|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Князева Е.Н.
Глаз, освещающий мир.
Телесность восприятия в индийских учениях и в современной когнитивной науке
// Философия и культура.
2010. № 9.
DOI: 10.7256/2454-0757.2010.9.4820 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=4820
Глаз, освещающий мир.
Телесность восприятия в индийских учениях и в современной когнитивной науке
Князева Елена Николаевна
доктор философских наук
профессор, Школа философии, Факультет гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, оф. нет
Knyazeva Helena Nikolaevna
Doctor of Philosophy
101000, Russia, g. Moscow, ul. Myasnitskaya, 20, of. net
|
helena_knyazeva@mail.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2010.9.4820
Дата направления статьи в редакцию:
18-08-2010
Дата публикации:
1-9-2010
Аннотация:
В статье рассматривается проблема природы восприятия. Будучи одной из центральных проблем в эпистемологии, она претерпевает сегодня существенные изменения под влиянием результатов естественных наук, изучающих работу мозга, психомоторные функции человеческого организма и функционирование его сознания. Между индийскими брахманистскими и буддийскими представлениями и новейшими идеями и моделями современной когнитивной науки устанавливаются некоторые поразительные параллели.
Eye which Lights up the World.
The Embodied Perception in the Indian Studies and in Modern Cognitive Science
Helena N. Knyazeva
The problem of perception is under discussion in the article. This is one of central problems in epistemology which undergoes considerable changes nowadays under the influence of achievements in natural sciences which study brain, psychomotor functions of the human organism and the functioning of his consciousness. Some astonishing parallels between the Indian Buddhist and Brahmanist notions and the newest ideas and models of the modern cognitive science are drawn.
Ключевые слова:
Философия, восприятие, тело, сознание, познание, автопоэзис, Индия, буддизм, вайшешика, шиваизм
Библиография
1. Вавилов С.И. Глаз и Солнце. М.: Наука, 1976.
2. Индийская философия. Энциклопедия. М.: Академический проект, 2009.
3. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М.: Восточная литература, 1994.
4. Лысенко В.Г. Универсум вайшешики. М.: Восточная литература, 2003.
5. Пандит Б.Н. Основы кашмирского шиваизма. М.: Профит Стайл, 2004.
6. Прашастапада. Собрание характеристик категорий. Перевод В.Г. Лысенко // Лысенко В.Г. Универсум вайшешики. М.: Восточная литература, 2003.
7. Фолльмер Г. По разные стороны мезокосма / Пер. Е.Н. Князевой. // Человек. 1993. № 2. С.5-11.
8. Maturana H.R. Self-consciousness: How? When? Where? // Constructivist Foundations. 2006. Vol. 1.3. P.92.
9. Maturana H.R. The Biological Foundations of Virtual Realities and Their Implications for Human Existence. // Constructivist Foundations. 2008. Vol. 3.2.
10. Thompson E. Mind in Life. Biology, Phenomenology and the Sciences of Mind. Cambridge (MA): Harvard University Press, 2007.
11. Varela F.J. Patterns of Life: Intertwining Identity and Cognition // Brain and Cognition. 1997. Vol. 34.
12. Varela F. Der Kreative Zirkel. Skizzen zur Naturgeschichte der Rückbezüglichkeit. // Die erfundene Wirklichkeit. Wie wissen wir, was wir zu wissen glauben? München: Piper, 1998.
13. Varela F. Quatre phares pour l’avenir des sciences cognitives // Théorie – Littérature –Enseignement .1999. № 17.
14. Varela F.J., Thompson E., Rosch E. The Embodied Mind. Cognitive Science and Human Experience. Cambridge (MA): The MIT Press, 1991 Cambridge: MIT Press, 1991. (7th printing 1999).
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|