Статья 'К проблеме оценки влияния политических рисков на финансово-экономическую деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:

К проблеме оценки влияния политических рисков на финансово-экономическую деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства

Гинзбург Мария Юрьевна

кандидат экономических наук

доцент, кафедра финансов и кредита, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23

Ginzburg Maria

PhD in Economics

associate professor of the Department of Finance and Credit at Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

603950, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarin's prospect, 23

m_ginzburg@mail.ru
Митин Дмитрий Вячеславович

доктор политических наук

профессор, кафедра политических наук, Школа Международных отношений, Государственный университет Северной Каролины

27695-8102, США, Nc область, г. Raleigh, ул. Campus Box, 8102

Mitin Dmitry

Doctor of Politics

professor of the Department of Political Science at North Caroline State University

27695-8102, USA, NC, Raleigh, str. Campus Box, 8102

dmitin@ncsu.edu

DOI:

10.7256/2409-7802.2015.4.15460

Дата направления статьи в редакцию:

02-06-2015


Дата публикации:

07-10-2015


Аннотация: Настоящее исследование посвящено изучению отношения представителей малого и среднего предпринимательства российских регионов к проблеме учета политических рисков в их финансово-экономической деятельности. Авторами сформулирована и протестирована гипотеза о том, что предприниматели в российских регионах безразличны к политическим рискам, они продолжают действовать в условиях окружающих их политических и экономических рисков, не пытаясь минимизировать их. При этом опрошенные предприниматели в малой степени связывают изменение экономического положения малого и среднего бизнеса в стране с современной внешней и внутренней российской политической ситуацией. В качестве метода исследования авторами был выбран аналитический метод, а также метод индивидуальных интервью с собственниками или наемными руководителями малых и средних предприятий, в ходе которых были заданы вопросы об их отношении к защищенности малого и среднего бизнеса в России, эффективности инвестиций и сбережений, государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, величине политических рисков, а также об изменениях, произошедших за год, прошедший с момента начала исследования. Авторами были получены следующие результаты: представители малого и среднего предпринимательства в российских регионах не считают политические риски существенными для того, чтобы учитывать их в своей финансово-экономической деятельности. Представители малого и среднего предпринимательства российских регионов весьма склонны к риску, патриотичны, хотя некоторые из них и не разделяют политику руководства страны, привязаны к месту своего настоящего пребывания, предполагают и дальше заниматься предпринимательством в выбранной сфере и регионе, несмотря на высокий уровень экономических и политических рисков и коррупции. При этом представители малого и среднего бизнеса российских регионов лишь в небольшой степени связывают изменение экономической ситуации в стране со сложившейся политической ситуацией.


Ключевые слова:

предпринимательство, малый средний бизнес, политические риски, инвестиции, государственное регулирование экономики, инвестиционная привлекательность, политическая неопределенность, сбережения, кредитование малого бизнеса, государственная поддержка

УДК:

336.63

Abstract: This research is dedicated to study of small and medium business representatives attitude towards the issue of taking into account political risks in their financial and economic activities. The authors formulated and tested the hypothesis, that entrepreneurs in different regions of Russia are indifferent towards political risks, as they continue to operate in conditions of political and economic risks, not trying to minimize them. At the same time, the entrepreneurs, who were questioned, connect the change of economic status of small and medium business in the country with external and internal political situation in Russia to a small degree.The authors chose analytical method as this particular research method, as well as a method of individual interviews with the owners and managing employees of small and medium enterprises. In the course of these interviews, the interview subjects were asked about their attitude towards the degree of security of small and medium enterprises in Russia, investments and savings effectiveness, small and medium entrepreneurship State support, political risks magnitude, as well as the changes, that took place since the beginning of this research.The authors received the following results: representatives of small and medium enterprises in Russian regions do not consider political risks sufficient enough for them to be taken into account in their financial and economic activities.Representatives of small and medium businesses are inclined to take risks, they are also patriotic, although some of them do not support the political course, taken by the leaders of the country. They are quite conservative, connected to the place of their residence, they plan to continue to be involved with their current businesses in the region, despite the high level of economic and political risks and corruption. At the same time the representatives of small and medium sized businesses of Russian regions connect the change in economic situation in the country with the current political situation only to a small degree.


