Статья 'Использование средств массовой информации в целях предупреждения налоговых правонарушений ' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:

Использование средств массовой информации в целях предупреждения налоговых правонарушений

Демидова Ольга Леонидовна

бакалавр, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

443086, Россия, Самарская область, г. Самара, шоссе Московское, 34

Demidova Ol'ga Leonidovna

Bachelor at Samara University

443086, Russia, Samarskaya oblast', g. Samara, shosse Moskovskoe, 34

olyalenya@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7802.2017.3.23982

Дата направления статьи в редакцию:

22-08-2017


Дата публикации:

20-10-2017


Аннотация: В статье поднимается проблема роста налоговой преступности. Рассматривается возможность широкого распространения материалов о совершении организациями налоговых правонарушений через набирающие популярность средства массовой информации в целях их предупреждения. Объектом исследования выступают общественные отношения в области формирования государственной политики противодействия налоговым правонарушениям, размещения информации о налоговых правонарушителях на официальном сайте Федеральной налоговой службы, текстов судебных актов на сайтах судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предметом исследования являются нормы отечественного законодательства, актуальные статистические данные, российская и зарубежная научная литература. Методологической основой исследования являются всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы познания: гносеологический метод, диалектический метод, системно-структурный метод, формально-юридический метод, формально-логический метод. Новизна исследования заключается в определении неэффективности действующей политики государственных органов в отношении размещения сведений о нарушениях налогового законодательства и судебных актов о привлечении к налоговой ответственности только в сети «Интернет». Обосновывается необходимость внесения изменений в законодательство в части установления порядка опубликования такой информации в специальных печатных изданиях, демонстрации на телевидении, финансирования государством. Автор проанализировал и сопоставил актуальные статистические данные о популярных у населения источниках информации с личностью налогового преступника, пришел к выводу, что среднестатистический налоговый правонарушитель не имеет определенного предпочитаемого источника информации, примерно одинаково узнает новости из печати, Интернета, телепередач. Основными выводами исследования являются установление наличия негативного влияния на организацию широкого распространения материалов о совершении ею налоговых правонарушений; издержки на деятельность по уклонению от уплаты налогов могут перевесить полученную выгоду; обнародование в равной степени в печатных изданиях газет и журналов, на телевидении, в Сети сведений о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности будет способствовать их предупреждению.


Ключевые слова:

средства массовой информации, налоговое правонарушение, преступление, организация, репутация, затраты, акции, сведения, предупреждение, исследование

Abstract: In her article Demidova raises the problem of tax crime growth. The possibility of major distribution of materials on the organization of tax offenses by the organizations gaining popularity from the mass media with a view to their prevention. The object of the research is public relations in the field of forming a state policy to counter tax violations, posting information on tax offenders on the official website of the Federal Tax Service, and texts of judicial acts on Internet court sites. The subject of the research is the provisions of Russian legislation, current statistical data, and Russian and foreign research literature. The methodological basis of the research involves universal, general and special research methods, such as the epistemological method, dialectical method, system-structural method, formal-legal method, and formal-logical method. The novelty of the research is caused by the fact that the author emphasizes ineffectiveness of the current policy of state bodies with regard to posting information on violations of tax laws and judicial acts on bringing to tax liability only on the Internet. Demidova emphasizes the need to amend the current legislation in the part of establishing the procedure for publishing such information in special printed publications, demonstrating on television, and financing by the state. The author analyzed and compared the actual statistical data on the popular information sources with actual personality traits of tax criminals and came to the conclusion that the average tax offender does not have a certain preferred source of information and learns news from the press, the Internet, and telecasts equally. The main findings of the research are as follows: major distribution of information on the commission of tax violations certainly has a negative impact on an enterprise that commits them; costs of tax evasion may outweigh the benefits; publication of information in newspapers and magazines, on television, on the Internet about violations of tax laws and measures of responsibility will help to prevent them.


Keywords:

mass media, tax offense, crime, organization, reputation, costs, shares, data, prevention, research

Актуальность исследования

Жизнь современного человека неразрывно связана со средствами массовой информации. Через них он узнает информацию об окружающем мире, формируя собственные мнения, ценности, вкусы и привычки. С признанием огромного влияния СМИ на общество, общеупотребительным стало их наименование термином «четвёртая власть».

