Статья 'Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности инновационной политики предприятия (на примере ООО «АгроПромСервис»)' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:

Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности инновационной политики предприятия (на примере ООО «АгроПромСервис»)

Парфенова Мария Викторовна

кандидат экономических наук

доцент, кафедра финансов и кредита, Волжский гуманитарный институт (филиал), Волгоградский государственный университет

404133, Россия, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 40 Лет Победы, 11

Parfenova Mariya Viktorovna

PhD in Economics

associate professor of the Department of Finances and Credit at Volzhski Institute for the Humanities (branch) of the Volgograd State University

404133, Russia, Volgograd Region, Volzhski, str. 40 Let Pobedy, 11

pvv_65@mail.ru

DOI:

10.7256/2409-7802.2016.3.20413

Дата направления статьи в редакцию:

16-09-2016


Дата публикации:

25-01-2017


Аннотация: Исследуемая организация в результате осуществления разработанной инновационной политики, которая выступает основным катализатором финансово-хозяйственной деятельности, является финансово-устойчивым и получает стабильную прибыль по итогам всего исследуемого периода (2013-2015 гг.). Тем не менее, показатели прибыли до налогообложения и чистой прибыли предприятия незначительны, коэффициенты рентабельности невысоки. Кроме того, ООО «АгроПромСервис» характеризуется недостаточной эффективностью проводимой инновационной политики, т.к. несмотря на ежегодное осуществление капитальных вложений, как в объекты основных фондов, так и в монтаж оборудования, экономическая добавленная стоимость предприятия за анализируемый период с 2013 по 2015гг. имеет тенденцию к снижению, что свидетельствует о снижении его стоимости. В целом основной стратегической целью развития исследуемого предприятия является повышение его экономической и технологической эффективности. Для реализации этой цели планируется: развитие перспективных направлений; внедрение новых технологий производства; освоение производства новых видов изделий и другие. Проведенный анализ инновационной политики выявил определенные проблемы и недостатки, которые, прежде всего, заключаются в следующем: 1) инновационная политика ООО «АгроПромСервис» относится к типу простого воспроизводства и не способствует увеличению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом; 2) в связи с получением незначительного объема чистой прибыли предприятие испытывает недостаток внутренних источников финансирования инвестиционной деятельности; 3) реализуемые проекты предприятия являются недостаточно эффективными, т.к. предприятие обладает ограниченным бюджетом для финансирования всех желаемых инвестиционных проектов и ему приходится осуществлять выбор между ними, решая задачу оптимального соответствия между риском и доходностью проектов, а также учитывать их капиталоемкость, т.е. необходимые затраты.


Ключевые слова:

инновационная политика, эффективность, инвестиции, финансирование, предприятие, мероприятия, стратегические цели, оптимизация, капитальное строительство, управление инновациями

Abstract: As a result of an established innovation policy that acts as a catalyzer of the financial economic activities, OOO 'AgroPromServis' is a financiall sound company and has a sustainable profit according to the results of the period under research (2013 - 2015). Nevertheless, indicators showing profit before taxation and net profit of the company are rather insignificant and profitability ratios are not high. Moreover, OOO 'AgroPromServis' does not conduct an efficient innovation policy because their annual investment of assets into main funds and equipment assembly have not increased the economic added value d of the company over the period since 2013 till 2015. Quite on the contrary, the economic added value has shown a tendency towards decreasing which also demonstrates the decline in the company's value. Generally, the main strategic purpose of the development of the aforesaid company is to increase its economic and technological efficiency. To achieve the purpose, it is planned: to develop prospective areas; to implement new production technologies; to launch production of new kinds of products, etc. The analysis of the innovation policy has allowed to discover the main problems and gaps which, first of all, are the following: 1) innovation policy of OOO 'AgroPromServis' involves plain reproduction which does not increase efficiency of their financial and economic activity in general; 2) due to low volumes of net profits, the company has a shortage of internal sources to fund investment activities; 3) projects executed by the company are not efficient enough because the company has a limited fund for financing all desirable investment projects and therefore they have to choose between investment projects trying to achieve the best balance between risks and profitability of projects as well as taking into account their capital-ouput ratio, i.e. necessary expenses. 


