Статья 'Современная налоговая политика России и тенденции ее развития в 2015-2016 гг.' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:

Современная налоговая политика России и тенденции ее развития в 2015-2016 гг.

Княжева Ольга Владимировна

студент, кафедра финансов и кредита, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

431446, Россия, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Луговая, 25

Knyazheva Ol'ga Vladimirovna

Student of Ogaryov Mordovia State University, chair of finances and credit

25, Lugovaya street, Ruzaevka, Mordovia, Russia, 431446

o-knyazheva@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7802.2015.3.15238

Дата направления статьи в редакцию:

08-05-2015


Дата публикации:

11-05-2015


Аннотация: В данной статье автор обращает свой научный интерес к современной налоговой политике в настоящем нестабильном положении Российской Федерации на мировой политической и экономической арене. Предметом своего исследования автор выбирает налоговую политику России в текущем 2015 году на настоящем этапе ее развития, а также анализирует основные направления налоговой политики страны в предшествующие годы. Особое внимание уделяется анализу основных тенденций развития налоговой политики России в 2015-2016 годах, а также дается оценка "налогового маневра" в рамках Бюджета РФ 2015-2017 гг. Автором дается анализ основных макроэкономических параметров, принятых за основу подготовки федерального бюджета на 2015 г. и на плановый период 2016-2017 гг. Научная новизна и актуальность проведенного исследования заключается в рассмотрении и изучении основных статей бюджета Российской Федерации на текущий 2015 год, а также анализе предстоящих мероприятий, проведение которых намечено на 2015-2017 гг. Автором дается оценка "налогового маневра", анализируются последствия его внедрения, а также делается вывод о положении налоговой политики РФ в настоящее время.


Ключевые слова:

Налоговая политика, налог, инвестиции, контроль, меры налогового стимулирования, «налоговый маневр», налоговое стимулирование, бюджет, акцизы, таможенные пошлины

Abstract: The article views Russia’s tax policy in the country’s today’s instable situation in the world’s policy and economy. The author concentrates on Russia’s tax policy in the current year, 2015, and analyzes the major trends in the country’s tax policy within the previous few years. Especial attention is attached to an analysis of possible trends in Russia’s tax policy in 2015 – 2016. The author also tries to estimate “the tax maneuver” within the framework of Russia’s budget for 2015 – 2017. The author analyzes the main macroeconomic parameters that were assumed as the basis while drafting Russia’s federal budget for 2015 and for the planning period of 2016 – 2017. The scientific novelty and the actuality of the article is in viewing and analyzing the main articles of Russia’s budget for the current year, 2015, as well as in analyzing the would-be actions planned for 2015 – 2017. The author suggests an estimation of “the tax maneuver”, analyzes the consequences of its implementation, and makes a conclusion about the continuation of Russia’s tax policy at present.


Keywords:

excise tax, budget, tax, tax policy, investments, control, measures of tax stimulation, “tax maneuver”, , tax credit, customs duty

В настоящее время налоговая политика является важнейшим из звеньев экономической политики в целом, которое ответственное за регулирование экономических процессов в обществе. Налоговая политика – совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, создающей условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. [10]

Налоговая политика является успешной, когда достигается соотношения ее функций и интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая политика должна постоянно изменяться, подстраиваться под экономические и политические реалии настоящего времени, она не может оставаться неизменной в течение длительного периода времени. Это можно объяснить тем, что постоянно происходят изменения на уровне экономики страны, а так же и на мировой политической арене, и это приводит к соответствующим изменениям в налоговой политике. И для того, чтобы достичь эффективного функционирования налоговой политики, необходимо адаптировать ее к современным условиям экономики.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики в нашей стране является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень [5].

Основными направлениями налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, одобренными Правительством Российской Федерации в 2012 году, предусматривалась реализация налогового маневра. Его смысл заключался в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

Меры предпринимаемые правительством

Направления действия

мер

Сущность принятых мер

Меры налогового стимулирования

1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала

1. Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по НДФЛ;

2.Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ;

3. Выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц

2. Совершенствование

налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра

Стадия разработки

3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом

1. Возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

2. Принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;

3. Признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;

4. Изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях

Введение в законодательство Российской Федерации новой категории – участник инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области.

5. Совершенствование

налогообложения торговой деятельности

Стадия разработки

6. Страховые взносы

на обязательное пенсионное, медицинское и

социальное страхование

1. Продление до 2016 года применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года;

2. Постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

Таблица 1 – Меры налогового стимулирования в налоговой политике Российской Федерации за 2014-2016 гг.

Макроэкономические параметры, принятые за основу подготовки федерального бюджета на 2015 г. и на плановый период 2016–2017 гг., во многом повторяют принятые в прошлом 2014 г. направления социально-экономического развития страны.

2017 г.

Прогноз

100,0

278

90063

103,0

16526

316,6

507,3

15990

104,0

2016 г.

Отклонение

0,0

-18

-3629

-1,0

-3119

-56,2

-17,6

-410

0,0

Прогноз

100,0

282

83208

102,3

15356

305,5

498,2

14725

104,5

Закон № 349-ФЗ

100,0

300

86837

103,3

18475

361,7

515,8

15135

104,5

2015 г.

