Статья 'Эпистемологические аспекты символики визуального художественного образа' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Эпистемологические аспекты символики визуального художественного образа

Букреева Анна Николаевна

аспирант, кафедра философии, Государственный академический университет гуманитарных наук

119991 Россия, Москва, ул. Волхонка, д. 14/1, стр. 5, комн. 509

Bukreeva Anna Nikolaevna

119991 Russia, Moscow, ul. Volkhonka, d. 14/1, str. 5, komn. 509

anbuka-74@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.12.11374

Дата направления статьи в редакцию:

15-01-2015


Дата публикации:

29-01-2015


Аннотация: Предметом исследования является понимание и интерпретация визуального художественного образа. Художественный образ рассматривается как наделенный смысловыми характеристиками, которые изменяются в зависимости от многих условий и культурно-исторических факторов. Показано что смысл одного и того же художественного образа воспринимается по-разному в разных культурах и у разных народов. Рассмотрены такие традиционные символы и знаки, которые наиболее характерны для древнейших цивилизаций (рука, ладонь) и показано, как эволюционировало представление о характере и адресате знака в исторической парадигме. Изменение символического смысла такого рода образов предполагает использование определенных подходов к пониманию феномена изменения смысла. Это влечет за собой использование такой методологии и таких конкретных методов, которые адекватны объекту нашего исследования (художественного образа). Одним из аспектов исследования является соотношение символа и знака, образа и смысла, рассмотрение эпистемологических условий указанного соотношения (треугольник Ричардсона). Исследование опирается на герменевтический подход к анализу смысла художественного образа и при этом сочетает в себе традиционный культурно-исторический анализ с эпистемологическим взглядом на конкретные, исторические сложившиеся образы культуры разных народов. Наряду с этим в статье используется оценка символов с точки зрения конкретного вероучения. Тем самым прослеживается связь между мифологическим и религиозным понимаем тех или иных конкретных образов. Анализируется древнерусская икона, выделяются ее параметры и определяется ее принадлежность к конкретной художественной школе иконописи (Новгородская школа). Рассматривая особенности творчества в сфере искусства, автор приходит к выводу, что объекты культуры, в особенности такие, где обнаруживается множественность смыслов, предполагает участие эпистемологического анализа, применяемого непосредственно к творчеству. Показано, что существует взаимосвязь между символом и художественным образом, между содержанием визуального образа и тем смыслом, который этот образ передает, транслируя как «скрытые» смыслы, так и элементы того знания, которое характерно для данного художника и конкретного исторического времени. Смысловая характеристика художественных образов предполагает участие герменевтического подхода, благодаря которому мы различаем истинный смысл в буквально воспринимаемом сюжете картины (в образе, тексте), обнаруживая то эпистемологическое содержание, которое «скрыто» или слабо проявлено. Автор приходит к выводу, что понимание смысла конкретных образов, знаков, символов, контекстов связано с задачей их интерпретации, что, как раз и создает целостный визуальный образ самого произведения искусства. Поскольку художественное творчество, так или иначе, связано с созданием художественных образов, то и сам художественный образ всегда является носителем определенного смысла (исторического, традиционно-культурного, семантического, мистического, символического и т.д.).


Ключевые слова:

образ, символ, знак, смысл, «управляющее понятие», контекст, интерпретация, творчество, познание, философская герменевтика

