Litera - рубрика Риторика
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Риторика"
Риторика
Мурзина О.В., Готовцева А.Г. - Неоквинтилиановская парадигма современных молодежных медиа c. 33-41

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.4.35318

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является трансформация классической античной риторики в современных медиа: в частности, исследуется трансформация такой обязательной части классического выступления по Марку Фабию Квинтилиану, как опровержение доводов противника. В качестве материала исследования привлечены высказывания авторов различных блогов на базе развлекательных порталов, и их взаимодействие с комментариями других пользователей. Ответ на возникшие возражения был важной частью канона выступления в античности: тем самым оратор демонстрировал уверенное владение предметом и в то же время показывал, что защищаемая им тема не бесспорна, она нуждается в защите и требует аргументирования. Редукция состязательного красноречия превратила эту часть канона в ритуальную, и связь ее с реальной речевой практикой ослабла. В современности можно наблюдать возвращение опровержения доводов противника в качестве самостоятельного жанра – автор в своих публикациях рассчитывает на опровержение и продумывает его заранее. Новизна исследования связана с тем, что неоквинтилиановская парадигма современных молодежных медиа анализируется впервые. Метод исследования включает сплошную выборку постов и комментариев с ответами автора, выделение логической схемы аргументации и экстраполяцию ее на другие контексты. Основными выводами данного исследования является выявление трансформации и деформации классического канона: будучи своего рода культурной константой, классический канон античной риторики приходит к современным пользователям через взаимодействие с признанными образцами. Современная молодая аудитория воспринимает канон опосредованно, через одобряемые либо осуждаемые образцы красноречия, и извлекает из него фрагменты – так, смысловая связь доказательства и опровержения является одним из таких вариантов деформированного, но узнаваемого канона.
Мурзина О.В., Гегелова Н.С. - Трансформация жанра ламентации в современных молодежных средствах массовой информации c. 81-87

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.5.35616

Аннотация: Статья посвящена трансформации жанра ламентации в современных молодежных средствах массовой информации. Античный жанр ламентации (жалобы), как и жанр плача в древнерусской литературе, предполагал сожаление об утраченном, оплакивание потерь, печаль о том, что уже не вернется. Специфика дискурса сожаления в интепретации современных молодежных блогеров и журналистов состоит в том, что они сожалеют об утрате страны, в которой они сами никогда не были или жили лишь непродолжительное время. Речь идет о многочисленных сожалениях об утраченном Советском Союзе в исполнении людей, родившихся уже в Российской Федерации. Предметом исследования является риторическая подача образа оплакиваемого объекта в его трансформации от античности до наших дней. В качестве методов исследования используется сравнительный и сопоставительный анализ, рассмотрение миромоделирующих категорий текста в их сравнении с соответствующим дискурсом античности и древнерусской письменности.    Новизна исследования обусловлена сопоставлением парадигмы античной и древнерусской риторики с современными топосами сожаления – ламентации, плача. В результате исследования доказано сохранение основной топической структуры жанра ламентации, связанное, на наш взгляд не с прямой ориентацией на античные образцы, а с опосредованным их восприятием через многочисленные тексты, в которых используется ориентация на соответствующую парадигму. Вывод: жанр ламентации/плача получил продолжение в современной традиции в виде реконструкции по аналогичной топической и композиционной схеме. Общие места этого жанра проникают в композицию текстовых и видеофрагментов, посвященных Советскому Союзу. Анализ видео и текстов показывает, что речь идет о своеобразной реконструкции комплекса традиций, связанного с разными историческими эпохами, и по факту не отражающего полностью ни одну из реальных исторических эпох существования государства.
Курилова А.Д. - Изящество (elegantia) словесного выражения в освещении российских риторик XVIII века на латинском языке c. 108-113

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.2.39481

EDN: DHXSFW

Аннотация: Предмет исследования — понятие изящества стиля в освещении российских рукописных риторических руководств XVIII века на латинском языке. На примере одного из важнейших требований к красноречию выявляются особенности представлений о стиле в российской риторике XVIII века. Методы, применяемые в исследовании — сопоставительный, текстологический и сравнительно-исторический. Тексты рукописных руководств, составленных в Москве, Коломне, Нижнем Новгороде, Вологде, Рязани, Смоленске, анализируются в контексте новолатинских риторических источников, среди которых важнейшими являются риторические трактаты Феофана Прокоповича и Иоганна Готлиба Гейнекция, относящиеся к первой половине XVIII века. Прослеживается их влияние на становление российской риторической мысли.   В результате исследования сделаны выводы об источниках концепции изящества стиля как важнейшего качества красноречия, рассмотрены различные трактовки понятия изящества в отдельных руководствах, выявлены основные составляющие этого понятия. Особым вкладом автора в исследование данной темы является то, что материалом научного анализа стали до сих пор не подвергавшиеся исследованию тексты учебных рукописных книг, предназначенных для преподавания риторики в светских и духовных учебных заведениях России XVIII века. Полученные результаты дополняют представления о латинском этапе становления российской риторики и могут быть использованы для дальнейших исследований в этой области.
Дечева С.В., Аристова Д.Д. - Риторика университетской лекции и ее эволюция в западной академической среде c. 128-140