Keywords:

innovation policy, fficiency, investments, financing, company, events, strategic goals, optimization, capital construction, management innovation

Инновационная политика предприятия является вспомогательной, но существенной составляющей общей стратегии развития хозяйствующего субъекта, поэтому все основные планы, связанные с дальнейшим развитием предприятия и повышением уровня его производственной оснащенности, непосредственным образом связаны с его предполагаемой инвестиционной деятельностью. Поэтому совершенствование инновационной политики ООО «АгроПромСервис» необходимо увязать с ее дальнейшим влиянием на укрепление стратегических преимуществ предприятия путем активизации его инновационной деятельности и повышением ее эффективности.

Соответственно, в целях повышения эффективности осуществляемой инновационной политики исследуемого предприятия предлагается реализация следующих мероприятий:

1) разработка и внедрение системы управления инновационной деятельностью на предприятии как отдельной структуры;

2) разработка инновационной программы на перспективный период с учетом стратегических целей развития предприятия, а также с обоснованием средств финансирования, необходимых для реализации программы;

3) совершенствование механизма отбора проектов в инновационную программу предприятия.

Так, на исследуемом предприятии в настоящее время необходимо построение качественной системы управления инвестиционной деятельностью с целью его структурирования и оптимизации. В общем виде структура управления инновационной деятельностью, рекомендуемая к внедрению в ООО «АгроПромСервис» представлена на рисунке 1.

page1

Рисунок 1 – Структура службы управления инвестиционной деятельностью в ООО «АгроПромСервис»,*

*Источник: составлено автором по [1, с. 136]

В целом инновационная программа исследуемого предприятия включает в себя совокупность проектов, связанных с вложениями:

– в капитальное строительство;

– в реконструкцию и модернизацию производства;

– в приобретение нового оборудования и освоение новых технологий.

Важнейшей функцией данной службы (в частности, отдела планирования и управления инновациями) должно стать обоснование потребности предприятия в финансовых ресурсах для реализации проектов, включенных в инвестиционную программу предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что финансовые ресурсы требуются не только для осуществления первоначальных вложений в проекты, направленных на внедрение новых технологий и модернизацию существующего оборудования, т.е. в основной капитал, но и для дополнительных вложений в оборотный капитал в результате увеличения объема продаж предприятия.

Рост объема продаж, связанный с расширением действующего производства, свидетельствует об активной инновационной политике конкурентоспособного и финансово-устойчивого предприятия. Однако, как показывает практика, далеко не все предприятия, даже при повышении спроса на изготавливаемую ими продукцию, могут позволить себе увеличить производственно-технический потенциал. Основной проблемой остается дефицит собственных средств финансирования, обеспечивающих реализацию данного рода инновационных решений.

В связи с этим предлагается использовать в практической деятельности вновь создаваемой службы управления инновациями в ООО «АгроПромСервис» методику оценки объема дополнительных средств финансирования, потребность в которых возникает при расширении масштабов производства и сбыта продукции (EF). Для оценки показателя EF необходимо рассчитать прирост чистых активов предприятия, изменение которых допускается пропорционально прогнозируемому росту объема продаж. В целях предлагаемого анализа чистые активы предприятия рекомендуется определять путем вычитания из суммы активов, зависящих от изменения в масштабах производства и сбыта продукции, суммы краткосрочных пассивов, исключая при этом краткосрочные заемные средства.

Объем дополнительного финансирования, необходимого для обеспечения предполагаемого роста продаж, находится как разница между изменением величины чистых активов, от которых напрямую зависит процесс производства и сбыта продукции, и объемом средств, обеспечиваемых из собственных внутренних источников. Изменение в величине чистых активов, происходящее вследствие роста объема продаж, определяется по следующей формуле:

`delta RA=A/N0*(N1-N0)-KP/N0` (1)

где А – величина активов в отчетном периоде, которые прямо влияют на процесс производства и сбыта продукции, тыс. руб.;

КP – величина краткосрочных обязательств в отчетном периоде, находящихся в прямой зависимости от масштабов производственной деятельности, тыс. руб.;

N1иN0 – фактический и прогнозируемый объемы продаж, тыс. руб.

