Статья 'Правовое регулирование рынка ценных бумаг' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:

Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Грекова Ирина Юрьевна

аспирант, кафедра финансового права, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

115035, РФ, Москва, Овчинниковская наб., дом 20, строение 1

Grekova Irina Yur'evna

Department of Financial Law at Higher School of Economics

115035, Russia, Moscow, Ovchinnikovskaya nab. dom 20, str. 1

Lawlady_85@mail.ru

DOI:

10.7256/2306-4234.2013.3.2880

Дата направления статьи в редакцию:

18-08-2013


Дата публикации:

1-9-2013


Аннотация: в настоящей статье раскрывается понятие правового регулирования рынка ценных бумаг в России. Дается определение правового регулирования финансовых рынков, выделяются характерные черты в регулировании рынка ценных бумаг.


Ключевые слова:

Юриспруденция, финансовый, контроль, рынок, ценных, бумаг, правовое, регулирование, частное, публичное

Abstract: The present article reveals the concept of legal regulation of the securities market in Russia. The author offers a defiition of legal regulation of financial markets and outlines typical features of regultion of the securities market. 


Keywords:

law studies, financial, control, market, securities, security, legal, regulation, private, public

Регулирование рынка ценных бумаг представляет собой упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между ними со стороны уполномоченных государственных органов. Такое регулирование охватывает различные виды деятельности и операций, осуществляемых на рынке ценных бумаг: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.д.

В любом случае все эти операции представляют собой услуги, связанные с обеспечением трансформации денежных средств в денежный капитал. С правовой точки зрения отношения, связанные с движением денежного капитала, выражаются в правоотношениях. Одной стороной такого правоотношения выступает обладатель свободных денежных средств, еще не трансформированных в денежный капитал, однако имеющий намерение осуществить такую трансформацию, – потенциальный инвестор. Другой стороной потенциально формирующегося правоотношения является производительный капиталист, испытывающий потребность в денежном капитале, – потенциальный реципиент инвестиций. В середине описанной цепочки находятся лица, предпринимательская деятельность которых направлена на формирование условий для превращения потенциального инвестора в реального инвестора, а потенциального реципиента – в реального реципиента инвестиций.

Лиц, деятельность которых состоит в своего рода "наведении мостов", принято именовать собирательно – "профессиональный участник рынка ценных бумаг". Это собирательное понятие включает разнообразные специальные виды деятельности, начиная от институциональных инвесторов, консультантов и посредников (брокеров, дилеров) и завершая организациями инфраструктуры рынка (регистраторами, депозитариями, организаторами торговли и клиринговыми организациями).

В основании правоотношений, опосредующих трансформацию денежных средств в денежный капитал, лежат сделки, предметом которых являются денежные средства. Особенностью данных сделок является то, что все участвующие в них субъекты находятся по отношению друг к другу в равном положении, т.е. возникающие правоотношения находятся в "горизонтальной" плоскости. Другой особенностью возникающих правоотношений является элемент неопределенности, или риска. Во-первых, риск связан с тем, что для осуществления инвестирования обладатель денежных средств должен передать их, по существу, неизвестному лицу – образно выражаясь, "чужому человеку", истинные намерения которого неизвестны. Во-вторых, элемент риска присущ предпринимательству вообще. Даже если конечный получатель денежных средств окажется исключительно добросовестным предпринимателем и использует полученные средства для развития производства (т.е. "в дело"), успех "дела" заранее никому не гарантирован. Таким образом, в конечном счете, инвестор рискует дважды: во-первых, тем, что инвестируемые средства могут не дойти до производства, а во-вторых, тем, что дошедшие до производительного капиталиста средства могут быть инвестированы в убыточное производство.

В то же время общество в целом заинтересовано в том, чтобы свободные средства расходовались на развитие производства, а не накапливались мертвыми сокровищами "в чулке". Поэтому задачей государства является формирование условий, направленных на минимизацию рисков инвесторов. При этом прямое необоснованное вмешательство государства в "горизонтальные" отношения само по себе является фактором риска для предпринимателей, поскольку прямая защита интересов одного предпринимателя (инвестора или группы предпринимателей – инвесторов) неизбежно наносит вред другому предпринимателю (инвестору).

