Статья 'Человек: сущность, долг, свобода' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Человек: сущность, долг, свобода

Гришин Вадим Васильевич

кандидат философских наук

доцент, кафедра философии и общественных наук, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

603016, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Автомеханическая, 8

Grishin Vadim Vasil'evich

PhD in Philosophy

Docent, the department of Philosophy and Social Sciences, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin

603016, Russia, Nizhny Novgorod, Avtomekhanicheskaya Street 8, Unit #35

vadimgrishin61@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.3.18256

Дата направления статьи в редакцию:

08-03-2016


Дата публикации:

20-05-2016


Аннотация: В статье сквозь призму соотношения свободы и долга, веры и разума рассматривается сущность человека и ее онтологические основания. Выделяются две концепции человеческой сущности: сущность человека определяется как внутри самого человека, так и выносится во вне его. Отмечается, что в наше время складывается новый тип человека – человек без сущности; раскрываются некоторые черты такого человека; акцентируется внимание на процессах дегуманизации, свойственных современному обществу, на опасности идеализации средневековья, на неправомерности некритического отношения к истории. В качестве методов исследования, помогающих раскрыть сущностные основания человека в их связи с долгом, свободой и разумом, используются диалектический и феноменологический. Делается вывод, что вынесение сущности человека во вне (делегирование ее Богу, Абсолютной идее и т.п.) рождает человека долга, который стремится осуществить извне данную ему сущность, и ограничивает его свободу. Подобный тип человека дает нам средневековая культура. Второй вариант человеческой сущности – сущность человека внутри него, – напротив, подразумевает под собой изначально более свободного человека.


Ключевые слова:

человек, сущность, долг, свобода, античность, средневековье, разум, человек без сущности, скука, экзистенция

Abstract: This article examines the human essence and its ontological foundations, through the prism of interrelation between freedom and duty, faith and reason. The author determines two concepts of human essence: inside the actual human, as well as outside. It is noted that in our times a new type of human is being formed – human without essence; certain features of such human are being revealed; attention is focused on the processes of dehumanization characteristic to the contemporary society, as well as on the danger of idealization of Medieval times, and improperness of noncritical approach to history. Conclusion is made that taking of human essence outside (delegation of it to God, Absolute idea, etc.) gives birth to a person of duty, who strives to carry out the given to him essence from outside, and limit his freedom. A similar type of human we can observe in Medieval culture. A second type of human essence – is inside human; and initially it implies a freer human.


Keywords:

Human, Essence, Duty, Freedom, Antiquity, Medieval times, Reason, Human without essence, Dullness, Existence

Библиография
1. Аврелий Августин // Цит. по: Августин: pro et contra. СПб.: РГХИ, 2002. 976с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. // Полное собр. соч. Т. 6. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. 577с.
3. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1982. 345 с.
4. Досократики. Мн.: Харвест, 1999. 784 с.
5. Марк Аврелий Антоний. Размышления. СПб.: Наука, 1993. 248 с.
6. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М.: Канон,1996. 336с.
7. Душенко К. В. Мысли и изречения древних с указанием источника. М.: Эксмо, 2004. 800с.
8. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Нищета философии. М.: Мир книги, 2007. 416с.
9. Карсавин Л. П. Философия истории. М.: АСТ, 2003. 510 с.
10. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 608с.
11. Карсавин Л. П. Культура средних веков. Киев: Символ, 1993. 208с.
12. Гуревич А.Я. Культура средневековой Европы. Избранные труды. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2006. 544с.
13. Лосский Н.О. История русской философии. М. Высшая школа, 1991. 480с.
14. Салуцкий А. С. Из России с любовью. М.:ТЕРРА, 2006. 321 с.
15. Барг М. А. Эпохи и идеи. М.: Мысль, 1987. 121 с.
16. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2006. 448 с.
17. Степанова А.С. Философия Древней стои. СПБ.: KN, 1995. 272 с.
18. А.Н. Зелинская Свобода как экзистенциальная проблема // Психология и Психотехника. - 2011. - 10. - C. 7 - 15.
References
1. Avrelii Avgustin // Tsit. po: Avgustin: pro et contra. SPb.: RGKhI, 2002. 976s.
2. Marks K., Engel's F. // Polnoe sobr. soch. T. 6. M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoi literatury, 1957. 577s.
3. Makiavelli N. Izbrannye sochineniya. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1982. 345 s.
4. Dosokratiki. Mn.: Kharvest, 1999. 784 s.
5. Mark Avrelii Antonii. Razmyshleniya. SPb.: Nauka, 1993. 248 s.
6. Tseller E. Ocherk istorii grecheskoi filosofii. M.: Kanon,1996. 336s.
7. Dushenko K. V. Mysli i izrecheniya drevnikh s ukazaniem istochnika. M.: Eksmo, 2004. 800s.
8. Marks K. K kritike gegelevskoi filosofii prava. Nishcheta filosofii. M.: Mir knigi, 2007. 416s.
9. Karsavin L. P. Filosofiya istorii. M.: AST, 2003. 510 s.
10. Berdyaev N. A. Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva. M.: Pravda, 1989. 608s.
11. Karsavin L. P. Kul'tura srednikh vekov. Kiev: Simvol, 1993. 208s.
12. Gurevich A.Ya. Kul'tura srednevekovoi Evropy. Izbrannye trudy. SPb.: Sankt-Peterburgskii universitet, 2006. 544s.
13. Losskii N.O. Istoriya russkoi filosofii. M. Vysshaya shkola, 1991. 480s.
14. Salutskii A. S. Iz Rossii s lyubov'yu. M.:TERRA, 2006. 321 s.
15. Barg M. A. Epokhi i idei. M.: Mysl', 1987. 121 s.
16. Khofmaister Kh. Chto znachit myslit' filosofski. SPb.: Izdatel'stvo S.-Peterburgskogo universiteta, 2006. 448 s.
17. Stepanova A.S. Filosofiya Drevnei stoi. SPB.: KN, 1995. 272 s.
18. A.N. Zelinskaya Svoboda kak ekzistentsial'naya problema // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2011. - 10. - C. 7 - 15.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.