Keywords:

investment opportunity, state regulation of economy, investment, political risks, small and medium enterprises (SME), entrepreneurship, political uncertainty, savings, small business lending, goverment support

Введение

Политические риски влияют на самые разные сферы социальной и экономической жизни, их влияние не всегда прогнозируемо и управляемо. В общественной жизни политическая нестабильность оказывает влияние практически на все возможные процессы: инвестиционный климат региона и страны целом, развитие правовых отношений в государстве и т.п. Современные ученые говорят о том, что политические риски – одни из самых существенных: они могут стимулировать или, напротив, нивелировать эффект протекающих в национальной системе социальных или экономических явлений [21]. Политические риски многочисленны и разнообразны, однако для их исследования недостаточно применять инструменты одного научного направления. Именно из-за отсутствия системности в исследовании политических рисков возникают трудности с разработкой действенного инструментария для оценки их последствий. С точки зрения экономиста, политическая нестабильность – это лишь один из факторов риска для бизнеса. Этот риск составляет большую часть ставки дисконтирования в любых инвестиционных проектах, которые осуществляются на территории России (в среднем до 40 - 50%) [8]. Так как происхождение политических рисков не является предметом исследования экономических наук, для экономистов политические риски интересны исключительно с точки зрения последствий, которые ощущаются экономическим сообществом. Экономисты могут зафиксировать факторы политической нестабильности, классифицировать их с точки зрения природы возникновения, а также частично оценить последствия для ведения бизнеса в российских регионах. При этом выработка действенных инструментов по управлению политическими рисками остается вне поля исследования экономистов. Авторы настоящего исследования предприняли попытку выяснить: как российские предприниматели в регионах ощущают политические риски, и каким образом учитывают их в своей финансово-экономической деятельности, какие изменения в их восприятии произошли в 2014 – 2015 гг., какими они видят дальнейшие перспективы.

Гипотеза исследования

Авторы настоящего исследования сформулировали гипотезу о том, что представители малого и среднего бизнеса в российских регионах безразличны к политическим рискам, они продолжают действовать в условиях окружающих их политических и экономических рисков, не пытаясь минимизировать их. При этом предприниматели в малой степени связывают изменение экономического положения малого и среднего бизнеса в стране с современной внешней и внутренней российской политической ситуацией. Данная гипотеза была протестирована в ходе исследования.

Обзор литературы

Изучение литературы по исследуемому вопросу показало, что ученые в разных странах мира с большим интересом исследуют различные аспекты данной темы. Австралийские и китайские экономисты в своей работе [16] по оценке влияния политических рисков на рынок облигаций различных стран мира доказывают, что высокая политическая неопределенность оборачивается требованием повышенной доходности со стороны инвесторов. В то же время негативное воздействие на цены облигаций снижается, когда страна-должник имеет стабильную политическую систему и сильную защиту интересов инвесторов. Британские и норвежские ученые в своей работе [17] проанализировав базу данных по более, чем 400 000 физических лиц на предмет склонности к риску и предпринимательству, пришли к выводу, что люди, склонные к риску чаще становятся предпринимателями, однако результаты их деятельности хуже средних. Большая группа ученых изучает вопрос воздействия на экономику политических рисков, оценивая агрегированные экономические индикаторы, сравнивая страны или анализируя поведение крупных корпораций [11, 12, 13, 14, 15, 18]. Та же логика прослеживается и для предприятий малого и среднего бизнеса [18, 22]. Из социологических материалов, можно говорить об опросах общественного мнения, проводимых государственной компанией ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ОАО ВЦИОМ)». Эта крупнейшая организация, занимающаяся изучением общественного мнения в Российской Федерации, проводит опросы 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, при этом статистическая погрешность ее опросов не превышает 3,4% [24]. Однако в своих опросах ВЦИОМ крайне редко и в небольшом объеме затрагивает исследуемую тему, например, вопрос, касающийся малого бизнеса был задан в 2005 году [25], и он звучал так: «Как бы вы могли оценить влияние на жизнь страны следующих экономических и социальных институтов: малый бизнес?». В 2007 году ВЦИОМ изучал вопрос, как россияне относятся к представителям бизнеса, в том числе к представителям малого бизнеса. Таким образом, можно заключить, что социологические исследования малого и среднего бизнеса в России проводятся нечасто, а вопросы задаются не предпринимателям, а людям различных профессий, что делает выборку репрезентативнее, но увеличивает ее погрешность. Учитывая чувствительность задаваемых предпринимателям вопросов, авторами исследования было проведено глубокое интервьюирование небольшой группы предпринимателей в различных регионах России несколько раз в течение года.

