Litera - рубрика Мифы и мифологемы
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Мифы и мифологемы"
Мифы и мифологемы
Мелков Ю.А. - "Роза мира" как проблема философской мысли c. 34-71

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.4.10999

Аннотация: Творчество Даниила Леонидовича Андреева - уникальный феномен русской, да и не только русской культуры ХХ века. В настоящее время его исследование, как правило, либо ограничивается филологической стороной вопроса, либо же служит предметом изучения как одна из форм религиозного творчества в духе «New Age». Однако только философский анализ может обеспечить целостное и содержательное рассмотрение «Розы мира» как проекта, который включает в себя одновременно и литературный, и профестический, и социально-политический аспекты. Философия практически не располагает методологией исследования мистического (или псевдомистического) опыта, однако, в статье применяется рациональныйи герменевтический подход к изучению "Розы мира". Творчество Даниила Андреева вполне способно выступать предметом разнопланового философского анализа. Сама идея «Розы мира» как грядущей интеррелигии способна предстать перед современным исследователем как самоопровергающееся пророчество, как подробное описание такого пути коэволюции мира и человека, которому ещё полстолетия назад был предпочтён путь альтернативный. Поэтическое увлечение автора несбывшимися социально-утопическими проектами должно служить не поводом для дискредитации его мистического опыта, какой несовершенной бы ни была предпринятая им вербализация этого опыта, но побуждением как для серьёзного философского исследования трансфизических и метаисторических идей Д. Л. Андреева, так и вообще – для изучения сущности мистицизма, путей концептуализации теодицеи и обретения ответа на потребность осуществления оптимального обустройства общества ХХІ века.
Криницын А.Б. - Миф о жертве в поздних романах Ф.М. Достоевского c. 56-70

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.2.19126

Аннотация: В статье говорится о наличии в романах Достоевского мифологических сквозных сюжетов. Выявляется специфика персональных мифов в позднем романном творчестве Достоевского, обусловленная характером идей, выдвигаемых как автором, так и его героями. Прослеживается миф о жертве, центральный для таких романов «пятикнижия», как «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». В большинстве из указанных романов жертвенный миф встречается сразу в нескольких сюжетных вариантах: оказывается, что спасение мира через жертву мыслят как герои – носители идеи богочеловечества, так и носители идеи человекобожества. Методами исследования, использованными в данной работе, являются историко-культурный, герменевтический, сравнительно-исторический и сравнительно-типологический, с привлечением данных мифопоэтики. Основными итогами исследования является определение специфики мифотворчества в поздних романах Ф.М. Достоевского при задействовании ведущих современных концепций мифа, с итоговой формулировкой мифа в "пятикнижии" Достоевского. Также целью работы стало детальное рассмотрение мифа о жертве в романах "пятикнижия". Прослеживается его амбивалентность философского смысла жертвенного мифологического сюжета, обуславливающая, в свою очередь, многоплановость поэтики и идейно-художественной системы каждого романа в целом.
Гуревич П.С. - Судьбы мистицизма c. 72-99

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.4.11030

Аннотация: Что ждет мистицизм в будущем? Как сложатся его судьбы? Эти вопросы активно обсуждаются в современной литературе. Дискуссии охватывают широкий круг проблем – о преображении науки, об изменении облика культуры, о перспективах человечества. Некоторые исследователи, их не так много, полагают, что мода на мистицизм преходяща, она уже идет на спад. Другие, напротив, убеждены в том, что мистическая волна будет крепнуть, расширяться. Есть и такие теоретики, которые считают, что в хаосе современных мистических брожений вызревает новое мировоззрение, сознание будущего. Прежде чем осветить эти аспекты, попытаемся суммарно изложить основные направления современного мистицизма. Какие психологические потребности он обслуживает? Чем прельщает людей? Автор использует метод феноменологического анализа, который позволяет выявить исторические предпосылки и психологические корни мистики в современном мире. Новизна постановки проблемы состоит в рассмотрении вопроса какова будущность мистики. Автор размышляет о том, в каких формах мистицизм сохраняет себя в современном мире, показывая, что данный феномен в XXI веке вовсе не ослабевает. Достижения науки не устраняют мистицизм автоматически. Напротив, они нередко провоцируют те или иные поветрия.
Спалек О.Н. - Национальные стереотипы в свете польской фразеологии и современных социологических исследований c. 91-99

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.1.25593

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является изучение польских национальных авто- и гетеростереотипов. Стереотипы являются существенным составляющим элементом культурного кода коммуникативной группы в определенный период времени и представляют собой основу ментальной картины мира. Осмысление самоидентичности неизбежно приводит к противопоставлению себя «чужим»: представителям других языковых коллективов, национальностей и рас. Именно поэтому во фразеологии зачастую вербализуются стереотипы о других народах. Основой возникновения подобных устойчивых представлений послужили особенности культуры, традиций, вероисповедания, социальной и хозяйственной жизни определенной этнической группы. В исследовании проводится сопоставление зафиксированных во фразеологии устойчивых представлений и полученных в ходе социологических исследований данных о авто- и гетеростереотипах, существующих в современном польском обществе. Научная новизна данной статьи заключается в определении сходств и различий национальных стереотипов, зафиксированных в польских фразеологических единицах (ФЕ), содержащих хоронимы и этнонимы, и выявленных в ходе недавних польских социологических опросов. В ходе исследования было установлено, что устойчивые представления, отраженные во фразеологии, зачастую не совпадают с современными стереотипами. Последние же со временем могут претерпевать изменения, терять актуальность и замещаться новыми.
Пархоменко Р.Н. - Эволюция романтизма в Германии: от литературы к политической мысли c. 94-121

