Статья 'Религиозная культура как предмет культурологии: опыт типологии' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Религиозная культура как предмет культурологии: опыт типологии

Яркова Елена Николаевна

доктор философских наук, кандидат культурологии

профессор, кафедра философии, Тюменский государственный университет

625003, Россия, г. Тюмень, ул. Семакова, 10

Yarkova Elena Nikolaevna

Professor, the department of Philosophy, Tyumen State University

625003, Russia, Tyumen, Semakova Street 10

mimus.lena@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.2.17135

Дата направления статьи в редакцию:

29-11-2015


Дата публикации:

17-03-2016


Аннотация: Объектом исследования является религиозная культура как одна из форм культуры. В качестве предмета исследования полагаются ценностно-смысловые основания таких выделяемых автором типов религиозной культуры как: традиционализм, утилитаризм, креативизм. Позиционируя религиозную культуру как не редуцируемую к религии неотъемлемую часть культуры человечества, автор эксплицирует разрушительные и созидательные аспекты различных ее типов. В его видении, такие деструктивные явления как религиозный экстремизм, религиозная ксенофобия являются смысловыми атрибутами традиционалистской религиозной культуры, частично они преодолеваются в утилитаризме и «снимаются» в религиозной культуре креативизма. Алгоритм развития религиозной культуры представлен автором как диалектическая триада, где тезис представляет религиозная культура традиционализма, антитезис – религиозная культура утилитаризма и синтез, «снятие» – религиозная культура креативизма. Методология исследования представляет собой синтез таких исследовательских процедур как: метод семантико-аксиологической редукции, в процессе которой исследователь, отсекая внешние, формальные аспекты религиозной культуры, эксплицирует их внутренние содержательные – ценностно-смысловые характеристики; и метод идеального типизирования, направленный на мысленное конструирование моделей религиозной культуры, выступающих как инструменты ее познания. Научная новизна заключается в разработке культурологического подхода к исследованию религиозной культуры, суть которого заключается в его направленности на выявление некоторых всеобщих типов религиозной культуры. Использование в качестве инструмента культурологического анализа сформированной автором типологической триады: традиционализм, утилитаризм, креативизм, позволяет: развенчать широко распространенную тенденцию отнесения таких разрушительных явлений как религиозный экстремизм, религиозная ксенофобия к той или иной исторически-конкретной религии; эксплицировать универсальную для различных религий семантику такого рода разрушительных феноменов; выработать определенные универсальные семантические антидоты, призванные семантически нейтрализовать эти явления. Автор выдвигает идею, согласно которой смысловым антидотом традиционализма является утилитаризм, расшатывающий свойственный традиционализму экстремизм и ксенофобию; полное подавление этих разрушительных феноменов осуществляется в рамках креативизма, снимающего оппозицию традиционализма и утилитаризма.


Ключевые слова:

религиозная культура, религия, культурология, ценности, смыслы, ценностно-смысловая редукция, идеальные типы, традиционализм, утилитаризм, креативизм

Abstract: The object of study is the religious culture as a form of culture. The author examines religious culture as a phenomenon of culture rather, than an epiphenomenon of religion. He allocates such types of religious culture as: traditionalism, utilitarianism, creativism. In his vision of such destructive phenomenon as religious extremism is semantic attribute of traditionalist religious culture. Partially it is overcome in utilitarianism and removed in the religious culture of creativism. Algorithm development of religious culture presented by the author as a dialectic triad, where the thesis is religious culture of traditionalism, antithesis is religious culture of utilitarianism and synthesis is religious culture of creativism.The methodology of research represents a synthesis of such research procedures as: method of semantic and axiological reduction, in which the researcher cutting off external formal aspects of religious culture explicates their internal informative value-semantic characteristics; and method of ideal typing, aiming at the construction of mental models of religious culture, to serve as its tools of cognition.Scientific novelty and originality consists in development of culturology approach to the study of religious culture, aimed at identifying some general types of religious culture. Use as a tool for cultural study generated by the author of the typological triad: traditionalism, utilitarianism, creativism, allows you: to debunk the widespread tendency for categorizing of such destructive phenomenon as religious extremism as attribute of any concrete-historical religion; to identify universal for different religions, the semantics of this destructive phenomenon; to develop certain universal semantic antidotes to semantically neutralized this phenomenon. The author puts forward the idea that semantic antidote traditionalism is utilitarianism, shook traditionalism revived extremism and terrorism, suppressing these destructive phenomena is carried out within the framework of creativism, to eliminate the opposition of traditionalism and utilitarianism.


