Статья 'Взаимодействие массовой культуры и социальных медиа (на примере сервиса микроблоггинга Твиттер) ' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Взаимодействие массовой культуры и социальных медиа (на примере сервиса микроблоггинга Твиттер)

Сергеева Ирина Леонидовна

аспирант, кафедра теории и истории культуры, факультет иностранных языков и регионоведения, Московский государственный университет

119192, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 31, корп. 1

Sergeeva Irina Leonidovna

Post-graduate student, the department of Theory and History of Culture, Moscow State University

119192, Russia, Moscow, Lomonosovskiy Prospekt 31, building #31

irleos@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.8.18979

Дата направления статьи в редакцию:

28-04-2016


Дата публикации:

16-10-2016


Аннотация: Объектом данного исследования являются трансформации, происходящие с понятием "массовая культура" в эпоху тотальной цифровизации. Предметом исследования является экосистема сети микроблоггинга Твиттер как пространство формирования новых социокультурных и коммуникативных парадигм. Автор уделает особое внимание комплексному анализу подходов разных научных школ к понятию "массовая культура", а также подвергает детальному рассмотрению влияние на неё средств массовой коммуникации. Авто рассматривает такие аспекты темы, как сохранение индивидуальности в цифровой коммуникативной среде, тенденция к формированию социокультурных кластеров в цифровой среде, трансформация массовой культуры в массу параллельных культур. Методологической и теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых в области изучения массовой и элитарной культуры, а также влияния новых медиа на участников глобального коммуникационного процесса. При проведении исследования были применены философские и общенаучные подходы (системный) и методы научного познания (компаративного анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического моделирования, научной абстракции). Научная новизна исследования заключается в зачаточной степени разработанности темы формирования особой коммуникационной социокультурной экосистемы в сети микроблоггинга Твиттер. Особенно ценным представляется анализ русскоязычного сектора Твиттера именно в социкультурном разрезе, так как научные исследования данного феномена в основном посвящены исследованию лингвистических и филологических аспектов протекающей коммуникации. В этой связи не менее важными являются выводы автора о глобальной трансформации понятия "массовая культура" в понятие "масса параллельных культур". Очевидны тенденции к дефрагментации и кластеризации: массовая культура в цифровом пространстве «распалась» на глокальные парадигмы, и на сегодняшний день представляет собой атомарные кластеры индивидуалов, а не обезличенную толпу.


Ключевые слова:

массовая культура, массовая коммуникация, Твиттер, межкультурная коммуникация, кластеризация, дефрагментация, микроблоггинг, цифровизация, медиа, культура

Abstract: The object of this research is the transformations that take place with the notion of “mass culture” in the era of total digitalization. The subject of this research is the ecosystem of Twitter microblogging network as the space for formation of the new sociocultural and communicative paradigms. The author gives special attention to the complex analysis of the approaches of various scientific schools towards the definition of “mass culture”, as well as subjects to a detailed examination the influence of the means of mass communication upon it. The article reviews such aspects of the topic as preservation of individuality in the digital communicative environment, trend towards establishment of the sociocultural clusters in digital environment, as well as transformation of mass culture into the mass of parallel cultures. The scientific novelty consists in the initial level of development of the topic of formation of a specific communication sociocultural ecosystem in the Twitter microblogging network. Author’s special contribution lies in the analysis of the Russian language segment of Twitter particularly in sociocultural context, because the scientific research of this phenomenon are mostly dedicated to the examination of the linguistic and philological aspects.


Keywords:

mass culture, mass communication, Twitter, cross-cultural communication, clusterization, defragmentation, microblogging, digitalization, media, culture

