Litera - рубрика Автор и поэзия
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Автор и поэзия"
Автор и поэзия
Минец Д.В., Горушкина А.В. - «Диалог культур» в структуре поэтического дискурса Али Кудряшевой c. 10-19

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.2.23156

Аннотация: В рамках настоящей статьи рассматривается поэтический дискурс современного поэта-блогера Али Кудряшевой. Исследователи придерживаются мнения, что каждый текст всегда диалогичен, так как опирается на все предшествующие и последующие тексты. При этом, культура, как и язык, также является знаковой (семиотической) системой, способной передавать информацию, но, в отличие от языка, не способной самоорганизовываться, так как культура – это, прежде всего память. Так, «диалог культур» Кудряшевой составляет специфическую особенность ее индивидуальной языковой системы. Ее творчество характеризуется высокой плотностью лингвокультурем, апеллирующим к различным культурным традициям. Так, литературные прецеденты поэта Али Кудряшевой типологизированы по 3 направлениям: русская, западноевропейская и античная традиции. Совокупность географических, литературных, музыкальных, философских прецедентных элементов в ее поэтическом дискурсе позволяет выделить несколько направлений подобной рецепции: а) национальное своеобразие мира художественного текста, б) точка зрения восприятия писателем/поэтом чужой культуры и включение ее в свою картину мира, в) различные формы взаимодействия родной и чужой культур.
Науменко Г.А. - «Из Пиндемонти» в Страстном сюжете Каменноостровского цикла c. 22-65

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.2.12287

Аннотация: Стихотворение «Из Пиндемонти» («Недорого ценю я громкие права...»), входящее в Каменноостровский цикл под цифрой VI, рассматривается в настоящей статье как поэтическое высказывание Пушкина в контексте цикла, отвечающего Мицкевичу на его стихотворный цикл «Отрывок» (Ustęp). Цель исследования состоит в выявлении «мицкевичского подтекста» и в литературоведческом анализе стихотворения с точки зрения диалога-спора Пушкина с Мицкевичем о пути из рабства к Свободе во Христе. Поэтому предметом исследования является «мицкевичский подтекст» как основной ключ к прочтению стихотворения. В статье предпринята попытка интерпретации концептуального смысла заглавия «Из [VI] Пиндемонти» в Страстном сюжете «евангельского» цикла. Используемый метод «пристального чтения» и анализа интертекстуального диалога двух национальных поэтов опирается на тесные смысловые связи между Каменноостровским циклом и «Отрывком». Каменноостровский цикл – это вторая и завершающая часть «духовного цикла» Пушкина, в которой Страсти Христа и милосердие противопоставлены апокалиптическому христианству с социальной направленностью. Заглавие «Из [VI] Пиндемонти» носит характер криптограммы. Через цифру VI стихотворение соотнесено со Страстной субботой, днем «сошествия Христа во ад», и знаменует победу духа над смертью, предсказанной певцам царя польским поэтом-пророком. Интертекстуальными отсылками к стихотворениям «Отрывка» объясняется употребление Пушкиным таких слов, как «балагур» и «налоги».
Фетисова Е.Э. - Неоакмеистическая поэзия Ю. Левитанского и поэтов-эстрадников c. 32-51