Методология исследования

Тестирование сформулированной гипотезы проводилось в течение года (с февраля 2014 г. по февраль 2015 г.) в три этапа:

- первый этап пришелся на период с 17 по 27 февраля 2014 г. (до того момента, как Российская Федерация объявила о возможности ввода войск на территорию Украины, где в это время разворачивался внутристрановой политический конфликт, до даты референдума о статусе Крыма (состоялся 16 марта 2014 г.). Таким образом, политический фон во время проведения исследования можно охарактеризовать как спокойный;

- второй этап опроса прошел в период с 19 по 29 мая 2014 г., когда Россия успешно провела зимние Олимпийские игры, аннексировала Крым, по мнению западного сообщества («Большая семёрка», государства-члены НАТО, Евросоюза, Совета Европы), как следствие вооруженного вмешательства России во внутренние дела Украины [9], и получила реакцию того же западного сообщества в виде санкций (ограничительные политические и экономические меры, введённые 28 апреля 2014г., в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, а также ответные действия России) в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины;

- третий этап опроса прошел с 17 по 27 февраля 2015 г. на фоне ставших уже привычными санкций, контрсанкций, падения цен на нефть, и более, чем двухкратного обесценения рубля.

В рамках трех этапов исследования в ходе интервью экспертам было задано 25 вопросов и предложены готовые варианты ответов, а также дана возможность изложить свой комментарий, если ни один из предложенных вариантов ответа не отражает мнение эксперта.

Первая группа вопросов затрагивала тему защищенности малого и среднего бизнеса в России, и в частности, от рейдерского захвата (враждебного поглощения). Авторы исследования ставили при этом следующие цели:

- изучить, насколько спокойно ощущают себя эксперты, осуществляя экономическую деятельность, защищена ли их собственность от враждебного поглощения, по их мнению;

- определить, какова степень государственного регулирования в экономике отрасли (лицензии, патенты и т.д.) каждого эксперта [20];

- оценить, насколько высок порог входа в отрасль с точки зрения оформления различной разрешительной документации [15];

- рассчитать, как часто государственные органы осуществляют контроль за финансово-экономической деятельностью компании.

Вторая группа вопросов освещала тему инвестиций и сбережений. При этом была поставлена цель – выяснить, насколько предприниматели доверяют различным государственным и негосударственным инвестиционным институтам [4]. Так, экспертам были заданы следующие вопросы:

- где, по их мнению, лучше хранить сбережения – в России или за рубежом?

- насколько эксперты доверяют традиционным российским государственным и негосударственным сберегательным институтам – банкам, рынку недвижимости;

- что важнее при инвестировании – низкий риск, высокая доходность или что-то другое;

- насколько склонны к риску люди, ведущие предпринимательскую деятельность в сфере малого и среднего бизнеса (зависит ли склонность к риску от возраста предпринимателя, стажа предпринимательской деятельности, сферы деятельности);

- где, по мнению экспертов, надежнее инвестировать – в России или за рубежом;

- какова степень доверия российским и зарубежным инвестиционным институтам;

- планируют ли эксперты расширять свой бизнес, какими они видят свои экономические перспективы в России;

- где эксперты планируют давать образование детям – в России или за рубежом (ведь каждый родитель хочет дать своему ребенку лучшее из возможного и доступного);

- где родители видят большие возможности для своих детей – в России или за рубежом.

Третья группа вопросов затрагивала тему кредитования бизнеса и государственной поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса. Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из главных приоритетов государственной политики, направленной на создание конкурентной эффективной экономики, модернизацию и технологическое обновление производственной сферы, обеспечение повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста [7]. Авторов настоящего исследования интересовало:

- привлекают ли опрошенные эксперты кредиты для развития своего бизнеса (и если привлекают, то на какой срок);

- пользуются ли эксперты и их компании государственной поддержкой в виде грантов, субсидирования кредитной ставки, государственных гарантий, обучения.

В целях поддержки малого и среднего бизнеса в России проводится большое количество мероприятий, Министерство экономического развития Российской Федерации постоянно разрабатывает как федеральные, так и региональные программы поддержки, объем финансирования которых год от года растет. Так, в 2011 г. совокупный объем выделенных средств (из федерального бюджета и бюджетов субъектов) составил 24,991 млрд руб., в 2012 г. – 28,769 млрд руб., в 2013 г. – 25,135 млрд руб. [26]. И если в 2005 г. объем бюджетных средств на реализацию федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства составлял 1 500 млрд. руб., в 2010 – 17 820 млрд. руб., то в 2013 - 19 787 млрд. руб. [8].

Четвертая группа вопросов освещала степень политической неопределенности и политического риска, ощущаемыхпредставителями малого и среднего бизнеса. При этом авторов исследования интересовали:

- какова политическая ситуации в России, по мнению опрошенных экспертов;

- отмечают ли эксперты влияние политических решений различных уровней (федерального, регионального, местного) на свою бизнес-стратегию;

- влияет ли внешняя миграционная политика и внутренняя (переток квалифицированных специалистов в Москву, Санкт-Петербург) на малый и средний бизнес в регионах;

- каково отношение экспертов к коррупции в стране, каково влияние коррупции на их бизнес;

- каково влияние нефтяных цен на малый и средний бизнес, учитывая, что экономика России ориентирована на экспорт ресурсов.