Вмешательство государства (Вмешательство государства связано с третьей категорией рисков, с которыми сталкивается инвестор. Следует заметить, что рискам, вытекающим из не предполагаемого заранее вмешательства государства, в большей степени подвергаются прямые инвесторы. Такие риски обычно именуются политическими или некоммерческими рисками. Так, например, Д.С. Губарев под некоммерческими понимает "риски, связанные с агрессивным поведением государства")[1]в отношения на рынке ценных бумаг допустимо лишь в случаях, предусмотренных законом, и осуществляется исключительно методами административного регулирования, которые также указываются (перечисляются) в законе. В литературе высказано мнение о том, что «в целом полномочия органов исполнительной власти по нормативному регулированию деятельности на рынке ценных бумаг необходим предельно ограничить, предусмотрев возможность введения лишь отдельных изъятий из общего нормативного регулирования, а не создания почти всей системы детального регулирования (за исключением принципов, изложенных в законодательства)».

При этом регулирование рынка ценных бумаг должно основываться на определенных принципах – неких основных исходных положениях, предпосылках.

Говоря о принципах финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг О.Н.Урбанович выделяет следующие: принцип недопущения монополизации и поощрения конкуренции на рынке; принцип гласности и публичности регулирования; принцип раздельного регулирования отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка - с другой; принцип выделения при регулировании инвестиционных бумаг; принцип раскрытия информации обо всех участниках рынка (эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках); принцип преемственности системы регулирования рынка ценных бумаг; принцип сочетания государственного регулирования с саморегулированием.[2]

Наиболее детально принципы регулирования рынка ценных бумаг были определены ИОСКО и сгруппированы по 8 категориям, а именно:

1) принципы, относящиеся к регулирующему органу (РО): круг обязанностей РО должен быть четко определен; регулятор должен быть, с одной стороны, независим в своей оперативной работе, а, с другой, подотчетен вышестоящему органу управления; РО должен иметь адекватные полномочия, достаточные возможности для выполнения своих функций; регулировании должно быть ясным и последовательным; сотрудники РО должны строго соблюдать требования профессиональной этики, включая требования конфиденциальности;

2) принципы саморегулирования: система органов регулирования должна включать саморегулируемые организации (СРО) в той мере, в какой этого требуют размеры и степень развития рынков; СРО должны находиться под контролем РО и соблюдать все этические нормы и стандарты при осуществлении своих функций;

3) принципы контроля за соблюдением законодательства: РО должен обладать достаточными полномочиями для контроля, проведения инспекторских проверок и расследований; РО должен обладать широкими полномочиями по контролю за соблюдением законодательства по ценным бумагам, включая контроль за наказанием нарушителей; регулятивная система должна обеспечивать эффективное использование полномочий РО по проведению инспекторских проверок, расследований, контроля за соблюдением законодательства и реализацией эффективных программ «комплайенс»;

4) принципы международного сотрудничества РО: РО должен предоставлять информацию (как открытую, так и закрытую) другим национальным и зарубежным РО; РО обязаны создать механизм предоставления такой информации (как, когда, при каких условиях); регулятивная система должна предусматривать возможность предоставления помощи зарубежным РО в расследовании операций на фондовом рынке;

5) принципы для эмитентов: эмитенты должны предоставлять инвесторам полную, своевременную и точную информацию о своей деятельности, которая может повлиять на их инвестиционные решения; отношение к акционерам должно быть честным и беспристрастным; стандарты учета и аудита должны соответствовать международным нормам;

6) принципы регулирования для институтов коллективного инвестирования (ИКИ): регулятивная система должна устанавливать стандарты деятельности и регулирования тех, кто намерен продавать инструменты ИКИ или управляет ими; регулятивная система должна содержать положения, касающиеся юридической формы и структуры ИКИ, а также вопросы выделения (обособления) и защиты активов клиентов; регулятивная система должна предусматривать полное раскрытие информации эмитентами инструментов коллективного инвестирования с тем, чтобы инвестор имел возможность оценить целесообразность участия в данном ИКИ и величину своей доли в нем; регулятивная система должна гарантировать наличие ясного и четкого метода оценки чистой стоимости активов, определения цены и погашения инструментов коллективного инвестирования;