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.4.21064

Аннотация: В статье выявляются традиции акмеизма и неоакмеизма, трансформация и художественное «преломление» романтической эстетики неоакмеизма в творчестве поэта «фронтового поколения» (Ю. Левитанского), а также представителей «эстрадной поэзии» (Р. Рождественского, Е. Евтушенко). Рассматриваются также проблема пространства и времени, поэзия Ю. Левитанского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко сопоставляется с пространственно-временным континуумом «Божественной комедии» Данте, «синхронно-реминисцентный хронотоп», благодаря которому создается жанровая полифония, проецирующая каждое конкретное произведение в бесконечный контекст интерпретаций и прототекстов, и «монолог на полифонической основе». Проводится детальная классификация и типология жанровых форм указанных авторов. Впервые анализируется романтическая эстетика неоакмеизма, зародившаяся в ходе художественных поисков «шестидесятников», выстраивающая поэтическую миромодель, обусловливающую впоследствии перспективу новых открытий на путях культурологии, философии, отечественной и мировой литературы. В статье отмечена важность для анализа временной категории в поэзии «ренессансного акмеизма» герменевтической концепции В. Дильтея, согласно которой время рассматривается как особого рода категория духовного мира, обладающая объективной ценностью для постижения реальности в переживании. Предпринятый анализ убедительно показывает, что одной из важнейших онтологических констант, участвующих в формировании картины поэтического мира, а также художественного направления неоакмеизма, является специфическая концепция художественного времени и пространства. Устанавливаются, помимо субъективного времени и пространства, внутреннее пространство времени и внешнее пространство времени (термины В. Вернадского), а также циклическая, вероятностная причинность и условные смыслы, «операторы» времени и пространства. Самостоятельный статус методологии подразумевает то, что она включает в себя моделирующую мир онтологию. Этот фактор особенно важен для анализа поэтического текста в акспекте его мифологии, художественного времени и пространства, так как творчество акмеистов априори онтологично и посредством специфической мифологии, вмещающей в себя множество архетипов различных эпох и столетий, создает авторскую миромоделирующую реальность. В центре сопоставительного подхода – подобие выразительных средств и авторской стилистики - от литературоведческих приемов, общих фраз, цитат, аллюзий вплоть до общности авторской концепции лирического сюжета, художественного пространства и времени - синхронно-реминисцентного хронотопа – сходным образом представленного в стихотворениях А. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, «Божественной комедии» Данте, лирических циклах А. Ахматовой, поэзии Арс. Тарковского и Р. Рождественского. Сравнительно-типологический метод дополнен элементами как структурного, так и рецептивно-герменевтического подходов. Сопоставительный анализ и метод семиотической реконструкции поэтического текста служат ключом к пониманию семантики и внутренних структур парадигмы неоакмеизма. Новизна работы заключается в том, что творчество малоисследованных поэтов фронтового поколения подвергается всесторонней интерпретации, рассматривается в свете действия механизма культурной памяти, как синтез формы и содержания. Зашифрованные реминисценции в поэтических текстах связаны с авторским приемом полисемии, «полицитатности», носящей имплицитный характер. Образы-архетипы ассоциируется одновременно с несколькими цитатными источниками – библейскими, фольклорными, различными образами отечественной и зарубежной литературы, благодаря чему приобретают статус нескольких потенциальных «прототекстов» и интерпретаций. С формальной точки зрения это способствует возникновению жанров на стыке двух и более жанровых «валентностей». Делается вывод о том, что неоакмеизм (русский «Ренессанс») содержит в своей структуре, центр которой составляет «семантическая поэтика», некий объединяющий ментальный код русской культуры, который объединяет внешне и формально совершенно различных поэтов в рамках единого литературного течения. В этом смысле можно говорить не об акмеистической традиции в современной поэзии, а о непрерывном развитии «семантической поэтики» акмеизма и наследующего ее неоакмеизма в творчестве целого ряда современных поэтов, то есть о становлении поэтической практики акмеизма на протяжении всего ХХ века, причем без принципиального изменения не только эстетических, о и семиотических предпосылок, которое преимущественно и маркирует смену поэтических систем. Таким образом, в современном литературоведении конструктивный диалог двух художественных систем – акмеизма и неоакмеизма – рассматривается в нескольких аспектах: сопоставительном (анализ типологических связей, реминисценций, аллюзий), гносеологическом (сходство мировоззрений поэтических систем), интертекстуальном (так, поэзия А. Ахматовой служит «прототекстом» лирики Ю. Левитанского, Арс. Тарковского, Е. Евтушенко), онтологическом (единство мифологии, формирующей, в свою очередь, определенную миромодель - так «ахматовский миф» создает имманентную себе структуру индивидуальной авторской мифологии неоакмеистов), и, наконец, на уровне «минитекста» поэтики заглавий, эпиграфов, посвящений. Филологическая и философская герменевтика в настоящее время в совокупности сформировали поле интерпретационного дискурса современной поэзии.
Темиршина О.Р., Белоусова О.Г., Афанасьева О.В. - Ономастические коды «Поэмы без героя» А.А. Ахматовой как скрытая интертекстуальная адресация c. 48-56