В рамках третьего этапа исследования в дополнение к ставшим традиционными за два этапа вопросам был добавлен оценочный блок, позволяющий экспертам оценить изменения, произошедшие за год, прошедший с момента начала исследования. Так, экспертам было предложено оценить:

- как изменился за последний год бизнес-климат в стране. Если, по мнению эксперта, произошло улучшение/ухудшение бизнес-климата, то в чем это выразилось для него и его бизнеса;

- также экспертам было предложено оценить влияние санкций, введенных против Российской Федерации, и ответных контрсанкций, введенных Российской Федераций, на их бизнес;

- в ходе интервью экспертов просили высказать свое мнение, что могло бы сделать государство для улучшения бизнес-климата в стране;

- повлияли ли внешние/внутренние политические события на бизнес эксперта, и если повлияли, то как.

Таким образом, список заданных вопросов затронул различные стороны финансово-экономической деятельности представителей малого и среднего бизнеса в ряде российских регионов. Авторами исследования был разработан опросный лист, включающий 8 персональных вопросов (возраст, пол, стаж предпринимательской деятельности и т.д.) и 25 профессиональных вопросов по теме исследования. Тема настоящего исследования неожиданно оказалась довольно закрытой: российские предприниматели не готовы открыто высказывать свое мнение по большинству предложенных вопросов. Опрос проводился в ходе личной беседы с людьми, близко знакомыми с авторами исследования, поэтому изначально выборка не претендует на репрезентативность, однако результаты, полученные исследователями, могут быть интересны как профессионалам в области экономики и финансов, так и широкому кругу читателей. Выбор формы исследования был обусловлен тем, что в России не проводятся систематические опросы представителей малого и среднего бизнеса по экономическим, социальным и политическим вопросам по репрезентативной выборке, результаты которых были бы доступны широкому читателю. Например, одна из авторитетнейших организаций - Российский союз промышленников и предпринимателей регулярно проводит на своем сайте опрос «Индекс деловой среды», в том числе в ноябре 2014 г. в рамках расчета этого индекса был проведен опрос на тему «Последствия введения санкций для российского бизнеса» [27], при этом было опрошено 55 компаний. Однако нет доступной информации, какое количество компаний малого и среднего бизнеса было опрошено, и кто отвечал на вопросы. Именно ограниченность информации по сформулированной гипотезе оказала влияние на выбор формы исследования – интервью в малой группе с собственником малого или среднего бизнеса или с наемным руководителем компании.

Так, интервью было проведено с 32 предпринимателями, работающими в сфере малого и среднего бизнеса в нескольких регионах России, в числе которых Нижегородская область, Республика Татарстан (Приволжский федеральный округ), Москва, Сахалинская область (Дальневосточный федеральный округ) Российской Федерации. Финансово-экономическая деятельность опрошенных предпринимателей осуществляется на территории перечисленных регионов.

Для определения объектов исследования в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства авторы исследования руководствовались положениями Федерального закона Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (согласно этому закону численность работающих на малых предприятиях не должна превышать 100 работников, на средних предприятиях – 250 работников, а выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость не должна превышать 400 млн руб. у малых предприятий и 1 млрд руб. – у средних предприятий). Все опрошенные предприниматели соответствуют заявленным критериям. 69% опрошенных представителей малого и среднего бизнеса – мужчины, 31% – женщины. Возраст экспертов на дату начало опроса составил от 21 года до 67 лет. Стаж предпринимательской деятельности: от 5 до 25 лет. Уровень образования распределился следующим образом: высшее образование имеют 72% опрошенных, несколько высших образований – 22%, среднее образование (колледж) – 3%, ученая степень – 3%.

Свой статус в компании участники опроса определили следующим образом:

- владелец (или совладелец) – 23 участника;

- директор (наемный руководитель, принимающий решения) – 9 участников.

Опрос был проведен среди собственников и руководителей предприятий, работающих в следующих отраслях: сельское хозяйство, промышленное производство, строительство, торговля, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги, прочие виды.

