Litera - рубрика Постмодернизм
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Постмодернизм"
Постмодернизм
Ларионов Д.В. - "Гендерный ландшафт" актуальной русской поэзии в контексте поэтологии: "женское письмо" Анны Альчук, Марины Тёмкиной, Галины Рымбу и Оксаны Васякиной c. 58-65

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.6.31357

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению творчества четырех известных современных поэтесс: Анны Альчук (1955-2008), Марины Тёмкиной (1947), Галины Рымбу (1990) и Оксаны Васякиной (1992). Принадлежа к разным поколениям, рассматриваемые авторы, тем не менее, обнаруживают значимые сближения, на которые указывается в статье. Предметом данной статьи является гендерная проблематика в поэтических текстах Альчук, Тёмкиной, Рымбу и Васякиной, которая обсуждается в более широком контексте изменений, происходящих в современном литературном процессе. Методология статьи носит междисциплинарный характер: наряду с литературоведческим подходом к поэтическим текстам Альчук, Тёмкиной, Рымбу и Васякиной, имеем место обращение к элементам гендерного анализа. Новизна исследования заключается в параллельном рассмотрении творчества авторов, которые до этого рассматривались в научных исследований отдельно или не рассматривались вовсе. При анализе гендерной проблематики в поэтических текстах Анны Альчук, Марины Тёмкиной, Галины Рымбу и Оксаны Васякиной, было обнаружено, что у более молодых поэтесс более явно прослеживается связь между поэтическим творчеством и политической ангажированностью.
Новиков А.В. - «Дом листьев» и проблема постмодернистского хронотопа. c. 164-174

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.6.38300

EDN: PCEQBC

Аннотация: В данной статье объектом исследования является роман Марка Z. Данилевского «Дом листьев» в контексте постмодернизма. Предметом исследования послужил феномен хронотопа в романе Марка Z. Данилевского «Дом листьев». Особое внимание уделено культурно-историческому анализу постмодернистского контекста и принадлежности к нему романа Данилевского. Дан общий срез состояния социокультурной среды с момента выхода произведения по настоящее время. Произведен анализ публикаций зарубежных исследователей, уже обращавшихся к данной теме, и проведен анализ их взглядов на пространственно-временные черты романа Данилевского. Отдельно выделены и описаны характерные особенности теорий постмодернизма, которые оформились в эпоху постмодерна в их взаимосвязи с романом «Дом листьев». Посредством компаративного анализа, обращенного к зарубежным исследованиям в области философии, а также к посвященным «Дому листьев» литературно-критическим работам, сформулирован опосредованный вывод о категориях пространства-времени в романе. Описаны связанные с данными категориями свойства повествования «Дома листьев»: наслоение, пересечение и взаимодействие различных повествовательных уровней романа. На основе изучения особенностей хронотопа «Дома листьев» установлены доминанты, в соответствии с которыми роман можно отнести к течению постмодернизма. Научная новизна заключается в описании повествовательной стратегии автора, приведшей к созданию хронотопа оригинального типа. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о будущем романов, фундированных на хронотопе описанного в статье вида.
Петрусева Н.А. - О двух тенденциях Новой музыки c. 177-233

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10184

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению двух антагонистических движений музыкальной современности — постсериального модернизма и экспериментального постмодернизма. Рассмотрен объем понятий «современная музыка», музыка «нового времени», проблема генезиса, формирования и развития концепции общего сериализма, современный дискурс об исследовании композиций постсериализма, легитимирующие особенности культуры и идеологии IRCAM. Тенденции постмодернизма представлены рядом феноменов: концепция неограниченной алеаторики, искусство взаимодействия и концептуальное искусство Дж. Кейджа, «новая простота» американских композиторов, кризис субъективности и веры в прогресс, «инклюзивная композиция» В. Рима, «состояние постмодернизма» Лиотара, последователи информационной теории и «графисты», манифест «Хартия молодежи» К. Штокхаузена. Актуальность рассмотрения трех концептов музыкального языка обусловлена тем, что тональная система перестала быть унифицирующим принципом, общим кодом для различных эстетик и техник. Переосмысление основ новой музыки в текстах Т. Адорно, П. Булеза, К. Штокхаузена (и др.) изменяет искусство восприятия и слушания, предполагает «освобожденное восприятие» (Х. Лахенман). Показано продуктивное взаимодействие понятий, являющихся бесплодными тогда, когда они разъединены или только вступают в антагонистическое противоречие друг с другом.
Безруков А.Н. - Эсхатология прозы Виктора Пелевина c. 208-215

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.2.26494

Аннотация: Предметом специального исследования данной статьи является эсхатологический характер текстов одного из видных представителей русского постмодернизма – Виктора Пелевина. Анализ малой прозы осуществлен с позиций герменевтики и рецептивной эстетики. В текстах Виктора Пелевина наличествует достаточно большое количество примет, схожих с обязательным стандартом представлений о конце жизни, финале судьбы персонажа/образа, находящегося на грани перехода от буквального существования в наличной действительности к новой форме бытования. Для автора жизнь на грани есть способ манифестировать экзистенцию в новый оборот восприятия. Данный подход к оценке прозы В. Пелевина еще не был предпринят в современной литературной критике. Методология работы базируется на критериях сравнительно-сопоставительного, структурного анализа, принципах компаративистики и рецептивной эстетики. Особое внимание в статье уделяется способам организации художественного пространства и времени, приемам объективации линии жизни, верификации условного эпистемологического финала. Актуальность вопроса объясняется тем, что принципы эсхатологической поэтики являются ключом к пониманию крупных повествовательных форм указанного автора. В работе сделан вывод, что эстетический эффект малой прозы заключается в постоянном приращении коннотативных рядов, в отсылках к мировой классической литературе, трансформации сюжетных ходов, эпистемологическом стандарте образов, верификации значений. Стиль малой прозы Виктора Пелевина сочетает в себе постмодернистские правила организации художественного текста и классическую эсхатологическую традицию.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.