Библиография
1. Новая философская энциклопедия / М.: Мысль, 2010. - Т. 2 - 634 с.
2. Литвинова Е.Н. Массовая культура и массовая коммуникация в современном информационном пространстве: к проблеме взаимодействия [Текст ] / Е.Н. Литвинова // Знание. Понимание. Умение. 2010. No 1. C. 197-198.
3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст]: монография. М., 2000. С. 10.
4. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура [Текст]: автореф. дис. … д-ра философских наук / Л.В. Петров. Ленинградский ордена Дружбы народов Государственный институт культуры им. Н.К. Крупской. Л., 1991. С. 3.
5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс [Текст]: монография.-Москва, 1991.-(http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt_with-big-pictures.html)
6. Карцева Е.Н. Массовая культура в США и проблема личности [Текст]: монография. М.: Издательство «Наука», 1974. С. 10-14.
7. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., СПб., 2000. С. 76.
8. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man [Текст]: монография.-University of Toronto Press, 2011. - с. 5
9. Owens T. “Digital Culture is Mass Culture”: An interview with Digital Conservator Dragan Espenschied. [Текст] / T. Owens // Digital Preservation.-2014. (https://blogs.loc.gov/digitalpreservation/2014/03/digital-culture-is-mass-culture-an-interview-with-digital-conservator-dragan-espenschied)
10. Bachi V., Fresa A., Pierotti C., Prandoni C. The Digitization Age: Mass Culture is Quality Culture. Challenges for cultural heritage and society // Promoter srl, 2014. (http://www.digitalmeetsculture.net/wp-content/uploads/2014/12/The-Digitization-Age-Mass-Culture-is-Quality-Culture.pdf)
11. Adam K. 'Twitterdammerung: the Twitter Opera' Debuts at the Royal Opera House. [Текст] / K. Adam // The Washington Post.-2009. (http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2009/09/06/AR2009090602317.html)
12. Anderson C. The Long Tail. [Текст] / C. Anderson // WIRED Magazine.-2004. (http://www.wired.com/2004/10/tail)
13. Kelly J., Barash V., Alexanyan K., Etling B., Faris R., Gasser U., Palfrey J. Mapping Russian Twitter // Berkman Center Research Publication.-No. 2012-3, 2012. (https://cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Mapping_Russian_Twitter_2012.pdf)
14. Do Museums Worldwide form a true Community on Twitter? // La Magnetica communications agency.-2014. (http://www.lamagnetica.com/twitter-museum-study/download/museums-worldwide-community-twitter.pdf)
15. Дуняева М.М. Роль и значение средств массовой коммуникации в современных политических процессах // Право и политика. - 2016. - 1. - C. 116 - 120. DOI: 10.7256/1811-9018.2016.1.12017.
16. В. В. Ванслов Научно-технический прогресс и культура // Культура и искусство. - 2012. - 6. - C. 27 - 33.
References
1. Novaya filosofskaya entsiklopediya / M.: Mysl', 2010. - T. 2 - 634 s.
2. Litvinova E.N. Massovaya kul'tura i massovaya kommunikatsiya v sovremennom informatsionnom prostranstve: k probleme vzaimodeistviya [Tekst ] / E.N. Litvinova // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2010. No 1. C. 197-198.
3. Ter-Minasova S.G. Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikatsiya [Tekst]: monografiya. M., 2000. S. 10.
4. Petrov L.V. Massovaya kommunikatsiya i kul'tura [Tekst]: avtoref. dis. … d-ra filosofskikh nauk / L.V. Petrov. Leningradskii ordena Druzhby narodov Gosudarstvennyi institut kul'tury im. N.K. Krupskoi. L., 1991. S. 3.
5. Ortega-i-Gasset Kh. Vosstanie mass [Tekst]: monografiya.-Moskva, 1991.-(http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt_with-big-pictures.html)
6. Kartseva E.N. Massovaya kul'tura v SShA i problema lichnosti [Tekst]: monografiya. M.: Izdatel'stvo «Nauka», 1974. S. 10-14.
7. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' / Gl. red. A. M. Prokhorov - Izd. 2-e, pererab. i dop. - M., SPb., 2000. S. 76.
8. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man [Tekst]: monografiya.-University of Toronto Press, 2011. - s. 5
9. Owens T. “Digital Culture is Mass Culture”: An interview with Digital Conservator Dragan Espenschied. [Tekst] / T. Owens // Digital Preservation.-2014. (https://blogs.loc.gov/digitalpreservation/2014/03/digital-culture-is-mass-culture-an-interview-with-digital-conservator-dragan-espenschied)
10. Bachi V., Fresa A., Pierotti C., Prandoni C. The Digitization Age: Mass Culture is Quality Culture. Challenges for cultural heritage and society // Promoter srl, 2014. (http://www.digitalmeetsculture.net/wp-content/uploads/2014/12/The-Digitization-Age-Mass-Culture-is-Quality-Culture.pdf)
11. Adam K. 'Twitterdammerung: the Twitter Opera' Debuts at the Royal Opera House. [Tekst] / K. Adam // The Washington Post.-2009. (http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2009/09/06/AR2009090602317.html)
12. Anderson C. The Long Tail. [Tekst] / C. Anderson // WIRED Magazine.-2004. (http://www.wired.com/2004/10/tail)
13. Kelly J., Barash V., Alexanyan K., Etling B., Faris R., Gasser U., Palfrey J. Mapping Russian Twitter // Berkman Center Research Publication.-No. 2012-3, 2012. (https://cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Mapping_Russian_Twitter_2012.pdf)
14. Do Museums Worldwide form a true Community on Twitter? // La Magnetica communications agency.-2014. (http://www.lamagnetica.com/twitter-museum-study/download/museums-worldwide-community-twitter.pdf)
15. Dunyaeva M.M. Rol' i znachenie sredstv massovoi kommunikatsii v sovremennykh politicheskikh protsessakh // Pravo i politika. - 2016. - 1. - C. 116 - 120. DOI: 10.7256/1811-9018.2016.1.12017.
16. V. V. Vanslov Nauchno-tekhnicheskii progress i kul'tura // Kul'tura i iskusstvo. - 2012. - 6. - C. 27 - 33.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.