|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Гайнутдинов Т.Р.
Проблема смерти в философии Жоржа Батая
// Философия и культура.
2016. № 8.
С. 1148-1157.
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.8.19747 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19747
Проблема смерти в философии Жоржа Батая
Гайнутдинов Тимур Рашидович
кандидат философских наук
доцент, кафедра философии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
150000, Россия, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Советская, 10, каб. 58
Gaynutdinov Timur Rashidovich
PhD in Philosophy
Associate Professor of the Department of Philosophy at Yaroslavl Demidov State University
150000, Russia, Yaroslavl Region, Yaroslavl, str. Sovetskaya 10, room No. 58
|
jean-jacques@yandex.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.8.19747
Дата направления статьи в редакцию:
14-07-2016
Дата публикации:
16-10-2016
Аннотация:
Предметом исследования является проблема смерти в философии Жоржа Батая. Тема смерти у Батая неразрывно связана с темой сообщества. Именно из этой связи рождается определение сообщества в качестве «суверенного» и «сакрального». Любое сообщество, любое движение совместного опыта выстраивает себя вокруг некоторого сакрального ядра, способного превратить «категорию смерти в принцип жизни, категорию падения – в принцип избытка жизненных сил», что соответствует двойственной природе сакрального: оно одновременно высокое и низкое, чистое и отталкивающее, священное и проклятое. В большинстве случаев в работах Батая понятия не стоят на месте: они скорее непрестанно путешествуют по поверхности текста, ускользая в силу своей предельной динамичности от любой систематизации, поэтому мы не ставили перед собой задачи целостного анализа темы смерти, но стремились лишь очертить метафорику его текстов. Предпринимается попытка представить опыт суверенного сообщества Батая посредством совмещения двух перспектив: реального (сообщество сюрреалистов, «Контратака», «Ацефал», «Коллеж Социологии») и идеального сообщества. Батай показывает, что сообщество вовсе не требует целостности, напротив, оно предполагает утрату «части своего собственного бытия», сотворение себя своим умиранием. Это то, что философ называет «практикой радости перед лицом смерти».
Ключевые слова:
Жорж Батай, смерть, сообщество, событие, сакральное, суверенность, внутренний опыт, Гегель, Другой, философия смеха
УДК: 130.3
Abstract: The subject of research is the problem of death in the philosophy of Georges Bataille. The theme of death in Bataille is inextricably linked to the theme of community. It is from this context comes the definition of community as "sovereign" and "sacred". Any community, any movement of cooperative experience is being established around some sacred core that can turn "a category of death into a principle of life, the category of decline – in the principle of an excess of vitality", which corresponds with the ambivalent nature of the sacred: it is both high and low, pure and revolting, the sacred and the cursed. In most cases, in the works of Bataille concepts are not static: rather, they constantly travel along the surface of the text, escaping because of their very dynamic from any ordering, so we do not set ourselves the task of holistic analysis of the topic of death, but sought only to outline the metaphoric of his texts. Attempt to represent the experience of the sovereign community of Georges Bataille by combining the two perspectives: in real (community of Surrealists, "Counter-attack", "Acetal", "College of Sociology") and the ideal community. Bataille shows that the community does not require the integrity, it rather suggests the loss of the “part of your own being”, creating yourself by means of your own death. This is what the philosopher calls "the practice of joy before death".
Keywords: Georges Bataille, death, community, event, sacred, sovereignty, inner experience, Hegel, Other, philosophy of laughter
Библиография
1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 389 с.
2. Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение // Танатография эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. С. 245-268.
3. Сюриа М. Жорж Батай, или Работа смерти // Иностранная литература, 2000. № 4. С. 164-177.
4. Бланшо М. Пространство литературы. М.: Логос, 2002. 288 с.
5. Бланшо М. Неописуемое сообщество. М.: Московский философский фонд, 1998. 78 с.
6. Батай Ж. Коллеж социологии. СПб.: Наука, 2004. 600 с.
7. Деррида Ж. От экономии ограниченной к экономии всеобщей: гегельянство без утайки // Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. С. 400-444.
