Статья 'Концепция фрактальности в постнеклассической философии культуры' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Концепция фрактальности в постнеклассической философии культуры

Николаева Елена Валентиновна

кандидат культурологии

доцент, Институт социальной инженерии, Московский государственный университет дизайна и технологии

117997, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, 33

Nikolaeva Elena

PhD in Cultural Studies

Docent, the Institute of Social Engineering, Moscow State University of Design and Technologies

117997, Russia, Moscow, Sadovnicheskaya Street 33

elena_nika@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.1.17512

Дата направления статьи в редакцию:

06-01-2016


Дата публикации:

25-02-2016


Аннотация: В настоящей статье в качестве теоретического инструмента описания и моделирования «хаотической» динамики социокультурных процессов предлагается концепция фрактальности культуры. Предметом исследования является культура, которая рассматривается с позиций постнеклассической философии как сложная нелинейная система, основанная на принципах самоподобия и аутопоэзиса. Целью работы является выявление эвристических возможностей разработанной автором концепции, согласно которой базовые понятия фрактальной геометрии – фрактал, фрактальные паттерны, мультифрактал, странные аттракторы – в их философском осмыслении могут быть использованы в объяснительной модели для ряда социокультурных феноменов. С точки зрения концепции фрактальности наблюдаемые на разных уровнях культурной системы повторяющиеся паттерны древних и современных социокультурных практик интерпретируются как часть концептуального (мульти)фрактала всей локальной и даже мировой культуры. Основной вывод заключается в том, что в терминах фрактальных паттернов и странных аттракторов возможно анализировать отдельные культурные феномены (например, современная городская культура), социокультурные процессы, имеющие одновременно «хаотический» и «циклический» характер (социокультурная трансмиссия, «алгоритмы» распространения и изменения моды и пр.), а также всю историческую динамику культуры как в ее локальных вариантах, так и в максимально широком ракурсе общемирового социокультурного развития. Концепция фрактальности объясняет разнообразие локальных культур в мире, одновременную устойчивость и изменчивость культурно-исторического процесса, а также периодическое воспроизводство в культуре и социуме символических паттернов прошлых эпох и актуализацию традиций, задаваемых национальными «параметрами порядка» мега-уровня. Вместо представления о линейно-поступательном пути развития единой человеческой культуры концепция фрактальности культуры предлагает идею нелинейной исторической динамики сверхсложного фрактального множества локальных культур.


Ключевые слова:

фрактальность культуры, концептуальные фракталы, фрактальные паттерны культуры, социокультурная трансмиссия, историческая динамика культуры, параметры порядка, социокультурные аттракторы, digital humanities, трансдисциплинарные исследования культуры, постнеклассическая философия культуры

Abstract: Concept of fractality in the post-nonclassical philosophy of culture This article suggests a concept of cultural fractality as a theoretical instrument of description and modelling of the “chaotic” dynamics of sociocultural processes. The subject of this research is the culture, which is examined from the perspective of post-nonclassical philosophy as a complicated linear system that is based on the principles of self-similarity and autopoiesis. The goal of this work is the determination of the evristical abilities of the developed by the author concept, according to which the fundamental definitions of the fractal geometry – fractal, fractal patterns, multifractal, strange attractors – in their philosophical reasoning can be used in the explanatory model for a number of sociocultural phenomena. From the perspective of the concept of fractality, the observed on different levels of cultural system repeating patterns of the ancient and modern sociocultural practices, are interpreted as a part of a conceptual (multi) fractal of the entire local, and even world culture. The main conclusion consists in the fact that within the terms of fractal patterns and strange attractors we can analyze separate cultural phenomena (for example, modern urban culture), sociocultural processes, which simultaneously carry “chaotic” and “cyclic” character (sociocultural transmission, “algorithms” of spread and changes of fashion, etc.), as well as the entire historical dynamics of culture in both, its local versions, as well as in the most broad dimension of the global sociocultural development. The concept of fractality explains the variety of local cultures in the world, and the simultaneous stability and uncertainty of the cultural-historical process, as well as periodic reproduction within culture and society of the symbolic patterns of previous eras.