Таким образом, требуемый объем внешнего финансирования (EF) исчисляется по формуле:

`EF=deltaN*(A/N0-KP/N0)-FN` (2)

где – абсолютное отклонение прогнозируемого объема реализации продукции от фактического его значения (N1-N2), тыс. руб.;

FN – объем финансирования из собственных внутренних источников (чистая прибыль + амортизационные отчисления).

Если темп прироста выручки от реализации продукции обозначить через g (g=), то прогнозируемый объем продаж в следующем периоде можно выразить как . На основании исходных данных прогнозируемая в следующем периоде величина чистой прибыли (Р1) может быть найдена из следующего уравнения:

`P1=(N1*P0/N0)` (3)

где Р0 – величина чистой прибыли в отчетном периоде;

Р1 = (1+g)*6927= 6927g+6927

Аналогичным образом может быть рассчитан размер амортизационных отчислений. В целом объем финансирования из внутренних источников составляет: ФН1 = (1+g)*(6927+20147)=27064g+27064

Таким образом, показатель EF может быть представлен следующими уравнением:

EF=868544g*(1,2156-0,2317)-(27064g+27064) =827496,4g-27064,

где g – темп прироста выручки от реализации продукции.

Оценка потребности в дополнительных средствах финансирования в зависимости от запланированного прироста (снижения) объема реализации продукции ООО «АгроПромСервис» в предстоящем периоде представлена в таблице 1.

При расчете показателей таблицы 1 предусматриваются некоторые допущения: 1) расчетная величина основных производственных фондов определяется при условии сохранения существующего уровня технологического развития предприятия с удельным весом данных активов в объеме продаж, равным 20,31%; 2) величина производственной мощности исследуемого предприятия в отчетном году (W) принимается равной 960 тыс. руб., определение фактической потребности в ОПФ осуществляется с учетом чрезвычайно низкой ликвидности капитальных активов, что, в свою очередь, не позволяет в связи со снижением масштабов производства свободно конвертировать неиспользуемую часть основных фондов в денежную наличность (так, если данные по гр.5 меньше 176015,6 тыс. руб., то вместо них учитывается величина ОПФ в отчетном периоде).

Таблица 1 – Определение потребности в дополнительном финансировании в связи с возможным изменением объема реализации продукции*

№ п/п

Темп прироста реализации продукции, %

Прогнозируемый объем продаж

Потребность в дополнительном финансировании

Расчетная величина активной части ОФ

Фактическая потребность в ОФ, исходя из величины производственной мощности

Абсолютное отклонение расчетной величины ОФ от факт потребности

Скорректированная потребность в дополнительном финансировании

1

2

3

4

5

6

7

1

30

1206898

215887,67

245206,8

245746,2

9306,5

+215385,3

2

25

1192961

180902,36

232879,7

233958,4

8898,7

+178748,5

3

20

1156584

135756,23

214567,3

219685,7

8581,2

+132362,5

4

18

1108123

119758,44

220705,7

210241,3

8438,2

+110914,1

5

15

1045998

95778,32

215094,5

207984,7

8112,7

+87563,4

6

10

1005311

52875,18

204472,3

197876,5

7745,2

+50032,6

7

7

983542,8

14562,48

198261,0

189876,5

7645,8

+7400,5

8

5

971332,4

7254,11

194400,8

188882,1

7409,5

-524,2

9

0

956478

-27102,00

185042,6

184025,9

0,0

-25736,0

10

-5

889206,7

-62887,14

168854,6

176015,6

-8658,4

-60201,4

*Источник: составлено автором

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать следующие выводы. Так, при различных темпах прироста (снижения) реализации продукции возможны следующие ситуации относительно потребностей исследуемого предприятия в дополнительных средствах финансирования. При запланированном темпе прироста продукции в 5% и ниже (вплоть до сокращения объемов производства и сбыта продукции) предприятие должно аккумулировать не использованные в процессе деятельности средства; в этом случае актуальным будет вопрос о поиске направлений альтернативного вложения капитала. Если же запланированный темп прироста продукции составит более 5%, это приведет к дефициту имеющихся в распоряжении предприятия средств финансирования и потребует привлечения кредитных ресурсов.