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.12.37214

Аннотация: Предметом исследования являются принципы соотнесенности ономастического кода «Поэмы без Героя» с рамой текста ее различных редакций, рассмотренных в коммуникативно-прагматическом аспекте. Объектом исследования являются девять редакций «Поэмы без Героя» и интертекстуальные отсылки, обозначенные в раме текста. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как взаимосвязь художественной ономастики и скрытых смыслов Поэмы, трансформации рамы текста произведения, способы «подключения» авторских смыслов к интертекстуальным источникам (творчеству Байрона, Пушкина, Гумилева) Особое внимание уделяется проекции личного мифа Ахматовой, выстраиваемого в Поэме, на западноевропейскую и русскую литературу и эволюции рамы текста. Так, показано, что совокупность эпиграфов, представляющая собой имплицитное посвящение опальному поэту, растворяется, оставляя следы в виде упоминаний Байрона и Дон Жуана в самом тексте поэмы. Основными выводами проведенного исследования являются установление ряда семантических соответствий рамы текста и историко-культурного ореола имен, которые, с одной стороны, связываются с образно-мотивным уровнем того или иного произведения, а с другой стороны, соотносятся с личной мифологией автора. Особым вкладом автора в исследование темы является определение стратегий сохранения в именах особой интертекстуальной памяти. Новизна исследования заключается в том, что впервые в работе определен семантический ореол имени, который задает ряд подтекстовых смыслов Поэмы. Показано, что эти смыслы «поддерживаются» соответствующими отсылками. Эти реминисценции, сплетаясь в сложный орнаментальный узор, с одной стороны, концептуально запрограммированы самой структурой «Поэмы без Героя», а с другой стороны –детерминированы биографически.
Никольский Б.В. - А.А. Фет c. 69-97

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.4.14833

Аннотация: В статье рассматривается творчество русского поэта А.А. Фета. Автор стремится выявить сущность этой поэзии, используя и критическое отношение к стихотворцу. Особенно внимательно Б.В. Никольский прослеживает философские сюжеты А.А. Фета, называя его поэтом философов и указывая влияние А. Шопенгауэра на поэзию. Самого А.А. Фета автор характеризует как пантеиста. Он отмечает, что в современной действительности философия гораздо теснее связана с наукой, чем с искусством, хотя с последним у нее едва ли не больше родства, чем с первой. По мнению Б.В. Никольского, из всех лирических поэтов А.А. Фет лучше всех сумел усвоить чисто философский дух, но при этом не изменить поэзии как особому роду искусства. Путём напряжения художественного творчества А.А. Фет проникает в сущность вещей. Автор статьи опирается на философию жизни, которая оказала огромное воздействие на искусство. Он пользуется также достижениями эстетической мысли, указывая на вклад А.А. Фета в науку об искусстве. Анализируются также особенности поэтической техники Фета. Статья представляет собой развернутый анализ творчества русского поэта. Автор показывает, что в поэзии А.А. Фета нет действий, поскольку Фет существует в восторженных порывах духа, в сосредоточенных созерцаниях. Все наслаждения неожиданно вспыхивающих мыслей, все радости намеков, от которых напряженно мыслящему духу внезапно открываются необозримые дали желанной истины, всё счастье открытия, проникновения – это высшее счастье мыслителя, – находим мы воплощенными в изумительных лирических миниатюрах Фета. Поэзия оценивается при этом как прикладная область философии. Новизна статья выражается и в том, что показано, как художественное чувство А.А. Фета не чуждо природе, как чужд ей самодержавно творческий разум человека.
Житенев А.А. - Поэтология Виктора Iванiва c. 116-126