Библиография
1. Кун Т. Структура научных революций. М.: Изд-во «АСТ»; «Ермак», 2003. 365 с.
2. Snow C.P. The Two Cultures. London: Cambridge University Press, 1959. 107р.
3. Chirollet J.-C. Digital Humanities et Philosophie fractaliste. 2012. URL: http://www.jean-claude-chirollet.fr/blog/lire-article-546167-9567215-digital_humanities_et_philosophie_fractaliste.html. (дата обращения 5.01.2016).
4. Dacos M. Manifeste des Digital humanities. 2011. URL: http://tcp.hypotheses.org/411 (дата обращения 5.01.2016).
5. Постнеклассические практики. Опыт концептуализации/ В.И. Аршинов, О.Н. Астафьева (ред.). М.: Миръ, 2012. 536 c.
6. Науки о культуре в перспективе «Digital Humanities». Материалы международной конференции/ Под ред. Л.В. Никифоровой, Н.В. Никифоровой. СПб.: Астерион, 2013. 600 с.
7. Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке?// Синергетика и психология. Тексты. Вып. 2. Социальные процессы. М.: «ЯНУС-К», 1999. С. 11-33.
8. Jackson W.J. Heaven’s fractal net: retrieving lost visions in the humanities. Bloomington: Indiana University Press, 2004. 311 p.
9. Urry J. Complexity of the global. Theory, Culture & Society. 2005. Vol. 22, N. 5. P. 235-254.
10. Астафьева О.Н. Концептуальные основания культурной политики: от теории к практике // Синергетика: Будущее мира и России /Малинецкий Г.Г. (ред.). М.: ЛКИ, 2008. С. 194-222.
11. Буданов В.Г. Методология ритмокаскадного подхода// Проблемы математической истории: Историческая реконструкция, прогнозирование, методология. М.: «Либроком», 2009. С. 137-153.
12. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Синергетическое мировидение. М.: «Либроком», 2010. 272 с.
13. Mandelbrot B. B. The Fractal Geometry of Nature. New York: W.H. Freeman and Company, 1982. 465 p.
14. Федер Е. Фракталы. М.: Мир, 1991. 254 с.
15. Мартынович К.А. Нелинейно-динамическая картина мира: онтологические смыслы и методологические возможности. Автореферат дисс. …канд. философ. наук. Саратов, 2011. 25 с.
16. Хайтун С.Д. От эргодической гипотезы к фрактальной картине мира. М.: Комкнига, 2007. 256 c.
17. Downton P.F. Ecopolis – Architecture and Cities for a Changing Climate. Dordrecht: Springer Press, 2008. 607 р.
18. Николаева, Е.В. Концептуальный фрактал в культурных системах// Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Культурология». 2013. № 13 (304). С. 68-70.
19. Eglash R. African Fractals: modern computing and indigenous design. New Brunswick, New Jersey and London: Rutgers University Press, 1999. 258 p.
20. Волошинов А.В. Математика и искусство. М: Просвещение, 2000. 400 с.
21. Жуков Д.С., Лямин С.К. Живые модели ушедшего мира: фрактальная геометрия истории. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. 176 с.
22. Николаева Е.В. Фракталы городской культуры. СПб.: Страта, 2014. 264 с.
23. Николаева Е.В. Фрактальная динамика моды// Общество. Среда. Развитие. 2013. № 4(29). С. 26-30.
24. Мандельброт Б., Хадсон Р.Л. (Не)послушные рынки. Фрактальная революция в финансах. М.: «Вильямс», 2006. 400 с.
25. Taylor R. Ph. Nature, chaos and fractals. A new look at Jackson Pollock. Eugene, USA: Fractals Research, 2006. 170 р.
26. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. 376 с.
27. Исопескуль О.Ю. Фрактальная природа организационной культуры// Управление экономическими системами. Электронный научный журнал, 2012, № 11. URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/1638-2012-11-07-07-25-16 (дата обращения 5.01.2016).
28. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д: Феникс, 1993. 640 с.
29. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320 с.
30. Тарасенко В.В. Фрактальная семиотика: «слепые пятна», перипетии и узнавания. М.: «Либроком», 2009. 232с.
31. Н. Б. Кириллова Медиалогия как синтез наук // Культура и искусство. - 2012. - 6. - C. 71 - 83.
References
1. Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsii. M.: Izd-vo «AST»; «Ermak», 2003. 365 s.
2. Snow C.P. The Two Cultures. London: Cambridge University Press, 1959. 107r.