Однако следует отметить, что использование в анализе показателя производственной мощности обосновано лишь в том случае, если он рассчитан с учетом реального технического состояния активной части основных фондов. В случае достаточности собственных финансовых ресурсов для проведения не только простого воспроизводства, но и улучшения технологической структуры ОПФ (за счет приобретения взамен изношенных активов более производительного оборудования) у предприятия, как правило, имеются резервы некоторого прироста в объеме выпуска продукции без дополнительного увеличения капитальных активов, например:

– за счет снижения оборачиваемости краткосрочных пассивов (получение отсрочек по уплате налогов и отчислений во внебюджетные фонды, увеличение резервов предстоящих расходов и платежей);

– за счет увеличения оборачиваемости оборотных активов (внедрение более прогрессивных систем материально-технического обеспечения, капиталовложения в высокоэффективные технологии, снижение периода погашения дебиторской задолженности);

– за счет повышения рентабельности реализации продукции (в результате гибкого регулирования ценовой политики, поиска резервов снижения себестоимости без ухудшения качества выпускаемой продукции и пр.).

Таким образом, можно сделать вывод, что для совершенствования инновационной политики исследуемого предприятия была предложена реализация комплекса мероприятий.

Во-первых, разработка и внедрение системы управления инвестиционной деятельностью на предприятии как отдельной структуры (службы управления инновациями), основной задачей которой является разработка инновационной программы с учетом стратегических целей развития предприятия. Для включения каждого проекта в инновационную программу, необходимо проведение его комплексной процедуры технического, экономического и экологического обоснования его производственной целесообразности и инновационной привлекательности.

Во-вторых, обоснование необходимых средств финансирования для реализации проектов, включаемых в инновационную программу, учитывая вложения как в основной, так и в оборотный капитал в результате увеличения объема продаж предприятия. В рамках реализации данного направления предлагается использование службой управления инновациями методики оценки потребности в дополнительных средствах финансирования в зависимости от запланированного прироста объема реализации продукции. Проведенные расчеты по данной методике позволили сделать ряд заключений: 1) резкий скачок в увеличении объемов производства продукции может сформировать значительную потребность в дополнительных средствах из внешних источниках финансирования (за счет кредитов банка, прочих займов); 2) величина чистых активов в отчетном периоде прямо влияет на формирование потребности в дополнительных средствах финансирования (чем больше ЧА0, тем меньше заемных средств потребуется для дальнейшего расширения своей деятельности); 3) сдерживание роста объема внешнего финансирования обеспечивается за счет осуществления целенаправленных инноваций в более производительное технологическое оборудование