8. Гегель Г.В.Ф. Система наук. Ч. 1: Феноменология духа. СПб.: Наука, 1999. 444 с.
9. Батай Ж. Могила Лауры // Сакральное. М.: Kolonna Publications, 2004. C. 33-53.
10. Сишнер Б. Ницше Жоржа Батая // Предельный Батай: Сб. статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 235-251.
11. Фокин С.Л. Философ-вне-себя. Жорж Батай СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002. 320 с.
12. Батай Ж. Бодлер // Литература и зло. М., 1994. С. 30-49.
13. Петровская Е. Антифотография. М.: Три квадрата, 2003. 112 с.
14. Рей Ж.-М. Батай, смерть и жертвоприношение // Предельный Батай: Сб. статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 94-117.
15. Батай Ж. Проклятая доля. М.: Гнозис Логос, 2003. 208 с.
16. Батай Ж. Мадам Эдварда // Ненависть к поэзии. М.: Ладомир, 1999. 613 с.
17. Гайнутдинов Т.Р. Опыт суверенного сообщества Жоржа Батая // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 11-1 (49). С. 49-52.
18. Фаритов В.Т. Philosophy of transgression: Georg Wilhelm Friedrich Hegel and Friedrich Nietzsche // SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 4. C. 36-67. DOI: 10.7256/1339-3057.2015.4.16671. URL: http://www.e-notabene.ru/psen/article_16671.html
References
1. Bodriiyar Zh. Simvolicheskii obmen i smert'. M.: Dobrosvet, 2000. 389 s.
2. Batai Zh. Gegel', smert' i zhertvoprinoshenie // Tanatografiya erosa. Zhorzh Batai i frantsuzskaya mysl' serediny XX veka. SPb.: Mifril, 1994. S. 245-268.
3. Syuria M. Zhorzh Batai, ili Rabota smerti // Inostrannaya literatura, 2000. № 4. S. 164-177.
4. Blansho M. Prostranstvo literatury. M.: Logos, 2002. 288 s.
5. Blansho M. Neopisuemoe soobshchestvo. M.: Moskovskii filosofskii fond, 1998. 78 s.
6. Batai Zh. Kollezh sotsiologii. SPb.: Nauka, 2004. 600 s.
7. Derrida Zh. Ot ekonomii ogranichennoi k ekonomii vseobshchei: gegel'yanstvo bez utaiki // Pis'mo i razlichie. M.: Akademicheskii proekt, 2000. S. 400-444.
8. Gegel' G.V.F. Sistema nauk. Ch. 1: Fenomenologiya dukha. SPb.: Nauka, 1999. 444 s.
9. Batai Zh. Mogila Laury // Sakral'noe. M.: Kolonna Publications, 2004. C. 33-53.
10. Sishner B. Nitsshe Zhorzha Bataya // Predel'nyi Batai: Sb. statei. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2006. S. 235-251.
11. Fokin S.L. Filosof-vne-sebya. Zhorzh Batai SPb.: Izd-vo Olega Abyshko, 2002. 320 s.
12. Batai Zh. Bodler // Literatura i zlo. M., 1994. S. 30-49.
13. Petrovskaya E. Antifotografiya. M.: Tri kvadrata, 2003. 112 s.
14. Rei Zh.-M. Batai, smert' i zhertvoprinoshenie // Predel'nyi Batai: Sb. statei. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2006. S. 94-117.
15. Batai Zh. Proklyataya dolya. M.: Gnozis Logos, 2003. 208 s.
16. Batai Zh. Madam Edvarda // Nenavist' k poezii. M.: Ladomir, 1999. 613 s.
17. Gainutdinov T.R. Opyt suverennogo soobshchestva Zhorzha Bataya // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 11-1 (49). S. 49-52.
18. Faritov V.T. Philosophy of transgression: Georg Wilhelm Friedrich Hegel and Friedrich Nietzsche // SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 4. C. 36-67. DOI: 10.7256/1339-3057.2015.4.16671. URL: http://www.e-notabene.ru/psen/article_16671.html
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|