Библиография
1. Ларин Ю.В. Проблема соотношения религии и культуры//Вопросы культурологии. 2015. № 3. С. 28-32.
2. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 479с.
3. Ленин В.И. Социализм и религия// Сборник произведений В.И. Ленина. М.: Политиздат, 1981. 384с.
4. Arun J. Religion as Culture: Anthropological Critique of de Nobili’s Approach to Religion and Culture//Interculturation of Religion. Critical Perspectives on Robert de Nobili’s Mission in India. Bangalore: Asian Trading Corporation, 2007. p.19-41.
5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 603 c.; Ali T. The Clash of Fundamentalism: Crusade, Jihads and Modernity. London: Verso, 2002. 344 p.; Хитченс К. Бог не любовь: Как религия все отравляет. М.: Альпина нон-фикшн. 2011. 365с.
6. Яблоков Н. Основы теоретического религиоведения. М.: Космополис, 1994. 224с.
7. Мень А. В. Мировая духовная культура. Лекции.//http://www.lib.ru/HRISTIAN/MEN/kultura.txt_with-big-pictures.html.
8. Соловьев В. С. Соч. в 2-х т. Т. 2. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М.: Издательство «Правда», 1989. 735с.
9. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. 376с.
10. Oтто Р. Священное. Об иррациональном в идее сверхъестественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 274с.
11. Кырлежев А. Постсекулярная концептуализация религии. К постановке проблемы//Государство. Религия. Церковь. 2012. №2. С. 52-68.
12. Фромм Э. Психоанализ и религия.//Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. с. 143-221.
13. Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. М.: Канон, 1996. 496с.
14. Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия и политика в современном массовом сознании.//Социологические исследования. 1995. № 11. C. 81–91.
15. Харрис С. Конец веры. Религия, террор и будущее разума. М.: Эксмо, 2011. 488с.
16. См.: Вехи: сборник статей о русской интеллигенции Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, А.С. Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка. М.:Издательство «Новости», 1990. 216с.
17. Butler P. Foreword: Terrorism and Utilitarianism: Lessons from, and for, Criminal Law// Journal of Criminal Law and Criminology. 2002. Vol.93. № 1. рp.1-22.
18. Mill J.S. Nature, the Utility of Religion and Theism. London: Longmans, Green, Reader, and Dyer, 1874. 138 p.
19. Paley W. The Principles of Moral and Political Philosophy. Indianapolis: Liberty Fund, 2002. 481p.
20. Басыров А. Х. Джадидизм: социально-философский анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Уфа, 2009. 17c.
21. Гарнак А. Сущность христианства: 16 лекций. М.: INTRADA, 2001 . 191 с.
22. Цит. по: История и теория атеизма: Учеб. пособие для филос. фак. и отд-ний ун-тов/МГУ им. М. В. Ломоносова; Редкол.: М. П. Новиков (отв. ред.) и др. 3-изд., дораб. М.: «Мысль», 1987. 475с.
23. Post Abu Abdurahman Faruq. The Moderate Religion. Clarification of the Moderate, Balanced Religion Between the Extremes of other Religions and their followers. Makkah Al Mukaramah, 2011. 165p.
24. Porterfield A. Religious Pluralism in Religious Studies// Gods in America: Religious Pluralism in the United States/edited by Charles L. Cohen and Ronald L. Numbers. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 21-42.
25. Kraft J., Basinger D. Religious Tolerance through Humility. Ashgate, 2008. 138p.
26. Яркова Е.Н. Утилитаризм как импульс динамики общества. Круглый стол ученых.//Общественные науки и современность. 1998. №6. С. 51-63.
27. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе. М.: Прогресс, 1965. 296с.
28. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527с.
29. Whitehead А.N. Process and reality. N.-Y.: Macmillan company, 1967. 546 p.
30. Соловьев В. С. Собрание сочинений. Т. 3. СПб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1912. 440 с.
31. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). М.: Издательство Г.А.Лемана и С.И.Сахарова,1916. 385с.
32. Барт К. Церковная догматика. Т. 2. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. 712 с.
33. Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. М. «Российская политическая энциклопедия», 2004. 752с.
34. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 589с.
35. Тиллих П. Цит. изд. С. 226-235.
36. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464с.
37. Е. Б. Рашковский Религия и культура в современной России // Культура и искусство. - 2013. - 1. - C. 21 - 25. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.01.2.
38. Е. Б. Рашковский Религия и культура в современной России // Культура и искусство. - 2013. - 1. - C. 21 - 25. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.01.2.
References
1. Larin Yu.V. Problema sootnosheniya religii i kul'tury//Voprosy kul'turologii. 2015. № 3. S. 28-32.
2. Tillikh P. Izbrannoe: Teologiya kul'tury. M.: Yurist, 1995. 479s.
3. Lenin V.I. Sotsializm i religiya// Sbornik proizvedenii V.I. Lenina. M.: Politizdat, 1981. 384s.
