|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Прись И.Е.
„Смысл есть употребление“
// Философия и культура.
2014. № 1.
С. 40-48.
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.1.10509 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=10509
„Смысл есть употребление“
Прись Игорь Евгеньевич
кандидат философских наук, кандидат физико-математических наук
старший научный сотрудник, Институт философии
220012, Беларусь, г. Минск, ул. Сурганова, 1, оф. 810
Pris Francois-Igor
Senior Researcher, Institute of Philosophy
220012, Belarus, g. Minsk, ul. Surganova, 1, of. 810
|
frigpr@gmail.com
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.1.10509
Дата направления статьи в редакцию:
18-12-1969
Дата публикации:
1-0.444444444444-2014
Аннотация:
Теоретизация философии Виттгенштайна в терминах естественных нормативных практик - языковых игр и форм жизни - сближает её с нормативным прагматизмом Хайдеггера. В частности, Хайдеггер тоже отводит фундаментальную роль понятию «употребление». Французский философ Жослин Бенуаст, однако, оспаривает глубинный характер аналогии между понятиями употребления у Виттгенштайна и Хайдеггера. В данной статье я возвращаюсь к вопросу об этой аналогии, а также пытаюсь прояснить возможна ли вообще теоретизация виттгенштайновского понятия употребления. Исследование проводится при помощи синтеза герменевтического и аналитического методов анализа текстов Хайдеггера и Виттгенштайна в контексте достижений современной аналитической философии и, в частности, аналитического прагматизма. В статье делается попытка более тесного сближения философий Виттгенштайна и Хайдеггера в рамках нормативного прагматизма и натурализма. Предлагается аналитическая интерпретация некоторых виттгенштайновских понятий (правила, употребления, семейного сходства, аспекта и других). В статье утверждается, что философия Виттгенштайна содержит имплицитную метафизику, которую Хайдеггер делает эксплицитной.
Ключевые слова:
употребление, смысл, языковая игра, Дазайн, Виттгенштайн, Хайдеггер, прагматизм, натурализм, аспект, правило
Библиография
1. Benoist J. Le mythe de l’usage // Les Etudes philosophiques. 2010. N 4. 3. с. 417-432.
2. Benoist J. Concepts. Paris: Les éditions CERF, 2010/2011.
3. Benoist J. Eléments de philosophie réaliste. Paris: Vrin, 2011.
4. Benoist J. Making Ontology Sensitive // Cont. Philos. Rev. 2012. 45, с. 411-424.
5. Brandom R. 2002. Tales of the Mighty Dead. Cambridge: Harvard, 2002.
6. Brandom R. 2008. Between Saying and Doing. Oxford UP, 2008.
7. Brandom R. Reason in Philosophy. Animating Ideas. Harvard UP, 2009.
8. Brandom R. Perspectives on Pragmatism. Harvard UP, 2011.
9. Bridges J. Wittgenstein’s contextualism //Wittgenstein’s Philosophical Investigations. A Critical Guide/ Ed. By Arif Ahmed. Cambridge UP. 2010.
10. Haugeland J. 2005. Reading Brandom Reading Heidegger // European Journal of Philosophy. 13:3, с. 421-428.
11. Heidegger M. Sein und Zeit. Max Niemeyer Verlag, Tübingen, 2006.
12. Хайдеггер М. Бытие и время. (Пер. В. В. Бибихина) Санкт-Петербург: Наука, 2006.
13. Heidegger M. Etre et temps. (Traduction par Emmanuel Martineau.) Edition numérique Hors-Commerce, 1985.
14. Heidegger M. Being and Time. (Tr. By John Macquarrie and Edward Robinsom.) Blackwell, 2001 (первое издание 1962).
15. Rouse J. How Scientific Practices Matter. Chicago: Chicago, 2002.
16. Rouse J. (ed.) John Heugeland, Dasein Disclosed: John Haugeland’s Heidegger. Harvard University Press. 2013
17. Wittgenstein L. Philosophische Untersuchungen. 1953. (PU) Виттгенштайн Л. Философские исследования. (ФИ)
18. Wittgenstein L. The Blue Book. (BB
References
1. Benoist J. Le mythe de l’usage // Les Etudes philosophiques. 2010. N 4. 3. s. 417-432.
2. Benoist J. Concepts. Paris: Les éditions CERF, 2010/2011.
3. Benoist J. Eléments de philosophie réaliste. Paris: Vrin, 2011.
4. Benoist J. Making Ontology Sensitive // Cont. Philos. Rev. 2012. 45, s. 411-424.
5. Brandom R. 2002. Tales of the Mighty Dead. Cambridge: Harvard, 2002.
6. Brandom R. 2008. Between Saying and Doing. Oxford UP, 2008.
7. Brandom R. Reason in Philosophy. Animating Ideas. Harvard UP, 2009.
8. Brandom R. Perspectives on Pragmatism. Harvard UP, 2011.
9. Bridges J. Wittgenstein’s contextualism //Wittgenstein’s Philosophical Investigations. A Critical Guide/ Ed. By Arif Ahmed. Cambridge UP. 2010.
10. Haugeland J. 2005. Reading Brandom Reading Heidegger // European Journal of Philosophy. 13:3, s. 421-428.
11. Heidegger M. Sein und Zeit. Max Niemeyer Verlag, Tübingen, 2006.
12. Khaidegger M. Bytie i vremya. (Per. V. V. Bibikhina) Sankt-Peterburg: Nauka, 2006.
13. Heidegger M. Etre et temps. (Traduction par Emmanuel Martineau.) Edition numérique Hors-Commerce, 1985.
14. Heidegger M. Being and Time. (Tr. By John Macquarrie and Edward Robinsom.) Blackwell, 2001 (pervoe izdanie 1962).
15. Rouse J. How Scientific Practices Matter. Chicago: Chicago, 2002.
16. Rouse J. (ed.) John Heugeland, Dasein Disclosed: John Haugeland’s Heidegger. Harvard University Press. 2013
17. Wittgenstein L. Philosophische Untersuchungen. 1953. (PU) Vittgenshtain L. Filosofskie issledovaniya. (FI)
18. Wittgenstein L. The Blue Book. (BB
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|