Библиография
1. Аверинцев С. Собрание сочинений. София-Логос. Словарь. К.: ДУХ I ЛIТЕРА, 2006.
2. Бердяев Н.А Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М.: АСТ: Астрель, 2011.
3. Спирова Э.М. Философско-антропологическое содержание символа. М.: «Канон + РООИ» РООИ «Реабилитация», 2012.
4. Тондл Л. Проблемы семантики. М.: Прогресс, 1975.
5. Флоренский П. Иконостас. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014.
6. Шульга Е.Н. Понимание и интерпретация. М.: Наука, 2008.
7. Шульга Е.Н. Художественный образ как объект когнитивной герменевтики // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Иваново, 2013
8. Э.М. Спирова Феномен символа в истолковании человека // Философия и культура.-2012.-2.-C. 42-50.
9. А.М. Ковальчук Символ и символизация: статичность явления, динамичность процесса // Философия и культура.-2013.-9.-C. 1281-1287. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.9.9284.
10. Серов Н.В. Логика оформления цветовых образов // NB: Культуры и искусства.-2012.-2.-C. 106-176. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_251.html
11. И. И. Филиппова Поздние произведения А. А. Пластова: образы и смыслы // Культура и искусство.-2013.-4.-C. 446-452. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.4.9203.
12. Е.А. Попов. Метатеория русского модернизма: общественная ситуация и искусство ХХ века. // Философия и культура.-2013.-№ 2.-C. 219-225. DOI: .10.7256/1999-2793.2013.09.9.
13. Н. А. Хренов. Символизм в истории становления альтернативной культуры. // Культура и искусство.-2012.-№ 5.-C. 82-95.
14. Н. Е. Самохина. Философский символизм живописного творчества Н.К. Рериха. // Культура и искусство.-2012.-№ 4.-C. 67-74.
15. И.А. Недугова. Искусство, порождающее миф самого себя. // Философия и культура.-2012.-№ 6.-C. 119-127.
16. Н. А. Хренов. Символизм на фоне надлома империи. // Культура и искусство.-2012.-№ 3.-C. 83-91.
References
1. Averintsev S. Sobranie sochinenii. Sofiya-Logos. Slovar'. K.: DUKh I LITERA, 2006.
2. Berdyaev N.A Smysl tvorchestva: Opyt opravdaniya cheloveka. M.: AST: Astrel', 2011.
3. Spirova E.M. Filosofsko-antropologicheskoe soderzhanie simvola. M.: «Kanon + ROOI» ROOI «Reabilitatsiya», 2012.
4. Tondl L. Problemy semantiki. M.: Progress, 1975.
5. Florenskii P. Ikonostas. SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2014.
6. Shul'ga E.N. Ponimanie i interpretatsiya. M.: Nauka, 2008.
7. Shul'ga E.N. Khudozhestvennyi obraz kak ob''ekt kognitivnoi germenevtiki // Aktual'nye problemy sovremennoi kognitivnoi nauki. Ivanovo, 2013
8. E.M. Spirova Fenomen simvola v istolkovanii cheloveka // Filosofiya i kul'tura.-2012.-2.-C. 42-50.
9. A.M. Koval'chuk Simvol i simvolizatsiya: statichnost' yavleniya, dinamichnost' protsessa // Filosofiya i kul'tura.-2013.-9.-C. 1281-1287. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.9.9284.
10. Serov N.V. Logika oformleniya tsvetovykh obrazov // NB: Kul'tury i iskusstva.-2012.-2.-C. 106-176. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_251.html
11. I. I. Filippova Pozdnie proizvedeniya A. A. Plastova: obrazy i smysly // Kul'tura i iskusstvo.-2013.-4.-C. 446-452. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.4.9203.
12. E.A. Popov. Metateoriya russkogo modernizma: obshchestvennaya situatsiya i iskusstvo KhKh veka. // Filosofiya i kul'tura.-2013.-№ 2.-C. 219-225. DOI: .10.7256/1999-2793.2013.09.9.
13. N. A. Khrenov. Simvolizm v istorii stanovleniya al'ternativnoi kul'tury. // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-№ 5.-C. 82-95.
14. N. E. Samokhina. Filosofskii simvolizm zhivopisnogo tvorchestva N.K. Rerikha. // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-№ 4.-C. 67-74.
15. I.A. Nedugova. Iskusstvo, porozhdayushchee mif samogo sebya. // Filosofiya i kul'tura.-2012.-№ 6.-C. 119-127.
16. N. A. Khrenov. Simvolizm na fone nadloma imperii. // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-№ 3.-C. 83-91.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.