Проблемы, возникшие в ходе исследования

Вопросы внутренней и внешней политики России и связанные с этим финансово-экономические вопросы деятельности малого и среднего бизнеса сложны в изучении. Это связано с тем, что малый и средний бизнес предполагает большую степень вовлеченности предпринимателя в работу своей компании: зачастую он и собственник, он и директор. И очень часто финансы компании отождествляются с личными финансами предпринимателя. Довольно часто небольшая компания – это все, что есть у человека. Поэтому вопросы о бизнесе для предпринимателей равносильны вопросам об их личных финансах. А говорить о своих деньгах люди зачастую не расположены. Многие опасаются публичного разглашения сведений и возможных негативных последствий в виде проверок различных государственных структур: от налоговой инспекции до прокуратуры. С этой проблемой и столкнулись авторы настоящей статьи, несмотря на то, что давно знакомы с участниками исследования. Страх велик. Так, 5 экспертов из 32, первоначально согласившихся на интервью, ознакомившись с перечнем вопросов, отказались отвечать на них. Из чего можно сделать вывод, что 16% респондентов опасается высказывать свое мнение по экономическим, финансовым и политическим вопросам жизни малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Результаты исследования

Полученные авторами результаты интервью были объединены в следующие группы:

- группа 1: защищенность малого и среднего бизнеса в России;

- группа 2: инвестиции и сбережения;

- группа 3: государственная поддержка малого и среднего бизнеса;

- группа 4: политические риски;

- группа 5 (введенная на последнем этапе опроса): изменения, произошедшие за год, прошедший с момента начала исследования.

Рассмотрим полученные результаты.

Группа 1. Защищенность малого и среднего бизнеса в России. Обсуждая вопросы правовой защищенности малого и среднего бизнеса, одни эксперты говорили о том, что есть хорошая законодательная база, однако исполнение законодательства оставляет желать лучшего. Другие же говорили о том, что решение вопроса защищенности бизнеса в настоящий момент заключается в грамотном юридическом сопровождении. И если не экономить на оплате труда квалифицированного юриста и консультанта, бизнес будет совершенно защищен. При этом 22% респондентов высказались о том, что считают свой бизнес абсолютно незащищенным от рейдерства. 48% считают, что их бизнес защищен не полностью. И лишь 30% опрошенных уверены, что защищены полностью. Рассуждая о степени вмешательства государства в экономику отрасли, треть опрошенных заявила, что практически не ощущает государственного регулирования, а 26% считают, что госрегулирование в их отрасли сильное. Оценивая изменения, произошедшие по этой группе в течение года проведения исследования, эксперты были единодушны во мнении, что сильных изменений не произошло.

Группа 2. Инвестиции и сбережения. Говоря об инвестициях и сбережениях, большинство экспертов (63%) в начале исследования склонялись к тому, чтобы часть сбережений хранить в России, а часть – за рубежом. Что касается вида сбережений, эксперты чаще всего выбирали вложения в недвижимость (44%), при этом половина из них выбирала зарубежную недвижимость. 37% опрошенных предпочитали иностранную валюту, хотя некоторые считали более надежными вложения в драгоценные металлы и государственные облигации европейских стран. В течение года мнения респондентов изменились: к февралю 2015 г. 73% экспертов считали единственно верным решением инвестиции в недвижимость, при этом также половина из них выбирала зарубежную недвижимость, остальные склонялись к инвестированию в иностранную валюту.

При инвестировании 67% респондентов предпочитали низкий риск высокой доходности. Более половины опрошенных (52%) часть средств планировали инвестировать в России, а часть – за рубежом. 15% респондентов высказались за исключительно зарубежные инвестиции. В течение года существенных изменений во мнениях по этому вопросу не произошло. Что касается будущего детей, мнения респондентов распределились следующим образом. 52% респондентов хотели бы дать образование своим детям за рубежом, при этом 41% опрошенных хотели бы, чтобы в будущем их дети жили и работали в России. Учить детей в России была готова треть экспертов, за рубежом – 52%. 37% участников исследования хотели бы, чтобы в дальнейшем дети жили и работали за пределами России.

Группа 3. Кредитование бизнеса и государственная поддержка малого и среднего бизнеса. В целом ставки по кредитам малым предприятиям в полтора раза превышают стоимость ресурсов для других заемщиков. В среднем малый бизнес в 2012 г. занимал в рублях под 17–18% годовых, а более крупные предприятия платили 10–12% годовых. Разброс среднегодовых ставок был достаточно велик – от 13 до 28% годовых [9]. В связи с ухудшением экономической ситуации в стране и введением санкций против ряда российских банков ставки по кредитованию малого и среднего бизнеса по данным портала Банки.ру в начале 2015 года существенно выросли. Так, например, Росэнергобанк предоставлял кредит по ставке 30,5% годовых при сумме до 15 млн рублей при выдаче кредита на физическое лицо - собственника бизнеса и 28,5% годовых при сумме кредита от 15 млн до 25 млн рублей. Ранее ставки по продукту составляли 22% и 20% годовых соответственно. Финансирование до 25 млн рублей на развитие бизнеса осуществлялось в рублях под 26 - 29,5% годовых (ранее - 17,5 -21%), а в валюте - 24 -25,5% годовых (ранее 14,5 - 17%) [29]. В ходе исследования авторами было выявлено, что программами поддержки и преференциями пользуется небольшой процент малых и средних предприятий: только 4 из опрошенных экспертов упомянули, что в своей деятельности они прибегают к государственной поддержке. И это при том, что только в Приволжском федеральном округе в 2013 г. реализовали 73 программы господдержки малого и среднего бизнеса, из них 67 программ субъекта и 6 муниципальных программ. Эксперты объясняют этот факт следующим образом:

