и сельских жителей, сохранение доли индивидуального финансового риска). Думается, автору целесообразно было бы сконцентрироваться на единой цели или гипотезе исследования, а вспомогательные исследовательские задачи сформулировать в контексте отмеченных проблем формирования базового медицинского страхования в КНР, а также, возможно, сравнении их с российской действительностью.
Стиль изложения в произведении научный, присутствует необходимая экономико-правовая терминология. Произведение имеет четкую структуру с обозначением вводной части, исследованием этапов становления медицинского страхования в Китае, анализом основных текущих проблем медицинского страхования, заключения по результатам исследования. Между тем, необходимость приведения в содержании произведения столько обширного и пространного раздела, посвященного этапам развития медицинского страхования в КНР, вряд ли представляется оправданным, поскольку, во-первых, служит лишь для констатации факта постепенного преобразования системы медицинского обеспечения Китая «от системы медицинского обеспечения национального благосостояния к модели социального медицинского страхования и к более совершенной институциональной системе управления», а, во-вторых, исторические аспекты развития системы медицинского обеспечения и медицинского страхования в КНР весьма подробно представлены в работах исследователей (Королев А. Поиски модели медицинского страхования в КНР // Проблемы Дальнего Востока. – 2011. – № 6. – С. 98-117; Беликова Н.М. Правовое обеспечение реформ здравоохранения: опыт Китая, России, США // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2010. – № 5 (24). – С. 75-84; Лю Х. — Государственное регулирование системы медицинского страхования в КНР период построения «социалистического базиса» (1949 – 1977 гг.) // Административное право и практика администрирования. – 2020. – № 1 и др.). Очевидно, что более рельефно и показательно с точки зрения достигнутых научных результатов проведенное исследование выглядело был в случае приведения тематических разделов согласно основным проблемам развития медицинского страхования в КНР, выделенных и изученных автором (например: «Проблема дефицита фондов медицинского страхования в КНР», «Дифференциация условий базового медицинского страхования для городских и сельских жителей», «Доля индивидуального финансового риска в медицинском страховании в КНР», «Зависимость медицинского страхования для безработных от государственных дотаций» и т.п.).
Нельзя не отметить, что автору удалось удачно проиллюстрировать отвечающий критерию достоверности прогноз на доходы и расходы фонда основного медицинского страхования для рабочей категории граждан КНР, оценить динамику процента накопительного сальдо основного медицинского страхования для рабочей категории граждан КНР с 2009 по 2019 гг. Несомненной научной новизной и значимостью обладают предложения автора в части основных направлений работы над рентабельностью медицинского страхования как услуги и повышением устойчивости фондов медицинского страхования, - так, в частности, предложена схема противодействия необоснованному росту финансовых затрат в учреждениях системы здравоохранения, обоснована модель взаимодействия медицинских учреждения с платформой «трех медицинских связей» (благодаря контролю над производством и оборотом лекарств, рациональной ценовой политики и управления государственными закупками), выведены основные параметры дальнейшей реализации программы «Здоровый Китай 2030» (включая «стимулирование реформы в государственных медицинских учреждениях посредством внешнего надзора»; «повышение энтузиазма и индивидуальной заинтересованности медицинского персонала»; «расширение каталога возмещений затрат по медицинскому страхованию с повышением точности и адресности оплаты» и пр.).
Итоговые выводы по результатам исследования, однако, не в полной мере отражают его наиболее значимые результаты и представлены в значительно более обобщенном виде. Так, например, автор констатирует системность реформы здравоохранения и последствия проведенной «огромной работы по реформированию системы доступа к услугам здравоохранения с помощью медицинского страхования», пройденный путь «через систему платного предоставления медицинских услуг до создания базовой системы медицинского страхования». Выявленные в ходе исследования проблемы перечисляются без обозначения путей их решения с указанием лишь «первоочередных мер», к которым отнесены «мониторинг финансовых трат, совершенствование системы регулирования и контроля над тратами учреждений здравоохранения, производством и оборотом лекарств, а также научная разработка эффективных методов управления системой здравоохранения». Не раскрыт потенциал сравнительного исследования проблем развития системы медицинского страхования в КНР в контексте поиска путей решения сходных проблем в отечественной действительности (включая, например, «территориальный характер» системы государственных гарантий оказания медицинской помощи», ее зависимости от состояния развития региональных фондов).
Библиографические ссылки и список литературы оформлены согласно установленным требованиям, апелляция к оппонентам в значимых аспектах исследуемой проблемы присутствует. При этом с положительно стороны следует отметить использование публикаций зарубежных авторов (Fang H. et al. Enhancing Financial Protection under China’s Social Health Insurance to Achieve Universal Health Coverage // bmj. – 2019. – V. 365. – P. l2378; Drinkwater S., Robinson C. Welfare Participation by Immigrants in the UK [J] // International Journal of Manpower. — 2013. — No. 2. — P. 100-112 и др.) и оригинальных нормативных источников.
В целом, несмотря на высказанные замечания, научная статья отличается высокой степенью научной новизны и значимости и может представлять интерес для читательской аудитории журнала в разрезе потенциала будущих сравнительных исследований моделей развития системы медицинского страхования, на примере государства, прошедшего тернистый путь от разгосударствления сферы медицинского обеспечения к повторному включению государства в управление здравоохранением.
Общий вывод по результатам рецензирования: рекомендовать к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.