Статья ' Циклическое время в структуре кинематографического произведения ' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Циклическое время в структуре кинематографического произведения

Мариевская Наталья Евгеньевна

доктор искусствоведения

профессор, кафедра драматургии кино, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова»

129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 3

Marievskaya Natalia Evgenievna

Doctor of Art History

129226, Russia, g. Moscow, ul. Vil'gel'ma Pika, 3

marievsk@rambler.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.10.11308

Дата направления статьи в редакцию:

16-10-2014


Дата публикации:

30-10-2014


Аннотация: Предметом исследования является временная форма кинематографического произведения. Художественное время рассматривается как предмет синтеза, как рабочий материл создания фильма. В статье делается вывод о необходимом включении циклического времени в структуру сюжетного произведения, источником своего внутреннего движения имеющим конфликт, проходящий три фазы: завязку, развитие (вплоть до кульминации) и развязку. Показано, что при доминировании в сюжете циклического времени возникает обобщение близкое к тому, с которым имеет дело мифологическое сознание: чувственно конкретное превращается в знак. Для формирования концепции художественного времени наиболее плодотворными оказались идеи Августина Аврелия и П. А. Флоренского. Впервые в теории кино художественное время рассматривается как предмет синтеза, как рабочий материл создания кинематографического произведения. В статье показано сюжетообразующее значение циклической формы времени, задающей общий контур произведения. Сама цикличность рассматривается как результат разрешения в сознании человека глубинных противоречий бытия. Понимание роли циклическокго времени в структуре фильма позволили иначе взглянуть на понятие перипетии и сюжетной схемы.


Ключевые слова:

художественное время, циклическое время, теория драматургии, сюжет, сюжетная схема, перипетия, кинематографиеское произведение, вечность, нелинейное время, динамический процесс