- предприниматели слабо информированы о программах государственной поддержки малого и среднего бизнеса;

- для участия в подобных программах нужно готовить большие комплекты документов, на что у малых компаний просто нет времени;

- объем государственной поддержки несущественен по сравнению с трудозатратами по оформлению конкурсной и отчетной документации;

- распределение грантов зачастую происходит среди подконтрольных чиновникам компаний.

По мнению представителей Министерства экономического развития Российской Федерации, эффект от господдержки возникнет только тогда, когда не менее 15% предприятий малого и среднего бизнеса будут в состоянии пользоваться льготами, предусмотренными федеральными, региональными и муниципальными программами. 41% опрашиваемых экспертов упомянул о том, что в своей экономической деятельности они пользуются кредитными финансовыми инструментами, преимущественно краткосрочными кредитами (55%) и долгосрочными кредитами (45%). Это говорит о том, что:

- предприниматели опасаются сложностей, связанных с данным видом финансирования;

- не имеют возможностей для того, чтобы воспользоваться подобным инструментами;

- не имеют достаточного количества доступной информации о программах кредитования малого бизнеса;

- не считают экономическую ситуацию достаточно стабильной для того, чтобы быть уверенными в дальнейших темпах роста своего бизнеса.

Группа 4. Политическая неопределенность и политический риск. Привлечение мигрантов – основной механизм, используемый сейчас в растущих экономиках мира [2].Обсуждая вопросы миграции в 2014 году, большинство экспертов (81%) высказалось о том, что приток мигрантов из Средней Азии не оказывает влияния на развитие бизнеса, и только 5% обратили внимание на то, что влияние есть. Причем в краткосрочной перспективе это влияние положительное – происходит снижение производственных затрат за счет экономии затрат на оплату труда. Однако в долгосрочной перспективе влияние отрицательное – деньги, которые мигранты получают за свой труд, они отправляют в страны СНГ, практически не расходуя их на территории России. Таким образом, происходит отток капитала, который мог бы и дальше работать в России, если бы эти деньги были выплачены российским рабочим. Статистика по выводу капитала в страны СНГ выглядит следующим образом: в 2011 г. личные переводы из России в страны СНГ составили 16,5 млн долл., в 2012 г. – 20,1 млн долл., за 2013 г. – 21,7 млн долл., в первом квартале 2014г. – 3,5 млн долл. [30]. Небольшой процент экспертов, обративших внимание на отток капитала, говорит о том, что представители малого бизнеса занимают узкие сегменты экономики. И если в своей деятельности они напрямую не соприкасаются с мигрантами (например, как в строительстве), то вопрос миграции не сопоставляют со своим бизнесом. Проблема внутренней миграции (отток квалифицированных специалистов в Москву и Санкт-Петербург) тревожит 48% предпринимателей, бизнес которых зависит от квалификации персонала (образовательные, медицинские услуги, производство).

Участники исследования ответили также на вопрос, политические решения какого уровня (федерального, регионального, местного) влияют на их бизнес-стратегию. Мнения экспертов распределились следующим образом:

- 11% респондентов испытывают влияние политических решений только федерального уровня;

- 4% респондентов – только регионального уровня;

- 7% респондентов – только местного уровня.

Решения всех уровней ощущают на себе 11% опрошенных, регионального и местного уровней – 8%, федерального и регионального – также 8%. Половина экспертов (51%) считает, что политические решения вообще не влияют на их бизнес-стратегию. Коррупцию в стране не ощущают лишь двое из числа опрошенных экспертов. Все остальные - так или иначе с ней сталкивались. При этом 15% предпринимателей считают, что коррупция облегчает ведение бизнеса, 19% – что она вообще не влияет на бизнес, и 66% – что она усложняет ведение бизнеса.

