Litera
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Вечные образы"
Вечные образы
Водясова Л.П. - Метафорическое моделирование концептуальной диады ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ в эрзянском языке c. 26-35

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.20265

Аннотация: Предметом анализа в статье являются концепты ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ, репрезентирующие проблему самосознания личности и ее места в обществе. Они составляют концептуальную диаду, т.к. в языковом сознании постоянно соотносятся, сравниваются, оцениваются. Это наиболее древние, базисные единицы языковой картины мира. Цель работы – описание их метафорического моделирования на материале одного из финно-угорских языков – эрзянского. Задачи исследования нами были определены следующим образом: 1) выявить ключевые слова-репрезентанты концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ; 2) среди выделенных лексем определить те, которые обладают метафорическими значениями; 3) установить контексты, раскрывающие метафоричность концептов. Теоретической и методологической основой исследования послужили работы по когнитивной лингвистике А. Вежбицкой, С.Г. Воркачева, Е.А. Цыпанова и др. В качестве основного метода был определен описательный. Он применяется для исследования содержательной стороны лексем-репрезентаторов и их функционировании в определенных контекстах. Материалом для анализа послужили прецедентные и художественные тексты. На основе проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что рассматриваемая концептуальная диада имеет универсальные и специфические признаки, которые обусловлены языковой и культурной традициями мордовского народа, спецификой его мышления, принципами кодирования информации. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в создании предпосылок для дальнейшего изучения проблемы взаимоотношения языка, мышления и культуры финно-угорских народов, развитие когнитивного направления в финно-угорском языкознании, т.к. предлагаемая методика исследования концептов может быть использована для выявления средств вербализации концептов и в других близко- и дальнеродственных финно-угорских языках.
Кротовская Н.Г. - П. Акройд. Венеция (перевод) c. 28-109

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.6055

Аннотация: Венеция один из самых загадочных городов Италии. Жители этого города не только говорят, но и думают не так, как остальные итальянцы. Возможно, причина этого кроется в невероятно сложной и насыщенной истории их земли. Автор описывает различные аспекты жизни города, которому предрекают гибель два века подряд, не только как неисправимый романтик, но и жаждущий исторической справедливости документалист.
Гуревич П.С. - Три взгляда на пушкинскую трагедию c. 31-52

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.1.15775

Аннотация: Статья посвящена трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» в трактовках известных русских философов – С. Булгакова, Г. Мейера, И. Ильина. Примечательно, что русские мыслители нередко обращались к искусству. Их философские опыты в области литературы весьма значимы. В данном случае сопоставляются три взгляда на трагедию Пушкина: каждый из философов предлагает свой вариант главного конфликта, который лежит в основе этого сочинения. Так, С. Булгаков считает, что основное содержание трагедии сопряжено с драматургией дружбы. Оценивая это состояние как духовное, связанное с любовью, он считает, что трагический смысл произведения в предательстве дружбы со стороны Сальери. Иное прочтение трагедии предлагает Г. Мейер. Во главу угла он ставит фигуру чёрного человека, который заказал композитору реквием. Здесь, по мнению философа, главный конфликт трагедии. Он заключается в том, что Сальери действует в полном согласии с ангелом смерти. Тема убийства, таким образом, обретает дополнительные коннотации. Наконец, И. Ильин усматривает зерно трагедии в конфликте гениальности и злодейства. Вокруг этой темы и строится его анализа произведения Пушкина. В статье использованы понятия эстетики, которые позволяют рассмотреть особенности трагедии как жанра. Вместе с тем автор использует и компаративистский метод, помогающий выявить общее и отличное в трактовках трагедии русскими философами. В статье впервые сопоставляются три взгляда на трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Каждый из этих подходов к содержанию сочинения позволяет по-новому осмыслить основной конфликт трагедии. В статье даётся критическая оценка версии, согласно которой суть трагедии в предательстве дружбы. При такой трактовке Пушкину было не обязательно брать сюжет из музыкальной практики. Кроме того, данный взгляд оставляет в стороне другие жизненно важные проблемы, поставленные трагедией – является ли искусство ремеслом, совместимы ли гений и злодейство и т.д. Разумеется, анализируемые статьи не претендовали на целостный и полный анализ трагедии. Однако взятые вместе, они дают развёрнутое представление о трактовке трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» в русской философии.
Перевалов В.П. - «Сердечная приверженность» и «глубоко оскорблённое честолюбие» (к истории отношений между Карамзиным и Пушкиным в 1818-1820 гг.) c. 74-106

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.2.21386

Аннотация: В статье анализируются отношения между Н.М. Карамзиным и А.С. Пушкиным в период общественного обсуждения первых восьми томов «Истории государства Российского» (1818-1820 гг.).«Медленное чтение» пушкинских текстов об Историографе, микроанализ их в текущем историческом контексте, а также вовлечение в проблемное поле исследования новых, хотя и известных вне его, материалов позволяет значительно уточнить время написания Поэтом «одной из лучших эпиграмм» против Карамзина: «В его «Истории» - изящность, простота…» Основой предлагаемой датировки пушкинской эпиграммы выступает положение о том, что одно и то же содержание критических возражений против концепции «спасительности самодержавия» может быть представлено как прозаически, так и стихотворно. Чёткое, последовательное различение между ними необходимо, поскольку их авторство, время возникновения и среда распространения в данном случае значительно не совпадают друг с другом. Повышенное внимание к моменту её создания обусловлено тем, что она представляет собой поворотное, рубежное событие в их взаимоотношениях, а именно – точку разрыва личного общения. В свою очередь, длительность существования эпиграммы и среда её распространения оказываются важнейшими факторами последовавшего затем компромисса сторон, позволяющими конкретнее и глубже понять примирительную роль Карамзина как заступника за Поэта в деле об авторстве противоправительственных, сатирических стихов. Историограф (наряду с другими лицами) просил у Е.И.В. милости за Пушкина при сохранении существенных идейно-политических разногласий с ним в апреле 1820 г. Поколебленная отстранением «сердечная приверженность» Александра Сергеевича к Николаю Михайловичу была восстановлена и сыграла в дальнейшем творческом развитии Поэта выдающуюся роль («подвиг честного человека», посвящение «Бориса Годунова» и т.д.).
Орешкин А.С. - Кихотизм - трагедия бессмертия c. 128-162
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению движения испанской экзистенциальной мысли конца XIX - начала XX веков, получившего название «кихотизм». Анализируется рассмотрение родоначальником кихотизма, философом Мигелем де Унамуно кризиса испанского самосознания и поиск духовной основы человека, которые были воплощены через обращение к образам героев романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"