ГЛАВНАЯ
> Журнал "Litera"
> Рубрика "Массовая литература"
Бабкина Е.С. - Типологические и формально-содержательные особенности периодической печати Союзов учащейся молодежи Дальнего Востока России 1900–1922 гг. |
|
c. 86-101
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2020.2.31385
Аннотация: Целью статьи является изучение периодической печати, издававшейся в начале XX века на Дальнем Востоке Союзами учащейся молодежи. На основе публикаций архивных печатных изданий автор исследует условия формирования, типологические и содержательные особенности периодических изданий учащихся и студентов Дальнего Востока в контексте политико-экономической и социокультурной ситуации 1900 – 1922 гг. География настоящего исследования распространяется на весь Дальний Восток. С учетом исторического контекста границы проводимого исследования были расширены до Забайкалья – региона, исторически относящегося к Дальнему Востоку России, и зоны Китайско-Восточной железной дороги – Северо-Восточного Китая. Исследование, являясь филологическим по сути, базируется на междисциплинарном подходе, синтезируя знания различных наук: литературоведения, теории и истории журналистики, культурологии. В качестве основных методов исследования были использованы общенаучные методы: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, синхронический, структурно-типологический, описательный. Использовались элементы диахронического метода, системного анализа. Научная новизна работы заключается в привлечении нового фактического материала – публикаций периодических изданий, не являвшихся ранее предметом анализа отечественных и зарубежных ученых. Новым подходом в изучении отечественной журналистики начала XX столетия стало исследование как общих закономерностей развития, так и особенностей функционирования отдельных периодических изданий, издававшихся Союзами учащейся молодежи Дальнего Востока.
Гуревич П.С. - Литература и сноподобная культура |
|
c. 110-147
|
DOI: 10.7256/2306-1596.2013.3.10097
Аннотация: За последнее десятилетия многие западные социологи, взявшие на себя роль социальных критиков капиталистического общества, подчеркивают наркотический характер массовой культуры. Гюнтер Андерс, Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Раймонд Бауэр и другие авторы, анализируя современную практику массовой коммуникации, определяют ее как индустрию грёз. Радио, кино, телевидение расцениваются ими как гигантские каналы общества, которые репродуцируют иллюзии, распространяют эталоны чувств и поступков, создают сноподобную культуру, без которой немыслима современная цивилизация. В этих концепциях искусство рассматривается не как средство отражения действительности, а как резервуар тайных символов, иллюзорных знаков и образов.С некоторых пор редкое исследование проблем массовой культуры в современном мире не содержит реестра обвинений или грозных предостережений. В начале XXI века рационалистически ориентированные социологи верили, что новая техника углубит и расширит человеческое общение, механизмы демократии. Теперь же, приглядываясь к политической жизни современного общества, многие философы пишут о новой угрозе тоталитаризма, об опасности массовых психозов и непредвиденных страхов, чреватых губительными последствиями.
Крылова М.Н. - Современные книги о любви для девочек-подростков: раннее взросление |
|
c. 234-242
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2019.1.23535
Аннотация: В статье поднимается проблема пропаганды раннего взросления в современном сентиментальном романе – книгах о любви для девочек. Предметом исследования являются книги разной художественной ценности для девочек, написанных Анной Вороновой, Марией Чепуриной, Еленой Усачёвой, Вадимом Селиным и другими современными писателями. Рассмотрено содержание и язык книг о любви для подростков, обращается внимание на отражение в анализируемых книгах примет взрослой жизни, что может способствовать раннему взрослению юных читательниц. Применяется комплексный подход к изучению литературных произведений, сочетающий историко-литературный и структурно-семантический методы анализа художественного текста. Выделяются три группы романов. Первая – обычная подростковая книга хорошего качества, поднимающая актуальные проблемы становления характера, отношений с родителями, сверстниками и учителями, борьбы с несправедливостью и под., «замаскированная» под роман о любви для обретения более устойчивого положения на книжном рынке. Вторая – качественная подростковая книга, сочетающая актуальную проблематику с сильной любовной линией и тем самым работающая на раннее взросление. Третья (к сожалению, наиболее многочисленная) – книга низкого качества, в которой любовная тема является основной, характеры схематичны, проблематика не проработана, художественные достоинства сомнительны. Такая книга учит девочку-подростка желать любви, стремиться к отношениям с мальчиками и таким образом служит раннему взрослению читательниц
|