Первый опрос, проведенный в начале 2014 года, показал: влияние внешней политики, проводимой руководством нашей страны, ощущалось предпринимателями только в том случае, если бизнес предпринимателя был напрямую связан с экспортом/импортом. Среди опрошенных экспертов такое влияние отмечали 22%, при этом их бизнес был напрямую связан с зарубежьем (туризм; производство продукции, отправляемой на экспорт; торговля товарами, поставляемыми из-за рубежа). Остальные предприниматели считали, что влияние, которое внешняя политика России оказывала на экономику в целом, несущественно, чтобы учитывать его при принятии решений в сфере экономики и финансов. Политическую ситуацию в стране в феврале 2014 года оценивали как стабильную 44% респондентов, как нестабильную – 15%, считали ее неопределенной – 41% опрошенных. Последняя, пятая группа вопросов продемонстрирует, как изменились мнения предпринимателей по ряду вопросов, спустя год.

Группа 5. Изменения, произошедшие за год, прошедший с момента начала исследования. Третий этап опроса, проведенный в феврале 2015 года, показал следующие результаты. По мнению 70,4% опрошенных предпринимателей бизнес-климат в стране за последний год значительно ухудшился; 25,9% считают, что бизнес-климат в 2014 году ухудшился незначительно, а 3,7% даже считают, что бизнес-климат незначительно улучшился (рис.1).

pic.1

Примечание: авторская разработка.

Источник: результаты опросов, проведенных авторами.

Рис. 1. Изменение бизнес-климата в России в 2014-2015 гг. по мнению опрошенных предпринимателей, % опрошенных

В случае улучшения бизнес-климата, опрошенные высказались за то, что причиной улучшения стало импортозамещение и повышение конкурентоспособности российского экспорта (например, такое объяснение дали собственники компании, занимающиеся сельхозпереработкой: выловом и реализацией рыбы и морепродуктов). Предприниматели, считающие, что бизнес-климат ухудшился, в качестве факторов называли следующие: рост цен - 67% опрошенных, падение курса рубля - 70% опрошенных, удорожание кредитов - 52% респондентов, снижение покупательной способности - 93%, проблемы с поставщиками - 33%, увеличение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес - 26%, рост давления со стороны государственных органов - 22% (рис. 2).

pic.2

Примечание: авторская разработка.

Источник: результаты опросов, проведенных авторами.

Рис. 2. Факторы ухудшения бизнес-климата в России в 2014-20155гг. по мнению опрошенных предпринимателей, % опрошенных

Санкции, введенные против России Соединенными Штатами Америки и Евросоюзом, являющиеся следствием современной внешней политики Российской Федерации, отрицательно повлияли на бизнес 70% респондентов, и никак не повлияли на бизнес 30% опрошенных. При этом следует отметить, что еще лишь год назад 29,6% опрошенных заявляли о том, что внешняя политика, проводимая руководством России, положительно влияет на их бизнес (рис.3). Отрицательное влияние внутренних политических событий, таких как преследования оппозиционеров, НКО и т.д. на свой бизнес отметили 19% опрошенных, 81% опрошенных заявили, что влияния нет.

pic.3

Примечание: авторская разработка.

Источник: результаты опросов, проведенных авторами.

Рис.3. Мнения представителей малого и среднего бизнеса о влиянии внешней политики России на их бизнес, % опрошенных

Контрсанкции, введенные Россией в ответ на санкции, в равной степени (48%) повлияли отрицательно или не повлияли никак на бизнес опрошенных предпринимателей, а на бизнес 3,7% респондентов повлияли положительно. При этом отрицательное влияние внешних политических событий на свой бизнес отметило 77,8% респондентов, 18,5% опрошенных заявили, что влияния нет. Снижение цен на нефть, начавшееся в 2014 году отрицательно повлияло на бизнес 52% опрошенных предпринимателей. Еще 48% опрошенных заявили о том, что это явление никоим образом не сказывается на эффективности их деятельности (рис.4).

pic.4a pic.4b

Рис. 4а. Февраль 2014 г. цена на нефть растет

Рис. 4б. Февраль 2015 г. цена на нефть падает

Примечание: авторская разработка.

Источник: результаты опросов, проведенных авторами.

Рис. 4. Мнения представителей малого и среднего бизнеса о влиянии изменения цена на нефть в 2014 – 2015 гг. на их бизнес, % опрошенных

По мнению опрошенных предпринимателей, государство могло бы многое предпринять для улучшения бизнес-климата, например:

- изменить систему управления в целом,

- предложить производителям льготные кредиты,

- отменить таможенные пошлины на ввозимые импортные товары,

- снизить административное давление на малый и средний бизнес,

- переориентировать политику Правительства с внешних на решение внутренних проблем,

- провести комплекс мероприятий для повышения международного странового рейтинга и преодоления структурного кризиса экономики,

- снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес,

- упростить таможенные процедуры,

- предоставить большее количество льгот малому и среднему бизнесу.