Вместе с тем, ежегодно увеличивается количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Так, согласно официальной статистике МВД за одно полугодие (январь – июнь 2017) выявлено 5 615 налоговых преступлений, что на 0,1 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. [1] При этом по причине высокой латентности экономической преступности «число зафиксированных преступлений составляет лишь малую часть (1-4 %) от реально совершаемых». [2, с. 4] Также по данным состояния преступности в Российской Федерации за первое полугодие 2017 года уменьшилось количество предварительно расследованных преступлений в сфере налогов и сборов - 2 105 (- 4,6%); материальный ущерб по оконченным уголовным делам составил 42 511 519 тыс. руб. [1]

Таким образом, актуальной становится возможность использования государством средств массовой информации в целях решения важной задачи - предупреждения налоговых правонарушений.

Позиции российских ученых о влиянии СМИ на налоговых правонарушителей

В научной литературе отсутствует единое мнение о воздействии распространения информации о противоправном поведении на организацию – правонарушителя.

Коростелкина И.А. считает, что «уклонение от уплаты налогов практически не влияет на имидж и деловую репутацию хозяйствующих субъектов» [3, С.106]. Аналогичной точки зрения придерживается Паршина Е.Н., подчеркивая, что граждане считают нынешнюю систему налогообложения социально несправедливой.[4, С. 27] Также Смирнов Д.А., указывает, что «люди не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств» [5, С. 211]. Кроме того, соглашаясь с мнением об отсутствии последствий нарушения налогового законодательства для репутации, Халикова Э. А., Гиниятуллина Д. Р. отмечают, что российские граждане еще не до конца осознают основные и необходимые в современном обществе политические ценности, одной из которых является парадигма «налоги – основа благосостояния государства и общества»» [6, С. 60].

Вместе с тем, Соловьев И. Н. считает, что «судебное разбирательство по вопросу сотрудничества с недобросовестными компаниями способно нанести урон репутации компании, показав ее как ненадежную в плане финансовой и юридической безопасности» [7, с. 63]. Равным образом Сундырева К. О. утверждает, что размещение информации о возможном совершении уклонения от уплаты налогов в СМИ преуменьшает деловую и иную репутацию налогоплательщика, что создает негативное впечатление о его деятельности, формирует отрицательное к нему отношение. [8, С. 72]

Стоит отметить, что отсутствие последствий противозаконной деятельности организаций в сфере налогов и сборов в Российской Федерации констатировалось в основном в трудах ученых, посвященных проблемам формирования и развития правовой культуры. При этом такая позиция приводилась в целях подтверждения актуальности своего научного исследования. В основе данной точки зрения лежит собственное мнение, которое не подтверждается какими-либо доказательствами. Наличие же негативного воздействия публикации в СМИ о преступных действиях на репутацию подчеркивалось в работах о фирмах однодневках, организации работы ФНС России. Отдельные научные исследования о влиянии широкого распространения сведений об уклонении от уплаты налогов, отрицательного освещения криминальных финансовых схем и махинаций на организации отсутствуют. Предполагается, что это обусловлено недостаточной разработанностью информационной политики СМИ в рассматриваемой сфере, и как следствие малым количеством и разроненностью публикаций о налоговых правонарушениях, а также недоступностью информации о финансовых, бухгалтерских показателях деятельности организаций.

Позиции зарубежных ученых о влиянии СМИ на налоговых правонарушителей

В отличие от российских ученых, зарубежные исследователи оценивают репутационные и иные затраты на уклонение от уплаты налогов организаций, подвергнутых контролю со стороны СМИ за их участие в налоговых убежищах (финансовое соглашение, направленное на предотвращение или минимизацию налогов). Для этого они сопоставляют статистические данные финансовой отчетности и об исполнительном обороте каждой такой организации данным контрольной фирмы из той же отрасли, которая наиболее близка по размеру (к активам). [9, C. 1-2]

Так, Gallemore, Maydew и Thornock строят свои выводы на основе изучения еженедельных показателей с 1995 по 2008 год крупнейшей выборки - 118 фирм, используя результаты Graham and Tucker (2006, 44 наблюдения за год), Hanlon and Slemrod (2009 год, 107 наблюдений за год) и Wilson (2009, 33 наблюдения за год) и др. [9, C. 9-11] Они обнаружили, что в день раскрытия участия организации в налоговых убежищах, её акции имели значительную отрицательную аномальную доходность. Реакция цен на акции неудовлетворительна в последующие дни, в течение 30 дней цена систематически восстанавливается до уровней, предшествующих событиям. [9, С. 2-3]