Отклонение

0,0

-28

-2162

-1,9

-2135

-46

-10,8

455

1,0

Прогноз

100,0

289

77498

101,2

14442

299,2

494,2

13955

105,5

Закон № 349-ФЗ

100,0

317

79660

103,1

16577

345,2

505

13510

104,5

2014 г.

104,0

321

72793

100,5

13538

291,3

511,2

13685

107,5

2013 г.

107,9

342

66755

101,3

13256

315,0

527,3

12253

106,5

Показатели

Цены на нефть марки «Юралс», долл. США/барр.

Цены на газ (среднеконтрактные, включая СНГ), долл./тыс.куб.м

ВВП, млрд.руб.

Рост ВВП, %

Инвестиции, млрд.руб.

Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС Р), млрд долл. США

Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС Р), млрд долл. США

Прибыль прибыльных организаций, млрд руб.

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред.года

2017 г.

Прогноз

22259

233,5

191,5

144,2

525,0

690,0

2016 г.

Отклонение

-702

-13,1

0,7

19,9

4,0

-13,0

Таб. 2 – Основные макроэкономические показатели на 2015 г. и плановый период 2016-2-17 гг. (с учетом Крымского федерального округа) [6]

Прогноз

20420

229,5

191,0

149,0

525,0

675,0

Закон № 349-ФЗ

21122

242,6

190,3

129,1

521,0

688,0

2015 г.

Отклонение

-442

-101,1

1,7

18,7

5,0

-10,0

Прогноз

19022

227,5

190,0

153,5

525,0

672,0

Закон № 349-ФЗ

19464

237,6

188,3

134,8

520,0

682,0

2014 г.

17800

230,0

190,5

157,0

525,3

657,0

2013 г.

16379,3

236,6

196,4

151,7

521,7

667,6

Показател

Фонд заработной платы, млрд руб.

Объем экспорта нефти, млн. т

Объем экспорта природного газа, млрд куб.м

Объем экспорта нефтепродуктов, млн т

Объем добычи нефти, млн т

Объем добычи газа, млрд куб.м

Можно говорить о том, что в ближайшие три года прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,4% ВВП в 2014 г. до 18,4% ВВП к 2017 г. При этом объем нефтегазовых доходов снижается с 10,0% ВВП в 2014 г. до 9,1% ВВП в 2017 г. За этот же период ненефтегазовый дефицит будет сокращен до 9,7% ВВП в 2017 г. (на 0,2% ВВП относительно 2014 г.).

Данные тенденции современной бюджетной политики в большей части являются отражением тех вариантов поиска Россией своего места в сложившейся глобальной экономической ситуации, которая обусловлена развитием «украинского кризиса» и существенными изменениями в мировой экономической конъюнктуре. При данных обстоятельствах актуальным является реализация «налогового маневра», который ориентирован на базовые направления повышения конкурентоспособности отечественных энергоносителей на мировом рынке. Также он одновременно стимулирует рост инвестиционных вложений в «импортозамещающие» отрасли российской экономики.

Попробуем дать оценку «налогового маневра» в рамках Бюджета РФ 2015–2017 гг.

Во-первых, в рамках «налогового маневра» предлагается поэтапно (за 3 года) сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и товары, выработанные из нефти (в 1,7 раза за 3 года на нефть, 1,7–5 раз на нефтепродукты в зависимости от их вида), при одновременном увеличении ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и на газовый конденсат (в 6,5 раз). Также должен провестись порядок расчета стимулирующих понижающих коэффициентов к ставке НДПИ на нефть и экспортной пошлины на нефть.

При этом подразумевается одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года). Это проводится для того, чтобы не произошел резкий рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, а также минимизации негативных шоков для отдельных отраслей.

Во-вторых, актуально введение акциза на природный газ, реализуемый в соответствии с международными соглашениями (акциз на природный газ, экспортируемый в Турцию по газопроводу «Голубой поток» в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики).

В-третьих, рассматривается увеличение ставки налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, с 9% до 13%.

В-четвертых, необходимо ввести индексацию размера государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в среднем в 1,57 раза.

В-пятых, установление норматива зачисления в федеральный бюджет государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий, если произошла подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в размере 50%.

В-шестых, осуществление операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса (за исключением федеральных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), полученными из федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, на отдельных счетах, открытых органам Федерального казначейства, что увеличивает ликвидность счета и соответственно доходы от размещения временно свободных средств.

В-седьмых, изменение распределения вывозных таможенных пошлин в

связи с подписанием Протокола между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь о внесении изменений в Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти и нефтепродуктов.

В-восьмых, установление с 1 января 2016 г. норматива перечисления в доходы федерального бюджета 75% прибыли Центрального банка Российской Федерации.

В-девятых, зачисление 100% в бюджеты субъектов Российской Федерации налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа.

В-десятых, введение экологического взноса, взимаемого в целях выполнения нормативов утилизации производителями (импортерами).

Таким образом, дальнейшее совершенствование налоговой политики Российской Федерации должно реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а также налоговая политика должна адаптироваться к сложившейся мировой экономической и политической ситуации.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.