Завершая исследование, политическую ситуацию в стране в феврале 2015 года 41% респондентов оценивали как неопределенную, 37% - как нестабильную, и 22% - как стабильную. Годом ранее голоса распределялись несколько иначе (рис.5).

pic.5

Примечание: авторская разработка.

Источник: результаты опросов, проведенных авторами.

Рис. 5. Мнения представителей малого и среднего бизнеса о политической ситуации в России, % опрошенных

Выводы

Подведем итоги. По мнению российских предпринимателей, принимаемые в последнее время Правительством страны внутренние решения, в основном, направлены не на развитие малого и среднего предпринимательства, а, наоборот, на установление все новых и новых ограничений, например: увеличение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей с 2013 г.; введение налога на имущество организаций с кадастровой стоимости для плательщиков специальных налоговых режимов с 2014 г.; введение специальной оценки условий труда для субъектов малого и среднего предпринимательства. Кризисная ситуация, сложившаяся в 2014-2015 гг. в экономике России – в том числе в результате санкций западных стран - с новой силой показывает уязвимость экономик, в которых малый и средний бизнес не является основой или крупной составной частью национального хозяйства. Отдельные меры по снижению административных барьеров и развитию малого предпринимательства принимаются (например, введение налоговых «каникул» для отдельных категорий индивидуальных предпринимателей, отмена кассовых операций для малых предприятий), но не могут переломить общую тенденцию стагнации малого и среднего бизнеса в России [3]. Опрошенные в ходе проведенного исследования представители малого и среднего бизнеса ряда российских регионов склонны, тем не менее, считать, что серьезное политическое влияние на малый и средний бизнес в России отсутствует. При этом оценка влияния на бизнес-стратегию политических решений разного уровня не зависит от гендерных различий. Мужчины и женщины, являющиеся собственниками или наемными руководителями в бизнесе, одинаково воспринимают факторы политического риска, влияющие на их бизнес. Мнения о политической ситуации среди предпринимателей в регионах за год существенно изменились: в феврале 2015 года 22% опрошенных считали ситуацию стабильной (вдвое меньше, чем в 2014 году), 37% – нестабильной (против 15% годом ранее), 41% также, как и годом ранее – неопределенной. Таким образом, более двух третей опрошенных предпринимателей, работающих в сегменте малого и среднего бизнеса (78% против 56% годом ранее) считают ситуацию нестабильной, неопределенной и достаточно рисковой для ведения бизнеса. При этом, о возможности и желании расширения бизнеса в 2014 году говорили 74% респондентов. В 2015 году эта цифра изменилась несущественно и составила 66%. Таким образом, гипотеза, сформулированная авторами в начале исследования, о том, что представители малого и среднего бизнеса в российских регионах безразличны к политическим рискам, они продолжают действовать в условиях окружающих их политических и экономических рисков, не пытаясь минимизировать их, подтвердилась. Так, предприниматели в регионах России не считают политические риски существенными для того, чтобы учитывать их в своей экономической деятельности. Они весьма склонны к риску, патриотичны, хотя некоторые из них и не разделяют политику действующего руководства страны, привязаны к месту своего настоящего пребывания, предполагают и дальше заниматься бизнесом в выбранной сфере и регионе, несмотря на высокий уровень рисков и коррупции. При этом предприниматели в российских регионах лишь в небольшой степени связывают изменение экономической ситуации в стране с политической ситуацией. Так, в 2014 году о том, что политические решения влияют на их бизнес, заявляли 48,1% представителей малого и среднего бизнеса, при этом 70,4% опрошенных говорили о том, что внешняя политика, проводимая Российской Федерацией, не влияет на их бизнес. Год спустя, в 2015 году, ухудшение бизнес-климата в стране отметили 70,4% опрошенных, такое же количество предпринимателей высказалось о том, что санкции, введенные против России, отрицательно повлияли на их бизнес, контрсанкции, введенные Россией ухудшили положение дел у 48,1% респондентов. Негативное влияние внешней политики России ощутили на себе уже 77,8% предпринимателей. При этом все те же 40,7% опрошенных считают политическую ситуацию в стране неопределенной, а 22,2% считают ее стабильной.

До тех пор, пока внешняя политика России вызывала небольшой интерес в российском обществе, предприниматели считали, что она не влияет на их бизнес. При изменении внешнего и внутреннего политического вектора, предприниматели очень скоро ощутили на себе экономические последствия решений российских властей, однако, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что при всей их тяжести (действие некоторых имеет и будет иметь продленный эффект) бóльшая часть опрошенных предпринимателей не связывает события во внешней и внутренней политике России с состоянием дел в ее экономике.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.