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.8.33616

Аннотация: Предметом исследования является корпус авторефлексивных текстов современного поэта Виктора Iванiва – его исследовательские, эссеистические, литературно-критические работы. Цель исследования – реконструкция поэтологии В. Iванiва, под которой понимается система представлений о предельных характеристиках поэзии, поэтичности и поэтического. Установлено, что поэтологическую систему В. Iванiва можно охарактеризовать как пример радикализации «магических» интенций исторического авангарда. Новизна В. Iванiва – в переоценке идей преобразования мира словом как «утопических». Выявляя генетическое родство построений русских авангардистов с идеями Н. Кузанского, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Iванiв подчеркивает их глубокую укорененность в традициях европейского рационализма. Новизна исследования заключается в попытке комплексного анализа, в котором на основе сопоставления текстов, относящихся к разным типам дискурса, восстанавливается единая система представлений о поэзии. Формулировка эстетических принципов у Iванiва неотделима от филологической рефлексии над природой знака и его типологией. Исследуя принципы построения образа на разных этапах становления авангардного сознания, он создает концепцию иконического знака как заместителя события и семантического оператора, позволяющего заменять ложные смыслы на истинные. Трансгрессивное приобщение к истине бытия – экстатическое и опасное – и составляет, по Iванiву, суть поэтического.
Маллалиев Г.Н. - Семантика концепта "годекан" в поэзии Ш. Казиева c. 130-137

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.2.26492

Аннотация: Объект исследования - культурологическая универсалия концепт.Предметом исследования является этнокультурный концепт «годекан» в поэтических текстах табасаранского поэта Шамиля Казиева.В работе проводится сравнительно-сопоставительный анализ семантики концепта «годекан», представляющего собой важный атрибут жизни сельских обществ народов Дагестана, в поэтических текстах Ш. Казиева и табасаранских паремиях: устанавливается различие основных значений концепта и выявляются причины их расхождения. Кроме того, подробно описаны основные семы, из которых состоит концепт "годекан"в поэтическом творчестве табасаранского автора Методологической базой исследования послужили труды отечественных языковедов, в частности академика Д. С. Лихачева. В работе использованы сравнительно-сопоставительный, описательный и текстуальный методы анализа. В статье впервые исследуется семантическая специфика концептов в поэзии Шамиля Казиева. Результаты исследования способствуют выявлению специфики мотивно-образной системы поэтики Ш. Казиева. Годекан в поэзии Ш. Казиева представлен как сложный этнокультурный концепт, состоящий из различных смысловых пластов. Созданный им художественный образ годекана кардинально отличается от образа, который вырисовывается при анализе паремий с лексическим компонентом «гим» (годекан): если в фольклоре акцент делается на негативных характеристиках годекана, которые способствуют формированию у мужчин нежелательных качеств, развенчивающих высокий образа горца – пустословия, лживости слов и передаваемых новостей и т.д., то в поэзии Ш.Казиева наоборот, актуализируются прямо противоположные атрибуты этого общественного института, подчеркивается его роль в нравственном, трудовом воспитании человека, отмечаются регулятивные функции в жизни общества.
Гаджилова Ш.М. - Система образов и образ поэта в поэмах М. Ахмедова c. 152-163