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.1.15783

Аннотация: Предметом исследования является изучение эволюции течения романтизма в германской литературе и философии, показаны основные особенности и характеристики романтизма, которые проявились в ходе развития романтизма. Особое внимание уделяется специфике типично германского романтизма как выразителя основных черт германского менталитета и национального духа. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияние романтизма в литературе и искусстве на политическую мысль Германии, а также романтизм в практической политике, повлиявший на развитие течения консерватизма. Методологией исследования является обращение к наследию германского романтизма - автор имел возможность долгое время работать в различных университетах и библиотеках в Германии. Основными выводами проведенного исследования является мысль о том, что использование понятий национализма и политической мифологии вкупе с такими «метафизическими» понятиями как дух, почва, раса, судьба, история, возрождение раскрывают теоретическую сущность и практический потенциал течения романтизма в Германии, прошедшего эволюцию от литературы к политике.
Климков О.С. - Философское осмысление религии в трудах Вл. Соловьева c. 94-102

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24817

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является философия религии В.С Соловьева, представленная в общем контексте его философии. Особое внимание уделено концепции религиозного сознания, разработанной им в труде "Чтения о Богочеловечестве" и ряде других работ. Исследуется базовая предпосылка построения его философии религии, состоящая в предположении, что религиозная вера и религиозный опыт требуют необходимого дополнения в виде религиозного мышления. Причем данное мышление призвано стать частью культурного опыта как верующих, так и неверующих людей. Используя феноменологический и историко-аналитический метод, автор исследует центральную проблему принципиальной возможности философского постижения религиозных феноменов. Основными выводами проведенного исследования являются положения о непрерывном процессе религиозного откровения в человечестве, теория "религиозных ветвей", совпадение исторического и логического порядка в деле раскрытия религиозной истины, избегание крайностей рационализма в философском осмыслении религии, выделение трех основных элементов: природы, божественного начала и человеческой личности и раскрытие трех ступеней религиозного развития.
Саввинова Г.Е. - Мифопоэтика образов в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» К. Оросина и П. Ойунского c. 95-107

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.8.39030

EDN: WTVXGM

Аннотация: Статья посвящена мифопоэтике образов в якутском героическом эпосе олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» – архаического варианта сказителя К. Г. Оросина и авторского варианта олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» якутского писателя, поэта П. А. Ойунского. Сравнительный анализ архаического и авторского текстов олонхо не предполагает рассмотрение объемов олонхо, которые сильно отличаются стилем изложения и детализацией в них; нет цели определить алгоритм сравнительной характеристики, так как у текстов разные хронологические, исторические условия создания.Цель исследования – определить роль и значение мифопоэтики образов в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» К. Г. Оросина и П. А. Ойунского. Особое внимание уделяется интерпретации традиционных образов в олонхо. Научная новизна представленного исследования заключается в попытке анализа и сравнения образов в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» К. Г. Оросина и П. А. Ойунского с определением их значения в концептуальной картине мира, отражающего этико-эстетические представления народа, его этнокультурное сознание. Известно, что в эпосоведческой науке одноименные олонхо К. Оросина и П. Ойунского отнесены к группе центральной локальной традиции Якутии. Вместе с тем, проведенное исследование показало, что олонхо имеет сложное историческое происхождение, о чем свидетельствуют выявленные различия в создании мифологических образов-персонажей.
Спирова Э.М. - Универсальный миф c. 148-176

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10304

Аннотация: Огромные перемены, происходящие в мире, казалось бы, ведут к еще большей рациональности всех аспектов общественной жизни. Современные политики и технократы пытаются развивать социум на основе сплоченности разума. Господствующие элиты пытаются использовать единую систему мышления. Однако вместе с тем в общественном сознании все чаще укореняется такой феномен, как социальный миф. В нашем веке к мифу как феномену духа и сознания обратились не только философы и историки, но также социологи и филологи. В современной литературе понятие «миф» обладает разными смыслами. Огромную роль приобретает миф в современной художественной литературе. Достаточно указать, например, на литературу латиноамериканских стран. Во многих произведениях писателей миф выражает судьбический смысл. Герой или героиня романа зачастую проживает не собственную, сугубо индивидуальную жизнь. Жизнь персонажей воспроизводит некий архетип вечной возобновляющейся приговоренности. Мы сталкиваемся с кружением времен, с круговой логикой событий. В то же время заметен поиск универсального мифа, который воплотил не частные надежды, а чаяния многих людей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.