3. Chirollet J.-C. Digital Humanities et Philosophie fractaliste. 2012. URL: http://www.jean-claude-chirollet.fr/blog/lire-article-546167-9567215-digital_humanities_et_philosophie_fractaliste.html. (data obrashcheniya 5.01.2016).
4. Dacos M. Manifeste des Digital humanities. 2011. URL: http://tcp.hypotheses.org/411 (data obrashcheniya 5.01.2016).
5. Postneklassicheskie praktiki. Opyt kontseptualizatsii/ V.I. Arshinov, O.N. Astaf'eva (red.). M.: Mir'', 2012. 536 c.
6. Nauki o kul'ture v perspektive «Digital Humanities». Materialy mezhdunarodnoi konferentsii/ Pod red. L.V. Nikiforovoi, N.V. Nikiforovoi. SPb.: Asterion, 2013. 600 s.
7. Khaken G. Mozhem li my primenyat' sinergetiku v naukakh o cheloveke?// Sinergetika i psikhologiya. Teksty. Vyp. 2. Sotsial'nye protsessy. M.: «YaNUS-K», 1999. S. 11-33.
8. Jackson W.J. Heaven’s fractal net: retrieving lost visions in the humanities. Bloomington: Indiana University Press, 2004. 311 p.
9. Urry J. Complexity of the global. Theory, Culture & Society. 2005. Vol. 22, N. 5. P. 235-254.
10. Astaf'eva O.N. Kontseptual'nye osnovaniya kul'turnoi politiki: ot teorii k praktike // Sinergetika: Budushchee mira i Rossii /Malinetskii G.G. (red.). M.: LKI, 2008. S. 194-222.
11. Budanov V.G. Metodologiya ritmokaskadnogo podkhoda// Problemy matematicheskoi istorii: Istoricheskaya rekonstruktsiya, prognozirovanie, metodologiya. M.: «Librokom», 2009. S. 137-153.
12. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Osnovaniya sinergetiki: Sinergeticheskoe mirovidenie. M.: «Librokom», 2010. 272 s.
13. Mandelbrot B. B. The Fractal Geometry of Nature. New York: W.H. Freeman and Company, 1982. 465 p.
14. Feder E. Fraktaly. M.: Mir, 1991. 254 s.
15. Martynovich K.A. Nelineino-dinamicheskaya kartina mira: ontologicheskie smysly i metodologicheskie vozmozhnosti. Avtoreferat diss. …kand. filosof. nauk. Saratov, 2011. 25 s.
16. Khaitun S.D. Ot ergodicheskoi gipotezy k fraktal'noi kartine mira. M.: Komkniga, 2007. 256 c.
17. Downton P.F. Ecopolis – Architecture and Cities for a Changing Climate. Dordrecht: Springer Press, 2008. 607 r.
18. Nikolaeva, E.V. Kontseptual'nyi fraktal v kul'turnykh sistemakh// Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Sotsiologiya. Kul'turologiya». 2013. № 13 (304). S. 68-70.
19. Eglash R. African Fractals: modern computing and indigenous design. New Brunswick, New Jersey and London: Rutgers University Press, 1999. 258 p.
20. Voloshinov A.V. Matematika i iskusstvo. M: Prosveshchenie, 2000. 400 s.
21. Zhukov D.S., Lyamin S.K. Zhivye modeli ushedshego mira: fraktal'naya geometriya istorii. Tambov: Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, 2007. 176 s.
22. Nikolaeva E.V. Fraktaly gorodskoi kul'tury. SPb.: Strata, 2014. 264 s.
23. Nikolaeva E.V. Fraktal'naya dinamika mody// Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2013. № 4(29). S. 26-30.
24. Mandel'brot B., Khadson R.L. (Ne)poslushnye rynki. Fraktal'naya revolyutsiya v finansakh. M.: «Vil'yams», 2006. 400 s.
25. Taylor R. Ph. Nature, chaos and fractals. A new look at Jackson Pollock. Eugene, USA: Fractals Research, 2006. 170 r.
26. Pelipenko A.A., Yakovenko I.G. Kul'tura kak sistema. M.: Yazyki russkoi kul'tury, 1998. 376 s.
27. Isopeskul' O.Yu. Fraktal'naya priroda organizatsionnoi kul'tury// Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. Elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2012, № 11. URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/1638-2012-11-07-07-25-16 (data obrashcheniya 5.01.2016).
28. Shpengler O. Zakat Evropy. Rostov n/D: Feniks, 1993. 640 s.
29. Losev A. F. Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo. M.: Iskusstvo, 1995. 320 s.
30. Tarasenko V.V. Fraktal'naya semiotika: «slepye pyatna», peripetii i uznavaniya. M.: «Librokom», 2009. 232s.
31. N. B. Kirillova Medialogiya kak sintez nauk // Kul'tura i iskusstvo. - 2012. - 6. - C. 71 - 83.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.