Библиография
1. Гибсон Р.К. Формирование инвестиционного портфеля: Управление финансовыми рисками / Роджер Гибсон; Пер. с англ. 2-е изд., испр. М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. 276 с.
2. Гордеев Д.А. Проблемы развития новых институциональных форм и отношений в инновационной деятельности в Российской Федерации / Д.А. Гордеев // Экономическое возрождение России. 2009. № 3(21). С. 52-58.
3. Городов О.А. Организационные формы инновационной деятельности: понятие и основные разновидности / О.А. Городов // Юридический журнал. 2007. № 11. С. 76-90.
4. Государственное регулирование экономики: уч. пособие для вузов / Т.Г. Морозова и др.; под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 255 с.
5. Гришин А.В. Методическое руководство по комплексной оценке эффективности инновационной деятельности аптечного предприятия / А.В. Гришин, Е.А. Тельнова, Л.В. Устинова, В.С. Фисенко, Л.Н. Логунова // Вестник Росздравнадзора. 2008. № 6. С. 58-71.
6. Гудова О.В. Налоговое стимулирование деятельности как источник инновационного развития экономики / О.В. Гудова // Вестник // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2007. № 5. С. 274-277.
7. Данилов Ю. Макроэкономические показатели в инновационной деятельности и методы их стимулирования [Эл. ресурс] / Режим доступа: http://fb.ru/article/6320/makroekonomicheskie-pokazateli-v-innovatsionnoy-deyatelnosti-i-metodyi-ih-stimulirovaniya, свободный (10.09.2016).
8. Ерыгин Ю.В. Инструменты определения форм и способов финансирования инновационной деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса / Ю.В. Ерыгин, О.И. Карелин // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М.Ф. Решетнева. Вып. 7. Красноярск, 2005. С. 107-112.
9. Житенко Е.Д. Эффективность стимулирования инноваций / Е.Д. Житенко // Инновации. 2004. № 3. С. 15-20.
10. Заикин Н.А. Методы оценки эффективности инновационной деятельности подразделений промышленного предприятия / Н.А. Заикин // Экономические науки. 2010. № 6. С. 63-67.
11. Захарова Ю.В. Соотношение государственного и частного капитала в финансировании инновационного производства: границы эффективности / Ю.В. Захарова, А.Г. Свеженцев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5(2). С. 76-79.
References
1. Gibson R.K. Formirovanie investitsionnogo portfelya: Upravlenie finansovymi riskami / Rodzher Gibson; Per. s angl. 2-e izd., ispr. M.: Al'pina Biznes Buks, 2014. 276 s.
2. Gordeev D.A. Problemy razvitiya novykh institutsional'nykh form i otnoshenii v innovatsionnoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii / D.A. Gordeev // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2009. № 3(21). S. 52-58.
3. Gorodov O.A. Organizatsionnye formy innovatsionnoi deyatel'nosti: ponyatie i osnovnye raznovidnosti / O.A. Gorodov // Yuridicheskii zhurnal. 2007. № 11. S. 76-90.
4. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: uch. posobie dlya vuzov / T.G. Morozova i dr.; pod red. T.G. Morozovoi. M.: YuNITI-DANA, 2001. 255 s.
5. Grishin A.V. Metodicheskoe rukovodstvo po kompleksnoi otsenke effektivnosti innovatsionnoi deyatel'nosti aptechnogo predpriyatiya / A.V. Grishin, E.A. Tel'nova, L.V. Ustinova, V.S. Fisenko, L.N. Logunova // Vestnik Roszdravnadzora. 2008. № 6. S. 58-71.
6. Gudova O.V. Nalogovoe stimulirovanie deyatel'nosti kak istochnik innovatsionnogo razvitiya ekonomiki / O.V. Gudova // Vestnik // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2007. № 5. S. 274-277.
7. Danilov Yu. Makroekonomicheskie pokazateli v innovatsionnoi deyatel'nosti i metody ikh stimulirovaniya [El. resurs] / Rezhim dostupa: http://fb.ru/article/6320/makroekonomicheskie-pokazateli-v-innovatsionnoy-deyatelnosti-i-metodyi-ih-stimulirovaniya, svobodnyi (10.09.2016).
8. Erygin Yu.V. Instrumenty opredeleniya form i sposobov finansirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti na predpriyatiyakh oboronno-promyshlennogo kompleksa / Yu.V. Erygin, O.I. Karelin // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akad. M.F. Reshetneva. Vyp. 7. Krasnoyarsk, 2005. S. 107-112.
9. Zhitenko E.D. Effektivnost' stimulirovaniya innovatsii / E.D. Zhitenko // Innovatsii. 2004. № 3. S. 15-20.
10. Zaikin N.A. Metody otsenki effektivnosti innovatsionnoi deyatel'nosti podrazdelenii promyshlennogo predpriyatiya / N.A. Zaikin // Ekonomicheskie nauki. 2010. № 6. S. 63-67.
11. Zakharova Yu.V. Sootnoshenie gosudarstvennogo i chastnogo kapitala v finansirovanii innovatsionnogo proizvodstva: granitsy effektivnosti / Yu.V. Zakharova, A.G. Svezhentsev // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2011. № 5(2). S. 76-79.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.