Статья 'Макс Вебер о праве и морали' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Макс Вебер о праве и морали

Палеев Роман Николаевич

доктор юридических наук

доцент, Российская академия адвокатуры и нотариата

105120, Россия, г. Москва, ул. Малый Полуярославский, 3/5

Paleev Roman Nikolaevich

Doctor of Law

Docent, Russian Academy of Advocacy and Notaries

105120, Russia, Moscow, Malyi Polyaroslavsky Street 3/5

okspaleeva@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.2.16804

Дата направления статьи в редакцию:

28-10-2015


Дата публикации:

17-03-2016


Аннотация: Предмет исследования – правовая концепция Макса Вебера. Среди таких классиков социологии, как К. Манхейм, В. Парето, М. Вебер больше других уделил внимание проблемам права и морали. Когда исследователи задумывались над тем, почему капитализм возник на Западе, они пришли к выводу, что всему виной «жажда наживы». Немецкий философ полагал, что «стремление к предпринимательству», к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих — оно свойственно all sorts and conditions of men всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существует какая-либо объективная возможность. Подобные наивные представления о сущности капитализма принадлежат к тем истинам, от которых раз и навсегда следовало бы отказаться ещё на заре изучения истории культуры. Причиной появления капитализма Вебер считал протестантский этос – особый свод моральных представлений, которые связаны с поэтизацией труда, аскезы, нравственной чистоты. В статье применены методы социологии как особой гуманитарной дисциплины. Вместе с тем автор широко использует позиции юриспруденции, выводы философии права. В ряде случае он также опирается на герменевтику. В статье впервые анализируются правовые идеи Вебера в их соотнесённости с моралью. Автор показывает влияние, которое идея профессионального призвания аскетического протестантизма оказала на сферу современной предпринимательской деятельности. Один из главных компонентов современного капиталистического духа и всей современной культуры – рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания – возник (и настоящая работа посвящена доказательству этого) из духа христианской аскезы. Свою основу жизненный уклад современного капитализма находит в этике аскетического протестантизма. Мысль об обязательстве человека по отношению к доверенному ему имуществу, которому он подчинён в качестве управителя или даже своего рода «машины для получения дохода», ложится тяжёлым грузом на всю его жизнь и замораживает её. Чем больше имущество, тем сильнее чувство ответственности за то, чтобы имущество было сохранено в неприкосновенности и увеличено неустанным трудом.


Ключевые слова:

Вебер, мораль, право, правопорядок, аскетизм, социология, целерациональноость, аффекты, экономика, хозяйство

Abstract: The subject of this research is the legal concept of Max Weber, who among such classics of sociology as Karl Mannheim and Vilfredo Pareto, dedicated more attention to the problems of law and morality. When the scholars thought of the reason why capitalism emerged in the West, the came to the conclusion that it is all because of our “greed for gain”. German philosopher believed the “strive for entrepreneurship”, as well as the most financial profit, in its essence has nothing to do with the capitalism. This strive is characteristic to all social groups and professions of all times, and all over the world, where is a slight chance to make more profit. Similar naïve ideas about the essence of capitalism belong to those truths, which should be rejected once and for all back at the initial stage of studying history of culture. According to Weber, the cause of emergence of capitalism is the protestant ethos – a specific code of moral ideas that are connected with poetization of labor, asceticism, and moral purity. The article is first to analyse Weber’s legal ideas and their correlation with morality. The author demonstrates how the ascetic Protestantism affected the modern entrepreneurship. One of the main components of the modern capitalistic spirit and spirit of the entire modern culture – the rational lifestyle based on the idea of professional calling – appeared from the spirit of Christian asceticism.


Библиография
1. Вебер Макс. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М., СПб.: Центр гражданских инициатив, 2012. 656 с.
2. Вебер М. История хозяйства. Город. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. 576 с.
3. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М – НОРМА, 1998. 624 с.
4. Померанц Г.С. Философский комментарий // Померанц Григорий. Следствие ведёт каторжанка. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. 256 с.
5. Буркхардт Якоб. Размышления о всемирной истории. 2-е изд. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 560 с.
6. Вебер Альфред. Избранное: Кризис европейской культуры. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 565 с.
7. Гердер Иоганн Готфрид. Идеи к философии истории человечества. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 760 с.
8. Зиммель Георг. Избранное: Созерцание жизни. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. 392 с.
9. Манхейм Карл. Избранное: Диагноз нашего времени. М.: РАО Говорящая книга, 2010. 744 с.
10. П.С. Гуревич Лгать или не лгать — вот в чем вопрос // Филология: научные исследования. - 2012. - 3. - C. 38 - 56.
11. Пархоменко Р.Н. Россия и Запад: право против морали? // Политика и Общество. - 2014. - 3. - C. 302 - 312. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.3.9497.
References
1. Veber Maks. Izbrannoe: Protestantskaya etika i dukh kapitalizma. M., SPb.: Tsentr grazhdanskikh initsiativ, 2012. 656 s.
2. Veber M. Istoriya khozyaistva. Gorod. M.: Kanon-Press-Ts, Kuchkovo pole, 2001. 576 s.
3. Berman G.Dzh. Zapadnaya traditsiya prava: epokha formirovaniya. 2-e izd. M.: Izd-vo MGU: INFRA-M – NORMA, 1998. 624 s.
4. Pomerants G.S. Filosofskii kommentarii // Pomerants Grigorii. Sledstvie vedet katorzhanka. M., SPb.: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2014. 256 s.
5. Burkkhardt Yakob. Razmyshleniya o vsemirnoi istorii. 2-e izd. M., SPb.: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2013. 560 s.
6. Veber Al'fred. Izbrannoe: Krizis evropeiskoi kul'tury. M., SPb.: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2012. 565 s.
7. Gerder Iogann Gotfrid. Idei k filosofii istorii chelovechestva. M., SPb.: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2013. 760 s.
8. Zimmel' Georg. Izbrannoe: Sozertsanie zhizni. M., SPb.: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2014. 392 s.
9. Mankheim Karl. Izbrannoe: Diagnoz nashego vremeni. M.: RAO Govoryashchaya kniga, 2010. 744 s.
10. P.S. Gurevich Lgat' ili ne lgat' — vot v chem vopros // Filologiya: nauchnye issledovaniya. - 2012. - 3. - C. 38 - 56.
11. Parkhomenko R.N. Rossiya i Zapad: pravo protiv morali? // Politika i Obshchestvo. - 2014. - 3. - C. 302 - 312. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.3.9497.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.