|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Шульц Д.Н.
Учение о нетварных энергиях и идея теозиса в западной средневековой философии
// Философия и культура.
2012. № 4.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.4.5478 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=5478
Учение о нетварных энергиях и идея теозиса в западной средневековой философии
Шульц Дмитрий Николаевич
кандидат экономических наук
доцент, кафедра Информационных технологий и математических методов в экономике, Пермский государственный национальный исследовательский университет
614000, ул.Букирева, д.15
Shul'ts Dmitrii Nikolaevich
PhD in Economics
614000, ul.Bukireva, d.15
|
shultz@prognoz.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.4.5478
Дата направления статьи в редакцию:
17-03-2012
Дата публикации:
1-4-2012
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о наличии элементов учения о нетварных энергиях и идеи теозиса в западно-христианской философии. На основе анализа текстов средневековых мыслителей и современных исследований автор, во-первых, показывает, что элементы теории о нетварных энергиях Григория Паламы присутствовали на Западе в учении об иллюминации Августина и Бонавентуры, в учении о формах Майстера Экхарта, а также у Фомы Аквинского и в официальном учении Католической церкви. Во-вторых, автор доказывает, что идея теозиса присутствует во всех традициях западной мысли и в различные временные эпохи. В частности она встречается у таких авторов, как Тертуллиан, Иларий, Амвросий, Августин, Боэций, Ансельм и Фома Аквинский.
Ключевые слова:
Философия, теозис, обожение, Палама, нетварные, энергии, блаженное, видение, нетварная, благодать
Библиография
1. Christensen M. J., Wittung J. A. Partakers of the Divine Nature: The History and Development of Deification in the Christian Traditions. – Baker Academic, 2008. P. 336
2. Russell N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. – Oxford University Press, 2006. P. 432
3. Антология средневековой философии. В 2 т. Т.1. – СПб.: РХГИ, 2001. С. 539.
4. Гаврюшин Н.К. Истинное богословие преображает метафизику. Заметки о В. Лосском // Русское богословие. Очерки и портреты. – Нижний Новгород: Глагол, 2005. С. 312 – 349.
5. Лосский В.Н. Боговидение. – Минск: Белорусский экзархат, 2007. С. 496.
6. Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие. – М.: ББИ, 2006. С. 622.
7. Реутин М.Ю. Учение о форме у Майстера Экхарта: К вопросу о сходстве богословских учений Иоанна Экхарта и Григория Паламы. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004. С. 88.
8. Скола А. и др. Богословская антропология. – М.: Христианская Россия, 2005. С. 384.
9. Суини М. Лекции по средневековой философии. – М.: Греко-латинский кабинет, 2001. С. 304.
10. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. С. 482.
11. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. – Киев: Ника-Центр, 2002-2003
12. Христианское вероучение: Догматические тексты учительства Церкви (III – XX вв.). – СПб.: Издательство св. Петра, 2002. С. 560.
13. Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С. 592.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|