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.7.35192

EDN: KGMYRM

Аннотация: Предмет исследования данной статьи – художественные особенности системы образов и образа поэта в поэмах М. Ахмедова. Система образов в поэмах М. Ахмедова представляет собой целостный механизм, выявляющий результаты неутомимых художественных поисков поэта, интерпретирующий многие ответы на вопросы человека и поэта. Моделирование образа поэта в системе образов – это не новое явление в аварской поэзии, тем не менее, это попытка поэта снова обратить внимание читателя на общечеловеческие проблемы, по-новому раскрыть призвание поэта и значимость его образа, как в системе образов поэтического текста, так и в сознании самого поэта, человека и общества. Объектом исследования является образ поэта и система образов в поэмах М. Ахмедова. Цель работы состоит в выявлении характерных художественных приемов в создании образа поэта, который занимает в системе образов поэм М. Ахмедова значимое место, в осмыслении сущности художественного образа, его динамики и связей с целостной образной системой поэм поэта. Научная новизна исследования обусловлена тем, что художественный анализ системы образов и образа поэта в поэмах М. Ахмедова в указанном аспекте предпринят впервые. Полученные результаты показали, что художественная структура образа поэта и образной системы в поэмах М. Ахмедова позволяет реконструировать, расширить поэтическую концепцию мироустройства, выделить в нем заслуженное место человеку-поэту. Исследование деталей, имеющих отношение к художественному замыслу автора, показало глубокое идейное содержание поэм М. Ахмедова, а также важные особенности авторского мировоззрения. Тема поэта и поэзии, которая раскрывается через образ поэта и образную систему поэм М. Ахмедова эволюционирует в способах познания жизни и изображения человека и общества.
Бугорская В.В. - Художественная концепция любви в ранних поэмах М.Ю. Лермонтова («Демон», «Азраил», «Ангел Смерти») c. 195-204

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.4.30331

Аннотация: Предметом исследования является феномен любви бессмертного духа и человека в творчестве Лермонтова. Ситуация их встречи и взаимодействия является смыслообразующей для осознания лермонтовского концепта любви. Говоря об этой ситуации, имеется в виду прежде всего три поэмы, в которых она воплощается в разных концептуальных рефлексиях: «Демон» (I-IV редакции), «Азраил», «Ангел смерти». Главным центральным образом в коллизии является фигура Демона и ее художественные вариации (Азраил и Ангел смерти). В данной статье автор использует историко-литературный и герменевтический методы, которые позволяют системно рассматривать тексты ранних поэм Лермонтова. Автор статьи приходит к выводу, что феномен любви бессмертного существа и человека реализуется в ранних поэмах Лермонтова через попытку вовлечения человека в инфернальный мир, через попытку приятия смертным бессмертного и через попытку вхождения в человеческое бытие. Ранее в лермонтоведении поэмы не рассматривались системно под таким углом зрения.
Погорелова И.В. - Бах, Буковски, бытие c. 198-204

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.4.32719

Аннотация: Объектом исследования в предлагаемой статье являются авторские отсылки к немецкому композитору 18 в. И.-С. Баху в стихотворениях классика современной американской литературы Ч. Буковски. Особое внимание уделяется поэтико-семиотическому и онтологическому аспектам баховского мотива в поэтических произведениях Ч. Буковски. Автор подробно рассматривает характер отмеченных упоминаний, категоризируя их как три нарративно-онтологические типа или ипостаси, в которых немецкий композитор выступает в поэзии Буковски, а именно: Бах-идеал, Бах-фон и Бах-отеческая фигура. Основными методами, применявшимися в ходе исследования, послужили методы сплошной выборки, интерпретации и семантического анализа, мотивного анализа, а также биографический и психологический подходы. Особым вкладом автора в исследование заявленной проблематики является вывод о баховском мотиве в стихотворениях Ч. Буковски как об особой разновидности экфрасиса, которая подразумевает словесную репрезентацию не отдельного произведения искусства, а творца (в данном случае - Баха) как создателя всей совокупности его гениальных произведений.
Антонова Е.М. - Ad libitum: философия и поэзия. c. 222-242