Библиография
1. Аристотель. Поэтика. Риторика / Пер. с др. – греч. В Аппельрота. П. Платоновой. СПб.:Издательский дом
2. «Азбука-Классика», 2008. С.38.
3. Бердяев Н. А. цит. По кн. В кн. Русская историософия. Антология. М.: РОСПЭН. 2006. С. 416.
4. Вышегородцева О. В. Отрицание отрицания. // Новая Философская энциклопедия:. В 4т./Ит-т философии РАН, Нац. общ.-наун. фонд; Научн. ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2010. С. 180.
5. Индик У. Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете / Уильм Индик; Пер с англ. – М. : Альпина нон-фикшн, 2014. С.225-238.
6. Макки Р. История на миллион долларов. Мастер класс для сценаристов, писателей и не только / Пер с англ. М.: Альпина нон-фикшн. 2008. С. 322.
7. Павленко А. Н. Космос. Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Ин-т философии РАН, Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, М: Мысль. 2010. С. 315.
8. Пантин В. И. Цикличности теории. Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Ин-т философии РАН, Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, М: Мысль. 2010. С. 335.
9. По Э. А. «Эврика». Серия: Антология мудрости, М: Эксмо, 2008. С. 11.
10. Руднев В. П. Введение в шизореальность. М. : Аграф, 2011. С.182.
11. Шкловский В. Б. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стилдя // В. Б. О теории прозы. М.,1983. С. 26
12. Кофман А.Ф. Художественное пространство и время в драмах Чехова "Чайка", "Три сестры", "Вишневый сад". // Культура и искусство.-2013.-5.-C. 516-524. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.5.9350.
13. В.Н. Зима Парменид и статическая концепция времени // Философия и культура.-2013.-6.-C. 756-765. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.6.8058.
14. Ханолайнен Д.П. Эстетика воспроизводимого в современном искусстве // Философия и культура.-2013.-11.-C. 1598-1606. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.11.9658.
15. Березина Т.Н. Вероятностные представления времени // NB: Философские исследования.-2013.-11.-C. 50-80. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.11.9096. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_9096.html
16. Розин В.М. Метаморфозы и структура понятия «пространство» // NB: Философские исследования.-2013.-6.-C. 68-95. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.411. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_411.html.
17. Андреев И.Л.. МОЗГ, ВРЕМЯ, ВЛАСТЬ: эволюция виртуальной реальности в реальную виртуальность. // Психология и Психотехника.-2013.-№ 12.-C. 1178-1190. DOI: .10.7256/2070-8955.2013.12.10051.
18. В.М. Розин. Понятие «пространство» в пространстве культуры и науки. // Философия и культура.-2013.-№ 8.-C. 1164-1173. DOI: .10.7256/1999-2793.2013.8.8567.
19. В. П. Руднев. К проблеме семиотики «зеркала»: воздействие и странные объекты в кинематографе. // Культура и искусство.-2013.-№ 3.-C. 247-254. DOI: .10.7256/2222-1956.2013.03.1.
20. С.С. Севастьянова. Время и пространство в экраном музыкальном театре. // Философия и культура.-2013.-№ 2.-C. 197-209. DOI: .10.7256/1999-2793.2013.02.7.
21. М.А. Солоненко. Многоуровневый темпоральный мир и многообразие способов восприятия времени (Когнитивно-эволюционный подход к восприятию времени в творчестве). // Философия и культура.-2012.-№ 11.-C. 98-108.
22. М.С. Моркин. Метафизика времени в жизни сознания. // Философия и культура.-2012.-№ 1.-C. 30-37.
References
1. Aristotel'. Poetika. Ritorika / Per. s dr. – grech. V Appel'rota. P. Platonovoi. SPb.:Izdatel'skii dom
2. «Azbuka-Klassika», 2008. S.38.
3. Berdyaev N. A. tsit. Po kn. V kn. Russkaya istoriosofiya. Antologiya. M.: ROSPEN. 2006. S. 416.
4. Vyshegorodtseva O. V. Otritsanie otritsaniya. // Novaya Filosofskaya entsiklopediya:. V 4t./It-t filosofii RAN, Nats. obshch.-naun. fond; Nauchn. red. sovet: preds. V.S. Stepin. – M.: Mysl', 2010. S. 180.
5. Indik U. Psikhologiya dlya stsenaristov: Postroenie konflikta v syuzhete / Uil'm Indik; Per s angl. – M. : Al'pina non-fikshn, 2014. S.225-238.
6. Makki R. Istoriya na million dollarov. Master klass dlya stsenaristov, pisatelei i ne tol'ko / Per s angl. M.: Al'pina non-fikshn. 2008. S. 322.
7. Pavlenko A. N. Kosmos. Novaya filosofskaya entsiklopediya: V 4 t./ In-t filosofii RAN, Nauchno-red. sovet: preds. V.S. Stepin, M: Mysl'. 2010. S. 315.
8. Pantin V. I. Tsiklichnosti teorii. Novaya filosofskaya entsiklopediya: V 4 t./ In-t filosofii RAN, Nauchno-red. sovet: preds. V.S. Stepin, M: Mysl'. 2010. S. 335.
9. Po E. A. «Evrika». Seriya: Antologiya mudrosti, M: Eksmo, 2008. S. 11.
10. Rudnev V. P. Vvedenie v shizoreal'nost'. M. : Agraf, 2011. S.182.
11. Shklovskii V. B. Svyaz' priemov syuzhetoslozheniya s obshchimi priemami stildya // V. B. O teorii prozy. M.,1983. S. 26
12. Kofman A.F. Khudozhestvennoe prostranstvo i vremya v dramakh Chekhova "Chaika", "Tri sestry", "Vishnevyi sad". // Kul'tura i iskusstvo.-2013.-5.-C. 516-524. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.5.9350.
13. V.N. Zima Parmenid i staticheskaya kontseptsiya vremeni // Filosofiya i kul'tura.-2013.-6.-C. 756-765. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.6.8058.
14. Khanolainen D.P. Estetika vosproizvodimogo v sovremennom iskusstve // Filosofiya i kul'tura.-2013.-11.-C. 1598-1606. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.11.9658.
15. Berezina T.N. Veroyatnostnye predstavleniya vremeni // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-11.-C. 50-80. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.11.9096. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_9096.html
16. Rozin V.M. Metamorfozy i struktura ponyatiya «prostranstvo» // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-6.-C. 68-95. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.411. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_411.html.
17. Andreev I.L.. MOZG, VREMYa, VLAST'': evolyutsiya virtual'noi real'nosti v real'nuyu virtual'nost'. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2013.-№ 12.-C. 1178-1190. DOI: .10.7256/2070-8955.2013.12.10051.
18. V.M. Rozin. Ponyatie «prostranstvo» v prostranstve kul'tury i nauki. // Filosofiya i kul'tura.-2013.-№ 8.-C. 1164-1173. DOI: .10.7256/1999-2793.2013.8.8567.
19. V. P. Rudnev. K probleme semiotiki «zerkala»: vozdeistvie i strannye ob''ekty v kinematografe. // Kul'tura i iskusstvo.-2013.-№ 3.-C. 247-254. DOI: .10.7256/2222-1956.2013.03.1.
20. S.S. Sevast'yanova. Vremya i prostranstvo v ekranom muzykal'nom teatre. // Filosofiya i kul'tura.-2013.-№ 2.-C. 197-209. DOI: .10.7256/1999-2793.2013.02.7.
21. M.A. Solonenko. Mnogourovnevyi temporal'nyi mir i mnogoobrazie sposobov vospriyatiya vremeni (Kognitivno-evolyutsionnyi podkhod k vospriyatiyu vremeni v tvorchestve). // Filosofiya i kul'tura.-2012.-№ 11.-C. 98-108.
22. M.S. Morkin. Metafizika vremeni v zhizni soznaniya. // Filosofiya i kul'tura.-2012.-№ 1.-C. 30-37.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.