Репутационные затраты являются важным фактором, ограничивающим уклонение от уплаты налогов, в частности более агрессивные формы. Соглашение COLI (страхование жизни сотрудников и оформление пособий по смерти) было предметом нелестного освещения в средствах массовой информации, в том числе Wall Street Journal, в котором были определены компании-участники вместе с фотографиями их фактических умерших сотрудников, что привело к большим неблагоприятным последствиям. [9, С. 4-5]

Коллектив авторов из Городского университета Гонконга выявил, что уклонение от налогообложения в корпорациях положительно связано с риском падения цен на акции конкретной фирмы. Неполная уплата налогов облегчает получение прибыли, и негативные новости, накопленные в течение длительного времени, выходят сразу и показывают инструменты, маски и обоснования для оппортунистических форм поведения. [10, С. 640]

Также Hanlon and Slemrod обнаруживают негативную реакцию рынка на новости о причастности фирмы к налоговым убежищам. Инвесторы становятся обеспокоенными возможностью наличия совершенных управленческих диверсий и манипуляций с производительностью. [11, С. 137-139]

Кроме того, Desai and Dharmapala утверждают, что налоговое планирование способствует отсутствию прозрачности, предоставляющей «щит» для менеджеров в целях извлечения ренты за счет акционеров путем занижения бухгалтерской прибыли. Действия по уклонению от уплаты налогов способствуют сокрытию и накапливанию негативных новостей и могут привести в будущем к экстремальным последствиям. Затраты на деятельность по уклонению от уплаты налогов могут перевесить потенциальные сбережения. [12, С. 112]

При этом, Armstrong, Blouin, Jagolinzer, Larcker утверждают, что положительные чистые выгоды от уклонения от уплаты налогов получаются до некоторого оптимального уровня. Предельные издержки дополнительного уклонения от уплаты налогов (связанные с затратами структурирования сложных налоговых операций, неспособностью репатриировать и инвестировать иностранные доходы, потенциальные политические, нормативные или репутационные издержки, которые наносят ущерб будущим операциям) превышают предельную выгоду.[13, С. 10]

Некоторые исследования показывают, что фирмы несут потенциальные налоговые штрафы и репутационные издержки (Chen et al., 2010) или столкнулись со значительными расходами (например, Rego and Wilson, 2012). [13, C. 9]

Таким образом, можно сделать вывод, что организации, занимающиеся уклонением от уплаты налогов, терпят различного рода издержки от раскрытия информации об их противоправном поведении в средствах массовой информации. Принятие решения об уклонении от уплаты налогов организацией имеет определенный риск, связанный с несением больших потерь по сравнению с выгодами при раскрытии налогового правонарушения.

Публикация сведений о должниках в сети «Интернет»

Определив практическую возможность использования публикаций для предупреждения налоговых правонарушений, обратимся к действующим способам взаимодействия государственных органов со средствами массовой информации.

В настоящее время на сайте ФНС России доступны сведения о юридических лицах, не представляющих налоговую отчетность более года и/или имеющих превышающую 1000 рублей задолженность по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу-исполнителю. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо указать ИНН налогоплательщика - юридического лица и ввести цифры с картинки. [14]

В 2016 году были внесены изменения в перечень сведений, составляющих налоговую тайну - исключены сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням) и мерах ответственности за них (ч. 1 ст. 102 НК РФ). [15] Первоначально предполагалось размещение таких сведений на официальном сайте на nalog.ru в формате открытых данных не позднее 1 июля 2017 года. [16] Однако Приказом от 27.07.2017 № ММВ-7-14/582@ Федеральная налоговая служба отложила публикацию до 01.06.2018. [17]

Снятием налоговой тайны и преданием огласке названной информации фискальное ведомство предоставляет участникам рынка возможность оценить свои риски и принять взвешенное решение при выборе бизнес-партнеров, что практически лишит налогоплательщика возможности сослаться на незнание (или нежелание знать) о нарушениях контрагентом законодательства о налогах и сборах. [18] Планируемое размещение сведений упростит доказывание налоговым органом сознательного сотрудничества организации с нарушителями, позволит доначислить налоги и отстоять позицию в суде в случае обжалования.