7) принципы для посредников фондового рынка: регулирования должно предусматривать наличие определенных минимальных требований для начала деятельности на фондовом рынке; должны быть установлены первоначальные и постоянно поддерживаемые требования по минимальной величине капитала, отражающие риски, которые несут эти посредники; посредники должны соблюдать определенные стандарты внутренней организации и деятельности с целью защиты интересов клиентов, обеспечения надлежащего управления риском и принятия их руководством основной ответственности в этой сфере; система регулирования должна предусматривать процедуры на случай банкротства посредника, для минимизации потерь инвесторов и уменьшения систематического риска;

8) принципы для вторичного рынка: создание торговых систем, включая фондовые биржи, не может носить нерегулируемые характер; система регулирования должна предусматривать постоянный надзор над биржами и другими торговыми системам, с тем чтобы обеспечить честные правила игры с соблюдением баланса интересов всех участников рынка; регулирование должно способствовать прозрачности торговли; система регулирования должна быть построена таким образом, чтобы вовремя обнаруживать и воспрепятствовать манипулированию на рынке и прочим нечестным методам торговли; регулятивная система должна быть нацелена на управление риском дефолта, серьезного потрясения рынка и т.п.; системы клиринга и расчетов должны находиться под контролем регулятивных органов, обеспечивая эффективную работу и уменьшения систематического риска.[3]

Таким образом, представляется необходимым констатировать присутствие в являющихся по своему существу гражданскими правоотношениях, возникающих на рынке ценных бумаг, публично-правового элемента как с точки зрения критерия защиты публичных интересов, так и с точки зрения способа и приемов (методов) регулирования ("В одних областях отношения регулируются исключительно велениями, исходящими от одного-единственного центра, каковым является государственная власть. Эта последняя своими нормами указывает каждому отдельному лицу его юридическое место, его права и обязанности по отношению к целому государственному организму и по отношению к другим лицам... К совершенно иному приему прибегает право в тех областях, которые причисляются к сфере права частного, или гражданского. Здесь государственная власть принципиально воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений; здесь она не ставит себя мысленно в положение единственного определяющего центра, а, напротив, предоставляет такое регулирование множеству иных маленьких центров, которые мыслятся как некоторые самостоятельные социальные единицы, как субъекты прав: Государство не определяет этих отношений от себя и принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющего то, что будет определено другими") [4]. Как известно, "разрешение вопроса о природе публичного и частного права обусловило образование двух основных направлений: одно из них опирается на известную формулу Ульпиана… и исходит из различия целей или интересов, подлежащих правовой охране, тогда как второе опирается на выдвинутый римскими юристами принцип недопустимости изменения публично-правовых норм частными соглашениями и исходит из различия в характере норм или в субъекте воли, на которую совершается посягательство в результате нарушения частных и публичных прав".[5-7] Различные аспекты соотношения частного и публичного права были обстоятельно рассмотрены еще М.М. Агарковым в обширной статье, опубликованной в 1920 г. и перепечатанной в двух первых номерах журнала "Правоведение" за 1992 г. В ней, в частности, отмечается, что публичное право есть область власти и подчинения; гражданское - область свободы и частной инициативы. Исходя из этого, во всех правоотношениях, где одной из сторон выступает государство, мы имеем дело с публичным правом.[8]

Исходя из приведенного деления и учитывая общепринятые подходы к классификации отраслей российского права в зависимости от предмета и метода правового регулирования, финансовое право в целом ученые относят к комплексным отраслям права, в рамках которых объединяются разнородные нормы и институты, регулирующие соответственно сложные, "конгломеративные" отношения.[8] Аналогично в научной литературе характеризуются отношения на рынке ценных бумаг, а именно отмечается, что «они в чистом виде не являются только гражданско-правовыми, а представляют собой взаимосвязь как гражданско-правовых, так и финансово-правовых и административно-правовых отношений»[9].

Следовательно, характерной чертой правового регулирования в области финансового права, и рынка ценных бумаг и финансового контроля в частности, является его комплексность[10,11].

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.