4. Arun J. Religion as Culture: Anthropological Critique of de Nobili’s Approach to Religion and Culture//Interculturation of Religion. Critical Perspectives on Robert de Nobili’s Mission in India. Bangalore: Asian Trading Corporation, 2007. p.19-41.
5. Khantington S. Stolknovenie tsivilizatsii. M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003. 603 c.; Ali T. The Clash of Fundamentalism: Crusade, Jihads and Modernity. London: Verso, 2002. 344 p.; Khitchens K. Bog ne lyubov': Kak religiya vse otravlyaet. M.: Al'pina non-fikshn. 2011. 365s.
6. Yablokov N. Osnovy teoreticheskogo religiovedeniya. M.: Kosmopolis, 1994. 224s.
7. Men' A. V. Mirovaya dukhovnaya kul'tura. Lektsii.//http://www.lib.ru/HRISTIAN/MEN/kultura.txt_with-big-pictures.html.
8. Solov'ev V. S. Soch. v 2-kh t. T. 2. Chteniya o Bogochelovechestve. Filosofskaya publitsistika. M.: Izdatel'stvo «Pravda», 1989. 735s.
9. Pelipenko A.A., Yakovenko I.G. Kul'tura kak sistema. M.: Izdatel'stvo «Yazyki russkoi kul'tury», 1998. 376s.
10. Otto R. Svyashchennoe. Ob irratsional'nom v idee sverkh''estestvennogo i ego sootnoshenii s ratsional'nym. SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2008. 274s.
11. Kyrlezhev A. Postsekulyarnaya kontseptualizatsiya religii. K postanovke problemy//Gosudarstvo. Religiya. Tserkov'. 2012. №2. S. 52-68.
12. Fromm E. Psikhoanaliz i religiya.//Sumerki bogov. M.: Politizdat, 1989. s. 143-221.
13. Klassiki mirovogo religiovedeniya. Antologiya. T.1. M.: Kanon, 1996. 496s.
14. Vorontsova L.M., Filatov S.B., Furman D.E. Religiya i politika v sovremennom massovom soznanii.//Sotsiologicheskie issledovaniya. 1995. № 11. C. 81–91.
15. Kharris S. Konets very. Religiya, terror i budushchee razuma. M.: Eksmo, 2011. 488s.
16. Sm.: Vekhi: sbornik statei o russkoi intelligentsii N.A. Berdyaeva, S.N. Bulgakova, M.O. Gershenzona, A.S. Izgoeva, B.A. Kistyakovskogo, P.B. Struve, S.L. Franka. M.:Izdatel'stvo «Novosti», 1990. 216s.
17. Butler P. Foreword: Terrorism and Utilitarianism: Lessons from, and for, Criminal Law// Journal of Criminal Law and Criminology. 2002. Vol.93. № 1. rp.1-22.
18. Mill J.S. Nature, the Utility of Religion and Theism. London: Longmans, Green, Reader, and Dyer, 1874. 138 p.
19. Paley W. The Principles of Moral and Political Philosophy. Indianapolis: Liberty Fund, 2002. 481p.
20. Basyrov A. Kh. Dzhadidizm: sotsial'no-filosofskii analiz. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filosofskikh nauk. Ufa, 2009. 17c.
21. Garnak A. Sushchnost' khristianstva: 16 lektsii. M.: INTRADA, 2001 . 191 s.
22. Tsit. po: Istoriya i teoriya ateizma: Ucheb. posobie dlya filos. fak. i otd-nii un-tov/MGU im. M. V. Lomonosova; Redkol.: M. P. Novikov (otv. red.) i dr. 3-izd., dorab. M.: «Mysl'», 1987. 475s.
23. Post Abu Abdurahman Faruq. The Moderate Religion. Clarification of the Moderate, Balanced Religion Between the Extremes of other Religions and their followers. Makkah Al Mukaramah, 2011. 165p.
24. Porterfield A. Religious Pluralism in Religious Studies// Gods in America: Religious Pluralism in the United States/edited by Charles L. Cohen and Ronald L. Numbers. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 21-42.
25. Kraft J., Basinger D. Religious Tolerance through Humility. Ashgate, 2008. 138p.
26. Yarkova E.N. Utilitarizm kak impul's dinamiki obshchestva. Kruglyi stol uchenykh.//Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1998. №6. S. 51-63.
27. Teiyar de Sharden P. Fenomen cheloveka: Sb. ocherkov i esse. M.: Progress, 1965. 296s.
28. Yaspers K. Smysl i naznachenie istorii. M.: Politizdat, 1991. 527s.
29. Whitehead A.N. Process and reality. N.-Y.: Macmillan company, 1967. 546 p.
30. Solov'ev V. S. Sobranie sochinenii. T. 3. SPb.: Knigoizdatel'skoe Tovarishchestvo «Prosveshchenie», 1912. 440 s.
31. Berdyaev N.A. Smysl tvorchestva (Opyt opravdaniya cheloveka). M.: Izdatel'stvo G.A.Lemana i S.I.Sakharova,1916. 385s.
32. Bart K. Tserkovnaya dogmatika. T. 2. M.: Bibleisko-bogoslovskii institut sv. apostola Andreya, 2011. 712 s.
33. Bul'tman R. Izbrannoe: Vera i ponimanie. M. «Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya», 2004. 752s.
34. Bulgakov S.N. Dva grada. Issledovanie o prirode obshchestvennykh idealov. SPb. Izdatel'stvo Russkogo Khristianskogo gumanitarnogo instituta, 1997. 589s.
35. Tillikh P. Tsit. izd. S. 226-235.
36. Buber M. Dva obraza very. M.: Respublika, 1995. 464s.
37. E. B. Rashkovskii Religiya i kul'tura v sovremennoi Rossii // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 1. - C. 21 - 25. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.01.2.
38. E. B. Rashkovskii Religiya i kul'tura v sovremennoi Rossii // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 1. - C. 21 - 25. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.01.2.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.