В июне 2017 года было утверждено Положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Президиум ВС РФ ограничил перечень персональных данных, которые суды будут убирать из публикуемых актов. Больше не будут исключаться фамилии, инициалы или имена, отчества осужденного, оправданного, истца, ответчика, третьего лица, заинтересованного лица; указания о денежных суммах, требуемых заявителем либо присужденных в его пользу, в том числе о размере исковых требований, государственной пошлины, судебных расходов и штрафных санкций; наименование и место нахождения юридических лиц. [19]

Несмотря на активное использование Сети для размещения информации о должниках и нарушениях законодательства, необходимо распространять такие сведения в целях общей превенции налоговых правонарушений в других средствах массовой информации. Ведь должностные инструкции государственных налоговых инспекторов предполагают обязательное знание форм и методов работы с различными видами СМИ; обязанность участия в подготовке материалов по вопросам, находящимся в компетенции Управления, для публикации в средствах массовой информации и также размещения на интернет-сайте Службы. [20]

Статистика популярности СМИ

Для установления эффективных направлений использования СМИ рассмотрим статистические данные, результаты научных исследований о предпочтениях населения.

К средствам массовой информации законодатель относит периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмму, радиопрограмму, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (ст. 2 Закона о СМИ). [21]

Одним из самых динамично развивающихся в мире является российский рынок печатных изданий в силу недостаточного уровня информационной грамотности жителей, различной степени доступности Интернета в отдельных местностях, а также низкой покупательной способности населения. [22]

Согласно результатам исследования ВЦИОМ: из 77% россиян, просматривающих печатные СМИ, 12% читают бумажные версии газет и журналов ежедневно, 31% - два-три раза в неделю, 26% - пару раз в месяц, 8% - хотя бы несколько раз в год. Интернет-версии печатных изданий пользуются меньшей популярностью - к ним обращаются 58% опрошенных. [23] При этом, по данным ВЦИОМ, печатную прессу чаще читают люди пенсионного возраста - 84% (против 61% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет), а онлайн-СМИ - 80% россиян в возрастной категории от 18 до 24 лет (против 29% старше 60 лет). [23]

В свою очередь, телевидение - наиболее востребованный источник новостей для жителей села (67%), респондентов старше 45 лет (72–76%), а также россиян с начальным уровнем образования (74%)... Интернету отдают предпочтение, как правило, жители Москвы и Санкт-Петербурга (35%), 18–24-летние (50%) и высокообразованные респонденты (32%). [24]

В связи с анализом статистики об источниках информации, которым население отдает предпочтение, интерес представляет сопоставление статистических данных о пользователях СМИ и налогового преступника. Общий портрет лица, отбывающего наказание за налоговые преступления такой: мужской пол, старший возраст, высокий уровень образования (как правило, среднее специальное и высшее), работа до осуждения в государственных и муниципальных образованиях, коммерческих организациях, занятие предпринимательской деятельностью, крепкие семейные отношения. [25, С. 44]. Получается, среднестатистический налоговый правонарушитель не имеет определенного предпочитаемого источника информации, примерно одинаково узнает новости из печати (самое популярное СМИ), Интернета (высокообразованный респондент), телепередач (старше 45 лет).

В связи с этим, необходимо пересмотреть законодательные акты, регулирующие размещение в сети «Интернет» информации о нарушениях налогового законодательства и судебных актов о привлечении к налоговой ответственности, дополнив их порядком опубликования в специальных печатных изданиях, демонстрации на телевидении. Для этого нужно предусмотреть отдельную статью в бюджете на финансирование публикаций и телевещания.

Выводы исследования

Большинство исследователей выявили наличие негативного влияния широкого распространения информации о совершении организацией налоговых правонарушений. Происходит падение цен на акции, которые постепенно восстанавливаются в течение последующих 30 дней не без усилий руководства и сотрудников организации. Фирма несет затраты на восстановление репутации, оплату налоговых штрафов. Так, издержки на деятельность по уклонению от уплаты налогов могут перевесить полученную выгоду.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о неэффективности действующей политики государственных органов (Федеральной налоговой службы, Верховного Суда Российской Федерации) в отношении размещения информации о налоговых правонарушителях только в сети «Интернет». Изучение популярности средств массовой информации у населения и личности налогового преступника позволило выявить, что сведения о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за них в равной степени должны распространяться в печатных изданиях газет и журналов, на телевидении, в Сети.

Широкое распространение негативной информации о совершенных налоговых правонарушениях организаций в свободных средствах массовой информации заставит руководство других организаций отказаться от принятия решения об уклонении от уплаты налогов, или как минимум задуматься об этом, что будет способствовать предупреждению налоговых правонарушений.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.