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.1.63

Аннотация: В данной статье анализируется взаимодействие философии и поэзии. Как они соотносятся друг с другом в мире науки, в жизни человека? Есть ли возможность найти между ними общее или данные формы существования культуры и мысли человека являются абсолютно не соизмеримыми? Исследование проведенное в данной статье показывает, что философия и поэзия имеют общие исторические корни. И поэзия, по мнению многих, выступает как древний жанр предфилософии.
Тимижев Х.Т., Бозиева Н.Б. - Художественное воплощение исторического прошлого этноса в лирике кабардинского поэта Афлика Оразаева c. 228-237

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.1.32255

Аннотация: Предметом исследования является тема исторического прошлого народа, ее трансформация в художественном сознании кабардинского поэта Афлика Оразаева. Объект исследования – многообразия вариаций условной образности в поэтических произведениях автора. Цель статьи – выявление идейно-тематических эволюционных изменений в адыгской литературе на примере творчества поэта. Авторы подробно рассматривают особенности лирики А. Оразаева. Уделяется внимание анализу поэтической тематики и проблематики стихов, а также их композиции и художественного мастерства автора. У поэта особый стиль, который лишен морализаторских эскапад, нудной назидательности, менторского пафоса. Для достижения поставленной цели использовался сравнительно-исторический метод анализа стихотворений кабардинского поэта. Выявление соотношения национального и общечеловеческого в рамках общекультурной традиции является одной из важнейших задач современного литературоведения. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения основных тенденций в творчестве ведущих национальных писателей. Поэтому исследование поэтического творчества одного из талантливых кабардинских поэтов актуальна. Оно даст повышение уровня критико-литературоведческих исследований северокавказских литератур, их соответствие критериям качества передовых тенденций современного русского и зарубежного литературоведения. Значимость исследования поэтического творчества кабардинского поэта бесспорна, так как результаты могут найти применение при создании учебников и учебно-методических пособий по истории кабардинской литературы и литератур народов Северного Кавказа, в разработке лекционных курсов и спецсеминаров в высших и средних учебных заведениях. Основным выводам проведенного исследования является то, что в статье выявлены особенности мировоззрения современного художника, многообразие вариаций условной образности его лирики.
Кажарова И.А. - «Журавли» К. Дугужева: репрезентация возвышенного c. 304-313

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.3.26584

Аннотация: Предметом исследования являются способы образной репрезентации категории возвышенного в контексте автобиографических мотивов поэзии черкесского автора К. Дугужева. Объектом рассмотрения послужили произведения второго по счету сборника поэта «Журавли». До настоящего времени не было отмечено, что главной ценностью, определяющейся на пересечении трудовой биографии и тематической непритязательности творчества К. Дугужева, оказывается категория возвышенного. Автор впервые осуществляет анализ одной из сущностных категорий поэтического мироощущения черкесского поэта, подробно останавливается на таких аспектах, как переживание возвышенного через сопричастность определенному типу пространства, сопряженность возвышенного и созидательной активности субъекта. Структура обозначенного предмета подразумевает использование биографического метода в сочетании с методами образно-семантического и ценностного анализа художественного текста. В ходе проведенного анализа становится очевидным, что категория возвышенного в большей мере транслируется через образы вознесенного пространства. Последнее всегда развертывается в контексте автобиографически ценностной для поэта темы труда. Существенно, что при этом актуализация горной вертикали не предполагает ценностного противопоставления горизонтально организованному пространству. Однако разница наблюдается в том, что вознесенное пространство (горы) - преображает героя, а пространство, развертывающееся вширь (поле) – героем преображается. Кроме того, вознесенное пространство у К. Дугужева оказывается семантически более насыщенным: через его детали очерчиваются особенности духовного и физического облика поэта, именно в нем находит место не только мотив восхождения/возвышения, но и логически сопряженный с ним мотив спуска, угасания жизненных сил. Таким образом, можно говорить о том, что категория возвышенного организует и интерпретирует образную логику сборника «Журавли».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.