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.10.38877

EDN: IVFGFQ

Аннотация: Статья посвящена изучению риторического своеобразия научного общения на разных этапах формирования жанра университетской лекции. Рассматриваются социокультурно-исторические, психологические и фонетические предпосылки становления лекции, начиная с идей, заложенных в античности, и вплоть до ее новых фоностилистических тенденций в наши дни. Внимание фокусируется на речевом образе говорящего и тех риторических приемах, которые обеспечивают его взаимодействие со студенческой аудиторией. Показано, как меняется манера передачи знания при помощи лекции в зависимости от реалий той или иной эпохи и канонов публичного выступления в академической среде. Упор делается на необходимость преемственности и всестороннего осмысления различных факторов и аспектов, обусловливающих оптимизацию современного интеллективного общения на английском языке. Прослеживается постепенный переход от официальной и обезличенной, четкой и не терпящей отступлений подачи материала к более свободной, авторской трактовке проблематики лекции, основанной на отказе от назидательности и дидактики в образовательном процессе и подразумевающей совместное (интерактивное) дружеское обсуждение научных вопросов. Авторы приходят к выводу о том, что от русскоговорящих филологов-англистов требуется крайне взвешенное и продуманное отношение к происходящим в англоязычном жанре лекции инновационным процессам, поскольку именно в нем наиболее полно отражаются новые веяния в современной культуре речи. Предполагается, что это позволит значительно расширить и пополнить ранее установленные просодический и риторический минимумы научного общения при использовании английского языка в специальных целях.
Shikhalkina T.G. - Peculiarities of the communicative level of negotiation language in the English-language movies c. 143-150

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.6.33083

Abstract: The object of this research the communicative peculiarities of negotiation language on the example of English-language movies. Due the growing attention to the means of successful negotiations, the authors raise the relevant question on the need to consider speech aspects of negotiation process. The goal of this work is to analyze the communicative strategies and tactics (“pressure”, “high opening offer”, “disqualification”, “guilt”, “salami”) in the process of negotiations from the perspective of their effectiveness in achieving desired communicative goals.   Combination of theoretical overview of the strategies and tactics of negotiation, as well as analysis of the effectiveness of applying tactics to achieve goals of negotiating parties were chosen as the methods for this research.   The novelty of this article consist in reference to communicative peculiarities of negotiations in movies that have not previously been the object of analysis in the area of communication studies. The results of this research allowed determining the key strategies and tactics of negotiation in the analyzed films, as well as defining their effectiveness in the negotiation process.
Ковалева А.В. - Современные бытовые реалии в неофразеологизмах c. 196-202

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.11.34340

Аннотация: Статья посвящена способности языка включать новые бытовые реалии в неологизмы и, в первую очередь, в недавно образованные фразеологизмы в немецком языке. Для сравнения приводятся некоторые данные и о русских фразеологических единицах (в первую очередь, идиомах). Показывается, что процесс фразеотворчества не остался в далеком прошлом, а продолжается и в наши дни. Рассматривается один из аспектов образного отражения действительности средствами фразеологических неологизмов, появившихся в XIX и XX веках. Фразеологизмы разных типов, а особенно идиомы, которые включают обозначения бытовых реалий, несут в себе кладезь информации о исторической и культурной картинах страны изучаемого языка. На основании проанализированных примеров делается вывод о степени отражения повседневных реалий во фразеологии и о возможности использовать фразеологию для реконструкции представлений о жизни людей определенного поколения. Неофразеологизмы чаще всего появляются в языке посредством метафоры на основе образного переосмысления какого-либо явления, ситуации реальной действительности. Восстановление образа-ситуации может дать возможность использовать фразеологию для реконструкции представлений о жизни людей определенного поколения. Однако восстановление образа не всегда дает однозначное восстановление уже ушедших или уходящих реалий. Возникновение некоторых фразеологических единиц связано с определенной исторической ситуацией, событием.
Ткаченко О.Ю. - Риторическая полифония текста авторского предисловия в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» c. 207-214

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.1.28806

Аннотация: Статья посвящена исследованию риторических – воздействующих – и полифонических текстовых средств и их взаимосвязи в авторском предисловии романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». В ней подробно рассматриваются риторические приемы, обеспечивающие тексту полифоническое звучание, а также особенности многоголосого текста, значимые для воздействия на читателя и взаимодействия с ним. Актуальность исследования обусловлена в первую очередь недостаточной изученностью риторических структур в художественной прозе Достоевского, а также богатым риторическим потенциалом романного авторского предисловия как литературной формы. Исследование проведено посредством выборки структурно значимых компонентов текста и последующего анализа их функций в романе. Новизна исследования заключается в том, что романная полифония Достоевского впервые рассматривается в нем с точки зрения риторической поэтики. Кроме того, в статье выделяются различные модусы полифонии, впервые описывается хронологическая полифония и полифония текстового пространства, отчасти связанные со спецификой авторского предисловия, но актуальные и для основного текста романа.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.